ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Скачать свидетельство бесплатно
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Творчество как неотъемлемый компонент личности современного педагога»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Скачайте свидетельство

Скачать свидетельство бесплатно

4. Прочитайте содержание

Творчество как неотъемлемый компонент личности современного педагога

Модернизация образования направлена на повышение качества, доступности и эффективности образования, что определяет необходимость внедрения новой модели развития педагогического потенциала. Это связано, прежде всего, с необходимостью индивидуализации образовательного процесса, так как, с одной стороны, необходимо развивать одаренных детей, а с другой стороны, создавать условия для развития детей с особыми педагогическими потребностями. В достижении этой цели огромная роль отводится педагогу, учителю-наставнику, который направляет деятельность ребенка, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.

Современный педагог – это педагог, владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь ребенку найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе человеком. Неотъемлемый компонент личности современного педагога — это творчество.

Творческому педагогу необходимо обладать определенными умениями, к которым можно отнести:

  • проектировочные умения (упедагог-сценарист);
  • адаптационные умения (педагог-режиссер);
  • коммуникативные умения (педагог как речевой партнер);
  • организационные умения;
  • умения контроля и самоконтроля;
  • исследовательские умения.

Педагогическое творчество — это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога в профессиональной деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся. Структура педагогической деятельности представляет собой единство субъекта и объекта, целей, задач, предмета, средств и результатов.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – это тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.

Общая цель педагогической деятельности заключается в приобщении человека к ценностям культуры, формировании разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п.На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса и всевозможные носители информации(литература, СМИ, технические средства и др.)

Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность носит гуманистический характер. Назовём ее основные признаки:

- педагогической деятельностью занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями, и для реализации этой деятельности существуют определённые формы: урок, занятие, «классы»;

- наличие определённой цели: научить ребёнка чему-либо, передать ему систему знаний, сформировать умения и навыки, воспитать его, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;

- цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;

- ребёнок включается в особые отношения с педагогом (деловые, официальные, регламентированные);

- результаты педагогической деятельности (особенно в обучении) могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения ребёнка; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания – они во многом «отсрочены» во времени;

- настоящий педагог использует разнообразные возможности своего влияние на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

Основные виды деятельности педагога

В зависимости от функций различают следующие виды профессионально педагогической деятельности:

- проектировочная – постановка целей обучения и воспитания, определение способов их достижения;

- организаторская – включение учащихся в различные виды работ, формирование классного коллектива;

- коммуникативная – установление педагогически целесообразных отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-родитель», «ученик-ученик»;

- конструктивная – отбор учебного материала, планирование и построение учебного процесса и т.д.

Все эти виды деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной работы.

Преподавание – это управление сознательной, активной учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формирование умений и навыков.

Общие черты преподавания:

- осуществляется в рамках различных организаторских форм, имеет временные ограничения, определённую цель и варианты ее достижения;

- важнейших критерием эффективности преподавания является движение учебных целей и решение задач;

- содержание и логика обучения чётко представлены в программах обучения;

- критерий эффективности – уровень освоения знаний и умений, овладения способами решения учебно-познавательных и практических задач;

- результаты учения почти однозначно определяются преподаванием и фиксируются в качественно-количественных показателях.

Процесс преподавания проходит следующие основные этапы:

1) планирование;

2) организация деятельности учащихся;

3) регулирование и корректировка процесса обучения (на основе непрерывного текущего контроля);

4) оценка и анализ результатов;

5) выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.

Необходимо помнить, что сотрудничество – это взаимодействие двух миров: педагога и обучающегося. Вот как говорит об этом О.А. Казанский: «Я знаю, что учиться очень трудно; я не буду облегчать тебе жизнь – «подслащивать пилюлю» знаний, умений, навыков – просто я могу помочь тебе, как врач помогает больному, стараясь не просто облегчить боль, а вылечить человека.

А для этого я:

- во-первых, трудное для тебя сделаю привычным;

- во-вторых, помогу предотвратить твои возможные ошибки, неудачи (неудачи в обучении - это нормально);

- в-третьих, знаю, что любить – это верить в успех другого – со мной ты сможешь даже «перепрыгнуть пропасть»;

- в-четвертых, понимаю смысл моей педагогической деятельности как организацию твоего успеха;

- в-пятых, должен подготовить и тебя к успеху, т.е. сделать всё, чтобы ты мог предъявить свое (открыть себя в себе)».

