Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"
Оценка 4.9

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
воспитательная работа
Взрослым
17.02.2017
Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"
Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех периодах смены: организационный (оргпериод), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. В каждом периоде есть свой «пик трудности» а также задачи и способы поведения вожатого. Каждому дню лагерной смены необходимы план-сетка и мероприятия на каждый день. См. Приложение №1
протокол педсовета № 2.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детский оздоровительно­образовательный центр «Костёр» ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № _____2_____ город Выкса                                                                                      «05   »         июня    Списочный состав: 27 чел. Присутствовало: 27 чел. Председатель (по должности) – Кулев С.В., директор МБУ ДО «ДООЦ «Костёр»     20   16 года 1 Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного ПОВЕСТКА ДНЯ: детского коллектива. 2 Формирование   навыков   здорового   образа   жизни   в   условиях   временного детского коллектива. Председатель   собрания  С.В.   Кулев  поставил   на   голосование   вопрос   об утверждении повестки собрания.  Голосовали: "За" ­ 27, "против" ­ 0, "воздержались" ­ 0. Повестка собрания утверждена. По повестке дня слушали: По первому вопросу: Слушали  Матчину   С.В.,   методиста   по   воспитательной   работе,  которая сделала   доклад   о   логике   смены   и   развитии   творческих   способностей   в   условиях временного   детского   коллектива.   Отметила   важность   педагогической   работы   по выявлению   и   поддержке   способностей   детей   и   подростков   в   период   смены. (Материалы   доклада   –   см.   Приложение   1).   Предложила   использовать   полученную информацию   в   работе   педагогов­организаторов   и   педагогов   дополнительного образования. Голосовали: "За" ­ 27, "против" ­ 0, "воздержались" ­ 0. Решили: принять к сведению полученную информацию и использовать в работе. По второму вопросу: Слушали  Матчину   С.В.,   методиста   по   воспитательной   работе,  которая рассказала   об   особенностях   формирования   навыков   здорового   образа   жизни   в условиях временного детского коллектива (материалы доклада – см. Приложение 2). Предложено принять информацию к сведению и использовать в работе с детьми на отрядах. Голосовали: "За" ­ 27, "против" ­ 0, "воздержались" ­ 0. Решили: принять к сведению полученную информацию и использовать в работе. Председатель педагогического совета                                                          С.В. Кулев Секретарь педагогического совета                                                                С.В. Матчина Приложение 1 Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива Периоды смены.  Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех   периодах   смены:   организационный   (оргпериод),   основной   и   заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет   ему   более   четко   определить,   какие   же   формы   работы   выбирать   в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задач, стоящих перед ним. Динамика развития смены: ­ оргпериод, 3 дня ­ знакомство, привыкание, адаптация. ­   основной   период,   который   сам   по   себе   делится   по   мере   расширения   зоны взаимодействия   детей   на:   отрядный   (около   5   дней   ­   в   основном   отрядные   дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.), межотрядный (около 5 дней ­ знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) лагерный (около 5 дней ­ большие общелагерные дела, дети уже обычно   готовы   к   участию   в   таких   делах   и   подготовка   к   ним   проходит   намного интереснее   и   плодотворнее.   остается   пара   межотрядных   дел   или   совместная межотрядная   подготовка,   а   от   отрядных   дел   остаются   ежедневные,   традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия завершающий   период,   2­3   дня,   когда   есть   итоговое   дело,   логическое   завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов. При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких­то детей зона развития будет опережать периоды ­ но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные  поручения   и  мероприятия,  автоматически   получаешь  помощников   в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом. Организационный период Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Задачи: ­ Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; ­ Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; ­ Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; ­ Определение места (статуса) в коллективе; ­   Формирование   умения   найти   «золотую   середину»   между   удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; ­   Формирование   чувства   «Мы»   (семья,   особенные,   вместе),   доверия   друг   к другу; ­ Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Предлагаемые формы работы: ­ Игры на знакомство; ­ Экскурсия по лагерю; ­ Игра на территории «Шифровка»; ­ КТД; ­ Формы работы с группами переменного состава; ­ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; ­ Установление традиций в отряде. Уровень отряд­ребенок: ­ преодоление стресса от смены обстановки ­ организация группировок, распределение в них ролей ­   принятие   законов,   существования   отряда   (правила   поведения,   этические нормы, взаимоотношений дети ­ вожатый) ­ вхождение в состояние успеха ­ сплочение отряда, осознание коллективом