ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

 Образец свидетельства Заказать свидетельство 199
800₽ - экономия 601₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Социальные аспекты развития одаренных детей: одаренный ребенок и девиантное поведение»

Ознакомились с теорией?
Пройдите тест по данной теме за 5 минут и получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Открыть тест

1. Прослушайте медианар

Авторизуйтесь или пройдите регистрацию, чтобы скачать материал или презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Социальные аспекты развития одаренных детей: одаренный ребенок и девиантное поведение

В обществе всегда существовало мнение, что интеллектуальная одаренность приносит своему обладателю и окружающим его людям только блага. Одаренные люди являются продуктивными, успешными, обладают высоким уровнем культуры. Одаренные люди осуществляют творческую деятельность, создают новые идеи, используют нестандартные подходы к решению проблем.

В идеальной ситуации одаренный ребенок является гордостью своих родителей. Он все быстро и правильно выполняет. Окружающие им восхищаются, умиляются его успехам. Вырастая, одаренный взрослый является мудрым, успешным и во многом превосходит окружающих его людей.

Однако специалисты психологи уверены, что на деле не все так радужно. Существует так называемая «проблемная» одаренность, когда ребенок осознает свое отличие от сверстников, не получает поддержки в семье, в школе попадает в разряд «трудных» детей. Это в совокупности порождает такое количество эмоциональных проблем, что в конечном итоге может привести к появлению девиантного поведения.

Первым разрабатывать вопросы девиантного поведения начал Э. Дюркгейм. Он первым разработал теорию девиации. В широком смысле под девиацией понимают любые поступки и действия людей, которые не соответствуют установленным в обществе нормам. Это могут быть как культурно одобряемые отклонения в поведении человека, так и порицаемые социумом поступки, от мелких правонарушений, то тяжких преступления. Изначально понятие «девиантное поведение» означало расхождение с общественным пониманием того, как необходимо себя вести в той или иной ситуации. В настоящее время в узком смысле «девиантное поведение» - это такие отклонения от нормы в поведении человека, которые влекут за собой уголовное наказание.

В психологии девиантное поведение рассматривается как общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов. Негативное поведение приводит к применению обществом формальных и неформальных санкций против нарушителя (изоляция, исправление, лечение, наказание и др). На сегодняшний день девиантность как явление является предметом изучения социологии, а индивидуальные девиации – психологией.

На сегодняшний день известно множество классификаций девиантного поведения. Одна из них, классификация Т.А. Донских и Ц.П. Короленко. Эти специалисты выделяю такие виды девиантного поведения:

  • Нестандартное поведение. Такие поступки человека, которые выходят рамки социальных стереотипов. Такое поведение может быть новаторским, играть позитивную роль в развитии общества.
  • Деструктивное поведение. Это такое поведение, которое грубо нарушает нормы общества. Сюда входит:

- аддиктивное поведение – уход от реальности с использованием психоактивных веществ или иной деятельности;

- делинквентное поведение – антисоциальное поведение, нарушение законов и прав других людей;

- аутодеструктивное поведение – сюда входит суицидальное поведение.

Признаки девиантного поведения

Психологи, изучая девиантное поведение личности, выделили ряд признаков, которые для него характерны:

  • Это поведение, которое, так или иначе, не соответствует общепринятым нормам.
  • Само поведение, а также человек, который ведет себя подобным образом, вызывают негативную оценку окружающих.
  • Девиантное поведение всегда наносит реальный ущерб окружающим или самому человеку.
  • Девиантное поведение всегда повторяется длительное время.
  • Девиантное поведение не является психиатрическим заболеванием.
  • Такое поведение невозможно без социальной дезадаптации.

Среди причин, которые могут вызывать девиантное поведение, специалисты называют следующие:

Биологические факторы: это могут быть наследственные факторы, перинатальные патологии, возрастные кризисы, психодинамические особенности личности.

Личностные факторы: нарушения эмоциональной сферы, искажение Я-концепции, нарушения в когнитивной сфере.

Социальные факторы: особенности семейного воспитания, отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения в социуме, влияние средств массовой информации.

Одаренность и девиантное поведение

Исследователи установили, что одаренные дети во многих ситуациях могут не соответствовать ожиданиям взрослых, вести себя нетипично, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. У таких детей может возникнуть чувство вины и стыда, что вызовет защитную реакцию в виде агрессии. Одаренным детям достаточно сложно общаться со сверстниками, поскольку уровень их интеллекта и эмоционального развития выше. Эти дети достаточно рано задумываются о смысле жизни и многих нравственных проблемах, но не могут поделиться своими переживаниями с друзьями, боясь быть непонятыми. Психологи отмечают, что, вырастая, одаренные люди часто страдают от депрессий, поскольку ощущают душевную пустоту и не могут найти смысл жизни. Наличие у ребенка выдающихся способностей в определенной сфере может сочетаться с недоразвитием других сфер. Такой дисбаланс в развитии может также приводить к развитию девиаций в обыденной жизни.

