ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Родительское собрание как средство повышения педагогической культуры родителей»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Родительское собрание как средство повышения педагогической культуры родителей

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями обучающихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность зависит от подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие:

- выбор темы собрания и формы его проведения;

- определение целей родительского собрания;

- изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

- проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

- определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников;

- приглашение родителей и других участников собрания;

- разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

- оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов подготовительной работы.

Выбор темы собрания и формы его проведения

Выбранная для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых образовательных учреждениях составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается учителем в качестве методической подсказки. Вот один из них.

Пятый класс:

- «Давайте познакомимся», обычно проходит в традиционной форме с элементами тренинга, целесообразно привлечь к участию психолога;

- «Адаптация обучающихся к новым условиям обучения», может быть проведено в форме консилиума, сюда приглашаются психолог, валеолог, учителя-предметники;

- «Роль книги в жизни школьника» успешно пройдет в форме дискуссии. В этом собрании примет участие библиотекарь;

- «Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого обучающегося» приглашается заместитель директора по воспитательной работе. Собрание может проходить в форме деловой игры.

В шестом классе определять тематику родительских собраний будут возрастные особенности детей:

- «Этот трудный подростковый возраст» в форме психолого-педагогического всеобуча;

- «Общение родителей с детьми-подростками», в форме продуктивной игры;

- «Поощрение и наказание в воспитании детей», в форме дискуссия;

- «Здоровый образ жизни -основа успешной жизнедеятельности», традиционное собрание.

Седьмой класс:

- «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности», традиционное собрание, на которое желательно пригласить и мам, и пап обучающихся;

- «Свободное время подростка - актуальная тема», к участию в таком собрании целесообразно привлечь педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, учителя физической культуры. Совместно с обучающимися можно подготовить творческий отчет, рассказывающий о внеурочной занятости школьников, об их увлечениях;

- «Контакты и конфликты» в форме психолого-педагогического всеобуча. В таком собрании активное участие должен принять психолог;

- «Воспитание ненасилием в семье» в форме дискуссии требует совместной деятельности классного руководителя, психолога, социального педагога.

Восьмой класс:

- «Нравственные ценности семьи», традиционное собрание, на которое приглашаются представители администрации образовательного учреждения, например, заместитель по воспитательной работе;

- «Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности», психолого-педагогический всеобуч;

- «Подросток и закон» в форме круглого стола, в качестве приглашенных участников собрания - инспектор ПППН и социальный педагог;

Девятый класс:

- «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся»;

- «В семье растет сын», конференция отцов;

- «В семье растет дочь», конференция мам;

- «Экзамены: как избежать стресса?», в форме открытого диалога с участием психолога, администрации образовательного учреждения, учителей-предметников.

Десятый класс:

- «Способности человека и их развитие» практикум с участием психолога;

- «Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника», психолого-педагогический всеобуч;

- «Особенности общенияс детьми-старшеклассниками» практикум;

- «Красота спасет мир», круглый стол, на который целесообразно пригласить работников культуры и искусства вашего региона.

Одиннадцатый класс:

- «Готовность к личностному самоопределению», психолого-педагогический всеобуч с участием психолога;

- «В мире профессий», круглый стол с участием выпускников прошлых лет, представителей службы занятости;

- «Организация учебного труда выпускника», традиционное собрание;

- «Поговорим о смысле жизни», дискуссия с участием психолога.

В составленный перечень тем собраний на несколько лет, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает педагогу системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.

Определение целей родительского собрания

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы педагог отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.

В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;

- подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей за полугодие или учебный год.

Изучение научно-методической литературы

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения классного руководителя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собраний могут дать школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместители директора по учебной и воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.

Проведение микроисследования

Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и обучающимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. Помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается изготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.

Определение вида и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников

В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

- организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

- собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

- тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся данного класса;

- собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

- собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

- итоговые, имеющие целью показать образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания, которые позволят разнообразить организацию практической деятельности родителей на собрании.

Приглашение родителей и других участников собрания

Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются обучающимися в дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания: «Уважаемые Иван Иванович и Мария Николаевна, приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 27 марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Мария Ивановна и члены родительского комитета».

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания. В нем могут принимать участие представители администрации образовательного учреждения, учителя-предметники, библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.

Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям

Решение - это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует заранее позаботиться. В классной комнате размещаются выставки творческих работ обучающихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. Если есть возможность использовать компьютерную технику, то готовится мультимедийная презентация. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.

Родительское собрание можно условно разделить на три части - вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть. При входе в классную комнату педагог встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ обучающихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места.

Родительское собрание открывает и ведет, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения обучающихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ информации, полученной на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения.

Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой, происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Литература

  • Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО, 2003
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  • Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс “Индиго”. – 2010.
  • Работа классного руководителя с родителями (Пособие для студентов пед. институтов) / Р. М. Капралова; Рязан. гос. пед. ин-т. - Рязань: РГПИ, 1976.
  • Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001
  • Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы, от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  • Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002