себя ­ срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда) ­ преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов) Уровень вожатый: ­ формулирование задач и методов их решений ­ формулирование этических норм существования в отряде и лагере ­  подтверждение   собственной  успешности  и  введение   напарника  в  состояние успеха ­ позиционирование вожатого ­ оценка приехавших детей ­   анализ   складывающихся   в   отряде   группировок,   выстраивание   отношений   с ними ­ формулирование законов существования в отряде и этических норм ­ ввод отряда в состояние успеха ­   подтверждение   позиционирования   вожатого,   подтверждение   законов   и этических норм ­ отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда) ­ преодоление срыва отряда Пик трудности: 3–4­й день смены связан с процессом адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, улучшить настроение детей Оргпериод   –   это   время   привыкания   детей   к   новым   условиям,   к   новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной». В   этот   период   только   формируется   актив   отряда,   происходит   выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом. В   оргпериод   необходимо   ориентироваться   на   отрядную   (внутриотрядную) деятельность,   формирование   отряда,   как   сплоченного   коллектива,   готового   и способного эффективно работать. Хорошо   если   в   первые   дни   после   заезда   организуются   мероприятия информационно­рекреативного  характера,  не  требующие  напряжения  сил и  особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием. Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам.   Если   не   будет   плана   —   будет   суматоха   и   неразбериха,   раздражение   и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе   с   напарником   накануне   смены,   не   страшно,   если   план   будет   меняться   в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно. Результатом   прохождения   оргпериода   является   сложившийся   коллектив, принявший   законы   существования   в   условиях   лагеря,   с   принятым   отрядом комплексом этических установок (что круто­ что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь­ отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д. Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи. Задачи первого этапа основного периода: ­ создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно­ нравственного потенциала; ­ развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка; ­ создать условия для работы органов соуправления; ­ корректировать нормы общения, поведения, отношений. На втором этапе основного периода задачи следующие: ­ организовать коллективно­творческую деятельность; ­   создать   условия   для   полноценного   функционирования   органов   детского соуправления; ­   показать   знания,   умения,   навыки,   полученные   на   занятиях   кружков   или клубных объединений; ­ корректируются межличностные и коллективные отношения. Предлагаемые формы работы: ­ Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников; ­ Совместное планирование, проведение дел; ­ Организация равноправного диалога с детьми; ­ Совместное обсуждение возникающих проблем. Уровень вожатый: ­ поддержание «туннеля реальности» ­ решение личностных проблем ребенка ­ решение задач его личностного роста ­ подтверждение этических установок, заданных в отряде ­ поддержание вожатых в состоянии успеха ­   формирование   у   родителей   позитивного   мнения   о   отряде,   лагере   и   нашей работе Основной вид деятельности вожатого: Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период Пик трудности: На 13–14­й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю Основной период ­ это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты. На   этом   этапе   можно   переходить   к   межотрядным   и   общелагерным мероприятиям   (не   забывая,   конечно,   о   своем   отряде   надолго).   В   этот   период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных. Заключительный (итоговый) период смены Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой. Вожатый в это время ­ работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера. Задачи: Организация подведения итогов смены; Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.); Реализация вышеперечисленных знаний и умений; Организация личной рефлексии; Организация групповой рефлексии. Предлагаемые формы работы: Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение; Выставки творческих работ; Фестивали, гала­концерты (награждение по различным творческим номинациям). Уровень вожатый: психологическая подготовка ребенка к завершению смены завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни») вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь») подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд отъезд Основной вид деятельности вожатого: Пожинание «плодов» организованной работы Пик трудности: За 2–3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить настроение детей Отрядная работа: Конкурсы творческих дел, прощальный отрядный огонёк... Наибольшим   успехом   пользуются   общелагерные   дела,   в   том   числе   и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль  вожатого становится  второстепенной,  многие задания  ребята могут выполнять самостоятельно, но все­таки исполнение необходимо контролировать. Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила,   если   вожатые   ослабляют   требовательность,   стараются   увеличить   объем «свободы».   