ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

 Образец свидетельства Заказать свидетельство 199
800₽ - экономия 601₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Использование игровых технологий как игротерапевтического средства у дошкольников»

Ознакомились с теорией?
Пройдите тест по данной теме за 5 минут и получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Открыть тест

1. Прослушайте медианар

Авторизуйтесь или пройдите регистрацию, чтобы скачать материал или презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Использование игровых технологий как игротерапевтического средства у дошкольников

Дошкольный возраст – решающий период в жизни ребенка, во время которого формируется фундамент его психического и физического здоровья. Если у ребенка нет позитивного опыта в общении и разрешении различных социальных конфликтов, а также преодолении неудач, то он просто не сможет стать сильным ни психически, ни физически.

Одним из видов самотерапии является игра, при погружении в которую ребенок самостоятельно может справиться с разнообразными проблемами. Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самоутверждении, самовыражении, саморегулярции, самореализации и самоопределении.

Применение игры в качестве терапевтического средства базируется на теории игры, авторами которой являются А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготская, Д.Б. Эльконин. Так, по мнению, Выготского игра является пространством «внутренней социализации» ребенка и средством усвоения им различных социальных установок.

В своих работах Леонтьев отмечал, что игра предоставляет личности свободу в воображении. Эльконин к этому добавлял, что в возрастной периодизации детей особая роль принадлежит ведущей деятельности. При этом для каждого возраста она имеет свое содержание. Во всех ведущих деятельностях возникают и формируются определенные психические новообразования.

Именно игра выступает в качестве ведущего вида деятельности для детей дошкольного возраста. О важности игры и ее использования для коррекционных целей отмечали многие советские исследователи. Например, А.С. Спиваковская считала, что основным принципом игровой коррекции является воздействие на ребенка с учетом особенностей конкретной обстановки и контакта.

Суть принципа заключается в следующем: для запуска механизма перестройки поведения детей, которые отличаются робостью в общении, необходимо изменить условия, в которых находится ребенок. Это означает, что требуется появление нежелательных форм поведения.

Л.А. Абрамян при исследовании способов преодоления негативных эмоциональных состояний средствами игры удалось подробно раскрыть процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально личностной сферы. По мнению исследователя, во время игры-драматизации ребенок начинает испытывать двойственные переживания. Это означает, что он одновременно «лепит» образ и тем самым преобразует себя, а также смотрит на этот процесс со стороны и радуется происходящим изменениям.

А.И. Захаров считал, что целью коррекции является перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Детям свойственно наделение персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера, они также переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют ему какие-либо неприятности.

Выделяют три основные функции игровой психотерапии:

  • терапевтическая. Терапевтические игры организуются для устранения аффективных препятствий в межличностных отношениях;
  • обучающая. Благодаря таким играм обеспечивается социализация и более адекватная адаптация детей к реальной жизни;
  • диагностическая. Такие игры направлены на выявление различных психических отклонений.

Содержание детских игр постоянно развивается. Постепенно наблюдается переход от игр, в которых доминирует предметная деятельность, к играм, где уже в качестве основного содержания выступает подчинение правилам общественного поведения, а также выстраивание отношений между людьми.

Целевые ориентиры применения игровых технологий.

Выделяют следующие ориентиры:

1) Дидактические. Они направлены на решение следующих задач:

  • расширение кругозора и познавательной деятельности;
  • формирование определенных навыков и умений, которые могут потребоваться детям в практической деятельности;
  • развитие у детей трудовых навыков, общеучебных умений и навыков.

2) Воспитывающие. К ним относятся:

  • формирование различных подходов, мировоззренческих и эстетических установок;
  • воспитание у детей самостоятельности и воли;
  • развитие чувства коллективизма, коммуникативности, сотрудничества.

3) Развивающие. Они решают следующие задачи:

  • развитие речи, памяти, мышления, внимания;
  • развитие умений находить аналогии, делать сравнения и сопоставления;
  • развитие фантазии, воображения и творческих способностей;
  • развитие мотивации учебной деятельности и умений находить оптимальные решения в различных жизненных ситуациях.

4) Социализирующие. К ним относятся:

  • адаптация детей к условиям окружающей их среды;
  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • проведение психотерапии;
  • обучение общению;
  • стрессовый контроль.

В структуру игры включают следующие процессы:

  • роли, которые на себя берут играющие;
  • игровое употребление предметов, в том числе замещение реальных предметов игровыми;
  • игровые действия как средства реализации выбранных ролей;
  • выстраивание реальных отношений между игроками;
  • сюжет (содержание), под которым понимается область действительности, условно воспроизводимая в ходе игры.

Роль – это единица игры и одновременно центральный момент, который объединяет все ее аспекты. В качестве сюжета игры выступает воспроизводимая в ней область действительности. Под содержанием игры понимается то, что воспроизводится детьми в качестве основного момента деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. За счет этого во время игры осуществляется формирование произвольного поведения ребенка, а также его социализация.

Игротерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Групповая игротерапия используется в тех случаях, когда у ребенка присутствует потребность в общении. Если такая потребность уже сформирована, то оптимальный вариант – индивидуальная игротерапия.

В качестве противопоказания для индивидуальной игротерапии часто является сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка. Для групповых форм противопоказаниями выступают:

  • наличие ярко выраженной детской ревности, что проявляется в виде конкуренции со сверстниками;
  • повышенная агрессивность;
  • ярко выраженное асоциальное поведение, что может представлять реальную угрозу для других участников игры;
  • нахождение в состоянии стресса.

Однако в любом случае перед групповой игротерапией должна использоваться индивидуальная форма, которая позволяет снять острую симптоматику и подготовить ребенка к дальнейшей работе в группе.

Групповая игротерапия – это психологический и социальный процесс, во время которого дети естественным образом контактируют друг с другом, приобретают новые знания как о себе, так и о других детях. Такой подход признан эффективным средством воспитания и часто используется для профилактики психоэмоциональных нарушений личности.

С помощью игротерапии решаются следующие задачи:

  • оказание помощи ребенку в осознании им его реального «Я»;
  • повышение самооценки ребенка;
  • развитие его потенциальных возможностей;
  • обучение реагированию на внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции;
  • уменьшение беспокойства и чувства вины.

При общении дети помогают друг другу распределять ответственность за построение межличностных отношений, приобретают опыт выстраивания контактов с другими людьми.

Для оценки уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников, умений межличностного общения применяются следующие критерии:

1) Умения межличностного общения (начиная с младшего возраста):

– применение различных этикетных речевых формул, например, приветствие, прощание. Используются как по инициативе взрослого, так и ребенка;

– выражение настроения;

– различные способы установления контакта (по фамилии, имени, другим словом, зрительное общение, тактильные контакт);

– поведение в разговоре. Обращается внимание на:

      а) жесты и мимику (развязанные, адекватные, скудные);

      б) расположение партнеров (лицом друг к другу, отвернут от партнера);

      в) тон общения (доброжелательный/недоброжелательный).

2) Умения межличностного общения (начиная со старшего дошкольного возраста):

  • умение слышать и слушать собеседника (перебивает, не перебивает, внимательный/невнимательный);
  • отношение к неэтичным выражениям собеседника (неприятие, конформное);
  • контроль собеседника во время разговора (делает замечания, не замечает ошибок, обращение за помощью ко взрослым);
  • понимание эмоционального настроя собеседника и выражение к этому своего отношения (равнодушие, сопереживание).

Для оценки данных умений используется пятибалльная система:

  • 5 баллов – общение в соответствии с нормой;
  • 4 балла – одно отклонение от нормы;
  • 3 балла – два отклонения от нормы;
  • 2 балла – три и более отклонений от нормы;
  • 1 балл – несоответствие средств общения разработанным нормативным показателям в каждом коммуникативном действии.

Совместная игровая деятельность, которая организуется педагогом, предполагает проведение различных игр:

1) Коммуникативные игры. Во время коммуникативных игр педагог ставит цели по решению ряда задач:

  • обеспечение понимания ребенком своей уникальности, оказание помощи в преодолении собственной неуверенности, поддержка его положительной самооценки;
  • формирование этических норм и правил поведения у детей;
  • осознанное восприятие ребенком своих переживаний, эмоций и чувств.

