"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Оценка 4.6

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русская литература
8 кл
24.02.2017
"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Презентация к уроку
Маленький принц.docx
« З о р к о о д н о л и ш ь с е р д ц е…» По сказке Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Цели:    Задачи: Обучающая:    – формирование монологической речи учащихся; – совершенствование умения работать с текстом; – отработка навыков выразительного чтения. Развивающая: –   выявить   глубину   восприятия   прочитанного   текста   и   основных   проблем, поставленных автором; – показать гуманизм Экзюпери в решении этих проблем. Воспитывающая: – воспитывать доброе отношение к окружающим, способность понимать и любить; – способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя. 1 2 3 1 2 1 2 1 Провести анализ самостоятельно прочитанного произведения; 2 Особое внимание уделить умению работать с текстом; 3 Способствовать воспитанию чувств через данное произведение.  («Маленький принц» песня) «Маленький принц» – так называется сказка, которую написал талантливый французский писатель и отважный лётчик Антуан де Сент­Экзюпери. Цитатой из этого произведения называется наш урок: «Зорко одно лишь сердце…»                    На уроке мы с вами будем не только работать с текстом, но и поразмышляем над теми жизненными премудростями, о которых поведал Экзюпери.           Сказка «Маленький принц» написана для взрослых, но она интересна людям любых возрастов. Кому­то это произведение нравится сразу, а кто­то лишь со временем откроет для себя всю его мудрость и глубину чувств.           Для того чтобы разобраться в этом произведении и понять его глубже, давайте поговорим немного о самом авторе. Что он был за человек, чем интересовался в жизни, и тогда, может быть, нам будет легче понять смысл сказки.  (Мелодия «Под небом Парижа»)           Антуан де Сент­Экзюпери – потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах.                     Отец Антуана умер, когда мальчику было всего четыре года.   Детство будущего писателя прошло в замке у бабушек.            Он не собирался быть писателем; с юношеских лет увлекался авиацией и со временем стал одним из самых известных лётчиков страны.                    Экзюпери испытывал новые типы аэропланов, совершал рекордные перелёты. Когда началась Вторая мировая война, Сент­Экзюпери стал военным лётчиком.            Род Сент­Экзюпери ведёт начало от рыцарей Грааля. Согласно легенде, эти рыцари жили тысячу лет назад, и обязанность их состояла в том, чтобы защищать вдов, сирот, обиженных и бедняков. Рыцари Грааля надевали плащ и по очереди отправлялись из своего замка совершать подвиги добра. Для этого им была дарована вечная юность. Иногда кажется, что этот плащ накинут на плечи Маленького принца. В   семье   Антуана   называли   Король­Солнце   из­за   белокурых   волос,   венчающих   голову. Товарищи прозвали Антуана «Звездочёт» и «Достань­ка Луну», потому что нос его вздёрнут к небу.           Антуан де Сент­Экзюпери был высокого роста: 1 метр 84 сантиметра, широкоплеч. Руки мастерового человека, чтобы чинить неисправные самолёты.           У него была обаятельная улыбка, совсем детская, и в то же время серьёзная, нежная и застенчивая.           Он прекрасно разбирался в разных науках: биологии и генетике, астрономии и атомной физике.            Он получил десять патентов на изобретения в области авиации, предвидел появление реактивных самолётов.                     Однажды, Экзюпери научил  трёхлетнего мальчика пускать мыльные пузыри, но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Антуан ходил мрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен как мячики. Они стали ярче и прекраснее.           Сент­Экзюпери принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем другими своим открытиями. (мыльные пузыри!)           В 1939 году Экзюпери спросили, что для него важнее: летать или писать? Он ответил: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же». 31 июля 1944 года Антуан де Сент­Экзюпери вылетел с Корсики примерно в 8.30. Он летел во   Францию,   в   Прованс.   