Жить в мире с собой и другими
Оценка 5

Жить в мире с собой и другими

Оценка 5
Разработки уроков +1
doc
классное руководство
7 кл
11.03.2017
Жить в мире с собой и другими
Классный час "Жить в мире с собой и другими", разработано для старшеклассников, - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания в духе толерантности и культуры мира. Одна из главных задач предлагаемого занятия - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы.ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ О занятии: Занятие "Жить в мире с собой и другими", разработано для старшеклассников, - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания в духе толерантности и культуры мира. Одна из главных задач предлагаемого занятия - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление старшеклассников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.Классный час
Жить в мире с собой.doc
ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ         О занятии:           Занятие "Жить в мире с собой и другими", разработано для старшеклассников, ­ важная   составляющая   психолого­педагогической   программы   воспитания   в   духе толерантности   и   культуры   мира.   Одна   из   главных   задач   предлагаемого   занятия   ­ сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается   через   ознакомление   старшеклассников   не   только   с   известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой "мозговой   штурм"   по   выработке   определений   толерантности   в   группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими,   кроме   того,   в   ходе   работы   происходит   освоение   социальных критериев и показателей толерантности.  Цели:  •  ознакомление с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "границы  толерантности";  •  обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.   •  развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;  •  осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом  взаимодействии;  •  развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного  внутреннего диалога о самом себе;  •  формирование позитивного отношения к своему народу;  •  повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от  группы.   Время проведения: 60­90 минут. Приветствие. Наше занятие я начну с притчи. 1. Притча «Виноград» 1 Как­то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где­то  они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что,  получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:  ­ Давайте купим ангур! ­ Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, ­  возразил араб.  Но тут вмешался турок:  ­ К чему спорить? — сказал он. ­ Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны  приобрести на этот динар узум!  Грек тоже выразил своё несогласие:  ­ Если уж что­нибудь покупать, то нужно взять стафил! ­ заявил он.  Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому,  что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все  они говорят об одном и том же и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил»  означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на  своём языке.  Обсуждение. О чем эта притча? Чему она нас учит?   На нашей планете очень много людей – более 6 миллиардов. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи или формой   носа,   или   манерой   разговаривать,   или   тем,   как   они   одеты,   какую   музыку слушают,   или   манерами   поведения   и   т.д.   Что   же   делать   в   подобной   ситуации? Оскорблять,   конфликтовать,   ссориться?   Или,   даже   если   вам   не   нравятся   какие­то люди, постараться все же ужиться с ними по мере сил и возможностей. Эта способность называется   толерантность   –   терпимость   к   другим   мнениям,   взглядам,   верованиям; уважение   человеческого   достоинства,   умение   понять   и   принять   другого   человека, умение ладить с другими людьми. 2.  Определения толерантности 2 Написать на доске ­  "Толерантность – это…  Предложить учащимся продолжить  фразу. Определения толерантности: 1. Сотрудничество дух партнерства. 2. Готовность мирится с чужим мнением. 3. Уважение человеческого достоинства. 4. Уважение прав других. 5. Принятие другого таким, какой он есть. 6. Способность поставить себя на место другого. 7. Уважение права быть иным. 8. Признание многообразия. 9. Признание равенства других. 10.Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. 11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.  3. История понятия толерантности. Расскажу об истории понятия «Толерантность». Современные   представления   о   толерантности   или,   точнее,   признание   ее   как фактора,   укрепляющего   гражданский   мир   и   дающего   защиту   от   несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI ­ XVII вв., восставших против   "терпения   нетерпимости"   и   жестоких   религиозных   столкновений.   Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию,   но   показывает,   как   они,   милосердные   по   своей   сути,   разъедаются 3 предрассудками   и   нетерпимостью.   По   его   мнению,   все   верования   должны   иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".  Важнейшим   результатом   деятельности   философов,   и   прежде   всего   Вольтера, явилось   признание   толерантности   всеобщей   ценностью   и   основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа  1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация ­ предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека.   В   ней   изложены   главные   принципы   мира,   ненасилия   и   демократии.   Эти принципы   рассматриваются   в   качестве   требований   или   прав,   которые   может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.  Понимание   толерантности   неоднозначно   в   разных   культурах,   оно   зависит   от исторического опыта народов.  В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем,  толерантность­  "готовность   и   способность   без   протеста   воспринимать личность или вещь", во французском ­ "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения,   политических   и   религиозных   взглядов".  В   китайском   языке   быть толерантным   значит  "позволять,   допускать,   проявлять   великодушие   в   отношении других".   