Проводить коммуникативные игры рекомендуется на ежедневной основе. С младшей группой занятия проводятся в утренние часы, что позволяет сплотить детей и создать положительный настрой на дальнейшую деятельность.

2) Игры с песком. Они положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, так как песок обладает свойством устранять негативную психическую энергию и приводить в нормальное состояние психику человека.

Они развивают:

  • сенсорные способности;
  • творческое воображение, нестандартное мышление;
  • мелкую моторику рук;
  • процессы саморегуляции;
  • восприятие, память, мышление;
  • речь;
  • положительное отношение к себе и окружающим;
  • гармоничное психоэмоциональное состояние, за счет чего осуществляется коррекция страхов, стрессов, волнений, переживаний).

3) Игры-драматизации. Такие игры могут быть различны по организации и задачам:

  • образно-ролевые игры с куклами либо без них, в которых дети разыгрывают роли через драматизацию;
  • режиссерские. Первоначально взрослый, а потом уже ребенок создает сцены и театрализованное действие. Для изображения персонажей и их ролей используются средства интонации и мимика. В этот вид игр входят театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной) и стендовые игры (стенд-книжка, фланелеграф).

Особенность театрализовано-игровой деятельности состоит в том, что она сочетает в себе зачатки ролевой игры и зачатки театрального искусства.

В театрализованных играх сохраняются все характерные признаки ролевых игр:

  • наличие содержания;
  • творческий замысел;
  • роль;
  • сюжет;
  • ролевые и организационные действия и отношения.

Театрализованные игры, если их сравнивать с сюжетно-ролевыми, всегда развиваются по заранее составленному сценарию. Такие игры также обеспечивают развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

С помощью театрализованных игр решаются следующие задачи:

  • обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов и коммуникативных средств, как вербальных, так и невербальных;
  • развитие у детей познавательных способностей;
  • совершенствование восприятия (чувственного познания);
  • развитие воображения;
  • воспитание волевых качеств;
  • развитие способности к саморегуляции;
  • совершенствование психомоторики и освобождение от мышечных зажимов;
  • формирование у детей социальной культуры.

Для использования театрализованных игр ребенка следует соответствующим образом подготовить. Такая работа ведется с младшего возраста, для чего применяются методы сказкотерапии и куклотерапии. Одновременно дети посещают театры со взрослыми.

Далее работа уже направлена на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, а также совершенствование восприятия и представлений.

На следующем этапе осуществляется формирование театрализованно-игровой деятельности, что предполагает осваивание детьми простых элементов интонационно-пластической выразительности образов и сюжета.

Свою эффективность в театрализованной игротерапии доказали:

  • игры, которые способствуют успокоению и организации детей («Кто за кем?», «Идем за синей птицей»);
  • игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей («Противоположные движение», «Стоп»);
  • этюды, задача которых – обеспечение правильного понимания эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов («Заколдованный ребенок», «Вот он какой», «Слушай хлопки»);
  • этюды, позволяющие расслабить мышцы («Штанга», «Шалтай-Болтай», «Тихое озеро»);
  • этюды, способствующие выражению радости («Вкусные конфеты»), удивления («Удивление»), страха («Гроза»).

Необходимо, чтобы дети могли анализировать свои ощущения эмоционального состояния и поведения в конкретный момент деятельности, что требуется для овладения ими саморегуляцией и приобретения умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Характерная особенность театрализованных игр – наличие литературной или фольклорной основы их содержания, а также наличие зрителей.

Одновременно все перечисленные виды игр позволяют решать целый комплекс задач:

  • формирование осознанно принятых нравственных мотивов;
  • формирование адекватного социального поведения;
  • профилактика и устранение конфликтов;
  • развитие социальной восприимчивости, что предполагает наличие умений понять и принять мнение окружающих, их стремления и желания;
  • оказание помощи в понимании таких слов, как дружба, взаимопомощь.

Игра, несмотря на то что является развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение, использоваться в качестве терапии и стать моделью типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 

Список использованной литературы

  1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с.
  2. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. С.31-57.
  4. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 64 с. (Психологическая служба».
  5. Прима Е. В., Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова, Молостова Н. Ю.Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
  6. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003 – 168 с.