Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.8

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Детсад
28.02.2018
Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования
В занятии для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, педагоги знакомятся с основными положениями Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Педагоги ознакамливаются с видами инвалидностями, с понятиями доступная среда для инвалидов.В занятии для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, педагоги знакомятся с основными положениями Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Педагоги ознакамливаются с видами инвалидностями, с понятиями доступная среда для инвалидов.
1 занятие -Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА  К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                                                   Материал подготовлен                                                                 педагогом­психологом                                                         высшей категории                                                     – Бондарь Е.М.  г. Волгодонск 1 Занятие №1 (тема №1 и №2) «Конвенция ООН о правах инвалидов ­ основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг».   (Слайд №2)               «Доступность ­ это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,  приспособление дорог и общественного транспорта.  Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов  правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» Владимир Путин (Слайд №3)             С   1   января   2016   г.   вступают   в   силу  основные   положения   Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные   акты   Российской   Федерации   по   вопросам   социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Этим   Законом   и   другими   нормативно­правовыми   актами   в   течение   последних нескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положений Конвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов. Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем   мире,   является  Конвенция   о   правах   инвалидов,   принятая   Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции  РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия   актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции. государственными   органами   нормативно­правовых   В   статье   1  Конвенции   установлено,   что   ее   цель   заключается   в   поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека   и   основных   свобод,   а   также   в   поощрении   уважения   присущего   им достоинства. Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся: ­ полное и эффективное вовлечение и включение в общество; ­ равенство возможностей; ­ недискриминация (предоставление одинаковых прав всем гражданам); ­ доступность. Указанные   принципы   логически   вытекают   один   из   другого.   Для   того,   чтобы обеспечить   полное   вовлечение   и   включение   инвалида   в   общество,  необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид 2 не   должен   подвергаться   дискриминации.  (это   негативное   отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе).  Основным   способом   устранения   дискриминации   инвалидов   является обеспечение доступности. Согласно статье 9  Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься   надлежащие   меры   для   обеспечения   инвалидам   доступа   наравне   с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно­коммуникационные   технологии   и   системы,   а   также   к   другим объектам   и   услугам,   открытым   или   предоставляемым   для   населения,   как   в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение   препятствий   и   барьеров,   мешающих   доступности,   должны распространяться, в частности: ­ на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; ­   на   информационные,   коммуникационные   и   другие   службы,   включая электронные службы и экстренные службы. В   тех   случаях,   когда   инвалидам   не   обеспечивается   доступность   услуг   и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.  В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или   осуществления   наравне   с   другими   всех   прав   человека   и   основных   свобод   в политической,   экономической,   социальной,   культурной,   гражданской   или   любой иной области. Согласно   статье   5  Конвенции   государства  запрещают   любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и   эффективную   правовую   защиту  от   дискриминации   на   любой   почве.   Это,   в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению. Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это  нужно  в  конкретном случае,  необходимых и подходящих модификаций и коррективов,   не   становящихся   несоразмерным   или   неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами.                              (Слайд №4)             3 Во­первых,  обеспечивается   доступность   зданий   и   сооружений  данной организации   путем   оборудования   их   пандусами,   широкими   дверными   проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п.  Во­вторых,  обеспечивается   доступность   для   инвалидов   услуг  этих организаций  путем   изменения   порядка   их   предоставления,   оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.  Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными.  Во­первых,  они   должны   соответствовать   потребностям   инвалидов, вызванным   ограничениями   их   жизнедеятельности.   Например,   инвалид   вследствие заболевания сердечно­сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь   возможность   для   отдыха   в   сидячем   положении.  Однако   это   не   порождает право   инвалида   пользоваться   залом   повышенной   комфортности   для   официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале.  Во­вторых,  меры   по   приспособлению   должны   соответствовать возможностям   организаций.   Например,   не   обосновано   требование   полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры. С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для  инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья   2  Конвенции  определяет   универсальный   дизайн   как   дизайн предметов,  обстановок,   программ   и   услуг,   призванный   сделать   их   в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает   ассистивные   (т.