У   него   была   разведывательная   миссия.   Он   должен   был   сделать аэрофотосъемку в районе Альп, между Греноблем и Лионом. Самолет­разведчик P­38 оставался на контроле американских радаров почти до самого побережья, он исчез с радаров неожиданно в районе Сент­Рафаэля, небольшого городка на Лазурном берегу. Только   в   апреле   2004   года   было   обнаружено   место   гибели   Антуана   де   Сент­Экзюпери. Выходящая   в   Марселе   газета   «Прованс»   сообщила,   что   обнаруженные   обломки   и   детали небольшого самолета были подняты с 70­метровой глубины в районе острова Риу, расположенного в марсельской бухте. Проделанная специалистами экспертиза подтвердила, что речь идет именно о том самолете, на котором летал Сент­Экзюпери.  (звучит песня «Нежность» в исполнении Майи Кристалинской) Мальчик с крыльями В   1940  г.   в   перерывах   между   боями  с   нацистами  Экзюпери  часто   делал   на  листке наброски   крылатого   мальчика.   Иногда   рисунок   трансформировался   в   мальчика   верхом   на облаке. Позднее этот же персонаж стал появляться с длинным шарфом вместо крыльев, а облако превратилось в астероид. Первый набросок Маленького Принца Маленький Принц, какого мы видим его в сказке Экзюпери, впервые появился в мае 1940 в письме автора своему другу Леону Верту. Именно ему впоследствии Экзюпери посвятил сказку. Книга из рисунков на скатерти. В 1942 г. во время ужина со своим американским издателем и его супругой Экзюпери нарисовал на скатерти фигурку ребенка с развевающимся шарфом. Издатели,   имевшие   традицию   выпускать   к   Рождеству   по   новой   детской   книге, предложили   Экзюпери   стать   автором   очередной   сказки,   предложив   в   главные   герои нарисованного человечка.           Теперь поговорим о самом произведении.   1 Где происходит первая встреча Маленького принца с автором? В пустыне Сахара. 2 Скажите, что можно назвать пустыней в переносном смысле? Какое состояние души человека можно сравнить с пустыней? Пустыня – одиночество. Человек одинок, его не понимают. 3 Лётчик   оказался   в   пустыне,   потому   что   сломался   мотор   его   самолёта.   С   каким человеческим органом мы обычно сравниваем мотор? Мотор – сердце. Когда у человека на душе плохо, когда его никто не понимает, мы говорим, что у него тяжело на сердце. 4 Итак, каким мы видим Маленького принца при первой встрече? «На рассвете меня разбудил чей­то тоненький голосок. Я вскочил, точно надо мной грянул гром. Протёр глаза. Начал осматриваться и вижу – стоит необыкновенный какой­то малыш и серьёзно меня разглядывает. … Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. … Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребёнок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. 5 Подумайте, кого напоминает Принц? Ангелочка,   потому   что   сам   автор   рисовал   мальчика   с   крылышками   на   облаке   и   в произведении даны рисунки, на которых Маленький принц нарисован с развивающимся шарфом, который напоминает крыло. Способность обходиться без пищи и воды тоже подтверждает это предположение. 6 Что мы узнаём о Маленьком принце из его поведения? Какой он по характеру? Наивный, добрый, одинокий. 7 Чем подтверждается его одиночество? Автор встречается с ним в пустыне. А пустыня – символ одиночества. 8 Почему Маленький принц, впервые видя человека, обращается к нему как к давнему знакомому? Доверчивый, добрый. Сердце подсказывает, что они могут помочь друг другу. 9 Таким образом, мы можем сказать, что встретились два одиноких человека. А чем спасается от одиночества на своей планете Маленький принц? Он ухаживает за своей планетой, приводит её в порядок – выпалывает баобабы, чистит вулканы, любит свою розу, много раз наблюдает закат. 10  Какое значение имеет образ баобабов в сказке? В переносном смысле – это ростки всего дурного в человеке. Человек должен избавляться от дурных черт своего характера, как от ростков баобаба.  В прямом смысле – нужно ухаживать за своей планетой, иначе она может погибнуть.  11  Почему Маленький принц отправляется путешествовать? Устал от эгоистки Розы, её пустые слова принимает близко к сердцу. 