Поэтому   программу   последних   дней   необходимо   сделать   максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом. Важно   провести   анализ   смены,   накопленного   опыта   и   поставить   задачи   на дальнейшую самореализацию.  Авторитет вожатого Авторитет должен быть правильным! Для начала о том, каким он НЕ должен быть. – Дешёвый авторитет Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать. Можно мы сегодня на зарядку не пойдём? Да пожалуйста! Она и самому мне надоела Вожатый   с   дешёвым   авторитетом   становится   на   один   уровень   с   детьми, братается   с   ними   по­пацански,   допускает   панибратство.   Он   принимает   во   всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины. Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит.   Ну   и   за   что   уважать   такого   вожатого?   Да   и   любить­то   его   не   за   что. Дешёвый   авторитет   —   это   ещё   и   большая   подстава   напарника.   Ведь   напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым». Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей. – Злой авторитет Злой   авторитет   основан   на   страхе.   Вожатый   по   любому   поводу   кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены). Дети   воспринимают   злого   вожатого   однозначно:   как   своего   врага.   И   они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи». Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что­то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что­то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда. А теперь о том, каким же авторитет должен быть. Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Об этом речь пойдёт дальше. Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети   будут   слушаться   не   потому,   что   им   что­то   за   это   пообещали   или   чем­то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал. Когда   у   вас   правильный   авторитет,   вам   открыт   путь   к   детским   душам.   Вы можете   создавать   атмосферу   на   отряде,   можете   зажигать   и   вдохновлять   детей   на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые. И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение. Еще   одна   популярная   проблема   в   отряде   –  это   распределение   этого   самого авторитета между вожатыми. Зачастую, происходит так, что основную инициативу а, следовательно, и главную роль в отряде, на себя берет тот вожатый, который имеет больше опыта – если он работал в этом качестве ранее, либо тот, который просто более активен и уверен в себе. Такое развитие событий характерно для подавляющего большинства подобных ситуаций, и в сущности ­ это вполне логично и в этом нет ничего плохого, по крайней мере, на первый взгляд. Но   если   разобраться,   то   выяснится,   что   на   самом   деле,   пользы   от   такого «вожатства» мало, причем не только для напарника(цы), но и для самого «вожака». Да и дети при этом не выигрывают, а бывает, и начинают этим пользоваться в корыстных целях. Чем же опасен высокий авторитет одного вожатого и низкий, или вообще его отсутствие, у другого? Во­первых ­ распусканием дисциплины, дезорганизованностью отряда и ослаблением контроля над ним. Дети – очень чутки к восприятию лидера, особенно в подростковом возрасте, и очень   быстро   понимают,   чье   слово   в   отряде   имеет   вес   и   кого   надо   слушаться беспрекословно, а чьему можно и не уделять особого внимания. Как последствие, возможны   ситуации,   когда   дети   демонстративно   игнорируют   одного   из   вожатых, подчеркивая   при   этом   авторитет   другого,   со   всеми   вытекающими   отсюда последствиями. В результате, на отряде остается, фактически, один вожатый и при этом, ему, даже при его авторитете, будет невероятно трудно в одиночку справляться с   распоясавшимся   отрядом.   Во­вторых   ­   его   напарник(ца),   кроме   комплекса неполноценности   и   нервного   срыва,   тоже   вряд   ли   сможет   почерпнуть   что­то   из подобной педагогической практики. Подобное   развитие   событий,   с   более   или   менее   похожими   ситуациями, встречается  в детских оздоровительных  лагерях довольно часто  и чтобы  избежать этого, необходимо с самого начала смены правильно строить общение с детьми и с напарником(цей),   справедливо   и   в   относительно   равной   степени   распределять педагогические   обязанности   на   отряде,  а  следовательно,  и   рабочую   нагрузку.  При первой   же,   вводной   беседе,   на   вечере   знакомств,   например,   следует   кроме представления обоих вожатых, сразу объявить детям, что в течение всей смены по всем вопросам они могут обращаться к любому из вожатых и всё, что говориться вожатыми во время обращения к ним – говориться от имени обоих. Таким образом, ребята должны понять, что среди вожатых нет «главного» и «неглавного», а они ОБА представляют собой ­ руководство отряда. На протяжении смены нужно постоянно поддерживать этот статус, не допуская ошибок и оплошностей. Вожатые должны как можно чаще общаться и делиться друг с другом важной информацией после планерок, или других важных событий, чтобы быть осведомленными всегда в равной степени. Должны   быть   солидарны   друг   с   другом   в   своих   решениях,   будь   то   поощрения, наказания   детей,   или   что­то   еще.   Тем   самым,   исключаются   эпизоды,   когда   один вожатый разрешает то, что запретил другой или когда один смотрит на определенные проступки «сквозь пальцы», а другой наказывает за них, ведь с этого и начинается разделение детьми вожатых на «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого» и т.