е.   вспомогательные)   устройства   для   конкретных групп инвалидов, где это необходимо. В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста. Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о   правах   инвалидов.   Создание   доступной   среды   для   инвалидов   регулируют Федеральный закон  от 24 ноября 1995 года N 181­ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012   г.   №   273­ФЗ  «Об   образовании   в   Российской   Федерации»  (ст.   79), Федеральный   закон   от   28   декабря   2013   г.   N   442­ФЗ  «Об   основах   социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от   10   января   2003   года   N   18­ФЗ  «Устав   железнодорожного   транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259­ ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1),   Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126­ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.   4 Реализация   на   практике   требований   правовых   актов,   касающихся   создания доступной среды для инвалидов, является исполнением обязательств, взятых перед инвалидами   российским   обществом   в   лице   государства,   ратифицировавшего Конвенцию о правах инвалидов.   «Виды  нарушений  функций  организма, приводящие  к   инвалидности,  и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально­бытовую деятельность».                                                                                                 (Слайд №5) 1 Установление   инвалидности   в   соответствии   с   российским законодательством. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций   организма,   обусловленное   заболеваниями,   последствиями   травм   или дефектами,   приводящее   к   ограничению   жизнедеятельности   и   вызывающее необходимость его социальной защиты.1 При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная   утрата   лицом   способности   или   возможности   осуществлять самообслуживание,   ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.    самостоятельно   передвигаться, Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 1.                                                                                                                        Таблица 1 Содержание категорий жизнедеятельности человека Категории жизнедеятельности Содержание категории жизнедеятельности к к к Способность самообслуживанию Способность самостоятельному передвижению Способность ориентации Способность к общению Способность 1 Способность   человека   самостоятельно   осуществлять основные   физиологические   потребности,   выполнять повседневную   бытовую   деятельность,   в   том   числе   навыки личной гигиены   Способность самостоятельно   перемещаться   в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое   и   при   перемене   положения   тела,   пользоваться общественным транспортом Способность   к   адекватному   восприятию   личности   и окружающей   обстановки,   оценке   ситуации,   к   определению времени и места нахождения Способность   к   установлению   контактов   между   людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации Способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально­правовых и морально­этических норм 5 контролировать свое поведение Способность к обучению Способность   к трудовой        деятельности Способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального,   социального,   культурного,   бытового характера),   развитию   способностей,   приобретению   опыта применения   знаний   в   повседневной   жизни   и   формированию мотивации получения образования в течение всей жизни Способность   осуществлять   трудовую   деятельность   в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы Установление   инвалидности   у   взрослых   и   детей   осуществляется   при предоставлении   государственной   услуги   по   проведению   медико­социальной экспертизы.  Для   выполнения   этой   услуги   в   РФ   функционируют   федеральные учреждения медико­социальной экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.  2  : Условиями признания гражданина инвалидом являются   –   нарушение   здоровья   со   стойким   расстройством   функций   организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; – ограничение жизнедеятельности; –   необходимость   осуществления   мер   социальной   защиты,   включая реабилитацию. Наличие   лишь   одного   из   указанных   условий  не   является   основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.   Инвалидность   устанавливают  исходя  из   комплексной   оценки   состояния здоровья   гражданина   в   соответствии   с   Классификациями   и   критериями, утвержденными Минтрудом РФ.3 В   зависимости   от   степе    ни   расстройства   функций   организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.  I группа     инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма,  III группа инвалидности – при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория «ребенок – инвалид». Гражданину,    справка,   подтверждающая   факт   установления   инвалидности,  с   указанием   группы инвалидом, выдаются   признанному     2 3 6 инвалидности,   а   также  индивидуальная   программа   реабилитации.   Порядок составления   и   формы   справки   и   индивидуальной   программы  реабилитации утверждаются Минтруда России.4 Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе используется   термин  «  маломобильные   группы   населения  »  (МГН),   который определяется   как   «люди,   испытывающие   затруднения   при   самостоятельном передвижении,   необходимой   информации   или   при ориентировании в пространстве.    получении   услуги,   К маломобильным группам населения  здесь  отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.».   Таким образом, МГН –  «  маломобильные группы   населения    »  –   это   более   широкая   категория   людей,   включающая   в   себя инвалидов. 2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности. Что такое доступная среда?  Термин «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах. Безбарьерная среда (дизайн). Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Первоначально это выражение использовалось для   описания   зданий   и   компонентов,   которыми   могли   пользоваться   люди, использующие   инвалидную   коляску.   