Воспитательная система класса как упорядоченная совокупность компонентов, способствующих развитию личности и коллектива
Оценка 5


Воспитательная система класса как упорядоченная совокупность компонентов, способствующих развитию личности и коллектива

Оценка 5
Практикум
воспитательная работа
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Воспитательная система класса как упорядоченная совокупность компонентов, способствующих развитию личности и коллектива
Cвидетельство участника
249


Воспитательная система класса как упорядоченная совокупность компонентов, способствующих развитию личности и коллектива

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Наиболее существенными и важными компонентами воспитательной системы класса являются:

1. Индивидуально - групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса:

- классный руководитель (воспитатель);

- обучающиеся;

- их родители;

- педагоги и другие взрослые.

2. Ценностно-ориентационный компонент:

- цели и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

3. Функционально - деятельностный компонент:

- системообразующий вид деятельности классного сообщества;

- основные функции воспитательной системы;

- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

4. Пространственно-временной компонент:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

- этапы становления и развития воспитательной системы.

5. Диагностико - аналитический компонент:

- критерии эффективности воспитательной системы;

- методы и приемы изучения её результативности;

- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.

Организация работы педагога с классным коллективом направлена на следующие аспекты:

- Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности обучающегося.

- Развитие субъективности ребенка.

- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения обучающегося.

- Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий обучающихся.

- Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.

- Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.

- Развитие любознательности и познавательных интересов обучающихся.

- Сплочение классного коллектива

Концептуальные положения в организации работы

А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

С этой позиции воспитательная работа с классным коллективом строится на следующих принципах:

- принцип самоактуализации;

- принцип индивидуальности;

- принцип субъективности;

- принцип выбора;

- принцип творчества и успеха;

- принцип доверия и поддержки.

Класс по отношению к личности ребенкаможет выполнять следующие роли:

- образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

- воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;

- защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

- компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;

- интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его;

- эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства.

Личность ребенка в классе: общность, допускающая «бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей её неповторимости в широком коридоре культуры». Метод индивидуальных и групповых перспективных линий обеспечивает открытость системы, позволяющей личности эффективно действовать и интенсивно развиваться.

Особенности содержания методики:

- выбор системообразующей деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей обучающихся, личностных особенностей классного руководителя, типа и структуры учебного заведения.

- развитие коллектива класса.

- общешкольная и классные воспитательные системы развиваются более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается раньше, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений.

Принципы жизнедеятельности классного сообщества

Они регулируют воспитание детей и процесс построения деятельности, общения и отношений членов коллектива.

Заповеди:

- Много знать - престижно, помогать товарищу - нормально, готовить дело по чужому сценарию - невозможно, жить без творчества и активности - скучно;

- Узнай побольше о своём городе (селе) и своих земляках;

- Уважай людей, живущих рядом;

- Помоги нуждающимся в твоей помощи;

- Сделай приятное своим друзьям и окружающим;

- Дорожи мнением о себе других людей.

Деятельность классного руководителя

В классном коллективе учебно-воспитательный процесс могут организовывать:

- классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа);

- учитель-предметник;

- другой педагогический работник, являющийся наставником обучающихся одного класса;

- классный воспитатель (освобождённый классный руководитель).

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для успешной жизнедеятельности ребёнка в образовательном учреждении, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижении смысла жизни.

Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах:

- контролирует ход целостного воспитательного процесса;

- координирует процесс становления личности каждого ребёнка, его нравственных качеств;

- анализирует характер оказываемых на обучающегося воздействий;

- координирует учебную деятельность каждого обучающегося и всего классного коллектива;

- координирует процессы самоопределения, самовоспитания и саморазвития обучающегося;

- создает условия для формирования классного коллектива, развития творческих способностей воспитанников;

- устанавливает взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Формы работы классного руководителя определяются исходя из:

- педагогической ситуации, сложившейся в школе в данном классе, традиционного опыта воспитания, педагогического воздействия;

- уровня развития личности обучающихся;

- сформированности классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков.

Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественная эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

В работе классного руководителя используется принцип семи «У»: уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость.

План классного руководителя может включать следующие разделы:

- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса;

- Цель и задачи воспитательной системы класса.

- Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.

- Механизм функционирования и построения воспитательной системы (этапы становления и развития, системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление, основные внутренние и внешние связи и отношения членов сообщества).

- Корректирующие воспитательные индивидуальные и коллективные воздействия, формирование отношений со сверстниками в коллективе класса.

Классный руководитель, осуществляя дифференцированный подход в воспитании, применяет различные формы и методы в зависимости от:

- Возрастных особенностей детей (ведущие роли классного руководителя меняются от отношений заботы в начальном звене, доверительных дружеских отношений в среднем до отношений «старший товарищ» в старшем звене);

- Половой принадлежности обучающихся.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Характер взаимодействия педагога с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.

Посещение семьи как форма работы с родителями сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой, эта форма работы рассматривается как вторжение в личное пространство семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Если в своей практике классный руководитель, воспитатель используют эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

- не приходить без предупреждения;

- не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);

- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»);

- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;

- не поучайте родителей, а советуйте;

- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Педагогу в работе с родителями необходимо опираться на следующие позиции:

- Большинство родителей правильно понимают распределение сфер ответственности школы и семьи: школа обучает, семья воспитывает, общая цель - развитие ребенка, в процессе обучения и воспитания.

- В первую очередь, родителей интересуют вопросы сохранения здоровья и успешной социализации детей, а затем, обучения, воспитания; они готовы к взаимодействию по самым различным направлениям.

- Активное использование разнообразных форм взаимодействия с семьей, позволит понять мнение родителей, выделить больше времени на общение в удобное для них время.

- Необходимо своевременно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

Построение и реализация целостной воспитательной системы класса и школы в целом позволяет сделать педагогический и воспитательный процесс более целенаправленным, управляемым, эффективным. Об успешности этой деятельности будут свидетельствовать положительные изменения в личности ребенка.

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. М - 2010.
  3. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987.
  4. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс.
  5. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002.
  6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009.
  7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000.
21.01.2019