мягкость,  В   арабском   толерантность­   "прощение,   снисхождение, снисходительность,   сострадание,   благосклонность,   терпение...   расположенность   к другим", в персидском ­ "терпение, выносливость, готовность к примирению".  В русском языке существуют два слова со сходным значением ­ толерантность и терпимость.   Термин   "толерантность"   обычно   используется   в   медицине   и   в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой­ либо   неблагоприятный   фактор   в   результате   снижения   чувствительности   к   его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в 4 обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".  В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия   человеческой   культуры,   норм,   верований   и   отказ   от   сведения   этого многообразия   к   единообразию   или   к   преобладанию   какой­то   одной   точки   зрения. Толерантность   предполагает   готовность   принять   других   такими,   какие   они   есть,   и взаимодействовать   с   ними   на   основе   согласия.   Толерантность   является   важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.  Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности ­ интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то,   что   он   выглядит   иначе,   думает   иначе,   поступает   иначе,   просто   за   то,   что   он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью ­ смесью   непримиримости   и   протеста.   Речь   идет   скорее   о   таком   индивидуальном   и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование   тому,   кто   придерживается   иных   взглядов,   определяет   предпочтение подавления,   а   не   убеждения.   Нетерпимости   ненавистны   новшества,   так   как   они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения ­ до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость   способствует   совершению   таких   преступлений,   которые   являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.  Как вы считаете, как проявляется нетерпимость? Проявления нетерпимости:  5 •  оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;  •  игнорирование (отказ в беседе, в признании);  •  негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного  мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе,  как правило, на основе отрицательных характеристик);  •  этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и  традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими  группами);  •  преследования, запугивания, угрозы;  •  расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки,  что одни расы превосходят другие);  •  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя  нация обладает большим объемом прав);  •  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны  крайние формы насилия и массовый террор);  •  эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого  вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);  •  осквернение религиозных или культурных символов;  4. О еще  одном эффекте интолерантности мы поговорим, заполнив таблицу. Ребятам предлагается вписать в таблицу по 2­3 черты для каждой национальности. Например: добрые, злые, жадные, ленивые, хитрые и т.д. Национальность Русские Украинцы Татары Немцы Цыгане «Лица кавказской  национальности» Китайцы  Черты                 Откуда я это знаю                              Заполняем на доске последнюю колонку таблицы, обобщая ответы   ребят на вопрос «Откуда я это знаю?».  6 Большинство, скорее всего, ответит, что узнали об этом из книг, телепередач, разговоров   взрослых,   т.к.   в   жизни   они   недостаточно   знают   представителей   разных национальностей. В то же время мы все хорошо знакомы с представителями  своей национальности. Для всех из них подойдут определения, которые мы им дали? Разве это справедливо? Очевидно, что нет.            Когда мы называем всех людей, принадлежащих к какой­то национальной или иной   группе   ленивыми,   глупыми,   злыми   и   т.д.   мы   пользуемся   стереотипами. Стереотип   –   распространенное   представление   о   чем­либо.   Они   могут   быть индивидуальными и общественными, передаваться от других людей, черпаться из книг, газет, телепередач, формироваться на основе собственного опыта.         Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащим к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик).  Расскажу вам сказку.          Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь.   Была   –   ни   ­   была,   решил   Богатырь   прямо   поехать.   Едет   он   на   своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая ­ голубая, чистая да прозрачная. А посреди   озера   –   остров,   и   сидит   на   том   острове   Змей­Горыныч   о   девяти   головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один   раз   –   слетели   у   змея   три   головы,   махнул   другой   –   еще   три   головы   слетели.         «Что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы?» (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»).   Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить. А может это добрый Змей … Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!             Стереотипы   могут   стать   основой   национализма   и   дискриминации. Давайте   вспомним,   что   такое   национализм?   (идеи   превосходства   одной   нации   над   Что   такое   дискриминация?   (ущемление   прав   других   людей). другой).        Немецкий философ Иммануил Какнт сформулировал такой закон: «Поступай по 7 отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Кант считал, что если все люди будут выполнять этот закон, то общество станет совершенным.  А вы согласны с Кантом?  (Наверное, он прав, ведь себе никто не пожелает унижений, оскорблений и  т.д.  Казалось бы, так просто изменить мир к лучшему! Но, к сожалению, мир до сих пор несовершенен). 5. Люди давно задумываются о том, как научиться быть терпимыми. Оказывается, для  этого очень важно уметь относиться с юмором к самому себе, уметь поставить себя на  место другого, не унижать другого человека.  