Однако   впоследствии   в   определение   были включены стандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности. В широком смысле, безбарьерный, или доступный дизайн – это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни Для   решения   вопросов   создания   доступной   среды   жизнедеятельности   на объектах   социальной   инфраструктуры   разработана   классификация   форм инвалидности, которую условно можно обозначить «пентада косгу»   (табл.2).                                                                                                                     (Слайд №6)                                                                                                                       Таблица 2 Классификация форм инвалидности Формы инвалидности Графическое изображение Инвалиды,   передвигающиеся   на креслах­колясках Инвалиды   с   нарушениями   опорно­ двигательного аппарата Буквенное обозначение  К О 4 7 С Г У Инвалиды с нарушениями зрения Инвалиды с нарушениями слуха Инвалиды   с умственного развития   нарушениями В   зависимости   от   формы   инвалидности   лицо   сталкивается   с   определенными   сооружениями   и   мешающими   ему   пользоваться   зданиями, барьерами, предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.                                                                                                                     (Слайд №7)              3.Краткая   характеристика   барьеров   окружающей   среды   для   инвалидов разных форм Для   инвалидов,   передвигающихся   на   креслах­колясках,  барьерами различной степени выраженности могут быть  пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие,  неправильно   установленные   пандусы,   отсутствие   поручней,   высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло­коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при   преодолении   препятствий  (при   необходимости)   и   др.   физические   и информационные барьеры. Для инвалидов с нарушениями опорно­двигательного аппарата барьерами различной степени выраженности могут быть: 1для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор –  пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы,   отсутствие   поручней,   отсутствие   мест   отдыха   на   пути   движения  и   др. физические барьеры;  2для лиц, не действующих руками –   препятствия при выполнении действий руками   (открывание   дверей,   снятие   одежды   и   обуви   и   т.д.,   пользование   краном, клавишами и др.), отсутствие  помощи  на объекте социальной инфраструктуры для осуществления  действий руками; Для   инвалидов   с   нарушениями     зрения  барьерами   различной   степени выраженности   могут   быть  отсутствие   тактильных   указателей,   в   том   числе направления   движения,   информационных   указателей,  преграды   на   пути   движения (стойки,   колонны,   углы,   стеклянные   двери   без   контрастного   обозначения   и   др.); неровное,   скользкое   покрытие,   отсутствие     помощи     на   объекте   социальной инфраструктуры для   получения информации и ориентации и др. Для   инвалидов   с   нарушениями   слуха  барьерами   различной   степени выраженности   могут   быть  отсутствие   зрительной   информации,   в   том   числе   при чрезвычайных   ситуациях   на   объекте   социальной   инфраструктуры,  отсутствие возможности   подключения   современных   технических   средств   реабилитации (слуховых   аппаратов)   к   системам   информации  (например,   через   индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля 8 для   лиц   с   кохлеарными   имплантами, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.   отсутствие     сурдопереводчика, Для   инвалидов   с   нарушениями     умственного   развития  барьерами различной степени выраженности  могут быть  отсутствие понятной    для усвоения информации   на   объекте   социальной   инфраструктуры,     отсутствие     помощи     на объекте социальной инфраструктуры для     получения информации и ориентации  и др.                                                                                                                      (Слайд №8) 4.   Общие   рекомендации   для   специалистов   по   устранению   барьеров   для инвалидов с разными формами инвалидности. Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды на объектах социальной инфраструктуры представлены в табл.3                                                                                                                        Таблица 3 Общие   рекомендации   по   устранению   барьеров   окружающей   среды   для инвалидов с разными формами инвалидности Основные формы инвалидности Инвалиды, передвигающиеся   на креслах­колясках Инвалиды   с нарушениями опорно­ двигательного аппарата Инвалиды   нарушениями зрения Инвалиды   нарушениями слуха Инвалиды   нарушениями умственного развития Общие   рекомендации   по   устранению   барьеров окружающей среды Устранение физических  барьеров на пути к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч.) на дому, удобное размещение информации, организация работы помощников  Устранение физических  барьеров на пути к месту предоставления   услуг,   организация   места   для   отдыха; для   инвалидов   не   действующих   руками­   помощь   при выполнении необходимых действий Устранение   информационных   и   физических барьеров на пути движения, предоставление информации в   доступном   виде   (укрупненный   шрифт,   плоско­ точечный   шрифт   Брайля,   контрастные   знаки),   допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника Устранение   барьеров   по   предоставлению информации, допуск сурдопереводчика Устранение   барьеров   по   предоставлению информации   («ясный   язык»   или   «легкое   чтение»), организация сопровождения с с с Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 9 Методическое   пособие   для   обучения   (инструктирования)   сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2­х Ч. ­ М., 2015. ­ 555 с 10

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Занятие для педагогов №1 - Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях  инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018
Посмотрите также: