Формирование культуры правового и безопасного поведения – одна из важнейших задач образовательного учреждения
Оценка 5
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Формирование культуры правового и безопасного поведения – одна из важнейших задач образовательного учреждения

Оценка 5
Практикум
воспитательная работа +2
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 20.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Формирование культуры правового и безопасного поведения – одна из важнейших задач образовательного учреждения
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Формирование культуры правового и безопасного поведения – одна из важнейших задач образовательного учреждения

В жизни современного общества нет такой области, в которой человек чувствовал бы себя в абсолютной безопасности независимо от уровня экономического развития и формы государственного правления страны, в которой он проживает. В наш век информационных технологий невозможно отгородиться от сообщений СМИ о природных катаклизмах, военных конфликтах, авиакатастрофах, дорожно-транспортных происшествиях и прочих чрезвычайных ситуациях. Такая информация стала частью повседневной жизни и заставляет нас думать о возможной опасности повсеместно: на работе, в общественных местах, на дороге и даже у себя дома. А это значит, что человек должен быть готов принимать меры безопасности и грамотно действовать в экстренной ситуации.

Снижение численности и ухудшение состояния здоровья населения России связано не только с разрушительными природными явлениями или техногенными катастрофами. Возрастающее количество социальных конфликтов, дорожно-транспортных происшествий, производственных аварий и прочих критических ситуаций, возникающих под влиянием так называемого «человеческого фактора», говорит о том, что школьникам необходимо в первую очередь знать, как самим не стать источником опасности для себя и окружающих. А значит, возрастает актуальность формирования культуры безопасного поведения в тесной связи с повышением правовой культуры.

Целью современного образовательного процесса является не только усвоение учащимися определенного объема знаний, но и формирование у них жизненных установок, способствующих успешной социализации. Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к будущему гражданину Российской Федерации, включая в понятие гражданственности в том числе и законопослушное поведение как результат усвоения легитимных, социально одобряемых морально-нравственных норм существования личности в обществе.

Подрастающий гражданин со школьной скамьи должен усвоить, что кроме прав, обеспеченных ему конституцией, жизнь в обществе налагает на него ряд обязанностей, выполнение которых необходимо в его интересах, в интересах общества и государства. При этом он должен не просто усвоить некий объем знаний, но и приобрести практические навыки действий в правовом поле, которые позволят, насколько это возможно, сделать безопасной прежде всего его жизнь.

Приступать к формированию культуры правового и безопасного поведения следует с раннего возраста. Для обеспечения эффективности этого процесса необходимо учитывать возрастные психологические и физиологические особенности учащихся, их потребности и интересы.

Как только человек появляется на свет, он становится участником дорожного движения, поскольку организация всех сфер жизни общества связана с функционированием дорожно-транспортной инфраструктуры. С самого раннего возраста, когда закладываются основы характера, приобретаются навыки и привычки, которые останутся с человеком на всю жизнь, следует начинать обучение детей правилам дорожного движения и основам безопасности дорожного движения. Пусть на первых порах безопасность дошкольника обеспечивают родственники, которые могут сопровождать его по дороге в дошкольное учреждение и обратно. Но когда ребенок станет учеником, его безопасность будет зависеть от того, насколько хорошо он подготовлен к самостоятельному передвижению по улицам города или поселка.

Необходимость включения в систему гражданско-правового обучения детей правил дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, обусловлена в первую очередь высоким процентом детского дорожно-транспортного травматизма. В среднем по России в каждом восьмом ДТП страдает ребенок. Правовой нигилизм взрослых, пренебрежение с их стороны элементарными правилами безопасности оборачивается проблемой государственного масштаба.

Главная задача дошкольного образовательного учреждения – сформировать у воспитанников твердые и устойчивые принципы культурного поведения в качестве участников дорожного движения. К пяти годам ребенок – уже личность, осознающая себя частью социума и активно впитывающая в себя нормы и правила взаимодействия с остальными его членами. В этом возрасте сформировать у ребенка положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге легче, чем в школьном. Для дошкольника очень важна положительная оценка взрослыми того, что он делает, поэтому сознание того, что он будет хорошим пешеходом, примером для других, гордостью родителей мотивирует его соблюдать правила безопасного поведения на дороге. Уважительное отношение к закону дорог, заложенное с раннего детства, становится прочной основой формирования законопослушного гражданина в будущем.

Вслед за дошкольным наступает следующий важнейший период жизни ребенка – младший школьный возраст. Короткий временной отрезок от 6 до 10 лет для ребенка – период серьезных изменений физического и психического статуса, важнейший этап становления личности, когда на передний план выступает формирование сознательного и ответственного отношения к учебе, поведению, своему здоровью. На уровне начального образования информационное ориентирование школьников в вопросах безопасности реализуется через модуль «Правила безопасной жизни» учебного предмета «Окружающий мир». В содержание предмета входят правила личной гигиены школьников, элементарные медицинские знания и умения оказания первой помощи при лёгких травмах, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте, правила пожарной безопасности, основные правила обращения с электричеством, газом, водой, правила безопасного поведения на природе.

Начальная школа должна закрепить и расширить навыки безопасного поведения, усвоенные детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Обучение младших школьников «дорожной грамоте» целесообразно продолжить на основе изучения правил дорожного движения как нормативно-законодательного документа, регламентирующего правовые нормы поведения участников дорожного движения в реальной дорожно-транспортной среде.

Для наглядно-образного способа мышления младших школьников особое значение имеет связь правовой информации с фактами из их повседневной жизни, приучение детей к сознательной оценке своего поведения, формирование у них внутренней целевой установки на обеспечение безопасности. Изучение правил дорожного движения именно в контексте правового обучения позволяет детям открыть для себя связь между соблюдением нормы права и защитой жизни и здоровья людей, а значит и их интересов, поскольку дети также являются членами общества.

Одного знания ребенком правил дорожного движения или пожарной безопасности недостаточно. Безопасность обеспечивается не суммой усвоенных знаний, а умением правильно себя вести в различных ситуациях, полезными привычками, которые вырабатываются методом многократного повторения, проигрывания ситуаций, которые могут возникнуть дома, во дворе, в школе, на улице. Только таким образом разовьются умения и навыки правильно оценивать ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой.

Важное место должно занимать обучение младших школьников жизненно важным навыкам. Сейчас много времени отдается действиям в чрезвычайных ситуациях и гораздо меньше – психологической подготовке к решению повседневных жизненных проблем. А ведь они также могут угрожать безопасности и требуют правовой грамотности для успешного разрешения.

Крайне важный аспект безопасного поведения младших школьников – взаимоотношения с детьми постарше и взрослыми. Для ребенка в этом возрасте авторитет взрослых, в том числе и незнакомых, непререкаем. В отношении незнакомцев необходимо выработать у ребенка такие навыки поведения, которые он должен выполнять неукоснительно, так как от этого зависит его здоровье и безопасность.

В качестве методов и форм работы лучше выбирать игровые. Ученые, давно занимающиеся этой проблемой, разработали дидактические игры, в ходе которых отрабатываются вербальные формулировки и действия ребенка в отсутствие родителей или других родственников (опекунов). Названия игр говорят сами за себя:

- «Большое и маленькое «Нет!»,

- «Незнакомец»,

- «Один дома»,

- «Телефонный звонок»,

- «Подкуп»,

- «Машина»,

- «Защита»,

- «Дорога домой»,

- «Вымогательство».

Необходимо внушить ребенку, что даже открытый конфликт со взрослым – это правильно, так как главное для ребенка – отстоять себя и право на свое мнение и поступок. Но лучший способ избежать неприятностей – не вступать в контакт с незнакомцами.

Чрезвычайные ситуации случаются редко, но от них никто не застрахован, так что детям полезно иметь при себе (или выучить) телефоны служб экстренной помощи, родителей, соседей или других доверенных лиц. В работе с младшими школьниками важно помнить, что категорические требования соблюдать общепринятые поведенческие нормы неэффективны, если не подкреплены понятными ребенку, наглядными, действенными аргументами. Когда маленький человек осознает и примет необходимость следовать правилам, от которых зависит его безопасность, когда он приобретет навыки определенных действий, опыт, эти правила станут для него нормой, регулятором поведения.

