Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.
Оценка 4.6

Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
математика
5 кл—7 кл
24.03.2017
Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.
Забота о психологическом здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг. В статье рассматриваются некоторые методические приемы, позволяющие сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующие их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации на уроках математики.
Здоровье школьников и уроки математики.docx

Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

 Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Организация  урока в соответствие со здоровьесберегающими технологиями.

1.     Плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу): 60% - 80%.

2.     Чередование видов учебной деятельности (за урок от 4 до 7 видов, не более 10 минут каждая).

3.     Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов (2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений: если писали – для глаз и пальцев, если слушали –  для снятия напряжения, смены позы).

4.     Наличие эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, пословицы, поговорки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок).

5.     Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

6.     Создание ситуации успеха на уроке практически для каждого ребенка.

7.     Поза учащихся и её чередования.

8.     Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

9.      Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.).

10.  Темп окончания урока (на заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы).  Недопустимо затягивать урок на перемене.

11.  Строгая дозировка учебной нагрузки.

12.  Место и длительность применения ТСО и ИКТ (нельзя, чтобы дети все 40 минут смотрели кино или на экран).

Для осуществления информационно-пропагандистской, культурно-просветительской работы учителю на уроках  математики  необходимо применять  разнообразные материалы. Предполагается фрагментарное использование этих материалов на отдельных уроках в объеме, который учителю представляется наиболее приемлемым, с этой целью учитель может проводить короткие сообщения, небольшие содержательные беседы, дискуссии, предлагать текстовые задачи и мини диктанты, давать необходимые разъяснения учащимся об их содержании, привлекать их к выступлениям, подбору материалов. Кроме того, учитель может планировать и проводить уроки, систему уроков по названной проблематике.

Я работаю в малокомплектной школе, где наполняемость учащихся в классе составляет 5-10 человека, дети быстро утомляются, находятся в постоянном напряжении, а это оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся.

Считается, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.

Содержательные материалы для осуществления воспитательной работы с учащимися представляются в виде задач, упражнений для письма и устного счета, дидактических игр, наборов пословиц и поговорок, крылатых выражений, сведений из жизни выдающихся русских и зарубежных ученых-математиков и писателей.

«История математики»

Цель. Формирование культурной личности.

Как известно, большой и благодатный материал для формирования личности учащегося дают историко-математические сведения о достижениях человеческой мысли, примеры служения науке. На уроках математики учитель может вооружить учащихся знаниями о разнообразных фактах из истории науки математики, ее роли в развитии техники, производстве и других отраслей хозяйства, способствующих воспитанию и самовоспитанию.

 «Физкультминутка»

Цель. Профилактика здорового образа жизни.

В рамках профилактики здорового образа жизни важно использовать приемы снятие утомляемости, подготовка внимания к изучению сложного материала, создание настроения для активной работы учащихся на уроках, внушение необходимости и ценности физической культуры.

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.

Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это могут быть такие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;                                                                  
2) горизонтальное вправо-влево;                                       .
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;                                                      4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. 
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

 «Решение текстовых задачи»

Цель.   Формирование необходимых знаний, умений и  навыков по здоровому образу жизни.

Содержательная часть урока должна включать  задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Задачи по математике на тему «Здоровье человека и факторы его определяющие»

1.Натуральные числа и действия над ними. Средняя частота пульса у 10-летнего ребенка во время бодрствования 85 ударов в минуту. Сколько приходится в день совершить толчков сердцу, если разбудили его в 7 часов утра, а оторвали от телевизора и сунули под одеяло в 10 часов вечера?

Ответ: 76 500 ударов.

Чем тренированнее человек, тем меньше ударов делает его сердце, и тем меньше оно изнашивается, потому что в промежутках между сокращениями, оно успевает отдыхать.

2.Расположи ответы примеров в порядке убывания, и ты узнаешь, о каком питании нужно беспокоиться детям и подросткам.

Р         27*4

И     204:4

П    3*490

В    280:5

Ь         12*3

Л      750:15

А     216:4

Н     520:26

О         70*38

М      840:140

О     480:40

 

Ответ: о правильном.

3.Признаки делимости. С помощью признаков делимости на 2, 3, 5 и признаков делимости суммы и разности  найдите истинное высказывание.

Из букв соответствующих истинным высказываниям, составьте слово. Что оно обозначает?

         С – 67 009 не кратно 10.

         О – 100 является делителем 6 230.

         Т – 264 000 – 780 делится на 10.

         М – 53 622 кратно 3.

         Р – 92 х 35 000 х 4 кратно 1000.

         Е – 367 + 24 не делится на 2.

         С – 31 х 23 х 105 делится на 5.

         А – 5 не является делителем 23 780.

         С – 200 не кратно 400.

Ответ: стресс.

Стресс – состояние повышенного нервного напряжения, вызванное таким-то сильным раздражителем.

- Может ли вызвать стресс чувство голода?

4. Десятичные дроби.  Упрости выражения и найди их значения, при данных значениях переменных.

Запишите большее их них и вы узнаете, сколько коренных зубов оказывается у человека к 12 годам.

         19,4 + а + (13,38 – 5,380)        а = 0,6

         в + 42,6 – (14,567 + 4,433)      в = 0,4

         с – (60,13 – (118,27 – 64,64))           с = 4,5

Ответ: 28 штук.

Скорость роста и замена зубов у каждого человека индивидуальна и зависит от наследственности, питания и условия жизни. Обычно зубы заменяются, только один раз в жизни, но известны случаи, когда на одном и том же месте они вырастали 3 и даже 4 раза.

- Какие продукты питания помогают зубам оставаться здоровыми и красивыми?

