Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта
Оценка 4.8

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
27.04.2017
Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта
Данная статья рассматривает вопрос выбора певческого репертуара в музыкальных и общеобразовательных школах. В работе автор акцентирует 3 аспекта в выборе песенного репертуара: 1) этапы психологического развития детей школьного возраста, возрастные кризисы; 2) духовно-воспитательный аспект, где человек рассматривается как часть триединства Человек-Природа-Общество; 3) аспект эмоционально-чувственного развития личности.
Калачян А.Ж. Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта.docx
Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта   Автор:    Калачян Айкуш Жораевна  e  ­  mail  73@   mail    :      haykanush    .  ru     тел. 8(902)788­08­48 адрес: 606408, г. Балахна, Нижегородская обл. ул Кирова д. 8а. кв.6 Преподаватель МБУДО «Детская музыкальная школа№1»  г. Балахна, Нижегородская обл. 1 Резюме Данная статья рассматривает вопрос выбора певческого репертуара в музыкальных  и общеобразовательных школах. Обычно преподаватели руководствуются техническими  возможностями, степенью навыков владения голоса и интонирования  вокалиста или хора.  Воспитательный аспект, конечно же рассматривается и преподавателями и теоретиками,  однако эта тема недостаточно раскрыта. Ещё хуже обстоит вопрос изучения вопроса  воздействия музыки на психику ребёнка.  В данной работе автор акцентирует 3 аспекта в  выборе песенного репертуара: 1) этапы психологического развития детей школьного  возраста, возрастные кризисы; 2) духовно­воспитательный аспект, где человек  рассматривается как часть триединства Человек­Природа­Общество;  3) аспект  эмоционально­чувственного развития личности. Эта часть исследования наиболее интересна. Она натолкнула меня на некоторые  математические расчёты, которые для меня были неожиданными. Оказывается, даже самые грустные и трагичные композитора писали больше в мажорных – радостных ладах, нежели  в грустных – минорных. Сделав небольшие расчёты, которые хоть и не совершенны,  их  можно развивать более глубоко, я получила формулу, которая иллюстрируют значительное преимущества солнечных – мажорных тональностей. И конечно данная работа была бы не целостной без конкретных рекомендаций как  выбирать репертуар. Об этом и о том, как обычным наблюдением, и тестированием  определить воздействие музыкального произведения на учащихся в работе школьного  учителя.  2 Вступление Человек является многогранным и многоструктурным существом. И эти  структуры пересекаются и взаимодействуют, участвуя в едином комплексе ЧЕЛОВЕК­ ПРИРОДА­ОБЩЕСТВО. Музыка, а именно песня, воспринимается человеком, как биологическим  субъектом, в виде аудио волн. Для человека разумного песня, принимается аудиальным  каналом восприятия, в виде символов, так как слова, по сути являются символами,  обозначающими явления, предметы, чувства и ет.д. Для человека витального песня ­ это  средство выражения и восприятия эмоций, сферы желаний. Для человека духовного песня  ­ проявление единства вселенной, умение слышать и воспроизводить гармонию, где  мелодия и слова, сплетаясь, стараются найти дорогу к потаённым уголкам души и сознания человека. Для музыканта – гармония звуков. Таким образом, пение в хоре или индивидуально включает в себе сразу несколько  структур человека, а именно: как биологического существа в его волновом проявлении;  как мыслящего и отражающего эти мысли субъекта, которые транслирует вовнутрь и  после, преобразуя через призму своего мировосприятия на момент своего эволюционного  развития, транслирует уже во вне мыслительно­чувствительно­духовные волны,  обладающие энергетикой и звуковысотностью вносят преобразования и изменения в  окружающий мир. Что это значит? А то, что песня не такая уж и безобидная вещь. Она  может дать жизнь, а может и глубоко ранить. Особенно, если мы имеем дело с ребёнком, у  которого психика и биологические структуры ещё только развиваются и находятся в очень  неуравновешенном состоянии. Это период, когда устанавливаются главные жизненные  ценности, критерии и навыки..  В этой работе я попытаюсь раскрыть вопрос подбора певческого репертуара детей  с нескольких позиций:  1. с позиции духовный­воспитательного аспекта;  2. с позиции возрастной психологии, с учётом периодов так называемого «кризиса»;  3. с позиции эмоционально­чувственный развития личности. Эта часть моего  исследования наиболее интересна. Она натолкнула меня на некоторые  математические расчёты, которые для меня были неожиданными. О них Вы узнаете  ниже. И конечно данная работа была бы не целостной без конкретных рекомендаций как  выбирать репертуар. Об этом и о том, как обычным наблюдением, по невербальным знакам  определить воздействие музыкального произведения на учащихся в работе обычного  школьного учителя.  Духовно­воспитательный аспект В последнее время проявились и участились некоторые явления, которые, увы,  причиняют вред подрастающему поколению. Это увеличение в репертуаре детей  остроэмоциональных песен трагического или драматического характера. Ещё один из  аспектов, который беспокоит меня – это искажение понятия «патриотизм». Не секрет, что  3 больше стало концертов и конкурсов патриотической песни. По сути такие действия  следует поощрять и одобрять, так как знание и уважение родовых корней очень важно,  особенно для детей. Если бы не одно «но» ­ подмена понятия «любовь к Родине». Давайте  разберёмся, что такое патриотизм? Это любовь к Родине, скажете вы. Да, это абсолютная  правда, если бы эта любовь не перерастала в ненависть к врагу. Где врагом является  всякий, кто не так думает, или географически находится в другой зоне, за пределами  границ, очерчивающих Родину, и т.п. «Что отличает народы мира? Кто­то ответит, что внешность,  место жительства, но самое главное, что делает человека  патриотом и частью своего народа, ­ это культура, традиции,  язык, уважение и любовь к своему Отечеству, стремление не  расплескать культурную чашу и передать её своим детям». А.А.  Похвалина. Как­то мать Терезу пригласили участвовать в кампании «против войны», она  отказалась, ответив: «Пригласите меня, когда у вас будет кампания за мир». Ненависть к  какой­либо части населения Земли, пренебрежение, уничижение не может называться  патриотизмом. Патриотизм включает в себе любовь ко всему окружающему: природе,  людям, обществу, себе. Так зачем же взращивать ненависть, обособленность от других. Это приведёт к катастрофическим последствиям в дальнейшем. Для одних вырастет в  ощущение собственной ущербности, для других ­ в свою исключительность, и вкупе с  другими явлениями, которые я буду рассматривать дальше, к нарушению гармонии  душевного здоровья личности и мира в целом. Другой перекос в патриотических песнях ­ это описание войн, военных действий,  трагических ситуаций, обнажённой боли,  которая способна калечить психику детей. И  самое интересное, что песни эмоциональные ­самые выигрышные на конкурсах всех видов.  Поэтому педагоги чаще выбирают именно такие песни.  Исследуя тенденции развития на эстраде, на концертных площадках, особенно  песенных конкурсов, шоу мы увидим увеличение засилье эмоций. Если мы посмотрим  телевизионные записи концертов 60­80 годов и сравним с современными, то увидим:  1.Ускорение музыкальных темпов;  2.Усиление акцентуации на эмоциональность; 3.Обнажённость душевных переживаний;  Сказать плохо это или хорошо, здесь совершенно неуместно, так как это данность,  неотъемлемая часть современной жизни, и, возможно, это биологически обоснованно на  данном эволюционном этапе. Но как это обернётся для наших детей? Ведь оберегать и  защищать нужно не только тела детей, их физическое здоровье, но осбенно психику и  душу.  К примеру: трагедия Беслана – это проблема взрослых. Зачем 1 сентября омрачать  праздник первоклассников в школе минутой молчания. Пусть представители власти,  педагогический коллектив, взрослые встанут на эту минуту молчания и осознают свою  ответственность в недопущении таких трагедий, а не устраивать показное действие в  присутствии 7­ летнего ребёнка, который пойдёт домой и спросит: «Мама, а почему  умирают дети?», «Почему плохие дяди убивают детей?», «А меня тоже убьют?» и будет  просыпаться по ночам в поту, боясь не проснуться на утро. И это происходит не в одной  взятой школе, а многих. Зачем детям петь о панамках, которые плавают в Ладожском озере, оттого что  пароход, перевозивший детей из осажденного Ленинграда,был обстрелян и утонул.  (Полный текст песни представлен в приложении). Когда дети плачут и во время обучения,  и во время исполнения на концертах, и педагоги умиляются: «дети так спели, что весь зал  плакал». А каждый ребёнок думает: «я ведь тоже хожу в школу, сестричка ходит в садик, и 4 там с ними может случится то же самое». К слову, родителям следует оберегать детей от  новостей, где что ни день умирают и погибают дети. Не думаю, что наши деды сражались за то, чтобы сейчас их внуки и правнуки плакали сердобольными усилиями «горе­патриотов». Мы думаем, что таким образом учим детей уважать память дедов в Великой  Отечественной войне? А детям ближе не далёкая война, а их сегодняшняя жизнь, со  страхами умереть, утонуть детьми, такими же как те дети, о которых пели в песне. Наши  деды сражались за то, чтобы вернуть радость, улыбку и безопасность детям, внукам и  правнукам.  Мы часто делаем из патриотизма фетиш, как флагом размахиваем и не осознаем, что наша Родина – это вся планета Земля, весь космос. И далёкая звезда на небосводе так же  сопричастна нам, как и травинка на земле под нашими ногами. И каждая капля слезинки  ребёнка отражается волной энергии, окутывая нашу планету, воздействует на ноосферу ­  сферу человеческих знаний и эмоций, где волны и частицы мыслей, чувств непрерывно  циркулируют. Мы кормимся теми же эмоциями, что воспроизводим, мы вдыхаем тот же  воздух, что выдохнули. Чем больше мы поём песен, где есть патриотизм­ненависть, страх и боль, а не патриотизм­любовь, тем ближе приближается призрак войны. Уж не этими ли  нашими обнажёнными эмоциями неприятия и боли, мы сами губим себя? Теперь, в век, когда раскрываются тайны развития квантового мира мы знаем, что  наши мысли это энергии, которые усиливаются аналогичными волнами и, наоборот  приглушают контрастные, следовательно наши мысли как магниты притягивают и  усиливают, так же как и отталкивают и ослабляют.  Любовь можно притянуть только  любовью, мир можно притянуть только мыслями о мире. И этими мыслями о мире и любви  можно ослабить действия ненависти, страха, войн, разрушений, вплоть до природных и  техногенных катоклизмов.  Лучшая патриотическая песня, это народная песня, так как она резонируя  пробуждает генетическую информацию, передающуюся тысячелетиями из поколения в  поколение. Прекрасны песни о природе, космосе, вселенной, о той биосфере, в которой мы  существуем, о семье, о друге, мечте, духовные песни, колядки… Лучшее патриотическое  чувство ­ это желание быть достойным человеком, гармонируя со всем окружающим  живым и неживым миром и обществом. Так чем хуже обычная хорошая песня от  патриотической? Не думаю, что Бах, когда писал свои произведения, думал о патриотизме  и обособленной любви к своей Германии или Н.Римский­Корсаков в своих творениях  меньше любил и восхищался образами иноземцев, иначе он бы так красиво и выразительно  не изобразил их в музыке, или П. Чайковский, Стравинский, Рахманинов, ограничивали  любовь к родине государственными границами? Михайло Ломоносов, всматриваясь в  небесную гладь, разделял небо для России отдельно, или Менделеев, создавая свою  таблицу химических элементов ограничил его для использования границами своей страны?  Но трудами этих великих людей мы живём и развиваемся, становясь более человечными.  Для этих великих Родина не ограничивалась государственными границами, их Родиной  была и есть вся вселенная. Я придерживаюсь идеи, что душа есть частица Бога, она облачается в физическое  тело человека, чтобы пережить опыт жизни в материальном мире и обогатившись новым  опытом вернуться к Богу. И если ученые до сих пор не нашли жизнь на других планетах,  это оттого, что для них понятие «жизн» ограничивается физическим телом. Аналогическую мысль высказал в одном телевизионном интервью российский космонавт, Герой Советского Союза и первый Герой Российской Федерации С. К. Крикалев. Для души как  энергетической субстанции, не нужны материальное тело, хлеб, одежда, еда, а только  любовь, гармония, закономерность. А мы живем на Земле, в физическом теле с  потребностями этого физического тела в том числе. И нам следует учиться жить в  гармонии и любви: одеваться, не оголяя других, питаться, не лишая других еды,  5 утверждаться, не уничтожая других. Цель жизни людей на земле, это не обособление, а  гармоничное сосуществование во всем многообразии форм. Как полифония является  высшей формой музыки, где разные инструменты, разные голоса, исполняя разные ритмы,  мелодии создают удивительной красоты гармоничную музыку, так и люди, разные, со  своими особенностями, мировоззрением, когда научатся не перекрикивать, а  прислушиваться, создадут великую полифонию жизни. А может эта полифония уже  существует, нужно лишь прислушаться к ней. Особенности психологического роста, периоды кризиса. Давайте прислушаемся к естественному росту детского мышления мировоззрения.  