Но ко всему ли можно быть терпимым? (Возможные ответы: нельзя терпеть  жестокость, унижения, несправедливость, насилие.) Назовем черты толерантной личности: Черты толерантной личности: ­ чуткость, ­ умение слушать, ­ сопереживать, ­ умение владеть собой, ­ расположенность к другим людям, ­ доверие к людям, ­ альтруизм,  ­ умение не осуждать другого человека, ­ признак уверенности в себе, ­ осознание своих собственных позиций, ­ умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное  отношение 6. «Притча два волка»          Когда­то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:  ­ В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк  представляет зло ­ зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк  представляет добро ­ мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...  Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений  задумался, а потом спросил:  8 ­  А какой волк в конце побеждает?  Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:  ­ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.   7. Одним из важных принципов толерантности является, как уже отмечалось, «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына сладкоежку и просила убедить его не есть   сладкого.  Мудрец   велел   придти  им  через   месяц. «Не   ешь   сладкого», ­  сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый  месяц?» ­  возмутилась   женщина. И  тут  мудрец  признался,  что  не  мог  этого сделать   потому,   что   сам   в   это   время   ел   сладкое.   Именно   это   и   есть   пример толерантности, самоограничение, требующие начинать с себя лично.   8. Рабби Зуси                Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, — самого себя. 9.  Но ко всему ли можно быть терпимым? (Возможные ответы: нельзя терпеть жестокость , унижения, несправедливость, насилие). В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни,   но,   с   другой   стороны,   нередко   воспринимаются   большинством   как антисоциальные   явления.   Преступники,   представители   сексуальных   меньшинств, наркоманы  ­  все  эти   люди,  несомненно,  являются  "иными"  в  нашем   обществе.   Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы ­ терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить,   как   бы   не   замечая   этих   фактов,   равнодушно   проходя   мимо   них.   Будет   ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие 9 их   распространению?   Таким   образом,   проблема   границ   толерантности   ­   это   еще   и вопрос   о   границах   между   толерантностью   и   безразличием,   конформизмом, равнодушием.   9. Попробуйте выразить свои мысли и чувства с помощью Синквейна.  Синквейн – форма японской поэзии, пятистрочие, в котором: 1­я строка – понятие;  2­я строка – 2­3 прилагательных, характеризующих тему;  3­я строка – 2­3 глагола, дающих динамичную характеристику;  4­я строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;  5­я строка – одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию к теме.   Примеры:  Толерантность                                                                            Необходимая, всеобщая                                               Примиряет, объединяет, уравнивает                     Путь к решению конфликта                     Согласие.                    Достоинство                    Человеческое, гражданское                    Не врать, не трусить, не унижаться                    Быть не равнодушным человеком                    Благородство.                    Учитель                    Мудрый, добрый, справедливый                    Учимся, умнеем, сотрудничаем                    Как интересно проходит урок!                    Класс!                    Одноклассники                    Веселые, грустные, разные                    Помогут, подскажут, объяснят                    Нам хорошо вместе                    Друзья.                    Родители                    Строгие, любящие                    Заботятся, переживают, воспитывают                    Мне повезло с ними                    Семья. 10. Закончить нашу встречу мне бы хотелось стихотворением Б.Заходера 10 Я собака – всего лишь собака! –                   Мы вступаем и в драки и в браки,                   В голове у меня – пустота,                            Неизменную веру храня:                                   Но другую собаку, однако,                            Что бы ни было – все мы собаки,                    Никогда не приму за кота!...                          Все мы братья, все мы родня.                                                                                     Не нужны ни условные знаки,                      Вы же, умные, вашего брата    Ни слова – потому что чутьем                      Распознать не способны никак…    Брата кровного в каждой собаке                  Сразу видно – чутье слабовато.    Мы и так за версту узнаем!                           В этом вам далеко до собак.     Ни порода, ни масть, ни размеры                Если брат ваш – не вашей масти,    С толку нас никогда не собьют:                    Разве в этом он виноват?    Даже крошечные тойтерьеры                        Вы же рвете его на части,     В сенбернарах своих признают…               Словно он вам уже и не брат… 11. Рефлексия.    В конце  занятия следует оставить время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. На занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:  •  Что вы сейчас чувствуете?  •  Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?  •  Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?  •  Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?  Список литературы 1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г. и др. Тренинг  развития жизненных целей. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003 г. 2. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми. // Социальная педагогика, № 4,  2004 г. 3. Крушельницкая О. Учимся жить вместе: программа работы с детьми переселенцев. //  Социальная педагогика, № 2, 2005 г. 4. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 г. 5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:  Практическое пособие. Т.3,4. М.: генезис, 2001 г. 11 12

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими

Жить в мире с собой и другими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017