д. Во время обращения к детям от лица вожатого и, особенно в присутствии напарника(цы), следует избегать местоимения «я» и заменять его на «мы», тем самым подчеркивая, что это исходит от обоих вожатых. Кроме того, желательно, чтобы оба вожатых одинаково активно и дружелюбно общались со всем отрядом, не зависимо от личных симпатий и антипатий, или от полового признака (ведь общепринят тот факт, что при том, когда на отряде стоят мужчина   и   женщина,   то   первый   больше   общается   с   мальчиками,   а   вторая   – естественно, с девочками, а было бы не лишним иногда и наоборот), участвовали в подготовке и проведении различных мероприятий вместе с детьми и жили вместе с отрядом активной и интересной жизнью. Очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей, то есть напомнить   им,   что   их   отдых   в   лагере   напрямую   и,   в   первую   очередь,   зависит   от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее   они   научаться   оправдывать   этот   статус,   тем   быстрее   смогут   добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.   Таким   образом,   у   детей   уходит   ощущение,   что   их   наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере. Кем вожатый должен быть для детей? На младшем возрасте это мама и бабушка, это забота взрослого, которая так нужна малышам, оторванным от дома. На старшем возрасте вожатый — скорее товарищ, друг (тут тоже всё непросто…). На среднем возрасте   вожатый,  скорее,   как   старший   брат,  на   которого   хочется   быть   похожим. Ребёнок может доверить вожатому свои проблемы, потому что он всегда поможет, подскажет. Разница   в   возрасте   между   вожатым   и   ребёнком   очевидна,   и   дистанцию   эту необходимо   сохранять.   Но   иногда   нужно   поговорить   и   по­дружески,   на   равных. Только этот разговор должен проходить «между нами», чтоб ребёнок ни в коем случае не чувствовал себя особенным, не бравировал доверием вожатого. Имидж вожатого Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого   вами   впечатления.   Тут   очень   важен   имидж:   внешний   вид,   стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой. Внешний вид Вожатый   всегда  аккуратен,  подтянут.  Стильные  аксессуары   и  всякие   фишки приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро! Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно ­ отношение в отряде будут такими же: несложными   и   дисциплинированными.   Любая   попытка   подчеркнуть   свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего   отряда.   Ведь   ребенок   может   воспринять   яркую   одежду,   аксессуары   или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я. Речь Речь   вожатого   правильная   и   чистая.   Без   жаргонных   слов.   Не   думайте,   что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее. Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? J Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают   шуметь   ещё   громче.   Кончится   тем,   что   вы   просто   сорвёте   себе   голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться. Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N­го китайского предупреждения. Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы. Вожатый — Бог Да,   именно   так   должно   казаться   детям.  Их   вожатый   самый   лучший.  Он   всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях. Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то так, то сяк, мечетесь то одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно. Будьте   готовы   к   самым   неожиданным   испытаниям,   которым   вас   подвергнут дети.   Неожиданные   каверзные   вопросы,   попытки   не   слушаться,   только   чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы,   помните,   что   неожиданный,   оригинальный   ответ   обезоруживает провокатора. Если   вы   что­то   умеете   делать   хорошо,   скажем,   играть   в   футбол,   играть   на гитаре, стоять на голове, танцевать нижний брейк— демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен. Если вы чего­то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать  детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что­то делаете плохо. Но   есть   вещи,   которые   надо   делать   обязательно.   Например,   участвовать   в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где­то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале,   ждите   от   них   неудобных   вопросов.   То   же   можно   сказать,   например,   про футбольные   матчи   вожатые­персонал:   пусть   за   всё   время   вы   лишь   пару   раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, ровно как и умение что­то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во­первых: всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во­вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации. И  ещё имейте  в  виду:  изображать  «монстра» не  являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству. Вожатый — защитник Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно,  сглаживая   конфликт,  а  не   обостряя   его),  даже   если   ваши   дети   в  чём­то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где­то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор. Как добиться авторитета? Работать как можно добросовестней. Еще одной неоспоримой ошибкой начинающего вожатого является отсутствие четкого   плана   действий.   Почасового,   поминутного,   творческого   и   гибкого,   не   в методичке,   а   в   голове.   Такого   плана,   который   представит   тебя   ребятам   как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено», А потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее,   до   смены,   подготовить   мероприятия.   