«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)
Оценка 4.9

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русская литература +1
9 кл
13.01.2017
«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)
Данный курс для учителя русского языка и литературы. Программа имеет практическую направленность и поможет развить мышление, формировать практическую деятельность школьников, выработать активную жизненную позицию. Она поможет вести постоянный контроль и определять конкретные результаты по каждой теме. Цель курса: Пробудить интерес к профессиям, связанных с изучением русского языка и литературы.программа
Язык до Киева доведёт.doc
«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс) Пояснительная записка. На современного школьника обрушивается огромный поток информации,  затрагивающий различные области науки и жизни. Нелегко разобраться в столь  внушительном объёме сведений. Задача нашего электива поможет не только пробудить интерес к профессиям,  связанных с русским языком и литературой, но и поможет практически попытаться  поработать в предложенных деловых ситуациях. Программа электива соответствует концепции предпрофильной подготовки.  Учащиеся познакомятся с профессиями: библиотекаря, редактора, корректора,  рекламиста и т.д. Программа содержит знания, которые учащиеся смогут получить именно в  рамках данной программы. Включенный в неё материал может применяться для  различных категорий школьников. Программа имеет практическую направленность и поможет развить мышление,  формировать практическую деятельность школьников, выработать активную  жизненную позицию. Она поможет вести постоянный контроль и определять  конкретные результаты по каждой теме. Программа чувствительна к сбоям и легко  может перейти от одного вида деятельности к другому. Программа реалистична с точки зрения ресурсов, так как материал данный в ней  укладывается во времени и не перегружает ученика. Цель курса: Пробудить интерес к профессиям, связанных с изучением русского  языка и литературы. Задачи: 1).Расширить кругозор учащихся о профессиях.               2).Учить практически использовать теоретический материал.               3).Развить стремление работать творчески. Знания, полученные на курсе, помогут учащимся свободно ориентироваться на  рынке труда, выбрать профессию по душе, стремиться работать творчески, выбрать  активную жизненную позицию. Программа электива. №п/п Тема Кол­во часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Я деловой человек Как рождается газета Юные корректоры Реклама, реклама В книжной сокровищнице Мой поэтический край Я выбираю… 2 3 2 2 2 3 3 Вид деятельности деловая игра, анкетирование экскурсия урок ­ исследование мозговой штурм викторина знакомство с творчеством разных людей защита проектов экскурсия в библиотеку,   в   музей Формы контроля Эссе, устный рассказ Заметка в газету, сочинение Реферат Работа с прессой Сочинение, работа со словарём Написание стихов, проекты сочинение Содержание тем. Тема 1: Игра «Я деловой человек». Служба безопасности. Борьба с канцеляризмами. Референты. Консультанты. Психологическая служба. Рекламное агенство. Тема 2.: Как рождается газета. Экскурсия в типографию. Знакомство с историей газеты. Интервью с  редактором. Ознакомление детей с профессиями, связанными с созданием  газеты. Тема 3: Юные корректоры. Определение по словарю значения слов корректор, корректура,  корректирование. Работа над корректированием текстов, заметок в газету. Проверка  знания изученных орфограмм. Работа со словарём, с карточками. Тема 4: Реклама, реклама. Понятие о рекламе, её виды. Какой может быть реклама. Части рекламного  текста. Работа с рекламными текстами. Самостоятельное составление рекламы и её  анализ. Тема 5: В книжной сокровищнице. Сообщение учащихся о древних библиотеках. Знакомство с профессией  библиотекаря. Структура библиотеки, её фонд. Викторина по литературным  произведениям. Тема 6:Мой поэтический край  Родной край поэтическим взглядом. Знакомство с произведениями  поэтов  ­  земляков. Литературное чтение. Оформление выставки книг. Тема 7: «Защита проектов «Я выбираю …» Выбор профессии – шаг в будущее. Проектирование поможет выявить детские интересы сегодняшнего дня. Изучив русский язык, можно освоить множество профессий. Из многообразия профессий выбираем самое важное и интересное