ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ирина Дубина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Файл:

Здоровьесберегающие технологии в работе кл. руководителя..doc - Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.


Все файлы публикации > Здоровьесберегающие технологии в рабо....doc
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов».
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время
можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии для здоровья
современного ребёнка сделать больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен
выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так,
чтобы обучение детей в школе не наносило ущерб здоровью школьников.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые
будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и
об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих
воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период
обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни
учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в
их жизнь в связи с приходом в школу.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему
здоровью, его потребностями в соблюдении здорового образа жизни и реализацией
соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы
сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть
примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень
грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее
эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами,
позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими
положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий
уровень профессионально­этической,
рефлексивной культуры;
способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания
коммуникативной,
формирования и функционирования психических процессов, состоянии и свойств
личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания,
творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ);
владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих
технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты
1

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля
педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
 ВЛАДЕТЬ ОСНОВАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;
 УСТАНАВЛИВАТЬ КОНТАКТ С КОЛЛЕКИВОМ УЧАЩИХСЯ;
 НАБЛЮДАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ;
 ПРОГНОЗИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ СВОИХ УЧАЩИХСЯ;
 МОДЕЛИРОВАТЬ СИСТЕМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ
ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ;
 ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ УЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ
ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ.
ВСЕ ЭТИ УМЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ, ОКАЗЫВАЮТ
ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ СРЕДСТВ,
МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК В УЧЕБНО­
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ,
ВОВЛЕКАЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМУ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИКИ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
ПЕДАГОГУ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛУЧИТЬ В НАЧАЛЕ ГОДА ЛИСТОК
ЗДОРОВЬЯ КЛАССА ОТ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ
ПОБУЖДАТЬ СОВМЕСТНО С
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ,
РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА, ВНЕДРЯТЬ В
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ В
ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ – ЭТО НОРМА ЖИЗНИ ПЕДАГОГА, ТОЛЬКО ТОГДА УЧЕНИКИ ПОВЕРЯТ И
БУДУТ ПРИНИМАТЬ ПЕДАГОГИКУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОЛЖНЫМ
ОБРАЗОМ.
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ ИДЕЙ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕОБХОДИМО РЕШЕНИЕ ТРЁХ ПРОБЛЕМ:
2

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

 ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ,
СВОЕМУ ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ В СТОРОНУ ОСОЗНАНИЯ СОБСТВЕННЫХ
ЧУВСТВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ С ПОЗИЦИИ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ;
 ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ К УЧАЩИМСЯ. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН
ПОЛНОСТЬЮ ПРИНИМАТЬ УЧЕНИКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, И НА ЭТОЙ
КАКОВЫ ЕГО ОСОБЕННОСТИ,
ОСНОВЕ СТАРАТЬСЯ ПОНЯТЬ,
СКЛОННОСТИ, УМЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ, КАКОВ ВОЗМОЖЕН ПУТЬ
РАЗВИТИЯ;
 ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЯ К ЗАДАЧАМ УЧЕЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРЕДПОЛОГАЕТ НЕ ТОЛЬКО
ДОСТИЖЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, НО И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ С
МАКСИМАЛЬНО СОХРАНЁННЫМ ЗДОРОВЬЕМ.
ДАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ПЕРВОНОЧАЛЬНОЕ
ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ОСОБЕННОСТЕЙ,
ИХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОРАБОТКУ И ОСВОЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МОТОДОВ
ЭФФЕКТИВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО


ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение
сохранения здоровье своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать
возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха
для души и тела ребёнка Двигательные переменки могут помочь сплотить классный
коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики,
имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда также
успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика
подготовить и провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения
способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях.
.
По мнению специалистов­медиков, 75% всех болезней человека
заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы взрослые, ошибочно
считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться,
3

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он
е может бороться с недугом?
Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово
«привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие
умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных
проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и
физически.
Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого
не формируется положительный образ здорового человека.
Малоподвижный образ жизни становиться нормой существования взрослых и
детей.
Сегодняшний теледень среднестатистического ребёнка – это 2 – 3 часа
неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое
настроение сонливость, апатия и т. д. Если ко всему выше сказанному добавить уличный
шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже
в школе, сотовые телефоны – это приводит к различным опасным симптомам и
отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Всё выше перечисленное причины приводят к тому, что ребёнок, который
ведёт такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются
стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания,
памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные
страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.
У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких
интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия,
сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с
малоактивным образом жизни.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной,
интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало
прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Помимо семьи, развитию двигательной активности ребёнка самое серьёзное
внимание должна уделять школа.
4

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и
методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и
психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего
самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Здоровье»:
– Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по
сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в
направлении «Здоровье»:
1.
Сотрудничество с медицинским персоналом учебного
заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями города,
посёлка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья
учащихся класса.
2.
предметником (если такие работают в начальной школе)
Сотрудничество с родителями учащихся и учителем­
в рамках

обозначенной проблемы.
3.
Сотрудничество с психологической службой учебного
заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции
самовоспитания.
4.
Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью
которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди
учащихся и их родителей.
5.
организация и проведение внутриклассных мероприятий,
формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и
спортом.
6.
формировании собственной я­позиции учащихся к проблеме
сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия направления «Здоровья»

в работе с

классным коллективом:
5

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

– психическое и физическое здоровье,
– традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
– гигиена и её значение в жизни человека,
– культура сохранения собственного здоровья,
– ответственность за здоровье других людей,
– гармония души и тела, режим дня и здоровья,
– воля и её значение в сохранении здоровья,
– самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»
– спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами,
спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны, турниры;
– встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками, активно
занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курантами военных
учебных заведений и студентами специальных факультетов, семейными династиями,
активно занимающимися спортом;
– походы выходного дня, дня здоровья, туристические походы;
– предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные
часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы газет,
посвященных спортивной тематике, устные журналы;
– беседы и дискуссии, в которых можно использовать следующие темы:
«Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Спортивные
сооружения моей страны», «История видов спорта», «Древние виды спорта», «История
олимпийских игр», «История олимпийских колец», «Столицы олимпийских игр»,
«Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в моей семье», «Режим дня и спорт», «Как
заниматься спортом без ущерба здоровью», «Экстремальные виды спорта. Что вы о них
знаете?», «Любимый вид спорта», «Спорт и вредные привычки»;
– психолого­педагогические консилиумы и тематические консультации по
вопросам сохранения здоровья учащихся.
Тематические консультации для педагогов и для родителей могут
быть следующие содержания:
«Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу»,
«Вредные привычки и как от них избавляться»,
«Приёмы развития саморегуляции у младших школьников»,
6

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.

«Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять»,
«Режим дня школьника. Как научиться его выполнять»,
«Развитие интереса к спорту у ребёнка в семье».
Такого рода консультации предполагают:
– ведение книги спортивных рекордов учащихся класса на спортивных
района;
площадках
– встречи с медицинскими работниками, тренерами детских спортивных школ,
города,
также

школы,
села,

а




интерактивные игры по проблеме;
– индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола, игровые
тренинги «Я­девочка», «Я­мальчик»;
– обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме с учащимися
и их родителями, читательские конференции, просмотр специальных видеосюжетов и
художественных фильмов по проблеме.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения
здоровья учащихся неформально, а осознано, с учётом особенностей контингента
учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не
эпизодически.



7

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл