Реализация принципа преемственности на ступенях общего образования как одна из основных задач ФГОС
Оценка 4.9


Реализация принципа преемственности на ступенях общего образования как одна из основных задач ФГОС

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
5 кл—11 кл +1
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Реализация принципа преемственности на ступенях общего образования как одна из основных задач ФГОС
Cвидетельство участника
249


Реализация принципа преемственности на ступенях общего образования как одна из основных задач ФГОС

Развитие общества происходит благодаря передаче социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Развитие человеческой личности также происходит поэтапно, и для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах необходимо создание системы связей, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Преемственностьсвязь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью в обучении мы будем понимать связь между этапами в процессе обучения и развития.

Проблема преемственности не нова, но по-прежнему актуальна, поскольку различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования весьма существенны. Федеральные государственные образовательные стандарты создают основу для перехода от школы знаниевой к школе деятельностной, развивающей, для создания единой социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России.

Современные образовательные стандарты должны обеспечивать преемственность как всех ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ – от дошкольных до профессиональных. Цель современного образования – обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирование социально активной, функционально грамотной личности, способной реализовать свои личностные и профессиональные качества. Важнейшим условием реализации этой цели является непрерывность образования, которая обеспечивается преемственными связями на всех этапах. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться, овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности, которые должны обеспечить их успешность на всех этапах обучения.

Вряд ли кто-то оспорит тот факт, что начальная школа – важнейший этап образовательного процесса, фундамент, на котором строится дальнейшее развитие всех способностей человека. С точки зрения знаниевой системы, преемственность дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Такой подход привел к тому, что требования к готовности ребёнка обучаться в школе часто завышены. Многие дошкольные учреждения практикуют раннее обучение старших дошкольников письму, чтению, усложнённой математике, то есть, подчиняют содержание дошкольного образования «школьной» логике. Такая организация обучения была бы оправданна, если бы не приводила к обратному результату. Увеличение объема знаний часто тормозит развитие познавательных процессов. Время, отведенное учебным занятиям, отнято у игровой деятельности и двигательной активности, а ведь игровая деятельность в этом возрасте является ведущей. Выполнение домашних заданий в вечернее время наносит непоправимый вред несформированному зрительному аппарату. А раннее (до 5 лет) обучение курсивному письму недопустимо, так как мелкие мышцы кисти развиваются медленно, только к 6–7 годам. Неадекватность требований к уровню сформированности умений создаёт условия для постоянного напряжения, тревожности, страха очередной ошибки. В итоге «нелюбовь» к письму, графическую нестабильность и неправильность письма преодолеть при дальнейшем обучении в школе практически не удаётся.

Истинная суть преемственности между детским садом и начальной школой лежит в основе современных образовательных стандартов. Важнейшей задачей педагогов является создание условий для формирования познавательных мотивов обучения, а не формирование внушительного багажа знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. Целью освоения образовательной программы дошкольного образования является формирование интегративных качеств личности. Интегративные качества дошкольника – инициативность, креативность, а самое главное, готовность учиться в течение всей своей жизни – формируются с детства и в дальнейшем являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами направлениями для осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования являются:

- состояние здоровья и физическое развитие детей;

- уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;

- умственные и нравственные способности учащихся;

- развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

- на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

- процесс успешной социализации ребенка;

- развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

- сохранение и укрепление здоровья детей.

Основные образовательные программы дошкольного и начального образования имеют единую направленность:

Исходя из этого, можно обозначить основные задачи реализации принципа преемственности на этапе «детский сад – школа».

Для дошкольной образовательной организации это:

- укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);

- формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;

- развитие инициативности, самостоятельности, активности, любознательности, стремления к расширению знаний;

- формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль).

- использование игры и разных видов детского творчества в образовательном процессе в первый год обучения;

- обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т.п.);

- приобщение детей к национальной художественной культуре;

- создание в школе развивающей предметной среды;

- разработка содержательно и технологически единых программ социокультурного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей;

- взаимопосещение и совместный анализ занятий учителями и воспитателями;

- изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка;

- организация взаимодействия педагогов и родителей.

- курсовую подготовку учителей;

- практические семинары, мастер-классы, открытые уроки;

- инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений (кафедр) и педсоветы.

- наличие логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательный процесс;

- соблюдение преемственности содержания УМК, используемых в начальной и основной школе;

- технологическая преемственность (форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).

Общеобразовательная организация может параллельно решать следующие задачи:

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения должен использовать игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада должен включать в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Важнейшей характеристикой качества преемственности является технологическая преемственность. Под технологической преемственностью понимается единство технологических подходов, приемов, методов. Одним из самых эффективных путей развития интеллектуального творческого потенциала личности является организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В детских играх и на специальных занятиях у детей легко формируются умения и навыки исследователя, которые в дальнейшем переносятся во все виды деятельности. Не заученные наизусть, а добытые самостоятельно знания – самые ценные и прочные.

