"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
Оценка 4.8

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
математика
5 кл
07.04.2017
"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
Программа кружка «Занимательная математика» для 5 класса относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева.
занитательная математика.docx
Пояснительная записка   Программа   кружка   «Занимательная   математика»   для   5   класса   относится   к общеинтеллектуальному   направлению   реализации   внеурочной   деятельности   в   рамках ФГОС   ООО.   Программа   составлена   на   основе   Федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   программы   «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.:  Издательство НЦ ЭНАС, 2007.  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные  возможности.   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными  вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной  программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение  математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и  общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной  программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,  думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации  собственной позиции по определенному вопросу.   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных  требований, развивая учебную мотивацию.  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной  математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов  базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать  развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и  т.д.  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и  следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть  не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень  знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.  Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения  программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. Цель и задачи программы: Цель:  ­развивать математический образ мышления. Задачи: ­расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; ­расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; ­учить правильно применять математическую терминологию; ­развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,  сосредоточивая внимание на количественных сторонах; ­уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»  рассчитана на два года обучения, 68 учебных часов. Принципы программы: 1. Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление  развивать интеллектуальные возможности учащихся. 2. Научность  Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть  количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3. Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4. Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных  олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5. Обеспечение мотивации. Во­первых, развитие интереса к математике как науке физико­математического направления, во­вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Формы и режим занятий. Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут. Основными формами образовательного процесса являются: ­  практико­ориентированные учебные занятия; ­  творческие мастерские; ­  тематические праздники, конкурсы, выставки; ­  семейные гостиные.  На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной  деятельности: ­ индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его  возможностей); ­ фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или  отработке определенной темы); ­ групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); ­ коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Основные виды деятельности учащихся: ­решение занимательных задач; ­оформление математических газет; ­участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; ­знакомство с научно­популярной литературой, связанной с математикой; ­проектная деятельность  ­самостоятельная работа; ­работа в парах, в группах; ­творческие работы. Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование  следующих умений:  ­ Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для  всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). ­ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других  участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников  (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,  деловые качества воспитанника) используется       простое наблюдение,  проведение математических игр,  опросники, анкетирование психолого­диагностические методики. Метапредметными результатами изучения курса в 5­6­м классах является  формирование универсальных учебных действий (УУД).  Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения  коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:       занятия­конкурсы на повторение практических умений,  занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов  программы),  самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),  участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.  Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение  учебного года, включающее:       результативность и самостоятельную деятельность ребенка,  активность,  аккуратность,  творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.  Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений. ­ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; ­ выделять существенные признаки предметов; ­ сравнивать между собой предметы, явления; ­ обобщать, делать несложные выводы; ­ классифицировать явления, предметы; ­ определять последовательность событий; ­ судить о противоположных явлениях; ­ давать определения тем или иным понятиям; ­ определять отношения между предметами типа «род» ­ «вид»; ­ выявлять функциональные отношения между понятиями; ­ выявлять закономерности и проводить аналогии.  ­ создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,  принимая во внимание особенности их развития. ­ осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме:        игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),  собеседования (индивидуальное и групповое),  опросников, тестирования,  проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.  Формы подведения итогов реализации программы. Итоговый контроль осуществляется в формах: ­ тестирование; ­ практические работы; ­ творческие работы учащихся; ­ контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания ­  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые  ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.   Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает  выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не  допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках  накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте. III. Содержание программы 1.Математика – царица наук.­ 2 часа Знакомство с основными разделами математики.  2. Как люди научились считать.­ 2часа Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение  занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта.­ 2часа Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» 5. Упражнения с многозначными числами. – 2часа Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение,  вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы.­ 2часа Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа­великаны. Коллективный счёт. – 2часа Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. 8. Упражнения с многозначными числами.­ 2 часа Решение примеров с многозначными числами. Решение примеров в несколько действий. 9. Решение ребусов и логических задач.­ 2 часа Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями  на математическом уровне. 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.­ 2 часа Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 11. Загадки­ смекалки. – 2 часа Решение математических загадок. 12. Игра «Знай свой разряд». – 2часа Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.  13. Обратные задачи.­ 2 часа Решение обратных задач, используя круговую схему. 14. Практикум «Подумай и реши».­ 2 часа Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить  в уме несложные рассуждения. 15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение  составленных задач. 