Что происходит с юным человеком в период его становления личностью в школьном  возрасте от 7 от 16 лет? В 7­9 лет ребёнок уже проявил интерес к труду, имеет чередовать игру с обучением. Не очень усидчив, однако готов учиться и осваивать новые знания. При этом авторитет  учителя становится выше авторитета родителей. Степень самооценки напрямую зависит от  уровня обучаемости. Высокие оценки, похвала – хороший ребёнок, плохие оценки,  замечания – плохой ребёнок. Если у него низкие оценки, то включается механизм защиты,  который проявляется двояко: ребёнок или становится замкнутым, старается быть  невидимым, или компенсирует низкую оценку других вызывающим поведением, ведёт себя  асоциально.   Однако это не единственный критерий в поведении и самооценке ребёнка. Он  нуждается в значительных положительных сенсорных впечатлениях. Если его недостаточно ласкают, обнимают, обращают внимание, он пытается сенсорный голод восполнить плохим  поведением. Ведь наказание тоже своего рода внимание. Получается что, проявляя плохое,  вызывающее поведение ребёнок добивается внимания. В этом возрасте для детей  становиться важным уважение и любовь. Слова и обзывания ранят очень сильно. Дети  стараются определять свои границы, у них появляются первые секреты. Распространённые  страхи этого периода: страх смерти, потери близких, конца света, природные катаклизмы,  боязнь оценок, ответа у доски,  В 10­11 лет начало полового созревания, пубертатный период, когда они входят в  другую систему, где важны уже не учителя, а сверстники. Они более демонстративны, для  них важно сохранять гордость. Они самоутверждаются среди равных себе. Публичные  унижения, замечания в этом возрасте, могут оставить след на всю оставшуюся жизнь. 12 лет – возраст гадкого утёнка. Ребёнок растёт и меняется физически, он не  успевает принять перемены в себе. Всё время недоволен своей внешностью. Примечательно, что 10­12 лет дети боятся насмешек учителей, темноты, крови и  физического насилия. В 13­14 лет ребёнок начинает задавать философские вопросы, о жизни, смерти,  жизненных ценностей. Он начинает осознавать, что должен быть смысл в существовании  жизни вообще, его места в жизни, предназначения. Именно поэтому, они могут попадать в  различные секты, или псевдо­религиозные группы, где им подается свой смысл жизни. В  этот же период они начинают сравнивать свою семью с  другими семьями, и появляются  страхи, касаемые успешности в жизни, страхи за родителей, готовы их спасти любой ценой, боятся травм и уродств. Как пишет Генрих Альтшуллер: «Оптимальный возраст для  выбора цели на всю жизнь (или первой достойной цели) ­ 13­15 лет. В этом возрасте  наступает пик творческих способностей человека и один из пиков поисковой активности.  это именно тот возраст, когда подростка заразить великими идеями». Он даже предлагает  создать банк великих идей.  В 15­16 лет начало романтического увлечения для девочек, для мальчиков период  самореализации, повышения авторитета. И если девочка смотрит на мальчика как  спасителя, и человека, который изменит её жизнь, даст новый смысл, то для мальчиков  6 любимая девушка ­это трофей, атрибут его зрелости, взрослости. При этом у мальчиков  затаенный страх армии, особенно такого пагубного пережитка, как дедовщины. А  дедовщина и есть следствие политики поиска врага или чужого. Он об этом не говорит, и  потому глубже переживает. Главное, в этом возрасте юноши и девушки   мысленно  формируют создают образ своей будущей семьи. И тут важно прививать любовь чистую,  романтичную, а не быстротечную страсть, с примитивными материальными ценностями,  где нет места духовности и возвыщенности. И так, как мы заметили, что дети в школьном возрасте боятся смерти, крови, войны, конца света, и следует уяснить, что песни, произведения искусства, которые изобилуют  откровенными картинами и образами трагедий, могут стать причиной фобий или другой  крайности – агрессии особенно в этом возрасте. Дети бояться неизвестности. Им нужны  четко очерченные грани, последовательность действий и явлений, знание закономерностей.  