Школьная оценка как инструмент конструктивного диалога обучающегося с педагогом
Оценка 5


Школьная оценка как инструмент конструктивного диалога обучающегося с педагогом

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Школьная оценка как инструмент конструктивного диалога обучающегося с педагогом
Cвидетельство участника
89


Школьная оценка как инструмент конструктивного диалога обучающегося с педагогом

Ни для кого не секрет, что педагогическая деятельность состоит из множества компонентов. Оценочная деятельность – один из них.

В современном образовательном процессе, построенном на таких программах как «Развивающая система Л.В.Занкова» и «Перспективная начальная школа», большинство образовательных целей могут быть достигнуты в условиях групповых форм организации учебной деятельности. Достаточно часто дети должны выполнять предложенные задания в парах или небольших группах. Такая организация учебной деятельности обучающихся требует кардинального пересмотра системы оценивания. Предлагаем обратиться к уникальному педагогическому опыту организации оценивания.

Педагоги, работающие в начальной школе, прекрасно знают, что в первых и вторых классах дети не получают оценки-баллы, но избежать оценивания деятельности ребенка невозможно. Без оценки в принципе не существует учебная деятельность.

Специалисты утверждают, что приступать к развитию у детей навыков самоконтроля и самооценки важно с самого начала обучения в школе. В начале ведущая роль в оценивании результатов деятельности ребенка, конечно, принадлежит учителю. Вместе с тем, по завершении «букварного» периода к оцениванию могут быть привлечены и обучающиеся.

Любому педагогу понятно, что во время устных ответов приветствуется использование детьми развернутых оценочных суждений. Первоклассникам вполне под силу дать комментарий по поводу ответов одноклассника, определить сильные и слабые стороны, дополнить их и уточнить.

Внешняя оценка учебных успехов ребенка со стороны учителя может вызвать такие нежелательные побочные эффекты как проблемы в межличностном общении детей, боязнь ответов у доски, тревогу перед самостоятельными и контрольными работами. Из-за постоянного чувства страха дети начинают списывать у одноклассников и надеяться на подсказки. Очевидно, что оценка не может выступать в качестве наказания или инструмента для манипуляций со стороны учителя. Напротив, она призвана побуждать познавательную активность, повышать желание к саморазвитию.

Такое влияние оценки на детей становится возможным в том случае, когда они способны к самооценке.

Уже во втором классе возможна организация учебной деятельности с использованием такого приема: сильные обучающиеся участвуют в оценке результатов работы групп из 4-5 человек. Применение в младшей школе письменных тестов также позволяет подготовить обучающихся к процессу самостоятельного контроля над собственными действиями.

Если в результате тестирования обучающийся набирает такое количество баллов, которое не соответствует уровню его притязания, то, как правило, сам обращается к педагогу с просьбой дать ему возможность улучшить свой результат, дополнительно поработав над учебным материалом.

Использование метода «Консультант» в рамках технологии индивидуально-группового обучения (ИПО)

Педагог при проведении уроков по предметам литературное чтение, окружающий мир и русский язык в 3 и 4 классах начальной школы может успешно применять метод «Консультант». Такой способ лучше всего использовать в ситуациях, когда необходимо проверить домашнее задание сразу у всего класса, а времени на это не хватает. Суть данной методики заключается в следующем: весь класс делится на 5-6 небольших групп, для каждой из них назначается консультант. В течение десяти минут консультанты проверяют домашнее задание у каждого ребенка в своей группе, в том числе свое и выставляют оценки на специальных карточках. При этом ребята могут свободно перемещаться по кабинету, меняясь местами. На следующем этапе консультанты передают педагогу карточки с оценками и взамен берут билеты с заданиями для группы. Примерные названия заданий:

  • «Выбор» - учитель определяет для контроля любого ребенка из данной подгруппы.
  • «Доверие» - всем обучающимся группы сохраняются оценки, выставленные консультантом.
  • «Делегат» - группа получает возможность самостоятельно решить, кто из ребят пойдет защищать честь группы у доски.
  • «Консультант» - у доски предлагается отвечать консультанту.
  • «Все и всё» - учитель может вызвать каждого обучающегося из группы и задать ему любой вопрос по теме.

Важное правило: если в ходе проверки учитель выясняет, что ответы ребят соответствуют выставленным консультантом отметкам, то каждый из группы получает ту, что была выставлена на карточке. Если же оказывается, что выставленные оценки не объективны и завышены, то вся группа получает оценки ниже на один балл.

Такой подход защищает детей от намеренного завышения оценок или предвзятого отношения со стороны одноклассников. Игра рождает у обучающихся интерес к учебному процессу. Кроме того, ребята, которые получили невысокие результаты (оценки), могут почувствовать себя на равных с остальными.

Формы и методы формирования самооценки

Когда дети переходят в третий класс, педагог на уроках может применять еще одну эффективную схему контроля знаний. Работа сначала оценивается самим обучающимся, затем его одноклассниками, и лишь в самую последнюю очередь педагогом.

Таким образом, отметка складывается из трех компонентов. Если баллы были выставлены письменно, то их заносят в специальную таблицу. Туда же могут быть добавлены результаты выполнения проверочного теста. В результате окончательная отметка выставляется по принципу КПД: сумма балов, которую набрал обучающийся, умножается на 100 и делится на максимально возможный результат. И только после всех манипуляций КПД переводится в обычную оценку. Свои успехи дети могут отследить на экране.

Важно отметить, что такой метод оценивания учебной деятельности можно применять только в том случае, если ребята готовы к этому. Если они имеют хотя бы минимальные навыки самостоятельной оценки своих успехов и взаимной оценки с одноклассниками, кроме того высокий уровень сознательности и самостоятельности.

Традиционно метод КПД применяют педагоги, работающие в средней и старшей школе, но вполне реально использовать его несколько раньше – в третьем и четвертом классах начальной школы.

С уверенностью можно сказать, что должным образом организованная оценочная деятельность способна повысить познавательную активность обучающихся, свести к минимуму уровень тревожности. Кроме того, дает ребятам возможность саморазвития и формирования адекватной самооценки.

Советский психолог Лев Семенович Выготский доказал, что развитие ребенка на каждом возрастном этапе характеризуется особым его положением в системе принятых в данном обществе отношений.

Жизнь детей разного возраста имеет свое специфическое содержание: определенным способом выстроенные взаимоотношения с окружающими людьми и особую деятельность, названную ведущей.

Л.С. Выготский не только высказал идею о том, что для каждого периода развития характерная своя ведущая деятельность, но и определил эти виды деятельности.

Так ведущим видом деятельности у младенцев выступает непосредственное эмоциональное общение с ближайшим окружением. В раннем детстве ведущей деятельностью является манипулирование с предметами. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игровая. У младших школьников — учебная деятельность. Подростки сосредотачивают свое внимание на социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Для старшеклассников ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность.

Изучив данные закономерности, мы можем прийти к выводу о том, что в каждый возрастной период развития влияние оценки на детей будет различным. Однако в любом возрасте оценка способна влиять на эмоциональное состояние и самооценку ребенка.

Младшие школьники

Как было отмечено выше, ведущий вид деятельности у младшего школьника – игровая учебная деятельность. Дети в этом возрасте любознательны, активно интересуются окружающим миром. Они в большинстве своем стараются выполнить все то, что просит педагог. Это и определяет их положительное отношение к процессу обучения. Процесс оценивания дети воспринимают достаточно эмоционально. Дети в этом возрасте сильно переживают, если обнаруживают, что отстают в учебе или получают невысокие баллы. Иногда дело может дойти до слез.

Самооценка в этот период сильно зависит от внешних оценок ребенка учителем.

Дети очень трепетно относятся к своим успехам в учебе, интеллектуальным способностям, оценкам со стороны одноклассников и ближайшего окружения. Им очень важно, чтобы положительная оценка результатов их деятельности признавалась всеми участниками педагогического процесса.

Самооценка и самоуважение ребенка младшего школьного возраста напрямую зависят от отношения к нему родителей и учителей. В конечном результате, они влияют на развитие личности. Под влиянием достигнутых успехов или провалов в предшествующей деятельности формируется уровень притязания ребенка.

Ребенок, потерпевший неудачу единожды ждет ее и дальше. Успех в предшествующем опыте, напротив, позволяет младшему школьнику ожидать успеха в дальнейшем. Повторяющиеся неудачи в учебной деятельности, подтвержденные низкими оценками учителя, приводят к развитию неуверенности в себе и появлению чувства собственной неполноценности.

Подростки

Подростки гораздо меньше сосредоточены на учебной деятельности, чем младшие школьники. Сфера их интересов заметно расширяется и затрагивает многие сферы жизни. Ребята начинают активно заниматься спортом, общаться с друзьями, посещать кружки по интересам, развлекаются. Большинство ребят достаточно равнодушны к собственным успехам в учебе, поэтому успеваемость у обучающихся средней школы, как правило, снижается.