для каждого  индивидуально. Методические рекомендации. Тема 3: Юные корректоры. Цель занятия: познакомить с особенностями профессии корректора. Задачи: в ходе урока – исследования совершенствовать правописные науки;              развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;              формировать нормы правильной литературной речи. Оборудование: сочинения, словарь Ожегова, орфографический словарь,  карточки. Тип занятия: урок – исследования. Ход занятия: I. Беседа о профессиях людей, работающих в типографии. II. Работа в группах. Анализ сочинений, выбор лучших, по мнению группы. Чтение вслух выбранных  сочинений. III. Особенности профессии корректора: 1. Олег Рисс «У слова стоя на часах». 2. Определение по словарю значения слов корректор, корректировка,  корректировать и составление с ними словосочетаний. 3. Объяснение учителем  заданий для исследования. IV. Исследовательская работа: а) Исправление ошибок в письме «Жалоба» (стихотворение болгарского поэта И. Босева). Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил. б) Работа со словарём. Проверьте написание данных слов в орфографическом словаре и выясните их  значение по словарю Ожегова. в) Словарный диктант с взаимопроверкой. г) Работа по карточкам. Расставьте знаки препинания. Исправьте работу Ошибкина так, чтобы за неё можно было поставить оценку  «5». д) Написание небольшого текста о школе. V. Итог работы. VI. Домашнее задание: 1. Написать реферат о работе корректора.                                        2. Откорректировать текст на карточке.                                        3. Подобрать по словарю Ожегова слова, относящиеся к  данной теме. Тема 4: Реклама, реклама. Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями профессии рекламиста. Задачи: показать особенности языка рекламы;              учить анализировать рекламные тексты и составлять свои собственные;             развивать логическое мышление, умение выделять главное. Оборудование: печатные издания с рекламой, словарь Ожегова, карточки. Тип занятия: мозговой штурм. Ход урока: I. Задание для мозгового штурма: Проверка домашнего задания, подведение его итогов, награждение  лучшего корректора. Рассматривание газет и журналов с рекламой. II. Беседа о понятии реклама и её назначении, месте в жизни каждого. III. Лекция «Какой должна быть реклама». IV. а) ­ лозунг  ­ зачин  ­ основная мысль  ­ заключение Подумайте, какое значение при составлении рекламы имеет каждая часть?  Каковы должны быть особенности каждой части, чтобы реклама привлекала  внимание? б) Работа с предложенными текстами рекламы. Выбор более удачных,  объяснение своей позиции. в) Работа над типами рекламы. Соотнесите предлагаемые тексты к данным  видам:1. информативный            2. логический            3. образный            4. смешанный г) Самостоятельное составление рекламного текста о фирме «Левша».  1.Знакомство с предложенным учителем текстом. 2.Работа в группах. Нахождение крылатых выражений. 3.Составление своей рекламной статьи. 4.Выявление лучшего текста, награждение группы. д) Анализ рекламных текстов по следующим пунктам: 1.Максимум информации при минимуме слов. 2.Доказательность и доходчивость. 3.Краткость, лаконичность. 4.Зрелищность, оригинальность, неповторимость в деталях. Анализ подобранных реклам. V. VI. Домашнее задание: 1.Составить рекламный текст о школе. 2.Найти в  Подведение итогов. прессе интересные рекламы. Тема 1: Игра «Я деловой человек». Цели игры: обучающие: 1).закрепить и обобщить знания об официально – деловом стиле речи; 2).повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по  лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии. развивающие: 1).познакомить с профессией референта, консультанта, рекламного агента; 2).активизировать интерес школьников к учебному предмету; 3).расширить их кругозор. воспитывающие: воспитать уважение к родному языку, к его богатству, желание соблюдать его  законы и правила. Оборудование: карточки – задания, рисунки – плакаты, образцы делового  письма, доверенности, расписки. Ход игры: (Класс делится на 2 команды, учащиеся должны пройти по всем  составляющим игру станциям, сменив различные «профессии»). Станция 1.Служба безопасности. Работа службы безопасности идёт по двум направлениям: 1).