Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.
Оценка 5

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Оценка 5
Работа в классе
docx
география +1
Взрослым
06.05.2017
Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.
Материал раскрывает роль и значение внеклассной работы по географии. Основные требования, предъявляемые к различным формам и методам проводимой внеклассной работы по предмету. Роль внеклассной работы в практической деятельности учителя географии. Роль и значение учителя в организации и проведении внеклассной работы по географии.
Значение внеклассной работы по географии ее основные формы Сизоненко Л.А..docx
Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.                                                                Выполнила Сизоненко Л.А. В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания  учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию  учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по  предмету за счет внеклассной работы. Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное  время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры  министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время  организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям.  За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей  посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы  внеклассные мероприятия. Анализ внеклассной работы по географии показывает, что она была всегда тесно связана с  содержанием географии в школе. В 30­е годы большое место в преподавании географии  отводилось фактическому материалу. Такой же характер имело и содержание внеклассной  работы. В послевоенные годы внеклассная работа по географии получает дальнейшее развитие.  Особенностью 50­х годов является то, что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу с жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую  направленность внеклассной работы по предмету. На первое место выдвигаются проблемы  практического, народнохозяйственного значения: поиски полезных ископаемых,  проведение фенологических наблюдений и т. д. В 60­х годах в школах возрастает интерес к вопросам истории географических  исследований, изучается вклад русских и советских ученых и путешественников в освоение Земли. В 50–60­х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место  уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия  кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества  географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает  природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные  лесничества). Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно­ туристическая работа. С конца 60­х годов в программе по географии нашли отражение мировоззренческие  аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной работе: наряду с занимательностью,  раскрытием фактического материала важное место было уделено раскрытию  теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по  географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся. В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные  тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало  выбор темы курсовой работы. Особенности внеклассной работы по географии   Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм  обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по  внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и  требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно­урочной  системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом  материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития  школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека,  гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое  совершенство. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии  определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей  внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности:  взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников  новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни  природы и общества. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их  интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на  основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности,  знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на  производство. Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали  исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников  познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому  познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений[2]. Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе.  Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей  воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество,  взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению  кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей  профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких  личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать  свою деятельность. Значение внеклассной работы в учебно­воспитательном процессе общеобразовательной  школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию  теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы  учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их  индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями,  стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными  источниками географической информации.  Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по  данному предмету. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой  интерес у школьников, имеющих большое образовательно­воспитательное значение; 2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении  практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в  классе, при использовании приборов, а также ПК. Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется  краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать  знания, применять их на практике. Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных  связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией,  литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к  интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах,  позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм  и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а  несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные  мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне  деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных  умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность. Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть  значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение  уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий. Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические  требования: — общественно полезная направленность; — профессиональная направленность; — экологическая направленность; — краеведческая направленность; — современность содержания и форм внеклассной работы; — учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; — сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью  учащихся; — системность, непрерывное развитие внеклассной работы. Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от  учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением,  обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных  исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных  природных объектов и т. д. Однако нельзя учащимся навязывать формы общественно полезной деятельности без учета  их инициативы. Н.К. Крупская писала: «Общественно полезная работа имеет, прежде  всего, воспитательную цель – воспитать из ребят общественников, а это возможно только  тогда, когда цель будет им близка, понятна, будет их целью». Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной  работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего,  сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества. Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений  специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения  литературы. Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и  географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться  заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность. Эффективной формой профориентации во внеклассной работе по географии следует  признать проведение конференций, посвященных различным профессиям; организацию  тематического лектория. В кабинете географии с целью профориентации оформляют специальные уголки или  витрины, в которых помещают материалы о профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы географические знания и умения. Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к  внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием  ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о  целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном,  региональном и местном (локальном) уровнях. Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее  содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и  производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики. В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во  внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты,  конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен  мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою  точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными  психологическими и физиологическими возможностями ученика. Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных  особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм.  Опираясь на исследования известного психолога Б.Г. Ананьева, следует отметить, что игру «многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму  деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала  систематического учения... Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою  историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и  юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее  проявления». Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в  четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся. Следующее требование к организации внеклассной работы по географии – сочетание  педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это  требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно­полезной  направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них. Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеклассную работу по географии  был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому  организовывать и проводить внеклассные мероприятия следует таким образом, чтобы они  удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их  волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе  по географии. Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является  системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями  школы. Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших  школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах. Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества,  перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития  внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для  каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей,  склонностей и интересов школьников. Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной  работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется  следующими уровнями: I уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и  умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и  проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной  деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. На данном этапе  внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически. II уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. На  этом уровне главное – развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При  организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся,  обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями,  увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен  устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически,  число участников довольно стабильно. III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.  Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет  направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами  познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты,  работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов. Интерес учащихся  перерастает в социально­значимую мотивацию. Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается,  выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное  положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению большего их  числа к внеклассной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует  переходить к систематическим.  Характеристика форм внеклассной работы по географии   Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась  внеклассная работа. Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества  участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по  географии. Существует следующая классификация форм внеклассной работы по  географии. Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых  мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также  можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внекласс­ ной работы по географии. Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и  индивидуальную формы работы. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимо­ связи. Массовые формы внеклассной работы — неделя географии, географические олимпиады.  КВНы, тематические вечера, научно­практические конференция, встречи с учеными,  путешественниками. Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции,  походы) охватывают группу учащихся от 30­35 учащихся до трех учеников. Для этой  формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника. Для  эффективного проведения групповой работы по географии необходим четко продуманный  план. Многолетним опытом доказано, что основной и важнейшей организационной формой  внеклассной работы не только по географии, но и по всем другим учебным предметам  является кружок. Однако, будучи основной организационной формой внеклассной работы  по географии, кружок не может все же рассматриваться как всеобъемлющая форма этой  работы. Наиболее правильным следует считать умелое сочетание кружковой формы с  мероприятиями массового характера. Членами географического кружка обычно являются  учащиеся одного или двух параллельных классов, реже в кружках работают учащиеся  разных классов. Тематика кружков в школах очень разнообразна. В нее включается изучение жизни и  деятельности знаменитых путешественников, географических исследований и открытий в  советское время, изучение особенностей природы и хозяйства районов России, новостроек  и новых промышленных районов нашей страны, географии населения и городов,  политической карты мира и ее изменений, исследование своего края (города, села, района)  и т. д. Основное внимание чаще всего уделяется краеведческой тематике— вопросам изучения  природы, экономики, населения и исторического прошлого родного края.  Занятия кружков включают разнообразные виды работ: географические сообщения,  рефераты (по книгам), доклады, географические игры и викторины. Все эти виды  предполагают организацию внеклассного чтения научно­популярной литературы. Большое  место занимает подготовка географических вечеров, конференций и олимпиад.  Руководители кружков организуют также экскурсии и походы по родному краю. Внеклассное чтение по географии. Особое место во всей системе внеклассной работы по  географии занимает внеклассное чтение. Общепризнано его значение как основного  источника расширения географического кругозора учащихся, закрепления получаемых  знаний на уроках, развития интереса к географической науке. Велика и воспитывающая  ценность чтения географической литературы. При хорошей постановке преподавания географии в школе использование дополнительной  географической литературы и внеклассное чтение учащихся становятся неотъемлемым  элементом всего процесса обучения, звеном, связывающим классно­урочную форму работы с внеклассной. Изучение дополнительной литературы проходит через все содержание внеклассной работы  по географии. Важная задача учителя — привитие учащимся интереса к географической литературе и  умения ею пользоваться. Осуществление этой задачи начинается на уроке, продолжается и  развивается во внеклассной работе. С этой целью с первых же уроков географии ­ учитель  умело вклинивает в объяснение нового материала небольшой рассказ о каком­то интересном географическом явлении, о редком животном, о каком­нибудь факте из жизни  путешественников и т. д. У учащихся развивается интерес к дополнительной литературе, и  учитель рекомендует им для внеклассного чтения отдельные статьи и книги.  Есть виды работы, специфичные только для внеклассного чтения по географии. К ним  обсуждение книги или статьи по определенному, заранее подготовленному плану по  географии. Неотъемлемой частью содержания внеклассной работы является издание печатного,  вернее, рукописного органа. В рамках внеклассной кружковой работы по географии  учащимися издаются географические листки, географические газеты, бюллетени и  журналы. Название географической газеты или журнала может быть таким: «Юный  географ», «Юные путешественники», «Глобус», «Земля» и т. д. Географические утренники и вечера относятся к числу самых сложных и интересных видов внеклассной работы. Существенной разницы между географическими вечерами и  утренниками нет. Название определяется главным образом временем дня, когда это  мероприятие проводится.  Необходимым условием проведения географических утренников и вечеров является  разнообразие их содержания. Поэтому в программу включаются небольшие сообщения и  доклады, демонстрации наглядных пособий, диапозитивов и фильмов, игры, викторины и  ребусы, художественные инсценировки. Все эти виды работы подчиняются одной теме, ко­ торая и является темой географического утренника или вечера. Олимпиады являются массовой формой не только внеклассной, но и внешкольной работы,  поскольку в очень многих случаях они проводятся внешкольными учреждениями.  Географические олимпиады можно считать смотром тех достижений, которых добился  учитель в работе по привитию учащимся интереса к географии, выявлению географических талантов. Не останавливаясь на организационных формах проведения олимпиад (они  хорошо разработаны и почти одинаковы для всех предметов), необходимо все же отметить, что внутри школы олимпиады должны проводиться между учащимися либо одного класса,  либо параллельных классов. В ряде случаев они проводятся последовательно по классам.  Главными участниками олимпиады являются, как правило, члены географического кружка. Внутри школы олимпиады проводятся обычно одним туром. Тематика географических олимпиад должна отвечать определенным требованиям —  выявлять географический кругозор участников, умение применять эти знания на практике,  уровень развития мышления. Естественно, что во всех случаях эти требования должны  соответствовать возрасту учащихся, а также программе по географии того или иного  класса. Хорошие ответы учащихся на географических олимпиадах являются ярким показателем  состояния преподавания географии в школе, а также уровня развития внеклассной работы. С внеклассной работой по географии неразрывно увязываются туристские походы и  дальние экскурсии, проводимые школами и внешкольными учреждениями. Опыт  организации в проведении туристских походов изложен в ряде специальных брошюр и  статей. Ресурсы: 1. http://www.metod­kopilka.ru 2. https://infourok.ru 3. http://elibrary.sgu.ru 4. http://www.kuleshovka.gvarono.ru 5. Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках» Издательство: М.:ТЦ  «СФЕРА»

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.

Значение внеклассной работы по географии ее основные формы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017