Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации
Оценка 5
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации

Оценка 5
Практикум
преподавание
1 кл—4 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 18.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации

Народные и авторские, волшебные и бытовые, длинные и короткие, легендарные, комические, сатирические, докучные – каких только сказок не придумало человечество, с тех пор как научилось говорить. Что же делает этот жанр таким живучим?

Древнейший инструмент социализации и передачи опыта из поколения в поколение, сказка выросла из глубинных потребностей человеческой натуры: исследовать и понять окружающий мир, надеяться на лучшее и верить в победу добра над злом. С помощью сказки индивидууму (чаще ребенку) передается информация об обществе и необходимые морально-этические нормы и правила существования в нем. Сказка пробуждает воображение, вызывает слезы и смех, воспитывает такие нравственные качества, как доброта, искренность, храбрость, верность.

Главное оружие сказки – метафора. Какими бы волшебными ни были герои и приключения, мы знаем, что все сказки о нас, о человеческих чувствах и поступках. Учась «примеривать» сказку на себя, ребенок учится различать добро и зло, бороться с трудностями и страхами и находить ответы на интересующие вопросы. А самая важная цель сказки – развитие эмпатии – способности сопереживать персонажам в горе и в радости. Сказка выводит ребенка из узкого пространства собственных интересов и чувств и взращивает в нем человечность.

Об этом в книге «От двух до пяти» писал выдающийся знаток детской психологии и непревзойденный автор стихотворных небылиц Корней Чуковский: «Так как при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или Муха-Цокотуха, или бесстрашный комар, или просто «деревяшечка в зыбочке» — вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек — не человек».

Благодаря всем перечисленным качествам сказка не подвластна ни социально-экономическим преобразованиям, ни моде, ни стремительному научно-техническому прогрессу, который, казалось бы, развенчал все сказочные выдумки. Наоборот, нынешним детям как никогда необходима сказка, ведь это самый доступный и эффективный метод как корректирования сознания и поведения, так и развития связной речи, поскольку, как ни парадоксально, коммуникационный взрыв последних десятилетий привел к ощутимому угнетению коммуникативных функций подрастающего поколения.

Проблема развития речи становится все более актуальной. Отдавая предпочтение телевизору, компьютеру и прочим гаджетам, взрослые и дети пренебрегают общением друг с другом. Ограниченность речевого общения способна вызвать недоразвитие основных психических процессов, специфические нарушения эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Кроме того, возрастает количество детей с патологиями развития, основным признаком которых является именно недоразвитие речи.

Модернизация образовательного процесса, предусматривает ориентированность его на развитие прежде всего коммуникативных способностей обучающихся. Основной целью работы детских дошкольных учреждений, сформулированной в ФГОС дошкольного образования и Программе ДОУ, является формирование личности и ее успешная социализация. Важнейшую роль в этом процессе играет самостоятельный вид речемыслительной деятельности, – связная речь. От степени сформированности ее умений и навыков зависит дальнейшая успешность ребенка как в учебной деятельности, так и в социально-личностном развитии.

Одной из наиболее эффективных методик гармоничного развития дошкольников по праву считается сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

При кажущейся простоте данная методика имеет серьезные цели:

- овладение родным языком как средством приобщения к культурным ценностям человечества;

- развитие диалогической и монологической речи;

- расширение словарного запаса, совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование коммуникативной направленности речи;

- развитие творческих способностей ребенка.

В соответствии с целями определяется круг задач, решаемых с помощью сказкотерапии:

- стимулирование познавательной деятельности, накопление и систематизация представлений об окружающем мире;

- развитие воображения, творческого мышления;

- развитие связной фразовой речи, ее логическое, лексико грамматическое и фонетическое оформление;

- развитие образности, выразительности речи;

- эмоциональное оформление речи: использование интонации и силы голоса, управление темпом речи, паузами, мимикой, жестами, движениями.

- снятие эмоционального напряжения.

Другими словами, «сказочные» занятия как творчески организованный вид образовательной и воспитательной деятельности, расширяя кругозор, обогащая словарный запас, тренируя речевые навыки, способствуют раскрепощению ребенка, росту его уверенности в себе. Это важно для всех детей без исключения, но особенно работе с детьми с общим нарушением речи, заиканием, агрессивностью, гиперактивностью, энурезом и т.д. Когда ребенок перестает переживать по поводу дефектов речи, укрепляется его психика, корректируется поведение, улучшается социальная адаптация.

Сказкотерапия, как любая методика, неэффективна при использовании от случая к случаю. Как система занятий она опирается на положение, принятое в психолингвистике, о том, что речь формируется поэтапно из отдельных речевых действий. Важно соблюдать при этом следующие принципы:

- постепенно переходить от простого к более сложному;

- создавать оптимальные условия для того, чтобы каждый ребенок в процессе получения знаний мог проявить свои познавательные способности, использовать накопленный опыт, эмоционально самовыразиться;

- организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы он постоянно находился в процессе получения новых знаний и умений;

- сделать процесс развития связной речи непрерывным и интегративным, чтобы, начавшись с деятельности педагога, он продолжился в совместной деятельности ребенка и родителей.

Диапазон методов работы со сказкой очень велик. Сказки можно просто рассказывать и слушать, можно обсуждать, анализировать, додумывать, переиначивать, рисовать, сочинять, проигрывать. Соответственно весьма разнообразны виды деятельности:

- чтение и обсуждение сказок во время занятий и в свободное время;

- рассматривание иллюстраций со словесным описанием;

- рисование иллюстраций, лепка, аппликация, создание книжек и лэпбуков;

- разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации;

- кукольные мини-театры: пальчиковые, настольные, бибабо;

- прослушивание музыки для усиления эмоциональных впечатлений, развития слухового восприятия, пробуждения фантазии.

Принцип от простого к сложному наиболее важен. Опираясь, прежде всего, на возраст дошкольников и на уровень их речевого развития, его необходимо соблюдать и в отборе сказочного материала, и в выборе видов деятельности, и непосредственно в работе над каждой сказкой. Как правило, она проходит в три этапа:

- Познавательно-эмоциональное ориентирование

- Словесное воспроизведение сказки

- Самостоятельная творческая деятельность детей

Цель этого этапа – осмысление сюжета с помощью средств выразительности, эмоционально-чувственное освоение содержания сказки через характеры и эмоциональные состояния ее героев.

На этом этапе важно эмоциональное рассказывание (чтение) сказки с использованием эмоциональных средств. Следует выделять интонационно образные выражения, использовать мимику, пантомимику, жесты. Можно использовать игрушки, яркие иллюстрации, фигурки и аппликации, выполненные самими детьми. Можно слушать музыку для установления ассоциативной связи с характером и состоянием персонажей. Во время беседы по содержанию сказки уточняется последовательность событий, задаются вопросы для выяснения понимания особенностей сказки, при этом поощряются высказывания детей, обращение к их личному опыту.

Цель этого этапа – развитие у детей умения излагать сказку связно, логично, отбирать для пересказа основные моменты; расширение знания о выразительных средствах языка; усвоение детьми изобразительных средств раскрытия сказочного образа и применение их в собственном изложении сказки, построение самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами.

Данный этап включает составление плана сказочного произведения, использование сюжетных картинок, коллажей, мнемотаблиц, с помощью которых дети учатся моделировать текст. Эффективным приемом активизации речевого творчества детей может быть эмпатическое рассказывание, когда дети представляют себя на месте сказочных персонажей, рассматривая иллюстрации, и описывают, что они услышали, увидели, почувствовали. Используются также игры-драматизации, кукольный театр, настольный театр, инсценирование отрывков, театральная постановка. Двигательная активность, изготовление кукол, участие в изготовлении костюмов и реквизита развивают моторику, речь и коммуникативные навыки.

Целью этого этапа является стимулирование воображения детей, развитие у них интереса к творческому рассказыванию, желания и умения сочинять сказки и совершенствовать свои сочинения самостоятельно, используя усвоенные на втором этапе вербальные и невербальные средства художественной выразительности и опыт моделирования текста.

Это наиболее интересный этап сказкотерапии. Задача педагога – пробудить у детей желание сочинять сказки. Для этого можно предложить им сочинить продолжение сказки, предложив схему-образец или речевой пример, представить себе любимого сказочного героя в проблемной ситуации, в которой ему потребуется помощь ребенка. Эффективными приемами могут стать:

- контаминация (введение в сказку персонажа из другой сказки),

- инверсия (изменение места и времени действия, характера героев на противоположные),

- игра-фантазирование «Салат из сказок» (совмещение нескольких сказок в одной).

- «кляксография», когда случайное пятно силой воображения обретает характер, историю, становится сказочным персонажем.

Какие бы формы работы ни использовал педагог на творческом этапе, прежде всего он должен уделять внимание речевому оформлению сказки, использованию выразительных средств языка.