12  Автор отправляет Маленького принца на другие планеты для того, чтобы показать нам человеческие пороки, поразившие всех людей, всю Землю. На астероиде № 325 он встречается в королём. Какой порок отражает    этот герой. Властолюбие. Он хочет властвовать безгранично над всеми. 13   Но  такой  ли  уж  этот Король  отрицательный  персонаж,  или  можно  найти  в  нём положительные черты? Он справедливый монарх, считающий, что власть должна быть, прежде всего, разумной (гл. 10).  14  Можно ли сказать, что Маленький принц и Король проходят через искушения? Они стоят перед искушением властью. Маленький принц отказывается от соблазна стать министром   юстиции   и   выносить   смертный   приговор   крысе.   А   Король   это   испытание   не выдерживает. Он лишён чувства любви к ближнему. 15  А почему Маленький принц помедлил и не сразу отправился в путь? Может быть, он ещё раздумывает над предложением стать министром. Или он ждёт, что Король раскается, ведь он уже стар и ему необходимо покаяние. 16  Следующая планета Честолюбца. В чём смысл этой встречи? Честолюбие – ещё один человеческий порок. Такие люди глухи ко всему, кроме похвал. Они эгоисты. 17  На астероиде 327 жил пьяница. Какие чувства вызвал он у Маленького принца? Маленькому   принцу   стало   жаль   пьяницу,   потому   что   он   человек   безвольный,   не   может избавиться от своего порока. 18  А для чего он пьёт? «Пью, чтобы забыть… Хочу забыть, что мне совестно пить (гл.12)». Этот человек пропил не только свою жизнь, но и свою совесть. 19   Четвёртая   планета   принадлежала   Деловому   человеку.   С   каким   человеческим пороком встречается здесь Маленький принц? Жадность. Прибирает к рукам всё, что плохо лежит. Он решил, что звёзды его, потому что ничьи, а он первый до этого додумался. 20  Если человек чем­то владеет, то от этого должна быть какая­то польза. Какая польза звёздам от дельца? Какие примеры бесполезного владения мы знаем в наши дни? Никакой пользы звёздам нет. Покупка Лунных участков. 21  На пятой планете принц встретился с Фонарщиком. Почему Принц считает, что из всех, с кем он уже успел познакомиться, только Фонарщик не смешон? Он верен своему слову. Зажигается фонарь – как бы рождается ещё одна звезда. Его труд полезен, потому что красив. 22  А сам Фонарщик получает удовольствие от своего труда? Почему? Нет. Он очень устал, хочет спать. К   сожалению   и   в   нашей   жизни   часто   встречаются   люди,   которые,   делая,   казалось   бы полезное дело, не получают от него удовольствия.            Через несколько лет вам предстоит сделать, пожалуй, самый главный выбор в вашей жизни – выбрать профессию. Постарайтесь избежать участи Фонарщика, чтобы не заниматься всю жизнь полезным, но нелюбимым делом. Ведь работа должна приносить не только материальное, но и моральное, душевное удовлетворение. 23  На шестой планете Принц встретился с Географом. Почему очень скоро Маленький принц разочаровывается в нём? Обо   всём   судит   понаслышке.   Никогда   не   выходил   из   своего   кабинета.   Его   не   интересует конкретная жизнь. 24 Почему именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о Розе, пожалеть её? Для Географа красота не значит ничего, а для принца смысл жизни в красоте.             Маленький принц путешествует с планеты на планету и нигде не находит идеальных людей. С Землёй связана его последняя надежда.            Оказавшись в пустыне, он спешит забраться на гору. Гора – символ спасения и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенству. Но с горы он видит ту же пустыню – символ одиночества. 25  Но и на Земле Маленького принца постигает разочарование. Какое? Встречает   целый   сад   роз     и   приходит   в   отчаяние   оттого,   что   Роза   его   обманывала. Почувствовал себя очень несчастным.  26  Прав ли Маленький принц, ощущая себя несчастным? Нет. Он поймёт это позже, после знакомства с Лисом (гл.20, 21). Друга Маленького принца ­ Лиса – Экзюпери изобразил с необычно длинными ушами. Это позволяет   предположить,   что   прототипом   героя   стала   пустынная   лисица   фенек,   прирученная писателем во время службу в Марокко. "Я воспитываю лисенка­фенека, — зовется также лисой­одиночкой. Он меньше кошки и у него огромные уши. Он очарователен. К сожалению, он дик, как хищный зверь, и рычит, как лев", ­ писал Экзюпери в письме своей сестре Габриэль. 