Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)
Оценка 4.7

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.11.2017
Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)
В настоящее время остро стоит вопрос о возрождении народных традиций в России. В связи с этим большое значение уделяется фольклору. В песнях, загадках, пословицах, сказках, былинах и других формах фольклора люди формировали свои чувства и эмоции. Актуальность. Стоит ли сегодня говорить о фольклоре? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении фольклора для воспитания и развития школьника. Нас всегда интересовали такие вопросы: почему, когда бабушки и мамы пели нам колыбельные песни, мы быстро засыпали? Почему когда мы поём и слушаем частушки, у нас повышается настроение? Почему очень легко запоминаются слова прибауток? Почему народные дразнилки не обидные? Поэтому для исследования мы выбрали тему: Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника») Цель исследования: изучить фольклорные жанры и исследовать, какое влияние оказывает фольклор на развитие и воспитание детей. Задачи исследования: • изучить жанры устного народного творчества; • рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка; • провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты. • Создать сборник произведений фольклора, сочиненных учащимися нашей школы. Гипотеза: произведения устного народного не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие воспитания школьников положительно. Объекты исследования: фольклор. Предмет исследования: формы фольклора. Данная исследовательская работа имеет прикладную значимость, так как полученные знания и умения помогают возродить интерес к нашему фольклору, богатому культурному наследию нашего народа.
забавы вокруг русской печки.docx
Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля» Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника») Автор: Научные руководители: Смыцкая Е.М., учитель биологии, Савченко Н.Ю., учитель русского языка. Мирный, 2015. Содержание 1. Аннотация  (актуальность, цель, задачи) 2. К актуальности исследования. 3. Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа 4. Влияние фольклора на воспитание и развитие личности человека 5. Практическое исследование 6. Заключение 7. Литература 8. Приложение Аннотация      В настоящее время остро стоит вопрос о возрождении народных традиций в России. В связи   с   этим   большое   значение   уделяется   фольклору.   В   песнях,   загадках,   пословицах, сказках, былинах и других формах фольклора люди формировали свои чувства и эмоции.      Актуальность. Стоит ли сегодня говорить о фольклоре? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении фольклора для воспитания и развития школьника. Нас всегда интересовали такие вопросы: почему, когда бабушки и мамы пели нам колыбельные песни, мы быстро засыпали? Почему когда мы поём и слушаем частушки, у нас повышается настроение?   Почему   очень   легко   запоминаются   слова   прибауток?   Почему   народные дразнилки не обидные? Поэтому для исследования мы выбрали тему: Забавы возле русской печки   («Познавательное   и   воспитательное   значение   фольклора   в   формировании личности школьника»)          Цель   исследования:  изучить   фольклорные   жанры   и   исследовать,   какое   влияние оказывает фольклор на развитие и воспитание детей. Задачи исследования:    изучить жанры устного народного творчества; рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка; провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты.  Создать сборник произведений фольклора, сочиненных учащимися нашей школы. Гипотеза: произведения устного народного не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие воспитания школьников положительно. Объекты исследования: фольклор. Предмет исследования: формы фольклора.       Данная исследовательская работа имеет прикладную значимость, так как полученные знания и умения помогают возродить интерес к нашему фольклору, богатому культурному наследию нашего народа. Основная часть. 1. К актуальности вопроса. На первом этапе нашего исследования мы решили выяснить, стоит ли сегодня уделять  внимание изучению фольклора. Мы провели опрос, респондентами которого стали  представители разных поколений: взрослые в возрасте от 40 до 60 лет и подростки в  возрасте 13 лет. Вопросы для исследования мы определили следующие. 1. Любите (любили в детстве) вы играть? 2. В какие игры вы играете (играли)? 3. Перед началом игры определяется очередность игроков. Как вы это делаете  (делали)? 4. В вашей семье поют (пели) колыбельные песни? 5. Часто ли вы читаете (читали) произведения фольклора? 6. Используете ли вы в своей речи пословицы, поговорки? На первый вопрос все взрослые, а также большинство подростков  ответили, что любят играть. И лишь двое семиклассников играть не любят. На второй вопрос ответы были неоднозначные. Подростки отметили, что играть любят в компьютерные игры или в игры , закачанные на телефон. Взрослые же, наоборот, порадовали своим интересом к подвижным играм, таким как салки, жмурки, городки, кошки­мышки. Среди игр свого детства отмечали и познавательные. На третий вопрос подростки ответили, что определяют очередность в игре только с помощью «Су­е­фа» (камень, ножницы, бумага) или же подкидывая монетку. Взрослые при ответе на этот вопрос вспомнили очень много различных по содержанию считалок. На четвертый вопрос многие подростки вообще затруднились ответить. Спрашивали, что   такое   колыбельные   песни.   