16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 17. Решение нестандартных задач. – 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме  несложные рассуждения. 18. Решение олимпиадных задач. – 3часа Решение задач повышенной сложности. 19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа Решение задач международной игры «Кенгуру». 20. Школьная олимпиада. – 2 часа Решение задач повышенной трудности. 21. Игра «Работа над ошибками» ­2 часа Анализ олимпиадных заданий. 22. Математические горки – 2часа Анализ олимпиадных заданий. 23. Наглядная алгебра – 2 часа Алгебраические сведения. Решение задач. 24. Решение логических задач­ 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме  несложные рассуждения. 25. Игра «У кого какая цифра?» – 2часа Математические фокусы 26. Знакомьтесь: Архимед!­ 2 часа Исторические сведения: ­ кто такой Архимед ­ открытия Архимеда ­ вклад в науку 27. Задачи с многовариантными решениями.­ 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме  несложные рассуждения. 28. Знакомьтесь, Пифагор­2 часа 29. Задачи с многовариантными решениями.­ 2 часа Решение задач в парах. 30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.­ 2 часа Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов 31. Задачи с многовариантными решениями.­ 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме  несложные рассуждения. 32. Математический КВН.­ 2 часа Систематизация знаний по изученным разделам. 33­34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа Систематизация знаний по изученным разделам. Тематический план №  п/п 1. 2. 3. Наименование темы Всего часов дата план факт Виды деятельности Форма контроля Вводное занятие  «Математика – царица  наук» Первоначальное знакомство с изучаемым материалом Знакомство с материалом из  истории развития математики 1 1 1 Определение  интересов, склон  ностей учащихся выполнение зада  ний презентации  «Как люди научи 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12­ 13. 14. 15. 16. 17. 18­ 19. 20­ 21. Решение занимательных  заданий, связанные со счётом  предметов. Знакомство с интересными  приёмами устного счёта. Применение рациональных способов решения  математических выражений. Решение занимательных задач в  стихах по теме «Умножение». Решение примеров с много  значными числами на деление,  умножение, сложение,  вычитание. Решение примеров в несколько  действий. Знакомство с математическими  ребусами. Решение логических  конструкций. Выполнение арифметических  действий с числами из класса  миллионов. Решение примеров с многознач  ными числами на деление, умно  жение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько  действий. Решение математических  ребусов. Знакомство с простейшими  умозаключениями  на математическом уровне. Уяснение формальной сущно  сти логических умозаключений  при решении задач с неполными данными, лишними,  нереальными данными. Решение математических  загадок, требующих от учащих  ся логических рассуждений 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 лись считать» устный счёт конкурс на лучшую  презента  цию математиче ский  диктант работа в группах:  инсценирование загадок, решение  задач Тестирова ние работа с алгоритмами составление  математических  ребусов Тестирова ние конкурс на лучший ма  тематическ ий ребус решение теста ­ кроссворда работа с алгоритмом самостоятельная  работа Провероч ный тест 1 составление схем,  диаграмм составление зага  док, требующих  математического  решения конкурс на лучшую  загадку­ смекалку 22­ 23. 24. 25. 26. Решение в игровой форме  заданий на знание разрядов и  классов. Решение обратных задач,  используя круговую схему. Решение обратных задач,  используя круговую схему. Решение логических задач,  требующих применения  интуиции и умения проводить  в уме несложные рассуждения. 27. Анализ и решение задач.  28. Самостоятельное изменение  вопроса и решение  составленных задач. 29. Самостоятельный поиск  информации для газеты. 30. Создание проектов. 31. 32. 33. 34. 35. 36­ 37. Решение задач, требующих  применения интуиции и умения  проводить в уме  несложные рассуждения. Решение задач повышенной  сложности. Решение задач повышенной  сложности. Решение задач международной  игры «Кенгуру». Решение задач международной  игры «Кенгуру». Решение задач повышенной  трудности. 38. Анализ олимпиадных заданий. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39. Анализ олимпиадных заданий. 1 работа с таблицей  разрядов тестирован ие инсценирования задач конкурс на лучшее  инсцениров ание математиче ской  задачи конкурс на лучшую  математиче скую  газету тестирован ие 1 1 1 1 самостоятельное  решение задач с одинаковыми  цифрами проектная  деятельность решение заданий  повышенной  трудности Проведение  контрольной  работы решение задач на установление  причинно­ следственных  отношений работа над 40. Алгебраические сведения. 41. 42­ 43. Решение задач. Решение задач, требующих  применения интуиции и умения  проводить в уме  несложные рассуждения. 44. Математические фокусы 45. Математические фокусы 46­ 47. 48. 49. 50­ 51. 52. 53. 54. 55. 56­ 57. 58­ 59. Исторические сведения: ­ кто такой Архимед ­ открытия Архимеда ­ вклад в науку Решение логических задач. Решение задач, требующих  применения интуиции и умения  проводить в уме  несложные рассуждения. Исторические сведения: ­ кто такой Пифагор­открытия  Пифагора ­ вклад в науку Решение задач в парах. Работа по сравнению  абстрактных и конкретных  объектов. Работа по сравнению  абстрактных и конкретных  объектов. Задачи с многовариантными  решениями. Задачи с многовариантными  решениями. Решение задач, требующих  применения интуиции и умения  проводить в уме  несложные рассуждения. 60. Математический КВН. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ошибками  олимпиадных  заданий Знакомство с  математическими  фокусами Представление  фокусов  учащимися Составления  презентаций,  сообщений и т.д. Решение  логических задач Решение задач Конкурс на лучшую  презентаци ю Составления  презентаций,  сообщений и т.д. викторина Работа в группах:  инсценирование тестирован ие Составление  знаковых систем тест Самостоят ельная  работа Решение  многовариантных  задач Решение  многовариантных  задач Индивидуальная  работа Подготовка к  КВН 61­ 62. 63­ 64. 65­ 66. Математический КВН. Систематизация знаний по  изученным разделам. Круглый стол  «Подведем итоги» Резерв  67­ 68. 1 2 1 2 2 работа в группах тестирован ие Подготовка  анализа Коллективная  работа по составлению  отчёта о  проделанной  работе Методическое обеспечение программы Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит  от подготовки помещения, материально­технического оснащения и учебного  оборудования.  Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и  размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.   Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного,  дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и  нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует  уделить рабочему месту воспитанника.  На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни  искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении  помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности  уменьшаются в 2 раза.  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши,  ножницы. Список литературы 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.  Волгоград: «Учитель», 2007. 2 .Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:  Учитель, 2008. 4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:  «Лицей», 2002. 5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:  Академкнига/Учебник, 2002. 6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004. 7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004. 8.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и  великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004. 9.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:  «Панорама», 2006. 10. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5­6  классы.М.: «Глобус» 2009. 11. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010. 12. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5­6 классы, Москва,  «ИздательствоНЦЭнас», 2007

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)

"Занимательная математика" (рабочая программа кружка, 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017