Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».
Оценка 4.9

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Оценка 4.9
Лекции +2
doc
Междисциплинарный 5
Детсад—4 кл
13.01.2017
Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».
Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.
Дислексия.doc
Учитель­логопед: Павлова Е.Н. РЕФЕРАТ «Звуковой аналитико­синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи». План реферата. 1. Профилактика дислексии — актуальная проблема в  современных условиях…………………..стр 3­4. 2. Обоснование избранной темы, роль и значение  профилактики нарушений чтения………..стр 5­9. 3. Основные направления и новые аспекты работы в  современных условиях.                             стр 10­12. 4. Раскрытие динамики и состояние практики по данной проблеме, на основе анализа личного опыта: а) какие трудности пришлось преодолеть и каким  путём; б) что было и что изменилось в работе на протяжении времени опробации; в) как эти изменения отразились на количественных и качественных результатах. Чем определились  достижения……………….………...стр 13­18. 5. Оценка пути совершенствования работы, план  дальнейшей работы по теме…….………стр 18­20. 1) Профилактика   дислексии   —   актуальная   проблема   в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием   речи   и   нарушением   чтения   существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это   особая   категория   дошкольников   с   недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям.   Программы   обучения   усложнены   и   насыщены разнообразным   материалом,   который   должен   быть   усвоен через   чтение.   Ребёнок,   идущий   в   массовую   школу   из логопедической   группы   с   диагнозом   общее   недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда,   так   как   нет   широкой   сети   школьной логопедической   помощи.   Поэтому   задача   профилактики дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни. Исследования   изобразительно­графических   способностей детей   подготовительной   группы   с   общим   недоразвитием речи   (1998/99   уч.   год),   из   методики   раннего   выявления дислексии   А.Н.   подтвердили правильность выбора данной темы. Детям предлагался тест­ рисунок:   «дом,   без   каких­либо дополнительных   указаний.   После   подведения   итогов выяснилось,   что   70%   детей   данной   группы   составляют группу   риска   по   дислексии.   В   рисунках   отсутствовало большинство   существенных   деталей.   30%   детей   показали незрелость изобразительных способностей. Ранняя   диагностика   и   своевременное   оказание   помощи значительно   повышают   шансы   на   успех   в   дальнейшем   Корнева   (1991г.),   дерево,   человек», 2 обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995   г.),   при   выявлении   дислексии   в   возрасте   6­7   лет  и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1­2­м классах — это происходит в 46% случаев. Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг,   абсолютно   правильно   читать   и   писать.   Все   дети проходят   стадию   первоначального   обучения   грамоте,   на которой   у   них   бывает   большее   или   меньшее   количество ошибок.   Но   не   о   таких   ошибках   –   закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию. 2) Анализ   ошибок   и   трудностей,   с   которыми   сталкиваются дети с общим недоразвитием речи, при обучении чтению и показывает роль и значение профилактики дислексии. Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие   фонетико­ недоразвития   всех   компонентов   языка: фонематического   и   лексико­грамматического.   При глубоких   степенях   общего   недоразвития   речи   (первый   и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети менее глубоким   недоразвитием   речи  (третий   уровень)   В  первом классе, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических   ошибок,   обусловленных   отклонениями   в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического   строя.   Для   таких   детей   необходимы систематические,   в   течение   ряда   лет,   занятия   по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте,   а   также   совершенствование   навыков   звукового анализа. Нарушения   чтения   у   детей   распространяются   как   на способы овладевания чтением, так и на темы чтения, и на понимание прочитанного. Дети   с   недоразвитием   речи   вместо   плавного   слогового чтения   часто   пользуются   побуквенным   угадывающим 3 чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе   чтения   слов,   дети   произносят   бессмысленный набор   звуков,   в   силу   чего   слово   теряет   своё   значение. Бывает и так, что, назвав первые две­три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающимся по значению. Дети с недоразвитием речи могут прочесть слово правильно и тут же, прочитывая его вторично, сделать ошибку, воспринять его как совершенно новое, неизвестное им. К   числу   наиболее   специфических   ошибок   можно  отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие   звуки   которых   либо   совсем   не произносятся   детьми,   либо   произносятся   неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые   звуки.   В  этом   случае   ошибки   могут   иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Дети   с   недоразвитием   речи   делают   при   чтении   и   такие ошибки,   которые   характерны   для   детей   с   нормальным речевым развитием. Но количество этих ошибок у первых будет   значительно   большим,   чем   у   вторых.   