«Зло скудно там, где скуден мир добром, зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело). (по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
«Зло скудно там, где скуден мир добром, зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело). (по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
17.02.2018
«Зло скудно там, где скуден мир добром,
зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело).
(по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
Учащимся было дано опережающее задание по группам: прочитать тексты произведений и сделать цветопись и музыкальный камертон к текстам.
Урок – «мини-погружение» - 3 часа
Цели урока:
• раскрыть нравственные проблемы, поднимаемые В.П.Астафьевым в произведениях «Печальный детектив» и «Людочка»;
• проанализировать оба произведения с точки зрения Добра и Зла; выяснить, в чем писатель видит причину Зла, и что нужно человеку, чтобы бороться со Злом; выяснить, может ли добро быть с кулаками;
погружение по Астафьеву!!.doc
«Зло скудно там, где скуден мир добром,
зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело).
(по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
Урок – «минипогружение» 3 часа
Цели урока:
раскрыть нравственные проблемы, поднимаемые В.П.Астафьевым в произведениях
«Печальный детектив» и «Людочка»;
проанализировать оба произведения с точки зрения Добра и Зла; выяснить, в чем
писатель видит причину Зла, и что нужно человеку, чтобы бороться со Злом;
выяснить, может ли добро быть с кулаками;
выявить причинноследственные связи между событиями и героями произведений
«Печальный детектив» и «Людочка»;
развивать монологическую речь, высказывая свою точку зрения;
формировать чувство ответственности у учащихся за собственные поступки,
различая Добро и Зло; формировать у учся активную жизненную позицию;
формировать чувство уважения к людям.
Оборудование:
презентация (в компьютерном варианте) произведений Астафьева;
русская классическая музыка на CDRW;
проигрыватель с грамзаписью.
Тип: урок получения и закрепления новых знаний
Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод: эвристический.
Учащимся было дано опережающее задание по группам: прочитать тексты произведений и
сделать цветопись и музыкальный камертон к текстам.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Сообщение о теме и целях урока.
Слово учителя о нравственности, жизненных ценностях, добре и зле.
3. Какими увидели произведение в цвете и музыке учащиеся, поделенные на 4 группы?
(Д\з групп: цветопись и музыкальный камертон).
Представление каждой группы своего Д/З: цветопись и муз.камертон.
4. Как вы думаете, перекликается ли ваше видение с темой урока? (электронная
презентации учителя).
5. Аналитическая беседа по произведению «Печальный детектив».
Учитель: Как вы думаете, что такое зло? Перечислите, из чего оно состоит?
(Состав: равнодушие, трусость, деньги, безответственность, жестокость,
безнаказанность за злодеяния, бессердечие, недоброжелательность, мелкие пакости –
страдание другим, неприятности – разрушение жизни, стремление к покою, лени,
принцип « моя хата с краю – ничего не знаю», выслуживание)
Учитель: Какие примеры зла вы можете назвать? (варианты перечисляются
учащимися) Расскажите, когда главные герои произведений Астафьева впервые задумываются о
зле? ( Л.Сошнин – т. Лина – борьба с преступностью; Людочка – парень в больнице)
К какому выводу они приходят?( Нельзя быть равнодушным)
Учитель: Рассмотрим сцену с т. Граней – что с ней происходит?
Почему т. Граня жалеет преступников, которые надругались над нею?
Каково поведение Сошнина?
Что думает автор по поводу русского характера? (текст)
Учитель: А каково поведение Веньки Фомина, укравшего у старушки накопленные
ею деньги и терроризирующего селян?
Почему Сошнин бросается на помощь телятницам, хотя находился в то время не при
исполнении обязанностей?
Каково поведение Веньки – понимает ли, что он натворил? Как он ведет себя на
суде?
Почему бабы пожалели преступника?
Сошнину не жалко, в отличие от баб, было преступника. Можно ли его назвать
жестоким? (ответы учащихся)
6. 1я творческая работа: «Каким становится человек, когда видит много зла?» –
монолог Сошнина – 5 мин. (выступления групп)
7. А много ли зла мы видим в рассказе «Людочка»?
Аналитическая беседа по произведению «Людочка»:
1. Почему так произошло, что девушка оказалась поруганной?
2. Как в этой сцене ведет себя Артемкамыло? Как он относился к Людмиле? Почему
он не смог ее защитить?
Почему так нагло ведет себя Стрекач? Что руководит его поведением?
3.
4. Каково было состояние Людочки после случившейся с ней беды?
5. Как реагируют на ее беду Гавриловна и мать? Можно ли назвать их трусость и
равнодушие Злом? Объясните? (ответы учся)
6. Каковы причины самоубийства Людочки? (одиночество, критическое отношение к
собственной судьбе)
7. Почему перед смертью она вспоминает парня из больницы? (она сама была до
определенного момента тоже равнодушной ко всем и всему)
8. Чем была для нее смерть?
2я творческая работа: Вы должны отговорить Людмилу совершить самоубийство,
каким словами сможете до нее достучаться? – 5 – 7 мин. (выступления групп)
8. Учитель: Как вы думаете, смогла бы Людочка измениться, если бы сук, на котором
она повесилась, сломался и она осталась бы жива? Объясните.
Как вы думаете, чем схожи Леонид Сошнин и Людочка? (одиночество у обоих) А чем
отличаются? (оптимист и пессимист, борьба со злом и равнодушие ко злу)
Почему, доказать, один борец, а другой нет?
Скажите, что в обоих произведениях является символом Зла? (парк городской)
9.Подведение итогов.
Учитель: Извечная борьба Добра со Злом. Как сделать так, чтобы весы с Добром
перевесили Зло? Почему Добро должно быть с кулаками?
10. 3я творческая работа: рекомендации «Что нужно делать человеку, чтобы
победить зло в самом себе?» (выступления групп) Д/З: написать рефлексию по уроку и начать читать роман Ч.Айтматова «Плаха»
( на протяжении урока постоянно ведется работа по электронной презентации
произведений В.П. Астафьева)
«Зло скудно там, где скуден мир добром, зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело). (по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
«Зло скудно там, где скуден мир добром, зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело). (по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
«Зло скудно там, где скуден мир добром, зло там царит, где доброта молчит» (Микеланджело). (по произведениям В.П.Астафьева «Печальный детектив» и «Людочка»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.