Если рассматривать собственно причины того, что интеллектуальный и творческий потенциал ребенка реализуется в противозаконных формах поведения, то можно отметить, что криминологические исследования выявили наличие определенной социально-психологической дистанции одаренного человека от общества и его ценностей. Такие люди словно существуют в стороне от социума, не имеют привязанностей в малых социальных группах (семье, коллективе, среди друзей). Психологи полагают, что именно такая ситуация порождает своеобразную мотивацию поведения человека, его особые способы реагирования на жизненные трудности. Если вспомнить особенности одаренного человека, то мы увидим, что он часто оказывается неприспособленным к повседневной, бытовой, приземленной жизни. Такие люди часто могут вообще игнорировать реальность.

Они могут относиться к миру людей как к чему-то малозначимому, несущественному. Поэтому они не принимают никакого участия во взаимодействии с окружением, любое происходящее событие принимают отрешенно. Такие черты характерны как для людей с особыми способностями, так и для тех, кто склонен к противоправным поступкам. Такая жизненная позиция провоцирует развитие тревожности, возникновение сложностей в адаптации. Именно поэтому одаренный человек способен совершать проступки и правонарушения.

Хотелось бы добавить, что люди с высоким уровнем развития интеллекта и творческих способностей не всегда оказываются признанными обществом. Ведь они мыслят нестандартно, придумывают что-то новое. А новое часто воспринимается как отклонение от нормы, от стандарта поведения или мышления. Поэтому все новое часто обществом воспринимается как аномалия или девиация. Такое отношение к человеку со стороны других людей также может послужить причиной совершения преступлений и правонарушений. Юристы знают случаи, когда преступники оказывались настолько интеллектуально одаренными, что совершали такие преступления, которые не удавалось раскрыть.

Меру одаренности ребенка взрослому оценить достаточно сложно. Поэтому если педагог или родитель имеет дело с ребенком, которого можно отнести к категории «трудных», то стоит сделать определенное допущение на то, что ребенок обладает выдающимися способностями в какой-либо сфере деятельности. Ведь на сегодняшний день большинство психологов полагает, что тот или иной вид одаренности есть у каждого человека, а ее отсутствие – результат неверного воспитания и образования. Важно помнить, что личность ребенка формируется в постоянном взаимодействии с другими людьми. Универсальным механизмом развития личности выступает усвоение детьми тех примеров и образцов, которые он видит в значимых для него людях. Если педагоги и родители сами являются зрелыми людьми, то будут пробуждать в детях лучшие качества.

Если же взрослые консервативны, всегда и во всем придерживаются жестких правил, то своим примером подавляют в детях имеющийся у них от природы потенциал.

Рекомендации педагогам по профилактике девиантного поведения у одаренного ребенка

Педагог является ключевой фигурой, способной повлиять на становление способностей одаренного ребенка, на развитие благополучной или проблемной одаренности. Для того чтобы одаренный ребенок смог в полной мере раскрыть свой потенциал, важно следовать рекомендация:

  • Работу по профилактике девиантного поведения стоит начать с консультации психолога, который поможет правильно оценить личностные особенности ребенка и специфику его самооценки.
  • Самооценка одаренного ребенка может быть, как неоправданно завышенной, так и чрезвычайно низкой. В целом она характеризуется нестабильностью. Поскольку самооценка личности формируется на основе внешних оценок других людей, педагог должен выбрать верную тактику взаимодействия с одаренным ребенком. Не стоит слишком фиксировать внимание на неудачах ребенка. Если критика будет конструктивной, не затрагивающей саму личность ребенка, то он сможет легче принять свои неудачи. Педагог причину неудачи может найти во внешних факторах (сказать ребенку, что он не справился, потому что устал), а причину успеха стоит видеть в самом ребенке (старался, приложил много усилий).
  • Стараться преодолеть изоляцию одаренного ребенка в классном коллективе. Психологи установили, что дети не любят «слишком умных» сверстников, которые в силу своих способностей могут поправлять, исправлять и критиковать других. В этой ситуации педагог может помочь, научив одаренного ребенка определенным правилам поведения в коллективе детей. Например, попросить на перебивать других, научить промолчать, даже если ребенок знает верный ответ, но его не спрашивали. Конечно, такие беседы лучше проводить индивидуально. Важно, чтобы сам учитель не относился к одаренному ребенку с определенным предубеждением и не ждал от него слишком многого, был готов помочь. Важно понимать, что у таких детей есть не только выдающиеся способности в определенной области, но и такие психические способности, которые недостаточно развиты.
  • Учитель должен быть готов к тому, что одаренный ребенок не обязательно будет ярким, активным и успешным. По своим проявлениям одаренные дети могут быть очень разными: застенчивыми, неуклюжими, агрессивными и нетерпеливыми. Поэтому педагог, как взрослый и более опытный человек, должен стараться быть гибким, готовым менять стратегии своего поведения, подстраиваясь под потребности ребенка.
  • В целом, педагог должен быть чутким и доброжелательным. Он должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и занимать активную жизненную позицию. Только обладая такими характеристиками, взрослый сможет помочь ребенку реализовать его способности и избежать эмоциональных проблем.