Сюда   можно отнести   ошибки   на   пропуски   или   добавления   букв, перестановки, неправильное окончание слов. Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки. Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным   темпом,   так   как   они   часто   застревают   на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова,   для   того   чтобы   правильно   соотнести   букву   с соответствующим звуком или осмыслить читаемое. 4 сходных     акустических Затруднения   и   ошибки   в   первую   очередь   связаны   с недостаточным   овладением   звуковым   составом   слова, смешением звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за   собой   неумение   воссоздать   правильную   и   точную звуковую   форму   слова   в   условиях   зрительно воспринимаемых графических знаков. Специальные   исследования   Р.Е.   Левиной   (1968   г.),   Т.Б. Филичевой,   Н.А.   Чевелёвой,   Г.Н.   Чиркиной   (1989   г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение   акустически   сходных   звуков   приводит   к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график. Если   на   первых   порах   обучения   решающую   роль   играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык   чтения   превращается   в   зрительное   узнавание звукового   анализа   образа   слогов,   целых   слов,   а   иногда   и фраз.   Ребёнок   соотносит   буквы   с   этими   образами   и благодаря этому понимает читаемое. Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко­буквенных   элементов   состоит   слово,   то   у   него   с трудом формируются обобщённые звуко­слоговые образцы. Вследствии этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии   с   уже   усвоенными   более   лёгкими   слогами   и узнавать их. Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие   чёткого   звукового   образа   слова   затрудняет формирование   чёткого   зрительного   образа   этого   слова   в процессе чтения, Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их 5 был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить. Р.Е.   Левина   подчёркивает,   что   преодоление   трудностей слияния  в  значительной  мере зависит от развития  устной речи ребёнка; чем лучше владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова. У детей легко   создаются   в   процессе   обучения   звуковые   образцы слов в их обобщённом звуко­буквенном обозначении. В тех случаях, когда это по каким­либо причинам не происходит, ребёнок отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном чтении, испытывает «муки слияния», не умеет переходить   от   букв   и   их   названий   к   звукам   живой   речи. Подобная   картина   наблюдается   у   детей   с   общим недоразвитием речи. Несомненно, что у описываемых детей нарушения  чтения связаны   с   недостаточностью   представлений   о   звуко­ буквенном составе слова. Возникший у ребёнка в процессе такого   чтения   звуковой   образ   слога   или   слова   не   сразу узнаётся. Так возникает чтение по догадке с частой заменой одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т.д., что приводит нередко   к   искажению   прочитанного,   к   неправильному пониманию   и   обуславливает   резко   замедленный   темп чтения. Степень   сформированности   навыка   чтения   может   быть выражена   различно.   Она   связана   в   первую   очередь   с проявлениями   фонетико­фонематического   недоразвития речи у детей, с состоянием анализа звукового состава слова. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается   неконтекстное   восприятие   фразы.   Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не учитывают характерных лексико­граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать  слова по 6 принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит   к     тому,   что   чтение   нередко   превращается   в угадывание,   что   способствует   замене   суффиксов, окончаний,   приставок.   Недостатки   в   овладении   техники чтения   влияют   на   понимание   прочитанного.   Эти   две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.  Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.),   В.И.   Гордиловой,   М.З.   Кудрявцевой   (1995   г.),   Г.А. Глинна   (1996   г.),   Т.А.   Ткаченко   (1999   г.)   в   среднем   у дошкольников   с   общим   недоразвитием   речи   готовность   к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном   отклонении   от   нормы   в   формировании фонематических   представлений,   лежащих   в   основе, звукового анализа. Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия. 3) Преодоление   общего   недоразвития   речи   и   профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно. Основные направления логопедической работы: 1. Развитие   фонематического   восприятия.   Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра   голоса   на   материале   звуков,   слов   и   фраз. Различение  слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем   и   слогов.   Развитие   навыков   элементарного звукового анализа. 2. Работа   над   звукопроизношением.   Прежде   всего необходимо   устранить   все   недостатки   в   произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). 3. Развите навыков звукового анализа и синтеза  7 Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и   согласные.   Согласные:   звонкие   и   глухие,   твёрдые   и мягкие.   Выделять   любые   звуки   из   состава   слова.   Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог. 4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования   с   помощью   различных   приставок (например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл) или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например: пришёл,   прилетел,   прибежал).   Другой   вид   работы   — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. 5. Развитие грамматических навыков. Основными   задачами   этого   этапа   являются   работа   над пониманием   и   употреблением   предлогов,   составление предложений     сериям   картинок, распространение и сокращение предложений.   по   картинкам, 6. Развитие связной речи. Ведётся   работа   по   обучению   составлению   описательных рассказов   и   совершенствованию   навыков   пересказа небольших текстов. В   устной   речи   детей   наиболее   заметно   выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки   словарного   запаса   и   грамматического   строя обычно   меньше   заметны,   так   как   дети   стараются пользоваться   только   хорошо   знакомыми   словами выражениями. Естественно,   что   при   обучении   чтению   возникнет   много ошибок,   обусловленных   недостатками   произношения   и неумение   анализировать   звуковой   состав   слова   –   замены, 8 пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного. Поэтому   в   первую   очередь   ставится   задача   упорядочить фонетическую   сторону   речи.   Развить   произношение   и звуковой анализ и синтез. Работа   ведётся   с   использованием   современных   методик: Т.А.   Ткаченко   (1997/99   г.),   Т.Б.   Филичева,   Г.В.   Чиркина (1993   г.),   Г.А.   Глинна   (1996   г.),   Л.П.   Успенской,   М.Б. Успенский   (1996   г.),   В.И.   Городилова,   М.З.   Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.). Используя в работе методики данных авторов, устранение недостатков   устной   речи   и   пропедевтика   чтения   ведётся аналитико­синтетическим звуковым методом. В   первую   очередь   специальными   логопедическими приёмами   исправляется   произношение   звуков   или уточняется   артикуляция   имеющихся   звуков.   При устранении   недостатков   звукопроизношения   следует соблюдать   строгую   последовательность   в   работе   над звуками   одной   фонетической   группы,   с   тем,   чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между   сходными   звуками.   Последовательность   учитывает постепенный   переход   от   более   лёгких   по   артикуляции звуков к более сложным. Параллельно   с   постановкой   звуков   ведётся   работа   по развитию звукового анализа и синтеза. Независимо   от   того,   с   детьми   какого   уровня   общего недоразвития   речи   (III   –   II)   ведётся   работа,   возникают следующие задачи: а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи; б)   научить   различать   звуки   на   слух,   развивать   слуховое восприятие; в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е.   тех   звуков,   которые   изолированно   произносящихся правильно,   но   в   речи   обычно   звучат   недостаточно отчётливо, смазанно; г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены; 9 д)   отдифференцировать   и   закрепить   в   речи   те   звуки, которые   сменивались   между   собой,   научить   правильно пользоваться соответствующими буквами; е)   закрепить   тот   уровень   звукового   анализа   и   синтеза,   с которым дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза. Сознательное   усвоение  акустико­артикуляционного  образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяет детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их. 4) В   группах   с   общим   недоразвитием   речи   обучение рассчитано   на   два   года,   поэтому   звуковой   аналитико­ синтетический   метод   профилактики   дислексии   предлагаю разделить, исходя из анализа личного опыта, на два этапа: 10 1. Первый   год   обучения.   Безбуквенный   период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов. 2. Второй   год   обучения.   Буквенный   период.   Проводится звуко­буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.  На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников   интерес   к   занятиям   и   формировать осознанное   овладение   фонетической   системой   языка. Пробудить   познавательный   интерес   помогают   различные игры и игровые приёмы. Дидактическая   игра   —   средство   обучения,   поэтому   она может быть использована на занятиях учителем­логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому на безбуквенном этапе обучения дети пользуются пособием   изготовленным   для   звукового   анализа   слова. (Приложение №) На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно   вводится   следующий   наглядно­игровой материал: Изучая гласные звуки, вводится образ — «девочка»; изучая согласные   звуки,   вводится   образ   —   «мальчик».   Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из   двух   картинок:   «девочка»   и   «мальчик».   Когда   этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Сочетание согласного с гласным (СГ) обозначается одной картиной: «мальчики девочка стоят парой». а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание согласного и гласного   (СГ).   Так,   артикуляция   гласного   готовится   в самом начале произнесения слога (СГ): МА, ПА, КА т. д. Артикуляция гласного влияет на артикуляцию согласного. 11 Эта   взаимообусловленность   обеспечивает   прочное сочетание   звуков   в   прямых   открытых   слогах   (типа   СГ). Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого,   вот   почему   ребёнку   трудно   первоначально отделить   согласный   в   сочетании   СГ.   Например,   разбирая слово лампа, часто вместо первого звука [м] дети называют целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот комплекс звуков как единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками   не   возникает,   что   обусловлено   тесной взаимосвязью,   согласного   с   гласным.   Детей   нужно специально   обучать   выделению   звуков   из   сочетания   СГ. Сформировать   это   умение   —   значит   решить   одну   из главных задач подготовки детей к обучению грамоте. Таким   образом,   в   безбуквенный   период   обучения   дети знакомятся с основными единицами чтения: сочетанием СГ (карточка с изображением «мальчика и девочки») и звуком вне   сочетания   (карточки   «мальчик»   и   «девочка»   по отдельности).   Данными   единицами   чтения   они   будут пользоваться   на   протяжении   всего   периода   обучения.   К концу года дети могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и выполнять полный звуковой анализ и синтез. На   буквенном   этапе   обучения,   соответственно   вводятся буквы и совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное   пособие   используется   на   занятиях,   только дополняется   фишками,   которые   будут   служить «рубашками»   для   «девочек»   и   «мальчиков».   Мягкие   и твёрдые согласные будут различаться по цвету. В школах города используют два цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и в данном пособии фишки — «рубашки» двух  цветов: Чёрный цвет – твёрдые согласные,   синий   цвет   –   мягкие   согласные.   Звонкость   и глухость   согласного   будет   обозначаться   наличием   лил отсутствием   на   фишке   ­   «рубашке»   «колокольчика». Тактильное   ощущение   вибрации   голосовых   связок переходит в зрительный образ «колокольчик». 12 Данное   пособие   используется   на   каждом   занятии   по обучению грамоте, что позволяет совершенствовать навыки звукового   анализа   и   синтеза   слов.   Дети   изучают   буквы, составляют   слоги   и   односложные   слова.   Читают   слоги   и слова   из   пройденных   букв.   Использование   на   занятии данного   пособия,   позволяет   составлять   и   анализировать слова любой звуко­слоговой структуры, что решает задачу опережающего обучения. Данный приём позволяет широко раскрыть все возможности звукового аналитико­синтетического метода профилактики дислексии. б) При обучении грамоте в подготовительной группе были внесены   изменения   в   последовательность   изучения   букв. Это   повысило   эффективность   работы   по   пропедевтике чтения. В начале изучаются первые пять гласных букв: А,У,О,Ы,Э. Затем   изучаются   согласные   буквы:   К,Т,П,М,Н,С.   При изучении   каждой   согласной   буквы,   сразу   же   идёт   чтение прямых     КА,КО,КУ,КЫ,КЭ; МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т.п. На   данном   этапе   следует   использовать   методику   Н.А. Зайцева   (1998   г.).   дети воспринимают прямой слог, как единицу чтения, и в тоже время   знают,   что   прямой   слог   состоит   из   двух   звуков. Тренируясь   в   технике   чтения   слогов,   дети   не   теряют способность   к   звуковому   анализу.   Перейдя   к   работе   над словом,   необходимо   использовать   «кубики   зайцева»   и читать,   осуществляя   синтез   слова,   по   единицам   чтения. Составив тоже слово по описанному выше пособию, легко произвести звуковой анализ. Затем   изучаются   другие   пять   гласных   букв   (я,ё,ю,и,е)   и остальные согласные. Продолжается работа с таблицами и кубиками, а так же постоянно ведётся звуковой анализ слов. Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные   затруднения   легче   преодолеть,   если   дать   Читая   таблицы   слогов, слогов.   Например: 13 дошкольнику   образ   буквы,   то   есть   предмет   похожий   на букву. Например: О ­ обруч или колесо, П – перекладина или ворота, Н – носилки и т. д. (Приложение№). Символы, наглядные образы помогают детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы. Конечно, наряду с данным   способом   запоминания   используются   и   другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штрихование букв. Изучая новые буквы   и   анализируя   звуковой   состав   слов,   проводится работа и с предложением. 1. Составляется   предложение   по   специально   подобранной картинке или по опорным словам. Даётся правило: Первое слово   в   предложении   пишется   с   большой   буквы   в   конце предложения ставится точка. Чертится схема предложения.                                                                                             . 2. определяется  количество   и  порядок  слов  в   предложении. Все слова в предложении пишутся отдельно.                                                  .                 . 3. Слова в предложении делятся на слоги.                                                                                             .                                                                                             .                                                                                             . 4. Выполняется полный звуковой анализ слов. — гласный звук; — согласный, твёрдый, глухой звук; 14 — согласный, твёрдый, звонкий звук; — согласный, мягкий, глухой звук; — согласный, мягкий, звонкий звук. 5. Разбирается   предложение   по   вопросам,   устанавливаются связи слов в нём по смыслу и выделяются на слух окончания некоторых   слов     существительного   и прилагательного). (например, 6. Повторяется,   всё   предложения   и   записывается, предварительно   вспомнив   правила   правописания   уже знакомые детям. 