С 5 класса начинается изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработка обновленной концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе применения информационных технологий и с учетом современных требований поручена Министерству образования и науки и Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» традиционно рассматривает обеспечение безопасности населения путем подготовки в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

На расширение и углубление знаний учащихся 5-9 классов о безопасной жизнедеятельности, полученных в начальной школе, рассчитаны следующие модули: «Основы безопасности личности, общества и государства» («Основы комплексной безопасности», «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций», «Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации»), «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»).

В 10-11 классах в программу изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (к указанным выше) добавляются модули «Основы обороны государства», «Правовые основы военной службы», «Элементы начальной военной подготовки», «Военно-профессиональная деятельность». Предмет является обязательным для изучения, осваивается на базовом уровне и предполагает получение знаний через практическую деятельность.

Безусловно, данные направления учебной деятельности чрезвычайно важны. Однако следует помнить, что в силу возрастных особенностей именно подростки чаще всего оказываются в опасном положении в повседневной жизни, и строить работу с ними следует с учетом этих особенностей.

Средний и старший школьный возраст знаменуется серьезными изменениями в психическом развитии детей. Резкий гормональный взрыв, приходящийся на возраст 11-16 лет, часто превращает самых послушных детей в строптивых бунтарей. Это нормальное явление, таков закон природы. Подросток отвергает авторитет взрослых, стремясь к самостоятельности, примеряет на себя различные модели поведения, желая выстроить собственную жизненную траекторию. Самое большое влияние на формирование личности подростка оказывает его окружение, люди, которые его «понимают», в то время как родители и учителя, как правило, «не понимают».

Подростковый период всегда был проблемным с точки зрения безопасности и права. Подростки не становятся злодеями нарочно. Ими движет желание проявить себя, испытать свои силы, узнать границы своих возможностей. В настоящее время, когда социальные вызовы, провоцирующие молодежь на совершение противоправных поступков, усиливаются, правовая грамотность для подростков часто является условием безопасности.

В связи с информатизацией жизни общества пристального внимания требует формирование культуры безопасного поведения в современном информационном пространстве. Это важно для всех, а для детей в особенности, так как общение, в том числе и в соцсетях, – важнейшая часть их жизни. Интернет-зависимость, как всякая зависимость, опасна сама по себе. Но важнее другое: интернет практически неподконтролен цензуре и предоставляет не только свободу доступа к информации, но и является площадкой, где открыто пропагандируются наркотики, порнография, суицид, террор, национальная и расовая неприязнь. Оградить подростка от деструктивного влияния всемирной паутины может только умение и желание критически оценивать информацию, отсеивать «информационный мусор», отрицательно влияющий на сознание.

Положительных результатов в этом направлении можно достичь путем совместной работы семьи и школы. И дети, и родители должны больше узнать о способах воздействия нежелательной информации, о том, как от нее защититься. Родители, учителя ОБЖ и информатики, классные руководители должны готовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать медиаграмотность, навыки критического мышления, развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

В продолжение разговора о зависимостях следует отметить, что кроме алкоголизма, который неуклонно молодеет, и наркомании, которая вообще является болезнью молодых, так как до старости наркоманы не доживают, появился ряд новых «адреналиновых» молодежных увлечений на грани правового поля: опасные селфи, руферство, сталкерство, диггерство, бейсджампинг, зацепинг, планкинг. Эти забавы не только несут угрозу собственному здоровью подростков, так как вся деятельность происходит без соблюдения мер безопасности, но иногда напрямую ведут к нарушению закона (например, проникновение на охраняемую территорию, создание заведомо опасной ситуации на дороге и в транспорте).

Таким образом, чем старше становится ребенок, тем выше его ответственность за собственные действия и тем важнее его внутренняя установка на то, чтобы эти действия были безопасны и соответствовали правовым нормам. В первую очередь, формирование культуры поведения – задача родителей, но школа также должна реагировать на молодежные тенденции и принимать меры профилактики противоправного поведения, тем самым формируя правовую культуру обучающихся. Защитить ребенка от нежелательных социальных контактов невозможно. Запреты и ограничения часто дают противоположный результат, но предложить качественный образец социально одобряемой роли и способов реагирования педагогике под силу.