В   результате   посчитали,   что   колыбельные   сейчас   не модно и скучно и лучше засыпать под мультики или же под современную музыку с наушниками в ушах. Взрослая категория опрошенных однозначно ответила, что в их семьях песни колыбельные пели. А некоторые назвали еще и пестушки с потешками. На пятый вопрос большинство учащихся ответили, что произведения устного народного творчества не читают или читают, если того требует школьная программа. Взрослые до сих   пор   любят   читать   сказки,   а   многие   произведения   фольклора   смогли продекламировать наизусть. На вопрос, используете ли вы в своей речи пословицы и поговорки, 12 из 30 учащихся ответили,  что не знают. А вот взрослые с уверенностью сказали, что используют и пословицы, и поговорки, и даже другие выражения, взятые из произведений фольклора. Таким образом, можно сделать вывод, что современные дети предпочитают играть в компьютерные игры, малоподвижные игры.       В наше время наблюдается оскудение русского языка. Исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому   мы   считаем,   что   тема   исследования,   выбранная   нами.   Актуальна,   так   как показать красоту русского языка можно через устное народное творчество, выраженное в   песнях,   припевках,   потешках,   закличках,   колядках,   играх,   сказках,   загадках, пословицах и поговорках. 2. Теоретическое исследование. На втором этапе мы изучили жанры устного народного творчества, рассмотрели  значение различных форм фольклора в жизни ребёнка. 1. Жанры русского фольклора: вековая мудрость народная          Русский фольклор – это творчество народа. В нем заключено мировоззрение тысяч людей, населяющих когда­то территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками. Фольклор имеет огромное познавательное   и   воспитательное   значение   в   формировании   личности   человека.   Он развивает мышление. Обогащает речь, позволяет успешно овладеть родным языком.      Наследие нашего народа многогранно. Жанры русского фольклора подразделяются на  две группы, включающие в себя множество видов: обрядовый и необрядовый фольклор. Обрядовый фольклор Эта группа народных творений в свою очередь подразделяется на две категории: 1. Календарный фольклор  – отражает народные праздники, обращение к природе: наши предки обращались к матери­Земле и другим божествам, прося у нее защиты, хорошего урожая и благодати. 2. Семейно­бытовой фольклор, который описывал жизнь с момента его рождения. Необрядовый фольклор Он включает в себя 4 подвида: 1. Фольклорная драма   театр Петрушки — уличные театрализованное представление спектакли на тему Рождества Христова и других событий. 2. Фольклорная поэзия  Былины: песни­сказания, повествующие о героях древности, защищавших свою  Родину, их подвигах и доблести. Былина об Илье Муромце и Соловье­разбойнике –  одна из известнейших.  Исторические песни  описывают реальные события, произошедшие в незапамятные  времена. Ермак, Пугачев, Степан Разин, Иван Грозный, Борис Годунов – эти и  многие другие великие люди и их дела вошли не только в историю, но и народное  творчество.  Частушка – иронические четверостишия, высмеивающие жизненные ситуации.  Лирические песни – плясовые и протяжные, удалые и мелодичные. 3. Фольклорная проза      Знакомый каждому из нас с детства – волшебные сказки. Добро и зло, справедливость и подлость, подвиг и трусость – все переплетено здесь. И только чистое и открытое сердце главного героя способно побороть все невзгоды. 4. Фольклор речевых ситуаций.       Здесь и пословицы, и загадки, развивающие мышление, и детский фольклор (потешки, пестушки,  считалочки,   скороговорки   и  другие   виды  детского   фольклора),   помогающий посредством игры и веселья лучшему развитию детей.      Это лишь малая часть того наследия, что оставили наши предки. Их творчество имеет великую культурную ценность. Все они объединены одной общей чертой – в каждом есть любовь, доброта и свобода. То, без чего не мыслимо само существование человека. 1. 2. Влияние фольклора на воспитание и развитие личности человека       Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности человека. Он развивает мышление. Обогащает речь, позволяет успешно овладеть родным   языком.   В   наше   время   наблюдается   оскудение   русского   языка.   Исчезает   его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому показать красоту русского языка   можно   через   устное   народное   творчество,   выраженное   в   песнях,   припевках, потешках, закличках, колядках, играх, сказках, загадках, пословицах и поговорках. Знакомство   с   фольклором   начинается   с   первых   дней   жизни   человека.   Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова   в   них   ласковые,   певучие,   в   них   нет   резких   звуков.   