7. Прочитывается записанное предложение. После знакомства с   предложением,   переходим   к   работе   над   текстом.   На занятиях   по   развитию   связной   речи,   дети   знакомятся   с рассказом,   учатся  пересказывать,  составляют   рассказы  по сюжетным   картинкам   и   знают,   что   рассказ   состоит   из предложений. Этот вид работы включает в себя: чтение в слух текста из четырёх­пяти предложений с паузами после каждого   из   них;   счет   предложений   в   рассказе.   Затем проводится   разбор   и   чтение   доступных   текстов, составленных из пройденных букв. Например. Вот кот.   ШАЛУН Он уронил бидон. Молоко потекло. Кот лакал молок Читаем   текст,   написанный   на   плакате.   Красным   цветом выделены   первые   буквы   предложений   и   точки.   Указкой показываем   начало   и   конец   предложений.   Определяем количество   предложений   в   рассказе.   Читаем   текст, соблюдая паузы после каждого предложения. После, дети 15 самостоятельно   читают   и   определяют   количество предложений в тексте. При   таком   порядке   работы   дети   многократно   повторяют материал,   анализируя   в   нём   то   одно,   то   другое.   Это позволяет закрепить знания не механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий. Чтобы обеспечить системный   подход   к   проведению   занятий,   необходимо следовать   календарно­тематическому   планированию. (Приложение№) в)   Звуковой   аналитико­синтетический   метод   обучения грамоте, является основным в предупреждении дислексии. Применяя   его   на   практике,   значительно   улучшаются результаты   коррекции   фонетической   стороны   речи   (См. приложение:   Динамика   развития   фонетической   стороны речи). Исследуя   звукопроизношения   и   фонематическое восприятие,   был   отмечен   значительный   рост   звукового анализа и синтеза. Это позволило создать базу для полной и значительной коррекции речевых дефектов с последующим выпуском детей в массовую школу. 16 На   основании   выше   изложенного,   следует   отметить, 5) что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению. Необходимо   продолжить   и   расширить   работу   по совершенствованию   звукового   аналитико­синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи. Массовые   школы   города   продолжают   набор   детей шестилетнего   возраста   в   первые   классы,   и   эта   тенденция закрепляется. Среди   детей   логопедических   групп   есть   такие,   которые обучались   один   год,   вместо   положенных   двух   лет   по программе коррекции общего недоразвития речи. Исходя из этого,   а   так   же,   учитывая,   что   ранняя   диагностика   дает лучшие результаты, считаю возможным набирать в группы общего недоразвития речи детей четырехлетнего возраста. Для   того,   чтобы   к   шести   годам   достичь   того   уровня развития, который достигался раньше к семи годам. Такой подход   позволит   провести   коррекционное   обучение   в полном объеме. У детей будет сформирована полноценная речь, что даст возможность не только преодолеть речевую патологию, но и подготовить их к школе. В шесть лет, после полного курса коррекционного обучения, дети будут лучше подготовлены к усвоению школьной программы, чем их сверстники. 17 В первый год обучения следует особо обратить внимание на развитие фонематического восприятия. В процессе логопедической работы у детей должно, прежде всего,   сформироваться   умение   контролировать   своё произношение, а также умение исправлять ошибки в своей речи и сравнивать речь окружающих с собой. Работу   по   развитию   фонематического   восприятия,   для первого года обучения в группах с общим недоразвитием речи, условно можно разделит на шесть этапов: 1) Узнавание неречевых звуков; 2) Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) Различение слов, близких по звуковому составу; 4) Дифференциация слогов; 5) Дифференциация фонем; 6) Развитие навыков элементарного звукового анализа. На   второй   год   обучения   вводится   система   специальных упражнений,   (описанная   выше),   и   направленная   на пропедевтику   чтения.   У   детей   продолжает   развиваться умение не только правильно произносить, но и различать все фонемы родного языка. Развитие   звукового   анализа   и   синтеза   слов,   постепенно формирует   навык   послогового   чтения.   Дети   осмысленно читают   лёгкие   тексты,   отвечают   на   вопросы   по прочитанному, учатся пересказывать. ЛИТЕРАТУРА 1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989 2) Р.Е. Левина     Основы теории и практики логопедии М., 1968. 18 3) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии М.,1989 4) Н.С.Жукова,   Е.М.Мастюкова,   Т.Б.   Филичева Преодоление общего недоразвития речи М., 1990 5) А.Н.   Корнев   Дислексия   и   дисграфия   у   детей   С Петербург 1995 6) Л.Н.   Ефименкова   Коррекция   устной   и   письменной речи учащихся начальных классов М., 1991 7) Т.А.   Ткаченко   если   дошкольник   плохо   говорит   С Петербург, 1997 8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С Петербург 1999­ 9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо М., 1995 10) Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Подготовка к школе детей   с   общим   недоразвитием   речи   в   условиях специального детского сада М.,1993ю 19

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017