Каждый педагог должен иметь ввиду, что, имея дело со сложным ребенком, он, возможно, не заметил его выдающихся способностей. Главная же задача взрослого быть чутким и внимательным, готовым прийти на помощь и не слишком многого ждать от детей.

Рекомендации родителям по профилактике девиантного поведения у одаренного ребенка

Психологи отмечают, что частота рождения одаренных людей одинакова в любых популяциях. Очевидно, что реализация потенциальных способностей ребенка сильно зависит от того, в какой среде он воспитывается. Семья – один из самых значимых и мощных факторов, который может оказать влияние на становление личности, и, в том числе, на развитие благополучной или проблемной одаренности. В ходе многочисленных исследований было доказано, что особенности взаимоотношений ребенка с родителями напрямую влияют на становление его способностей.

Т.В. Якимова исследовала специфику семейной ситуации в семьях детей с благополучной и проблемной одаренностью. Основным критерием, по которому оценивались семьи, был баланс родительской любви и родительского контроля.

В результате было выявлено, что в семьях, где воспитывается ребенок с благополучной одаренностью, наблюдается оптимальное сочетание семейной поддержки и эмоциональной близости между родителями и детьми. Это те самые условия, которые важны для разностороннего развития ребенка и достижения им личностной независимости. Такая семейная ситуация характеризуется оптимальной близостью между родителями и детьми. Как правило, это полные семьи, в которых общие интересы и ценности. Родители уделяют много внимания познавательному и общему развитию ребенка. Такая семья создает ребенку условия, для максимальной реализации его способностей.

Семьи, где растут дети с проблемной одаренностью, отличаются тем, что родители строги со своими детьми, жестко их контролируют, нередко проявляют по отношению к ним повышенные требования. Дети в таких семьях пытаются компенсировать имеющийся у них дефицит эмоциональной близости с помощью высоких учебных достижений. В данном случае имеет место так называемая вынужденная одаренность.

Важно помнить, что любой ребенок, в том числе и одаренный, нуждается в родительской любви, в понимании со стороны взрослых, в поддержке. Только доверительное отношение к ребенку помогает ему найти себя. И главным направлением деятельности родителей в профилактике девиантного поведения у одаренного ребенка является как раз ориентация на становление благополучной одаренности. Взрослые должны научиться быть гибкими, находить выход из сложных ситуаций, быть дружелюбными и демократичными. Такие черты взрослого будут задавать верное направление для развития личности ребенка. Для этого, родители должны следовать таким правилам:

  • Ребенок должен знать, что его любят и принимают безусловно, то есть таким, какой он есть. Не за успехи и хорошее поведение, а просто так.
  • Важно стараться развивать способности ребенка во всех сферах деятельности. Это необходимо, чтобы избежать неравномерного развития. Например, интеллектуально одаренные дети нуждаются в развитии коммуникативных и физических способностей.
  • Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Каждый из них уникален по-своему. Сравнение с другими может причинить ребенку достаточно сильные страдания.
  • Позвольте ребенку находить решения и при этом не бояться ошибаться. Стоит научить его ценить собственные оригинальные мысли и делать выводы из своих ошибок.
  • Очень важный навык для ребенка – это умение организовать работу и распределить свое время.
  • Родители должны поддерживать инициативу. Ребенок может самостоятельно делать себе игрушки, игры, модели из любых безопасных материалов.
  • Важно поощрять ребенка задавать вопросы. Взрослые могут помочь ему найти ответы в книгах или других источниках информации.
  • Взрослые должны дать ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте его интересы и увлечения в самых различных областях.
  • Не стоит требовать от ребенка проявлений одаренности во всем и всегда.
  • Поправляя и критикуя ребенка важно быть очень осторожным. Обидная критика способна свести на нет всю его творческую энергию и чувство собственной значимости.
  • Выделяйте время для общения с семьей. Помогайте ребенку самовыражаться.
  • Выделите ребенку время для размышлений и рефлексии.
  • В случае возникновения проблем во взаимоотношениях с ребенком не стоит стесняться обратиться к специалистам (психологам, опытным педагогам, специалистам экспертам).
  • Внимательно относитесь к потребностям ребенка. Каждый день находите время побыть с ребенком. Обсуждайте с ним планы и семейные дела.
  • На все вопросы ребенка стоит честно и терпеливо отвечать, стараться помочь ему в поиске необходимой информации.

Специалисты не раз отмечали, что основой для становления творческих способностей ребенка являются его самостоятельность и активность. Поэтому оптимальной стратегией воспитания одаренного ребенка в семье выступает ориентация родителей на развитие самостоятельности. Каждую задачу, которую ребенок может решить самостоятельно, он должен выполнять сам. Родители должны быть готовы прийти ему на помощь в случае необходимости.

Список литературы

  • Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – 408 с.
  • Ковальчук М.А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. — 242 с.
  • Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения. 2-е изд. Казань, 2006
  • Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1. — С.54-60.

2.Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 309 с.

5.Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. – 143 с.