Коварные вопросы для самых внимательных. Здесь «служба безопасности» должна быть на чеку, так как проверяются  орфоэпические умения учащихся, а также умение употреблять в устной и  письменной речи производные предлоги. 2).Осторожно! Штампы! Служба безопасности борется с канцеляризмами, которые представляют  серьёзную опасность для литературного языка. (Учащиеся из другого класса показывают сценку «Семейные мелочи»). Станция 2.Рефераты. Проверяется умение составлять такие документы, как доверенность,  расписка, заявление, автобиография, деловое письмо. Учащимся предлагаются  тексты, в которых необходимо устранить стилистические ошибки. (Учащиеся из другого класса показывают сценку «Кот Матроскин» и сценку  «Однажды на перемене»). Станция 3.Консультанты. Консультанты разъясняют лексическое значение предложенных слов и  определяют, как правильно написать слово. Станция 4.Психологическая служба. Психологам предлагается составить для своего «шефа» конспект главы из  книги Д. Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».  (Проверяется умение составить конспект по опорной схеме). Станция 5.Рекламное агенство. Рекламные агенты должны проанализировать рекламу конкурентов и  подготовить собственный вариант рекламы. Подведение итогов игры. Домашнее задание: 1.Написать реферат «Все работы хороши». 2.Посмотреть заметки юных корреспондентов в газету. 3.Написать эссе об уроке. Тема 2: Как рождается газета. Цель занятия: показать учащимся весь процесс «рождения газеты». Задачи: ознакомить детей с работой районной типографии; расширить знания детей о профессиях, с которыми связано  производство газеты (редактор, корректор, наборщик и др.). направленно помочь определиться детям в выборе профессии Ход экскурсии: I. Оргмомент. 1.Проверка домашнего задания: сообщения учащихся о профессиях,  которые необходимы для того, чтобы создать газету. II. Сообщение темы занятия: 1.Экскурсия в районную типографию: а) знакомство с редактором; б) знакомство с корректором и объёмом его работы; в) наборщик – кто он? 2.Обмен мнениями, впечатлениями о работе типографии. III. Закрепление материала: Беседа:  Какую профессию ты выбрал бы?  Чем эта профессия тебя привлекла? IV. Домашнее задание: 1.Написать заметку в школьную газету о каком – либо событии,  мероприятии. 2.Подготовить доклад о работе корректировщика. Тема5 «Сокровищница знаний». Цель занятия: 1.познакомить учащихся с работой библиотеки, с особенностями профессии  библиотекаря; 2.развивать читательский кругозор; 3.напомнить учащимся правила пользования библиотекой; 4.прививать любовь к книге и чтению. Оборудование: выставка книг, карточки – задания. Ход занятия: Эпиграф: «Книги суть реки,  напоминающие вселенную». I. Вступительное слово учителя. II. Основная часть урока: 1. «Аптека для души» (сообщения учащихся об истории библиотек): а) библиотеки Древнего Египта; б) библиотека Птолемеев; в) первые на Руси. 2. «Лоцманы книжных морей» (сообщения учащихся об истории профессии  библиотекаря): а) Аристофан – библиотекарь Александрийского музея; б) библиотекарь во времена Петра I; в) знаменитые русские библиотекари. 3.Рассказ библиотекаря о структуре библиотеки: а) абонемент; б) читальный зал. 4. «Окно в большой мир» (знакомство с фондом библиотеки): а) книги, которые знают всё (справочная литература); б) приключения понятий (научно – популярная литература); в) Мир в разрезе (научная литература); г) кто герой (художественная литература); д) Мир в движении (периодика). 5.Викторина: 1).Определите название произведения и его автора: а) Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов  Российская земля рождать (Ломоносов. Ода «На день восшествия на престол  императрицы Елизаветы); б) Имея сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время  (Фонвизин «Недоросль»); в) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать –  В Россию можно только верить.                       (Тютчев) г) И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.                        (Пушкин) 2).О каком литературном герое идет речь? Назовите произведение и его  автора. а) «Лгунишка он, картёжник, вор».                (Антон Антонович Загорецкий – герой комедии А.С.  Грибоедова «Горе от ума»). б) «Сам ты мешковат, умная голова. Весь век, сударь, ходишь, развеся  уши».             (Госпожа Простакова (из комедии Фонвизина «Недоросль»)  говорит о своём муже). в) «Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно  исполненное силы и непобедимого для жён очарования, всё ещё выражало  чудную красоту: чёрные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие  черты…»          (Андрей – герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».) г) «Лицо у него было очень румяное, с белыми …подвитыми усами,  белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и зачёсанными вперёд  височками, и так же ласковая улыбка …была в его блестящих глазах и губах».      (Полковник – отец Вареньки из рассказа Л.Н. Толстого «После  бала».) д) Он страшно бледен был и худ, И слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал. Он на допрос не отвечал …     (Мцыри – герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».) III. Подведение итогов занятия. IV. Домашнее задание: 1.Составить Викторину по любимому художественному произведению. 2.Составить литературный кроссворд. Тема 6: Мой поэтический край Цель занятия: 2.Расширить кругозор учащихся о поэзии родного края. 3.Развивать творческие способности учащихся, пробудить у детей интерес к  поэзии. Оборудование: выставка сборников стихов, рисунки и стихи. 1.Учёт знаний – а) домашнее задание и его проверка; Ход урока: б) чтение стихов поэта о Родине, природе учениками; в) рассказ о выставке изданий поэта. 3.Выставка книг. 4.Итоги урока. 5.Домашнее задание: 1.написать стихи самим; 2.сделать рисунки к стихам, выучить наизусть стихи поэта. Тема 7: Защита проектов «Я выбираю …» Цель: развитие способности к успешной социализации в обществе и активной  адаптации на рынке труда. Задачи: 1.Создание условий становления и проявления субъективности и  индивидуальности ребёнка, его творческих способностей. 2.Обогагащение сознания детей знаниями об обществе, человека, профессии. 3.Формирование ценностных отношений личности ребёнка. Оборудование: проекты, подготовленные детьми: портфолио учащихся; листы  бумаги, ручки, призы. Тип занятия: подготовка к специальности. Ход занятия: 1.Вступительное слово преподавателя. Проект – это совокупность определённых действий, документов,  предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета,  создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая  деятельность. 2.Перекличка проектов. 3.Защита проектов:  Я – редактор: шаг в будущее.  Депутат и общественное мнение.  Хозяйка книжного царства. 4.Заседание экспертной группы. 5.Подведение итогов. Награждение лучших работ. 6.Оформление портфолио. Темы для самостоятельной творческой работы. 1.Сочинения: «Я деловой человек».                      «Как рождается газета».                     «Мой край поэтическими глазами». 2.Рефераты: «Хочу быть корректором».                     «Мои родные поэты – земляки». «Слово ведёт в политику». 3.Проекты: «Я выбираю профессию:                   редактора                   учителя                  библиотекаря Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка / РАН. – 4­е  Список рекомендуемой литературы. издание. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 с. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для сред. и старш. школ  возраста. – М.: Педагогика, 1987г. – 416 с. Энциклопедический словарь юного филолога: Для сред. и старш. школ. возраста. – М: Педагогика, 1984. – 352 с. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М.: Издательство:  Список использованной литературы. «Книжная палата», 1987.­ 255 с. Библиотечно – библиографические знания – школьникам. – М: Книга 1982. – 108 с. Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек» // РЯШ. –  1999. ­ №6. – с. 44. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы в 7­9 классах. /Н.Ф. Дик – Ростов – на – Дону:  Феникс, 2005. – 336с. Дорогань Л.В. Основы теории и практики активного обучения. /Л.В. Дорогань –  Воронеж ВОИПКРО,2003. – 48с. Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку / Н.О. Крамаренко.  – Волгоград: Учитель, 2004. – 92 с. Н.Е. Николюкин «Маралий корень». – Воронеж. – 1997. Стародубцева О.П., Киреченкова Н.С. Юный менеджер социальных проектов./  О.П. Стародубцева, Н.С. Киреченкова – Воронеж: Центр ОАШВРОДО Искра, 2002. – 68 с.

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)

«Язык до Киева доведёт». (предметно – ориентированный курс по русскому языку в 9 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017