В   таких   песнях   чаще   всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. Киса, кисонька, коток, Киса ­ серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу ­ Дам кусок пирога И кувшин молока.      А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная  приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые  месяцы жизни.      Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка­приговорка,  сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка. Ладушки, ладушки! ­ Где были? ­ У бабушки. ­ Что ели? ­ Кашку. ­ Что пили? ­ Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабулька добренька. Попили, поели, Домой полетели ­ На головку сели, Ладушки запели.          Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь   приходят   скороговорки.   Скороговорка   –   маленькое   стихотворение,   в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.   От топота копыт Пыль по полю летит. На дворе трава, На траве дрова.      В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой­нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко, Там твои детки Кушают конфетки!      Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных  случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам,  домашним животным. Улитка, улитка, Высуни рога, Дам тебе к чаю Кусок пирога.      У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в  отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого­либо  предмета или явления. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр.  Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки. Петушок, петушок! Покажи свой гребешок. Гребешок горит огнем. Ну­ка, Миша, выйди вон! ­ Ребята, кто знает считалки?      Вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!» Именно через них человек познаёт окружающий мир. Это не просто забавные или поучительные, страшные или печальные выдуманные истории. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление человека о мире и своем народе,   о   добре   и   зле,   справедливости   и   бесчестии.   Воспитательное   значение   сказок неотделимо от познавательного. В них скрыто поучение, смысл которого порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из копытца­лужицы, нельзя быть непомерно жадным... Но дети даже не подозревают, что в «Петушке — золотом гребешке», в   «Сестрице   Аленушке   и   братце   Иванушке»;   в   «Золотой   рыбке»   ему   ненавязчиво внушаются запреты. Сказки — наши добрые и мудрые учителя, которые всегда рядом. «Сказка     да   в   ней   намёк   —   добрым   молодцам   урок!» Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы учимся ясно, выразительно выражать   ложь, ­ свои мысли и чувства, у нас развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет. Дать ему яркую характеристику.     3.   Практическое исследование      На последнем этапе мы провели ряд мероприятий, которые позволили привлечь наших одноклассников   к  изучению   произведений   фольклора.   Продуктом  нашего   исследования стала   книжка   считалочек,   придуманных   самими   ребятами.   Роль   устного   народного творчества в современном мире неоспорима, и мы предлагаем следующее практическое применение:  Использовать фольклорные номера при организации концертов;  Создать книжки­малышки и книжки­раскладушки с произведениями устного  народного творчества для будущих первоклассников. ЛИТЕРАТУРА:   1.      Бахтин В. С. От былины до считалки.­ Ленинград, Дет. лит.,1982г. 2.      Даль В. И. Толковый словарь русского языка.­ М., 2002г. 3.      Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство). Под ред. В.П.  Аникина. М., 1991г. 4.      Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г 5. Мельников  М.Н.  Русский  детский  фольклор.  ­М.:  Просвещение, 1987г. Приложение. 1. Любите ли (любили в детстве) вы играть? 30 25 20 15 10 5 0 Подростки Взрослые Да Нет 2. В какие игры вы играете (играли) чаще? 16 14 12 10 8 6 4 2 0 6 5 4 3 2 1 0 Подростки Взрослые Компьютерные Игры в телефоне Морской бой Карточные Салки Жмурки Настольные игры колечко Кошки-мышки Городки Пятнашки 3. Перед началом игры определяется очередность игроков. Как вы это делаете? 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Взрослые считалочки, знали наизусть 25 20 15 10 5 0 Подростки камень, ножницы, бумага (су-е-фа) Кидают монетку 4. В вашей семье поют (пели) колыбельные песни? 14 12 10 8 6 4 2 0 Подростки Не поют Засыпать лучше под мультики Не помню, сомневаюсь ответить Это не модно и скучно 20 15 10 5 0 Взрослые Всегда Потешки, пестушки 5. Часто ли вы читаете (читали) произведения фольклора? 12 10 8 6 4 2 0 Подростки Вообще не читаю Иногда сказки Когда в школе задают Люблю мультики про былинных богатырей Затрудняюсь ответить 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Взрослые До сих пор читаю сказки Большинство произведений фольклора знаю наизусть 6. Используете ли вы в своей речи пословицы и поговорки? 15 10 5 0 15 10 5 0 Взрослые Подростки Использую И другие фольклорные выражения да Не знаю Иногда

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)

Забавы возле русской печки  («Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017