Принципиальные отличия заметны и в эмоциональной сфере. Теперь самооценка ребенка не зависит напрямую от внешних оценок со стороны значимых взрослых. Подросток при оценивании себя все чаще опирается на собственные внутренние ориентиры: сравнивает себя с другими ребятами.

Вместе с тем, положительные оценки позволяют школьникам среднего звена занять в системе класса более высокое положение. Но интересна и другая особенность: если подросток может достичь привилегированного положения другими путями, то значимость оценки резко падает.

Восприятие учителя также происходит через призму общественного мнения всего классного коллектива. Именно поэтому школьники способны идти на открытый конфликт с педагогами и нарушение дисциплины, ведь они чувствуют молчаливое одобрение товарищей. При этом дети часто не испытывают мук совести.

Нередки в подростковом возрасте и нарушения в учебной деятельности. В большинстве своем такие нарушения обусловлены проблемами в общении со значимым окружением (одноклассниками, родителями, учителями). Оценка в подростковом возрасте способна значительно ухудшить или улучшить взаимоотношения со сверстниками.

Старшеклассники

Обучающиеся в старших классах ребята, по-разному относятся к учебным дисциплинам в зависимости от собственных планов и профессиональных намерений. Логично, что и отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам, также будет отличаться.

В результате, если плохая отметка будет получена по предмету, который ребенок не считает важным для своей будущей профессиональной деятельности, то он отнесется к ней совершенно спокойно. Напротив, отметки по профильному предмету будут иметь большое значение. В этом возрасте в референтную группу – круг значимых лиц, входят уже не одноклассники, а взрослые. Фокус внимания ребенка старшеклассника смещается на доверительные отношения с ними.

В этот период можно снова заметить, что внешняя оценка со стороны значимых взрослых оказывает влияние на уровень самооценки старшеклассника. Под влиянием таких оценок ребенок выбирает жизненный путь и профессию.

Кроме возрастных особенностей, на восприятие оценки сильно влияют индивидуальные особенности каждого ребенка, его характер, тип темперамента и уровень самооценки. Нельзя недооценивать и форму, в которой оценка выражена.

Умение ставить оценки

Мы уже выяснили, что положительные оценки способны творить чудеса: повышать самооценку ребенка и повышать его учебную мотивацию.

Грамотный педагог, должен знать, что восприятие оценки детьми с завышенной или заниженной самооценкой может быть искажено. В этом случае, если отметка не соответствует их уровню притязаний (в случае с высокой самооценкой) или ожиданиям (с низкой самооценкой), дети могут встретить ее с недоверием или обидой.

Похвала за плохую работу и слабые ответы не мотивирует обучающегося, а лишь подчеркивает его посредственные знания. При этом такая отметка способна в корне изменить отношение одноклассников к ребенку и самому педагогу. Отметка «за старание» и «на перспективу» может быть полезна только тогда, когда она не сильно отличается от реального положения дел. Только педагог, чисто интуитивно, может определить степень разрыва между реальными знаниями и выставленной отметкой.

Обучающиеся с завышенной самооценкой при постоянной положительной оценке педагога могут утратить интерес к учебной деятельности. У них снижается мотивация к достижению успеха, такие дети могут начать формально выполнять задания, ведь они уже достигли нужного уровня. Если такого обучающегося педагог постоянно выделяет среди одноклассников и ставит им в пример, он может начать противопоставлять себя всему классу, постоянно ждать только положительных отметок.

Каждый учитель понимает, что невозможно организовать работу без отрицательных оценок. Если при этом педагог перейдет рамки дозволенного и перенесет отметку на личность самого ребенка, он может причинить обучающемуся травму. Важно помнить, что отрицательная оценка призвана лишь корректировать учебную деятельность обучающегося, но не унижать его. Если дети видят искренность педагога при выставлении оценок, то и сами перестают хитрить, начинают стремиться к контакту с учителем, стараются улучшить сложившиеся взаимоотношения.

Оценивая работу ребенка, но не его самого, не обсуждая его личность, педагог дает обучающемуся возможность сделать выводы и исправить сложившуюся ситуацию.

Подведем итоги: оценка может выступать как инструмент для повышения мотивации ребенка, влиять на все сферы его жизни, регулировать его взаимоотношения со значимым окружением.