Кроме уроков ОБЖ, в школах в приоритетном порядке и на государственной бюджетной основе организуются военно-патриотические клубы, спортивные секции. Занятия в них интересны подросткам, так как учащиеся могут приобрести навыки альпинизма, применения стрелкового и холодного оружия, овладеть приемами рукопашного боя и другими видами самообороны. Однако тем важнее для педагога целенаправленная работа над формированием нравственно-ценностных убеждений воспитанника, чтобы навыки, не подкрепленные внутренними убеждениями, не стали основой для агрессивного поведения, не обратились противоправными деяниями. Овладевая приемами самообороны, подросток должен усвоить понятия «превышение предела самообороны», «нанесение телесных повреждений».

Эффективность формирования законопослушного поведения напрямую зависит от позитивного имиджа военнослужащих и служителей закона. Контакты школы с правоохранительными органами (инспекцией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором, на территории которого находится здание школы, сотрудниками ГИБДД) – закреплены законодательно. Они выполняют все предписанные алгоритмом действия в целях искоренения правонарушений, однако официальные контакты не способствуют полноценной воспитательной работе.

Необходимо показать учащимся, что сотрудники правоохранительных органов не просто отрабатывают функционал, а искренне относятся к выполнению своих обязанностей, работают по призванию. Это возможно, если приглашать на занятия сотрудников спецподразделений, например, для неформальных бесед, судейства в соревнованиях, проведения занятий по изучению современной военной экипировки. Традиционные встречи с ветеранами ВОВ постепенно уступают место встречам с участниками боевых действий в местах локальных военных конфликтов, количество которых, к сожалению, не уменьшается. И в данном вопросе закон на стороне школы: она сама вправе искать социальных партнеров, поскольку образование является открытой общественно-государственной системой.

Итак, формирование правового и безопасного поведения обучающихся – одна из государственно-значимых задач, стоящих перед образовательной системой. Повышение культуры безопасности жизнедеятельности как элемента правового воспитания способствует формированию как умения оценивать собственные поступки с точки зрения их законности, так и активному участию индивида в создании безопасного жизненного пространства, обеспечивающего соблюдение прав и свобод окружающим (например, права на жизнь), в том числе при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Поведенческая составляющая играет важную роль в развитии правовой культуры и культуры безопасности школьников. Для того чтобы учащийся умел использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также отстаивать свои права в случае их нарушения, образовательное учреждение должно стать открытым пространством, действующим на основе ценностей прав человека. Только тогда в ней будет комфортно и безопасно.

Образовательное учреждение, в центре внимания которого ценность человеческой личности, может обеспечить высокий уровень культуры поведения. Когда будущий гражданин страны сознательно подчиняется требованиям закона не потому, что ожидает наказания за его неисполнение, а потому, что это способствует комфортному и безопасному существованию личности, общества и государства, тогда можно говорить о том, что цель формирования культуры правового и безопасного поведения достигнута.

Список литературы:

  1. Зязина, Т. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб.пособие / Т. В. Зязина, А. И. Григорьев. – Воронеж : ВГПУ
  2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В.Сапова. М.: Астрель, 2006.
  3. Лисина Е., Севастьянов Б.Образовательная структура в области безопасностижизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. - № 4. - С. 40-44.
  4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972.
  5. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников :дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Мошкин. –Барнаул, 2004
  6. Рассолова Е. А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: МПГУ, 2007
  7. Скрипник Л. Ю., Полихов М. В., Псарев И. С. Действуем, как учили: эвакуация из школы // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2016
  8. Суворова, Г. М. Экологическое образование как фактор социального становления подростков [Текст] / Г. М. Суворова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004
  9. Школа социального партнерства / под ред. Е. Г. Калинкиной. – Н. Новгород, 2004.
  10. Учительская газета», №11 от 13 марта 2018 года http://www.ug.ru/archive/73799
  11. Пояснительная записка к программам ОБЖ . Образовательный портал ОБЖ. РУ http://www.obzh.ru/poyasnitelnaya-zapiska
14.05.2019