Четвертым этапом, важным уже для педагога, является подведение итогов «сказочной» работы, контрольная диагностика уровня речевого развития воспитанников и определение наиболее результативных методик.

Работу по развитию связной речи методом сказкотерапии можно начинать с раннего дошкольного возраста. Уже в два года ребенок способен запоминать и свои простейшие действия с предметами, и сказочных персонажей. В этом возрасте детям нравятся сказки о животных. Многократные повторения структурных элементов, устойчивые речевые формулировки помогают детям освоиться в сюжете, лучше понять содержание сказки. Дети с удовольствием изображают сказочных персонажей с помощью звукоподражания, рассматривают иллюстрации, им нравится разыгрывание взрослыми сказочных сюжетов с помощью кукол.

От двух до пяти лет у детей активно формируется образное мышление, способность фантазировать. Изменяется восприятие волшебной сказки, появляется потребность в ее осмыслении, интерес к внутреннему состоянию персонажей, способность испытывать те самые «сорадость» и «сонесчастье». Из благодарного слушателя ребенок постепенно превращается в активное действующее лицо, а затем в автора, творца, сказочника. Сказкотерапия становится сложнее, но и интереснее.

Каких бы творческих вершин в работе со сказкой ни стремились достичь педагоги или родители, первичным материалом для сказкотерапии является народная сказка. Она содержит четко прописанный сюжет, однозначные характеристики героев, идейно-нравственные установки и раскрывает прекрасные возможности для развития речи. Сюжет ее всегда занимателен. Структура любой волшебной сказки ритмична: напевный зачин, сюжетные повторы, обязательная концовка, часто обращенная к слушателю, – все это облегчает ребенку пересказ текста. Выразительность языка, богатый словесный орнамент, присказки и прибаутки часто содержат идеальные комбинации труднопроизносимых звуков, которые ребенок легко запоминает и произносит. Яркие образные характеристики, сравнения, мягкий, но меткий юмор предоставляют возможность для эмоционального воспроизведения речи персонажа, а также мимики, жестов, движений. Неминуемая победа добра над злом дает ребенку чувство психологической защищенности.

Несомненным достоинством этой методики является ее естественность. Ребенок не воспринимает занятия как некую работу, так как до определенного возраста он живет сказкой, он говорит на ее языке, творит ее из всего, что видит. Сказкотерапия для ребенка – сотворчество, в ходе которого личность дошкольника развивается в полной гармонии с успешным овладением грамотной и связной речью. Расширяется словарный запас ребенка, развивается логическое мышление, эстетические чувства, формируется культура речи, совершенствуется ее образность и эмоциональность.

В «сказочной» деятельности для детей очень важно участие взрослых. Так же, как и для самих взрослых. Педагоги и родители ни в коем случае не могут быть просто наблюдателями. Они не только руководители, вдохновители, организаторы – они непосредственные участники процесса превращения сказки в живое действо. И самые строгие требования они должны предъявлять к себе: к своей речи, к своим манерам, к собственному контролю над своими эмоциями и настроениями.

Практически в любой сказке заложено важное психологическое содержание, которое дает ребенку представление о любви, добре и счастье. Также ребенок через сказку учится познавать реальный мир, а трансформация сказочного героя из слабого в сильного, наивного в умного, маленького во взрослого позволяет открыть перед ним перспективы собственного роста.

Превращение хотя бы на некоторое время жизни ребенка в игру, волшебство, сказку позволяет и взрослым ощутить прилив вдохновения, получить удовольствие от общения с ребенком на равных, а может быть, помогает расстаться с собственными сомнениями и страхами для того, чтобы жить-поживать да добра наживать.

Список литературы:

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе): Гл. чтение сказок. – М.: Владос, 1999.
  2. Белоборыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия Развития», «Академия К», 1998.
  3. Боголюбская М. К., Шевченко В.В. Художественное чтение ирассказывание в детском саду. М.:Издательство «Просвещение», 1966.
  4. Бочаров Г. К. За сорок лет: Записки словесника. – М., 1972.
  5. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., МГОПУ, 1995.
  6. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа /Под ред.О.М. Дьяченко.–М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  7. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа. / Под. Ред.О.М. Дьяченко– М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999.
  8. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  9. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа. / Под. ред. О. М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  10. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1990.
  11. Сказка как средство коррекции и развития детей, имеющих задержку психического развития: Методическое пособие /Сост. Е.В. Коточигова. – Ярославль: Институт развития образования, 2004.
  12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  13. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
13.12.2018