Успешному осуществлению преемственности способствуют следующие формы работы педагогических коллективов:

Важнейшей задачей для педагогов и психологов дошкольного учреждения, начальной школы и родителей является сохранение здоровья и эмоционального благополучия детей, поскольку это главное условие их успешной адаптации в новых условиях, а в дальнейшем повышения уровня качества образования. Дошкольное образование закладывает фундамент развития способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Проблема преемственности при переходе от младшей ступени образования к основной так же актуальна, как и на предыдущем этапе. 5-ый класс – достаточно сложный момент в жизни ребенка. Во-первых, меняются требования школы к самостоятельности и ответственности учащихся, вместо одного учителя появляется сразу много, становится больше учебных предметов, возрастает сложность предметного содержания обучения. Во-вторых, изменяется физиология и психология самого ребенка. В этих традиционно сложных условиях основная цель учителей-предметников не разрушить, а сохранить и приумножить всё лучшее, что заложено в начальной школе.

Внедрение современных образовательных стандартов предполагает не только успешную адаптацию учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и создание в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечивающей деятельностный и развивающий характер учения. Реализация проблемы преемственности между начальной и средней школой выходит за рамки образования. Она осуществляется в сфере социализации личности. Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна трансформироваться в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

Особая развивающая среда необходима и педагогам основной школы. Она должна способствовать формированию учителей, способных изменить привычные способы работы с учащимися. Руководителям образовательных учреждений следует запланировать и регулярно проводить:

Немаловажным условием психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на новые образовательные стандарты является самообразование и по итогам самостоятельной работы и обмен опытом с коллегами.

Реализации принципа преемственности на данном этапе способствует обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования. Для достижения этой цели необходимо соблюдение следующих условий:

Главным системообразующим и регламентирующим документом должна стать Основная образовательная программа основного общего образования, разработанная стратегической командой педагогического коллектива школы на основе образовательной программы начального образования и являющаяся ее логическим продолжением.

Учителя основной школы должны ознакомиться с программами и учебниками начальной школы с целью понять, что уже изучено, во избежание дублирования. Выбор учебников для основной школы требует непосредственного участия учителей начальных классов. Взаимодействие и взаимосодействие педагогов в этом вопросе способствует выработке единства требований в интересах преемственности содержания образования.

Ключевым вопросом, требующим повышенного внимания, является технологическая преемственность. Самое сложное – обеспечить преемственность форм и методов организации учебной деятельности. От технологической согласованности зависит планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию.

Прежде всего, учителя начальной школы и учителя-предметники, принимающие новые классы, должны как можно лучше понять друг друга. Для этого коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой, изучает методику обучения конкретного учителя, выпускающего класс в основную школу. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов, обсуждаются вопросы технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психические особенности будущих пятиклассников, формы и методы работы с детьми, специфика класса как детского коллектива. В свою очередь, учителя начальных классов, посещая уроки в 5 классах, узнают характер учебных требований, предъявляемых учителями-предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы.

Педагогам нужно помнить о том, что 5 класс – очень проблемный период для учащихся. Чтобы сгладить трудности перехода, необходимы совещания с участием психолога, педагогов начальных классов и учителей-предметников, психолого-педагогическая диагностика эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания каждого ученика, мониторинг уровня тревожности и еще целый ряд мероприятий, способствующих успешной адаптации и реализации преемственности.

Преемственность – двухсторонний процесс. С одной стороны – предыдущая ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, а главное – личностные качества, которые необходимы для дальнейшего развития. С другой стороны – следующая ступень, которая развивает (а не игнорирует) накопленный ранее потенциал.

Панорамное рассмотрение двух самых ответственных переходных периодов позволяет убедиться, что именно принятие ФГОС помогает правильно понять суть преемственности между разными этапами образовательного процесса. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы служит ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. В настоящее время в работе по преемственности педагоги и психологи опираются не на расширение базы знаний, а на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение самостоятельно добывать знания, на развитие творческих способностей. Следовательно, основная задача педагога – обеспечить условия для самоорганизации, самоконтроля, самоактуализации личности, для проявления всех способов познания. Создание развивающей среды позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

Введение ФГОС призвано принципиально изменить систему образования. Новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создание открытой информационно-образовательной среды, далеко выходящей за границы школы, – это очень серьезная, ответственная, трудная, но необходимая работа по формированию образованного, всесторонне развитого, самостоятельного и достойного человека.

Список литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М.; АРКТИ, 2007.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011
  3. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 тт. / Гл. ред. А.В. Запорожец. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984
  4. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.; Линка — Пресс,2014.
  5. Заикина Е. И. Состояние преемственности и взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников// Учительский журнал on-line. - http://teacherjournal.com.ua/index.php
  6. Зорина Т.В. Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО//multiurok.ru
  7. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru.
  8. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Утверждено приказом от 04 февраля 2010 г., Пр-271.
  9. Секретарева Л.С. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования//viro.edu.ru
  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  11. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21.
11.01.2019