Второй вид педагогической деятельности – это воспитательная работа. Она направлена на управление разнообразной деятельностью учащихся, организацию воспитательной среды и имеет следующие характерный черты:

  • осуществляется в рамках разных организационных форм;
  • имеет цели, предусматривает последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели;
  • критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, поведении и деятельности;
  • в воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах;
  • логику воспитательной работы в каждом конкретном классе невозможно зафиксировать в нормативных документах;
  • результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер;
  • подготовительная часть в воспитательной работе более значительна и продолжительна, чем основная;
  • результаты не всегда можно предвидеть, они зачастую отсрочены во времени; в воспитательной работе трудно установить обратную связь.
  • анализирует педагогическую ситуацию;
  • проектирует результат в соответствии с исходными данными;
  • анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата;
  • оценивает полученные данные;
  • формирует новые задачи.
  • отсроченность результатов творчества педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умения, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма относительно. Это затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Аналитические, прогностические и другие способности учителя позволяют прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;
  • регламентированность во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, реализация и др.) связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, учёного они допустимы, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены (педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение темы, раздела и др.). В ходе учебного занятия возникают непредвиденные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения;
  • сотворчество педагога с обучающимися и коллегами в педагогическом процессе. В педагогической профессии трудно вычленить вклад каждого отдельно взятого учителя, поскольку педагогический коллектив учебного заведения объединён общей целью. В.А Сухомлинский справедливо подчёркивал, что если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. Атмосфера творческого поиска выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определённой области знаний демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;
  • зависимость проявления творческого потенциала педагога от методического и технического оснащения образовательного процесса;
  • умение педагога управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимся как творческий процесс, не подавляя их инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
  • влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;
  • положительный эмоциональный климат в коллективе;
  • наличие адекватных средств обучения и воспитания;
  • материально-техническая оснащённость педагогического процесса;
  • высокий уровень подготовки;
  • владение современными концепциями обучения и воспитания;
  • развитое педагогическое мышление;
  • стремление к творчеству;
  • умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • владение педагогическими технологиями.

Система воспитательной деятельности педагога представляет собой совокупность различных видов педагогической деятельности: организаторской, коммуникативной, конструктивной, проектировочной и т.д.

Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь, должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний. Педагогическая деятельность — это и своего рада искусство, так как без включения своего личностного творческого видения способов реализации тех или иных проектов педагог не достигнет должного эффекта.

Творческий характер педагогической деятельности

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Одна из главных задач современного образования – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В связи с этим творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её особенностью.Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта.

В практике педагогического взаимодействия сформулированы принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога.

Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление человеку возможности быть всесторонне развитой, гармоничной и творческой личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Творческое развитие педагога - активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.

Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие творческого потенциала личности педагога следует понимать не только как создание комплексной многоплановой творческой деятельности, но и как организацию совместной творческой деятельности обучающихся, педагогов, родителей.

Принцип коллективности. Уровень творческого развития личности во многом задается уровнем развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования творческой направленности личности педагога создает группа высокого уровня творческого развития. Для реализации принципа коллективности могут быть использованы групповые формы работы, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.

Принцип развития предполагает рассмотрение изменений в процессе развития под действием производящих их причин.

Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента).

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, так как в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности.Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основание педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя субъективно-эмоциональный, детально описывает коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приёмы, и т.п.) и др.

В процессе профессиональной деятельности педагог выполняет социальный заказ общества, поскольку цель обучения и воспитания определена в директивных документах государства. Однако то, как сформировать яркую личность и индивидуальность, зависит от творчества педагога.

Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии, преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.М. Загвязинский, Н.Д. Никандров):

Педагогическое творчество не возникает само по себе. В.А. Сластенин выделяет следующие условия развития творчества педагога:

  • объективные:
  • субъективные:

Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.

1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.

2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.

3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.

4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.

Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. А.К. Байметов объединил мотивы педагогической деятельности в три группы:

  • мотивы долженствования;
  • мотивы увлечённости и заинтересованности преподаваемым предметом;
  • мотивы увлечённости общением с детьми – любовь к детям.

Специалисты считают, что чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем больше активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определённых позитивных результатов.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).

Таким образом, личностное творчество педагога проявляется в различных аспектах педагогической деятельности. Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и эксперимента. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования.

Список источников:

1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.

2. Введение в педагогическую профессию : курс лекций / В.А. Капранова и др.: под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск : Новое знание, 2015. – 176 с.

3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Знание, 2013. — 364 с.

4. Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография/Науч. ред. Г. А. Медяник. — М.: Академия Естествознания, 2011. — 238 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 42-44.

6. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-25.