27 Кого встречает Принц в тяжёлую минуту разочарования? Лиса. Эпизод встречи с Лисом и секрет, который раскрыл Лис принцу, мы сейчас прослушаем. 28  На Земле Маленький принц встречает одного единственного человека. Для Принца – это надежда встретить человека, свободного от пороков. А для лётчика – надежда на спасение, он уже не так одинок в пустыне.  Что общего есть у лётчика и Маленького принца? Оба спустились с неба. Оба одиноки, но добры и чувствуют чужую боль. 29   Впервые   за   всё   время   странствий   Маленький   принц   слышит   мольбу   человека   о помощи. Чем помогает Принц лётчику? Помог найти колодец. 30   Но   ведь   мы   знаем,   что   Маленькому   принцу   не   нужна   ни   пища,   ни   вода,   ему достаточно солнечного луча. Как вы объясните желание принца напиться? «Пойдем, поищем колодец. Вода бывает нужна и сердцу» (гл.24). 31  Какой подарок делает Маленький принц лётчику? Оставляет ему свой смех  (гл. 26). 32  Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй? Змея – искусительница. 33  Зная, что у Змеи яда хватит только на одного, Маленький принц старается спасти лётчика. Почему? У лётчика есть ещё дела на Земле, а Маленький принц свою миссию выполнил. Давайте перечитаем ещё раз концовку сказки.      «Он сел на песок, потому что ему стало страшно.      Потом сказал: – Ну,… вот и всё…      Помедлил ещё минуту и встал. И сделал один только шаг…           Точно   жёлтая   молния   мелькнула   у   его   ног.   Мгновенье   он   оставался   недвижим.   Не вскрикнул.   Потом   упал   –   медленно,   как   падает   дерево.   Медленно   и   неслышно,   ведь   песок приглушает звуки.    … Грустно мне было…        И всё же понемногу утешился. То есть… не совсем. Но я знаю: он возвратился на свою планету, ведь, когда рассвело, я не нашёл на песке его тела. Не такое уж оно было тяжёлое. А по ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов…»           Я, как и многие взрослые, любила читать сказку об одиноком посланце Космоса, каждый раз открывая что­то новое для себя. И каждый раз, как и вы сейчас, пыталась разгадать финал сказки: умер ли Принц, укушенный мудрой змейкой, или он, скончавшись,  тут же воскрес и вознёсся на свою планету. 34  А как вы думаете, что произошло с Маленьким принцем? 35   В   заключение   урока   ответьте   ещё   на   один   вопрос.   Почему   сказка   Экзюпери, несмотря   на   то,   что   написана   более   70   лет   назад,   остаётся   актуальной,   но   и становится всё ближе нам? 36 А теперь небольшое соревнование между классами. ТЕСТ ПО СКАЗКЕ А. ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» Задание: восстановите предложение 1) Если идти всё время прямо да прямо,  …  . а) далеко не уйдёшь; б) вернёшься на то же место; в) вскоре это надоест; г) быстро устанешь. 2) Встал поутру, умылся, привёл себя в  порядок – и сразу же приведи в порядок  свою …  . а) комнату; б) кровать; в) планету; г) работу. 3) Взрослые очень любят … . а) деньги; б) цифры; в) драгоценности; г) себя. 4) Когда станет очень грустно, хорошо …  . а) почитать книжку; б) помечтать; в) поиграть с кем­нибудь; г) поглядеть, как заходит солнце. 5) Надо было судить не по словам,  а по … . Она дарила мне свой аромат,  озаряла мою жизнь. а) фактам; б) делам; в) внешнему виду; г) чувствам. 6) С каждого  надо  спрашивать  то,  …  . а) что он любит делать; б) чего он боится; в) что ты хочешь; г) что он может дать. 7) …  ­ это значит признавать, что на этой  планете я всех красивее, всех наряднее,  всех богаче и всех умней. а) любить; б) уважать; в) почитать; г) восхищаться. 8) ­ Среди людей тоже … , ­ заметила змея. а) страшно; б) опасно; в) жутко; г) одиноко. 9) Зорко одно лишь сердце. Самого  главного  … . а) глазами не увидишь; б) всё равно понять не сможешь; в) никто не знает; г) тебе никто не расскажет. 10) Ты навсегда в ответе за всех,  кого … . а) приютил; б) приручил;  в) обидел; г) обманул. Слайд­фильм к песне А. Дольского «Посещение Маленького принца»

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

"Зорко одно лишь сердце..." Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017