Это   придаёт   вам   такое   ценное спокойствие   и   чувство   уверенности,   а   значит,   и   хорошее   настроение,   а   без   него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня   этих   несчастных   детей.   То   ли   дело,   когда   всё   готово   заранее,   когда   вы предчувствуете   яркий   и   интересный   день.   Это   чувство   передаётся   детям,   и   ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше. Следить за имиджем. Следить за дисциплиной (об этом ещё будет подробнее). В первые три дня всё должно быть безупречно! Использовать любой удобный случай для общения с детьми. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию. Не изолироваться! Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики, зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям. Помните:   каждая   минута,   проведённая   вами   отдельно   от   детей   —   ваше упущенное время. Беречь свои силы. Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки. Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее! Сразу брать дело в свои руки. Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2­ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут всё устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя. Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно. Оглядываться и одумываться. Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков — скатываются   на   "застраивание".   Если   с   дисциплиной   что­то   не   ладится,   все   силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время — а всё зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут. Какая уж там атмосфера, какое творчество?… Одна головная боль. Почувствовав первые симптомы, скажите себе "стоп". Если всё так, значит, вы идёте неверной дорогой. Найдите в себе силы сделать поворот. Сделайте что­нибудь неожиданное, заинтересуйте детей, затейте что­то интересное, пусть даже слегка в ущерб дисциплине (в разумных пределах). Дисциплина и атмосфера на отряде одинаково важны, и тут часто приходится балансировать. Никогда не задавайте вопросы, ответ на которые вы заранее знаете. Ведь в этом случае   вы   задаете   вопрос   затем,  чтобы   уличить   ребенка   в   чем­то.   «Ты   убрался   в комнате?» ­ вы видите, что он не убрался, зачем спрашиваете? В возрасте 14­15 лет на такой вопрос вы можете получить конкретный ответ: «А вы что не видите?» или «Да, убрался», а теперь спорьте и доказывайте, что это не так. Вместо того чтобы задавать такие вопросы, используйте выражение, я заметил. «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас». Если ребенок скажет: «Я это сделал», вы можете ответить, «Я ошибся» или «Отлично, я хотел бы это видеть». Не быть ребёнком! Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно.   Вожатый   должен   быть   сравним   с   ребёнком   в   плане   жизненной энергии,   выдумки,   должен   хорошо   понимать   детей.   Но   психологически   вожатый должен быть взрослым. А еще... Установи традиции в общении. Постоянное приветствие или необычная «именная»   фраза   в   типовых   ситуациях   будет   работать   только   в   пользу   вожатого. Привычное   действие   или   слово   становится   брендом,   а   это   придаст   уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим». Возьми   на   вооружение   несколько   эффективных   психологических   игр.   «   В трудной   ситуации   тренинг   или   удачно   примененная   игровая   ситуация   помогает отвлечь   внимание   группы   от   вожатого   и   увлечься   программой,   уйти   в   мир   своих ощущений.   Это   позволит   взять   тайм­аут   вожатому   и   вести   ситуацию   по   своему сценарию, Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу! Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство настроя. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будь открытым и не бойся ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.   План­сетка Всю свою сознательную жизнь мы "строим" планы: на сегодняшний вечер, на завтрашний день, на ближайшее будущее, на дальнюю перспективу. Мы планируем работу   и  отдых,  встречи   и   поездки,  доходы   и   покупки.   Можно   даже   сказать:   это исключительное качество человека ­ предвидеть и прогнозировать свои действия. Вспомните, как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове   тут   же   возникли   мысли:   "Что   я   с   собой   возьму?",   "Когда   я   успею подготовиться?",   "Сколько   я   там   заработаю   и   на   что   потрачу   эти   деньги?".   А ключевой мыслью было: "Что я там буду делать?". И при попытке ответить на этот вопрос   в   вашем   воображении   возникали   сначала   смутные,   а   потом   всё   более отчётливые образы: как вы идёте с детьми в лес, как вы разговариваете с непослушным ребёнком,   как   вы   гадаете   ребёнку   по   ладошке   ...   Это   были   первые   шажки   по планированию   вашей   деятельности   в   лагере.   Может   быть,   чуть   позже   вы   даже попробовали   составить   перечень   дел,   игр,   бесед,   экскурсий,   конкурсов,   эстафет, которые вы могли бы провести с ребятами. Если так было, то, вы, наверное, помните, как после выполнения этой работы вы почувствовали огромное облегчение: "Кажется, я знаю, что буду делать". А потом, возможно, вы сделали ещё один шаг, как вам казалось ­ последний. Вы расчертили лист на квадраты и попытались в этих квадратах расположить   те   мероприятия,   которые   вы   вспомнили   и   выписали.   То,   что   у   вас получилось называется "План­сетка". Смена обрела контуры, а вы ­ уверенность. Так бывает   всегда:   человек   испытывает   повышенную   тревожность,   пока   пребывает   в неизвестности,   страхи   перед   будущим   исчезают   по   мере   того,   как   это   будущее преобретает ясность. Предварительное планирование смены ­ очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план­сетка, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым,   рассчитывающим   на   экспромт   и   на   авось.   