Прививая идеи ненависти и неприятия к врагу, кто бы он ни был, мы не можем научить  любить. Любви можно научить прощением, уважением и любовью. Отвергать нужно саму идею ненависти, лживости, агрессии, нежели, человека, обладающего этими качествами.  Иначе ребёнок становится носителем тех же отрицательных качеств и здесь неважно к  кому они обращены.  В то же время это наиболее благоприятный период для взращивания в юных умах  возвышенных ценностей, для воспитаний души, силы воли и победоносного духа. Что же тогда нужно делать? И как это сделать? Существуют два вида движения: «от чего­то» и «к чему­то». И если движение «от…» хаотично и неизвестно куда приведёт, то движение «…К»  спланированно и целенаправленно.  От К Рис.1 Схема движения «от чего­то» и «к чему­то». Всему педагогическому сообществу следует осознать и определить конкретную цель образования, воспитания. И не просто определить, а регулярно, хотя бы раз в месяц  сверяться с этими целями, ведут ли наши дела к этим целям, или мы заплутали?  И эта цель должна быть многогранной и сообразной с природой, вселенной, Богозамыслом.  Профессор Б.А. Астафьев, расшифровавший    первичный Базовый Геном Мира  Космоса считает: «Только при условии взаимодействования творяще­созидающей  (сверхположительной, или как принято её называть – “положительной”) и стимулирующей  (ущербно­положительной, или как принято – “отрицательной”) энергий создаётся  динамическая асимметрично­равновесная система, где периоды относительно спокойного  роста и развития системы перемежаются периодами активной стимуляции эволюционного  процесса.»  7 И далее академик Астафьев говорит, что, «Дисгармонично развивающиеся системы,  перешедшие рубеж допустимых отклонений от нормы, т. е. становящиеся патологическим  очагом единого мирового организма, устраняются его иммунной системой, в соответствии  с Законами отрицания и естественного космического отбора. Это происходит  непосредственно в узловых (квантовых) точках управляющих (иерархически более  мощных) космических систем или на подходе к этим точкам, т. е. в периоды наибольшей  активизации отрицательных энергий.»  Наблюдая за мировыми событиями сейчас, мы видим, что находимся на одной из  таких узловых точек. И хаотичное движение «От» неприемлемо сейчас. Нужно определить  цель, к примеру: гармоничное существование на земле служение гармонизации  космических энергий, созидание новых эстетичных архитектурных форм, насыщение и  обогащение ноосферы возвышенными чувствами, эмоциями, гармонизирующими социум,  благодаря исполнению музыкальных произведений.  Идей много, но главный принцип это  определение ни места побега, а цель, куда следует стремиться, и эта цель должна быть  природасообразной. Просматривая список произведений великих композиторов я заметила  удивительную закономерность. Мажорные тональности преобладают над минорными. К примеру, у Л. В. Бетховена из девяти симфоний только 2 написаны в миноре.  Остальные 7 в мажоре, из 32 сонат для фортепиано 23 сонаты написаны в мажоре. Из  полного списка произведений Моцарта, с указанием тональности, 614 раз упоминается  мажор и 71 раз минор. Данная таблица показывает количество произведений с упоминанием тональностей в полном списке сочинений различных композиторов. Здесь не учтены программные и  вокальные произведения.  № Композитор  1 2 3 4 5 6 8 9 Моцарт В.А. Бетховен Л.В. Прокофьев С.  Гайдн Й. Чайковский  П.И. Паганнини Н. Бах И. С  Шопен Ф. Количество произведений  написанных в мажоре  614 150 40 47 60 Количество произведений  написанных в миноре  71 21 20 10 39 41 26 83 24 18 75 Таблица Средне­арифметическое соотношение мажорных и минорных тональностей в  произведениях композиторов приведённых в таблице следующее: 1061 : 278 = 3.8 =26,2%   округлив получаем 1/4 Это значит, что в мажоре написаны три четверти произведений  музыкального искусства. Все эти композиторы гениальны, а гениальность ­ это умение  слышать космическое звучание, иначе их произведения не дошли бы до нас через века. Они  слышали не только гармонию звука, но и гармонию космоса.  Из этого можно вывести математическую формулу, что в познание мира у ребёнка  отрицательных ­ стимулирующих эмоций должно быть около 25%, а положительных, т.