Психолого-педагогические рекомендации по созданию оценочных ситуаций в учебном процессе

При организации оценочной деятельности, учитель должен помнить несколько правил:

  • Необходимо использовать оценку как обратную связь, нужную обучающемуся, а не как средство давления на ребенка.
  • При выставлении важно ориентироваться на личностные, эмоционально-волевые и физиологические особенности.
  • Учитель должен постараться в каждом из детей найти положительные изменения и отметить именно их, сравнивать ребенка с самим собой.
  • Важно формировать у детей навыки самоконтроля, самостоятельного оценивания себя и других обучающихся.
  • Обязательно нужно исключить из своих реакций сарказм и унижение отстающих детей. Реакции учителя на уроке должны быть положительными или нейтральными.
  • Необходимо всеми силами стремиться избегать травмирующих ситуаций при выставлении отметок, с осторожностью пользоваться двойкой и единицей.
  • Учитель должен развернуто обосновать каждую выставленную отметку.

Классифицируем отметки.

Торжествующая «пятерка»

Поставьте обучающемуся пятерку, и вы заметите гордых родителей на родительском собрании. Еще несколько пятерок – и вот уже родные дома при каждом возвращении ждут отличных отметок, удовлетворенно отмечают что «Так и знали, молодец!». Отличник начинает занимать особое положение в классе, осознает свою исключительность, в результате чего увеличивается разрыв между ним и «отстающими детьми». Если и помогает одноклассникам на уроке, то с высокомерием. Отличник не может себе позволить дружить с «кем попало». Он уже привык к особому положению в школе и похвалам и подаркам родителей. Взрослые слепо ему доверяют, а одноклассники завидуют. Конфликты обычно решаются в его пользу, он сам стремиться быть первым любыми средствами.

Обнадеживающая «четверка»

Родители поддерживают и надеются на сохранение и улучшение уровня успешности ребенка в учебной деятельности. Престиж среди одноклассников растет, растет и доверие. Однако нередко «четверка» может стать показателем снижения успеваемости обучающегося, тогда мы можем наблюдать противоречивые реакции на эту отметку. Родители перестают хвалить и доверять, лишают удовольствий. Ребенок остро переживает снижение престижа в классном коллективе, ухудшение взаимоотношений с родителями. В результате может повыситься мотивация к учебной деятельности.

Привычная «тройка»

Родители «троечников» обычно не ожидают от своих детей новых успехов, они как бы смирились с тем, что ребенок не может справиться лучше. Если вдруг уровень успешности растет, родители с тревогой мечтают, чтобы чадо не вернулось в ряды отстающих. Поэтому хвалят, но очень осторожно. В классном коллективе «тройки» воспринимаются без особых эмоций, а повышение отметок вызывает уважение в глазах одноклассников. Для таких детей характерен средний уровень мотивации, они занимают соответствующее положение в коллективе.

Угнетающая «двойка»

Учитель поставил «двойку» и вот уже возник конфликт с ребенком, дома его ждет раздражение родителей или даже наказание. Такого ребенка полностью лишают развлечений, устанавливают жесткий контроль и требуют все больше. Такие обучающиеся занимают угнетенное положение в классе и в семье. Они могут страдать от дефицита общения со сверстниками, насмешек товарищей и постоянных упреков со стороны взрослых. Такое положение дел, как правило, вызывает озлобление ребенка. Если обучающийся резко из успевающих попадает в разряд слабых обучающихся, он может испытывать сильные негативные переживания. Чтобы избежать наказания может прибегнуть ко лжи. На мотивацию «двойка» влияет по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Уничтожающая «единица»

Как правило, такая оценка применяется в редких случаях. Только тогда, когда обучающийся проявляет полное отсутствие знаний и дерзость. Педагог может испытывать по отношению к такому ребенку злобу. У одноклассников, выставленная единица, напротив, может вызвать сочувствие, у родителей – иронию. На статус ребенка в классном коллективе единица практически не влияет, а вот на отношение к педагогу влияет достаточно сильно. Учитель может заметить снижение уровня мотивации к учебной деятельности и своевременно принять меры к недопущению подобной ситуации.

Выставляя оценку обучающемуся, педагогу необходимо помнить о том, что, существуют возрастные особенности восприятия школьной оценки и ее персональная значимость со временем может меняться. Это происходит потому, что с возрастом происходят личностные изменения детей, и те оценки, которые были значимы для них, теряют свою стимулирующую роль, вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам детей.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.- М.,1980.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.-464с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В.Слободчикова - М.:ВНИК «Школа»,1989 - 90 с.
  5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей.-Томск: «Пеленг»»,1995.-144с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213).
  7. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1993.
  8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-175 с.
  9. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 (У истоков морали: 33 – 56).
  10. Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся? / Научно-практический журнал «Завуч».- 1999.- №7.- С. 54-85.
04.11.2018