Если   вы   поехали   в   лагерь   с планом, шанс, что у вас получится, очень высок. Но не спешите. Наличие у вас плана ­ это ещё не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, ­ это не совсем справедливо. У детей тоже есть определённые представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть и не надо от них пренебрежительно омахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить   удивительную   настойчивость   и   целеустремлённость,   когда   реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может "не пройти". Степень привлечения детей к планированию растёт по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью. На то, что вожатые редко привлекают к планированию смены малышей есть основания. Но тем не менее привлечь карапузов к этому делу можно так. Разбейте ребят   на   группы,   вручите   каждой   группе   пять   листочков.   На   каждом   листочке   ­ название какого­то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Это очень сложно. Когда дети закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны ­ пусть малыши учатся  аргументировать.  Затем вместе "раскидайте" ваши  отрядные дела в план­сетку общелагерных мероприятий. И   хотя   фактически   этот   план   на   все   100%   будет   плодом   вашей   фантазии, малыши будут считать его своим. Но можно поступить и по­иному. Это когда вы честно, без лукавства скажете детям: ­ Мы составили примерный план, по которому мы будем жить, и хотели бы услышать ваше мнение, посоветоваться. Сейчас мы расскажем вам, что хотели бы предложить. Если что­то не понравится ­ скажите. Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих мероприятиях ­ эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим. Другой   способ   совместного   планирования   потребует   от   вас   значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется "Разведка интересных дел". РИД ­ это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты, каждый ребёнок становится "разведчиком", разведчики объединяются   в   маленькие   разведгруппы.   Командиры   получают   задание: "обнаружить"   интересные   идеи   для   плана   отрядной   жизни,   "захватить"   их   и "доставить" к установленному сроку в разведштаб. Объектами разведдействий могут быть   конкретные   люди,   работающие   в   лагере:   начальник,   ст.педагог,   ст.вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые др. отрядов. Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: "Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И ещё вот список. Посоветуй им это провести. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что­то добавить". Последним   этапом   в   сюжете   этой   игры   будет   обработка   полученной информации   всем   отрядом   ­   подготовка   донесения   и   доклад   в   разведцентре, окончательная оценка разведданных на "интересность" и утверждение плана. Ещё   одна   форма   коллективного   планирования   ­   "Аукцион   идей".   Нарисуйте условные   деньги   ­   "блямзики".   Выдайте   каждому   ребёнку   по   N   таких   "денег", соорудите помост для аукциона, молоток, товар и войдите в образ ведущего. Ваша задача ­ продать будущие отрядные мероприятия. Вы будете представлять каждое дело, а после описания и рекламы продавать с аукциона. Только те дела, за которые дали наибольшие суммы, войдут в план смены. дети могут объединять свои капиталы. Самым лучшим вариантом будет поставка "товара" с "фабрик идей", которые вы организуете накануне. Ещё можно обыграть такие формы совместного планирования: "Рейтинг популярности", "Лучшая двадцатка", "Каталог идей" и т.д. В   любом   случае,   какую   бы   форму   привлечения   детей   к   совместному планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при "вёрстке" плана не забывайте: существует общелагерный план (будет возникать необходимость выделять время для подготовки к лагерным мероприятиям); после оргпериода наступает спад активности ­ желательны более спокойные игры; в "банный день" не нужно играть в футбол, а в "родительские выходные" уходить в поход; может измениться погода, и тогда вместо "запланированного" придётся проводить "резервное". И   помните:   "лучший   отдых   ­   это   смена   деятельности"!   По   виду   план­сетка обычно делается либо в строчку или либо выглядит как календарь. Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех   периодах   смены:   организационный   (оргпериод),   основной   и   заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет   ему   более   четко   определить,   какие   же   формы   работы   выбирать   в определенной ситуации. В каждом периоде есть свой «пик трудности» а также задачи и способы поведения вожатого. Каждому дню лагерной смены необходимы план­сетка и мероприятия на каждый день. Авторитет вожатого можно добиться разными путями от злого и дешевого и правильному, которой основывается на любви к детям (они искренно чувствую ваше отношение к ним), справедливости, позитива и активности. Не   нужно   выяснять   с  другими   вожатыми   кто   главный   из   вас   в   отряде,   не   нужно употреблять   матерные   слова,  кричать   и   срываться,  унижать   окружающих,  а  также безалаберно относиться к делу, позволяя детям скучать. Не нужно быть ребенком, конечно   важно,   чтобы   у   вас   и   детей   установились   дружеские   отношения,   но   вы должны еще дать понять, что вы главный, вы взрослый. И на 21 день смены стать для каждого ребенка родителем, другом, сестрой или братом, воспитателем, тренером, организатором и просто открытым позитивным человеком. Приложение 2 Формирование навыков здорового образа жизни в условиях временного детского коллектива бронхит, воспаление легких, Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Байер Я., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. - М.: Академа, 1997. - С. 21-22. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья. Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста. На основании вышесказанного можно сформулировать цель нашей работы - рассмотреть роль педагогического коллектива в организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни и профессиональных заболеваний среди детей и подростков. 1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников Привитие школьникам навыков здорового образа жизни - залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться в течение всей жизни. Петрушин В.И., Петрушин И.В. Валеология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. - С. 58-63. Школьник приобретает навыки здорового образа жизни, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила здорового образа жизни и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о правилах здорового образа жизни является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей. Большинство навыков здорового образа жизни входит в режим дня. Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Сегодня оно ухудшается при переходе из класса в класс, в результате чего к моменту окончания школы более чем у 40 % учащихся выявляются те или иные хронические заболевания и еще у 36 % - морфофункциональные отклонения. В связи с этим до 35 % учащихся имеют различные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недооценкой в практической работе по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Барклай В.М. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 39-41. Как показывают результаты исследований, более чем у половины школьников не закреплены целесообразные для их возраста элементарные навыки здорового образа жизни: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, хотя уже в 11-летнем возрасте школьник должен понимать отдаленные последствия своего поведения для здоровья, а в 13 лет - уметь принять правильное решение в ситуациях, связанных с угрозой для своего физического и психического благополучия. здоровый образ жизнь школа Современные требования к формированию здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков и укреплению их здоровья включают в себя: поддержание безопасной среды в школьном здании; организацию медицинского обслуживания школьников, обеспечивающего постоянный контроль за состоянием их здоровья; наличие программы гигиенического воспитания, интегрированной в школьную образовательную программу; четко определенную позицию школы по отношению к основным аспектам образа жизни - питанию, курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ, двигательной активности и т.д.; медицинское обслуживание педагогов и создание в школе условий для сохранения и укрепления их здоровья; профессиональную подготовку учителей к работе по гигиеническому обучению и воспитанию детей; гигиеническое просвещение детей семейными врачами и врачами педиатрами; связь школы и поликлиники с семьей и общественностью в работе по укреплению здоровья детей. 2. Способы формирования навыка здорового образа жизни у школьников 2.1 Закаливание Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов - теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. - М.: Медицина, 1980. - С. 138. 2.2 Вредные привычки Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить школьники? Байер Я., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. - М.: Академа, 1997. - С. 154-155. Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30 % всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок или старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения - любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям, известным киноактерам и др. Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, что продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позиция должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе - слабеет память, нередко вместе нарушается зрение. Детям обязательно нужно разъяснить, что от курения очень трудно отучиться. Важно создать "противотабачный климат" в школе, интернате и т.д. Этому, как уже было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными интересными делами. Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка - употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная "положительная" установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется представление на такие явления, как на "норму" поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки: - ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки; - в семьях должна быть четкая установка: алкоголь - враг здоровья, алкоголь - враг учебы, алкоголь - враг спорта; - алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма. Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. является бедой. 2.3 Режим труда и отдыха Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Попова Н.М. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. - В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. - М.: Просвещение, 1974. - С. 101-104. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в "долгий ящик". Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п. 2.4 Режим сна Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть снижению работоспособности, достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы. 2.5 Физическая нагрузка Для умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура и спорт весьма полезны, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988. - С. 239- 240. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5-1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д. 2.6 Рациональное питание Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности. У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания. Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главным образом за счет белка. Белки - структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому раньше их мембран клеток, называли "кирпичиками" тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается. Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60 % белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности. Жиры и углеводы - основные источники энергии, а суточная потребность организма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста - 2300 ккалл/в день. Углеводы - не только источники энергии для мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например, входят в состав нуклеиновых кислот, служат резервом питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал. Витамины - обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся начальных классов, как правило, знают о важности витаминов для жизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белки и витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак - 25 %, обед - 35 %, полдник - 15 % и ужин - 25 %. 3. Роль педагогического коллектива в формировании навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний у школьников В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество всех учителей в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) классов учителем учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией. Тесный контакт учителей, детей и их родителей позволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим для них. Задача педагога состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки. Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное отношение к здоровью ребенка обернется куда большей затратой времени - хождение к врачам, лечение, а потом "догнать" пропущенные занятия. Во время обучения в школе основным средством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания, лекции по гигиене, специальная литература. Во многих школах родителей школьников сначала собирают вместе для общей беседы, а затем родители расходятся по кабинетам. В некоторых школах можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи, нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме, дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу. Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомстве учителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое значение. Педагогический работник может дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника, организации закаливания, физического воспитания. При такой беседе педагог и родители могут легче найти решение того или иного трудного вопроса по режиму дня, созданию гигиенических условий в семье и т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований в воспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшей беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания. Заключение Что же конкретно может сделать учитель для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам процесс взаимодействия со школьником: это беседы на актуальные темы, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены - все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, Во-вторых, В-пятых, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с деятельностью школ и учителей. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1977. - С. 117. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, физиологии и школьной гигиены осуществляет индивидуальный подход в общении с ребенком детей, бережно относится к его ранимой психике. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея необходимыми медицинскими знаниями и педагогическим мастерством, взрослый может и должен быть основным "воспитателем здоровья" ребенка. учитель принимает посильное участие в гигиеническим обеспечении отвечающего требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды. В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника и родителей, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка. учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др. педагогический коллектив школы способен организовать наглядные агитационные средства по пропаганде здорового образа жизни, проводить тематические беседы, встречи со специалистами и т.д. В-четвертых, Список использованной литературы 1. Байер Я., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни. - М.: Академа, 2. Барклай В.М. Валеодиагностика: Методическое пособие по 3. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 4. Детская спортивная медицина /Под ред. С. Б. Тихвинского, С. 5. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. - 6. Петрушин В.И., Петрушин И.В. Валеология: Учебное пособие. 1997. валеологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 1988. В. Хрущева. - М.: Медицина, 1980. М.: Просвещение, 1977. - М.: Гардарики, 2002. 7. Попова Н.М. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. - В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. - М.: Просвещение, 1974.

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"

Занятие "Логика смены и развитие творческих способностей детей и подростков в условиях временного детского коллектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017