е  созидательных эмоций 75%. Большее количество отрицательных впечатлений из  стимулирующего перерастают в сдерживающий фактор, который может привести и  угнетению физического, ментального и духовного роста.  8 Как определить психо­эмоциональное воздействие песни на ребёнка? Иногда сложно бывает определить, как воздействует на ребёнка песня. Как понять  насколько хороша для детей данная песня? Важно наблюдать за детьми. В младших  классах представляя новую песню я даю детям нарисовать то, что они услышали. По  осанке, по мимике можно узнать о воздействии песни на ребёнка. Если у него осанка  выпрямляется, глаза горят и он увлечённо думает потом рисует, значит эта песня  стимулирует его к положительному действию. Если сутулится, щурит глаза, на лбу  складки, губы зажаты или жуёт их, то эта песня носит отрицательный заряд. После можете  проследить рисунки детей. Обратить внимание на глаза; если они широко открыты, и нет  ощущения радости, то это признак страха. Штриховка, двойные линии указывают на  тревожность. Для мальчиков нормально использование коричневых, зелёных, синих  красных цветов, для девочек естественны постельные тона, розовый, желтый, голубой.  Однако избыток чёрного и красного повод для размышлений. Если песня вызывает  отрицательные эмоции, лучше её сменить. Но если видим, что песня слишком взволновала,  то нужно поговорить с ним обсудить и предположить положительный финал. Для детей  старшего возраста, можно использовать словесный анализ песни, а так же наблюдения за  осанкой и мимикой.  Заключение Хочу привести цитату академика Д.С.Лихачёва из «Писем о добром и прекрасном»:  «…И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность  доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно  лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство  даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек  легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему  легче жить.» Таким образом я считаю, что: 1. Песенный репертуар в основном должен состоять из песен, где воспеваются  главные жизненные ценности: дружба, любовь к чему­либо  или к кому­либо, вера,  надежда, взаимопомощь, прощение, доброта, мечта, стремление. А также полезны  народные песни, песни о природе. 2. Грустные песни нужны и даже необходимы, но их не должно быть много, в  финале они должны подразумевать возможность положительной развязки. (Так Шекспир  сумел даже в «Ромео и Джульетте» трагическую гибель молодых услужить примирению  враждующих семей). Песни должны поучать чему­либо, а не разжигать искру ненависти,  страха или какого­либо отрицательного чувства. 3. Зная возрастные особенности психического развития детей, можно легче  угадать волнующие их проблемы и правильно выбранной песней нивелировать периоды  кризиса. Для этого нужно позволить выразить проблематичную ситуацию в песне,  желательно с положительным концом. 4. Взрослым присущи плотные густые мазки эмоций, а детям и подросткам  более прозрачные, я бы сказала акварельные легкие штрихи. Не надо навязывать им наше  видение и чувства, а спокойно наблюдая позволить детям раскрываться и познавать жизнь  во всей целостности. Не нужно форсировать чувственно­эмоциональное развитие ребёнка.  Природа мудра и для каждого она раскроется в нужное время. Литература: 9 1. Лихачев Д.М. «Письма о добром и прекрасном» ­ Logos. – 2006. 256 c. 2. Идеи космизма в философии, науке и искусстве. История и современность.  Материалы международной научно­общественной конференции. ­ Санкт  Петербургское отделение МЦР. 2009, 192 с. 3. Беседы с Михаэлем Лайтманом. Школа для взрослых. Взгляд из будущего.  – М.:  НФ «Институт перспективных исследований», 2012. – 200 с. 4. Астафьев Б.А. Время познавать законы [Электронный ресурс]. http://raen­ noos.narod.ru/b_astafjev_1.htm (дата обращения: 15.10.2016). 5. Лекции по психологии Национального открытого университета «ИНТУИТ». Лектор Наталья Кучеренко. 6. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003 7. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: «Беларусь», 1985.­ 497 с.   10

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта

Значение выбора певческого репертуара на становление личности юного музыканта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017