5.Обыкновенные дроби.  Человеческий глаз отчетливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет 2/25 от способности насекомых. Сколько картинок может воспринимать  в секунду муха пролетающая над классом?

Ответ: 300 кадров.

Глаз человека менее совершен, чем глаз насекомого. Насекомые могут различать до 300 изображений в секунду. Максимальные возможности человека 30 изображений в секунду.

- Какие факторы способствуют улучшению зрения?

6.Проценты. Найдите число по его процентам и расшифруйте, какое чувство появляется у правильно поевшего человека, сидящего в комнате со стенами зеленого цвета.

Найдите число, если

         2% его составляют 200 - С

         74 % - составляют 11,1 – Е

         6 % - составляют 48 – О

         75 % - составляют 45 – Й

         7 % - составляют 35 – П

         28 % - составляют 5, 6 – В

         40 % - составляет 66 – Т

         150 % - составляют 6,75 – K

         12 % - составляют 3,6 – И

Ответ:

1000

500

800

4,5

800

600

10000

165

20

33 1/3

15

С

П

О

К

О

Й

С

Т

В

И

Е

7.Квадратные уравнения.  Решите уравнения. Расположите корни в порядке возрастания и вы расшифруете строки стихотворения.

- 3,5 – в наследство; 0,2 – отпрыск;  – 1 – что;  2 2/3 – получает;  – 10 как;  3 – сын;        2 – мудрец;  5,5 – талант; 8 – и;  23 – отца;  (10 + √ 2) / 7 от;  (10 - √ 2) / 7 рождается;

(5 + √ 2) – знания;  (5 - √ 2) – жаль.

         2 – 14а + 16 = 0     5с2 – 16с + 3 = 0             х2 – 2х - 80 = 0

         s2 – 22s - 23 = 0         4х2 – 36х + 77 = 0          15у2 – 22у - 37 = 0

         7z2 – 20z + 14 = 0      у2 – 10у - 25 = 0

Ответ:

Как жаль, что отпрыск неразумный

Рождается от мудреца.

Не получает сын в наследство

Талант и знания отца.

 «Пословицы и поговорки»

Цель. Нравственно-этическое воспитание  нормам жизни в обществе и отрицательного отношения к вредным привычкам.

Пословицы и поговорки являются наследием народного творчества, выражают мудрость народа, несут в себе нравственно-этические понятия и нормы жизни в обществе, что особенно важно для воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам. Они способствуют пониманию и усвоению многообразия духовных ценностей общества.

Пословицы и поговорки можно использовать на уроках математики для проведения небольших бесед нравственного характера. Учитель может сформулировать пословицу или поговорку в начале, середине или конце урока с целью оценить работу учащихся на уроке, дать характеристику отдельных нравственных качеств человека. Кроме того, разбор пословиц и поговорок предоставляет учителю возможность формировать важные логические умения (анализировать, выделять главное, существенное, обобщать). Их разбор позволяет учителю переключить внимание учащихся, изменить вид деятельности на уроке.

 «Дидактические игры»

Цель. Активизация  и интенсификация деятельности учащихся на уроке.

Дидактические игры – признанный метод обучения и воспитания. Игровые формы обучения содействуют эффективному взаимодействию учителя и учащихся, продуктивному общению с элементами соревнования, пробуждая неподдельный интерес к учению. В игре учащиеся проявляют внимательность, сосредоточенность, дисциплинированность, волевые усилия, преодоление трудностей, терпение и т.д. Учитель при проведении дидактической игры должен учитывать:

·        какое место игра занимает в системе видов деятельности на уроке;

·        целесообразность использования игры на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;

·        какова методика игры, цель урока и уровень подготовленности учащихся.

Первостепенную роль играет психологический климат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минут. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Однообразность урока утомляет школьников, но частая смена видов деятельности отвлекает их.       Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому необходима рациональная организация занятий. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Страх, который испытывает человек перед проверочной работой по математике, негативно сказывается на оценке, утверждают ученые. И поэтому создание благоприятного психологического климата, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа  работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, уверенности в собственных возможностях. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Предлагая домашнее задание,  учитель должен прокомментировать его, указать,  что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

       Для диагностики эмоционального состояния учащимся предлагаю  заполнить  листы настроения  как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными  и после контрольных работ. Учащиеся  закрашивают цветным карандашом или рисуют ту «рожицу», которая соответствует их настроению.

           В своей практике использую элементы хромотерапии – лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.  

На своих  уроках я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:

Ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.

При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса

Забота о психологическом здоровье школьников на уроках математики как условие обеспечения психологической безопасности образовательного процесса

Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Содержательные материалы для осуществления воспитательной работы с учащимися представляются в виде задач, упражнений для письма и устного счета, дидактических игр, наборов пословиц и поговорок, крылатых…

Содержательные материалы для осуществления воспитательной работы с учащимися представляются в виде задач, упражнений для письма и устного счета, дидактических игр, наборов пословиц и поговорок, крылатых…

В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы

В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы

Ответ: 76 500 ударов. Чем тренированнее человек, тем меньше ударов делает его сердце, и тем меньше оно изнашивается, потому что в промежутках между сокращениями, оно…

Ответ: 76 500 ударов. Чем тренированнее человек, тем меньше ударов делает его сердце, и тем меньше оно изнашивается, потому что в промежутках между сокращениями, оно…

Десятичные дроби. Упрости выражения и найди их значения, при данных значениях переменных

Десятичные дроби. Упрости выражения и найди их значения, при данных значениях переменных

Й • 7 % - составляют 35 –

Й • 7 % - составляют 35 –

Они способствуют пониманию и усвоению многообразия духовных ценностей общества

Они способствуют пониманию и усвоению многообразия духовных ценностей общества

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской

На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности

На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017