Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Оценка 4.7


Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Оценка 4.7
Практикум
воспитательная работа
Детсад
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Cвидетельство участника
249


Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Система российского образования характеризуется существенными изменениями, которые происходят в современном обществе вследствие экономических и политических преобразований. В число самых важных законодательных документов в сфере образования входят законы Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 г.», национальный проект развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 г.

Российское общество ждет эффекта от многочисленных попыток преобразований и инноваций, которые затрагивают все сферы образования, от дошкольного до послевузовского. Однако пока желаемого эффекта не наблюдается.

В системе современного дошкольного образования проводится активная работа, направленная на совершенствование системы образования и нахождение путей ее дальнейшего развития, что обуславливается социальным заказом современного общества.

Современная дошкольная педагогика приоритетное значение отдает задачам гуманизации процесса воспитания и обучения, укрепления и охраны физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Для современной педагогической системы свойственно активное применение эффективных педагогических программ и технологий. Решение педагогических проблем часто осуществляется посредством создания и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, что находит выражение в предварительном планировании предстоящих изменений и предугадывании последствий их воздействия на жизнь детей.

В число основных тенденций при реализации развивающего воспитания и обучения дошкольников входит разработка принципиально нового подхода к созданию условий воспитания в детском дошкольном учреждении (ДОУ), основой которого являются инновационные идеи и позиции.

Существует тесная взаимосвязь между изменениями в содержании и организации работы дошкольных учреждений и школ, их инновационной направленности с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов-дошкольников. Для этого процесса свойственна стихийность характера, причиной чего является во многом отсутствие научных исследований и рекомендаций, направленных на совершенствование инновационной деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях.

Возникновение новых требований к ДОУ обусловлено процессом реформирования системы дошкольного образования для того, чтобы максимально удовлетворить запросы родителей и интересы детей. Самым важным условием совершенствования и реформирования ДОУ является внедрение инноваций в его работу.

Инновационная деятельность – это процесс, развитие которого осуществляется по определенным этапам и который способствует переходу учреждения на более качественную ступень развития во время создания, освоения, разработки, применения и распространения новшеств, программ, новых методов, технологий и методик.

Для перехода ДОУ в новое качественное состояние и их дальнейшее развитие требуется осваивать новшества. Современная образовательная система характеризуется вовлечением педагогов дошкольных учреждений в инновационные процессы, которые направлены на обновление содержания дошкольного образования, методов и приемов преподнесения содержания детям и реализации содержания. Педагоги должны повышать качество дошкольного образования и создавать условия, способствующие личностному развитию каждого ребенка. Вследствие модернизации системы образования в России происходит выдвижение новых требований к ДОУ, а также к организации в них воспитательно-образовательного процесса.

Перед тем, как перейти к раскрытию темы инновационной деятельности в работе дошкольных учреждений образования, следует раскрыть термин «инновация». Ход общественного развития и образовательной политики в целом оказывают воздействие на предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании, которые обусловлены:

  • демократизацией общественной жизни;
  • инновационными процессами, затрагивающими сферы экономики и производства;
  • творчеством субъектов взаимодействия;
  • поисковой и экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Инновационная педагогика относится к стратегическим путям гуманизации процесса образования, поэтому она направлена на реализацию идей неповторимости и свободы в воспитании и обучении социально-ориентированной личности.

Возникновение необходимости в инновациях обусловлено потребностью разрешения какой-либо проблемы при создании противоречия между желанием и реальным результатом. Инновационное решение проблемы означает изменение системы, ее приведение в соответствие с требуемой моделью. При условии качественного изменения системы происходит ее развитие.

Общей целью инновационной деятельности является улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения по достижению качественно более высоких результатов образования.

Инновационная деятельность приводит к повышению профессиональной компетентности педагога и улучшению качества образования детей дошкольного возраста.

При качественном дошкольном образовании формируется значительный резерв повышения качества и доступности следующих образовательных ступеней. Если не внедрять новые идеи и технологии в деятельность каждого ДОУ, то реформировать всю систему дошкольного образования не представляется возможным.

Образовательные системы развиваются вследствие создания, распространения и освоения новшеств. Это привело к тому, что в современной сфере инновационной деятельности находятся не только отдельные ДОУ и педагоги-инноваторы, но и почти каждое дошкольное учреждение. Наблюдается вовлечение педагогов дошкольных образовательных учреждений в инновационные процессы, затрагивающие их сферу деятельности.

Для инновационных изменений свойственен системный характер, создание новых типов, видов и профилей дошкольных учреждений, новых образовательных программ, за счет чего воспитательно-образовательный процесс становится вариативным и ориентированным на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Люди осуществляют процесс обновления образования, поэтому успешность его запуска и поддержки определяется грамотностью педагогов ДОУ, которыми проектируется модель обновления образования с опорой на достижения науки.

На основании действующих нормативных правовых документов работники дошкольного образования обязаны развивать различные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Это означает необходимость ориентации системы образования на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с семьей на основании инновационного подхода, который затрагивает разные направления работы педагогов ДОУ.

Основой инновационного подхода являются принципы опережения и сотрудничества, а также открытости. Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Истоками нашего будущего являются два общественных института – это семья и детский сад, однако не всегда они понимают друг друга, тактично общаются и стремятся услышать и понять друг друга.

Детский сад является поставщиком образовательных услуг, а также учреждением, которое осуществляет процессы развития, воспитания и обучения детей. Также он является культурно-развивающим и досуговым центром.

Для того чтобы изучить семью, определить образовательные потребности родителей, установить контакты с ее членами и согласовать воспитательное воздействие на ребенка, требуется проведение анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». При получении реальной картины, которая основывается на собранной информации, осуществляется анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, особенностей семьи и семейного воспитания, что направлено на выработку тактики общения с каждым родителем. Благодаря этому становится проще ориентироваться в педагогических потребностях семьи с учетом их индивидуальных черт.

Критерии для определения степени участия родителей в образовательном процессе:

  • совместное участие в тематических занятиях;
  • присутствие родителей на детских праздниках;
  • присутствие родителей на групповых мероприятиях;
  • участие родителей в подготовке и проведении экскурсий;
  • участие в выставках и вернисажах;
  • помощь родителей в оснащении педагогического процесса;
  • инициативное, ответственное отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Высоким уровнем эффективности характеризуется такое средство интеграции дошкольного учреждения и семьи, как совместная проектная деятельность родителей и педагогов, направленная на обеспечение условий сохранения психического и физического здоровья ребенка. Благодаря такой форме работы родители начинают понимать, что приложение совместных усилий позволит, прежде всего, их детям развиваться полноценно и гармонично. Способствовать этой задаче будет разработка и реализация таких совместных тематических проектов по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи, как, например, «Правильно дышать – здоровым быть», «Я, мама, детский сад», «Выходные с пользой». Проведение этих и других аналогичных мероприятий, направлено на улучшение традиционной для ДОУ ситуации отсутствия полноценной системы взаимодействия «Педагог – родитель» в процессе воспитания ребенка и открытия неизвестных ранее возможностей сотрудничества в системе «Ребенок – родитель – педагог».

Проект по организации эффективного взаимодействия с законными представителями обучающихся обусловлен необходимостью соответствия запросам современных родителей и оперативного реагирования на возникающие у них сложности.

Основания для организации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников:

  • родительская некомпетентность в вопросах воспитания и обучения детей;
  • психическое и физическое состояние здоровья;
  • эмоциональная нестабильность в семье, которая приводит к повышению тревожности и неуверенности детей.

Вследствие отсутствия специальных знаний в сфере воспитания у некоторых родителей возникают сложности в процессе целенаправленного и систематического развития ребенка. В результате требуется создать систему по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями. Для таких проектов свойственна долгосрочность, так как они ориентируются на весь период пребывания воспитанника в детском саду.

В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях сформирована определенная система в работе с родителями. Благодаря применению разных форм работы родители становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей, в атмосфере отношений присутствует взаимоуважение, а для позиции родителей как воспитателей становится свойственна большая гибкость. Родители начинают ощущать свою компетентность в вопросах воспитания детей.

Целостная поддержка воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности тесно связана с инновационной составляющей работы дошкольного учреждения. За счет инновационных технологий обогащаются природные основы детско-родительских взаимосвязей, а воспитание детей в семье становится более гармоничным.

Новая схема оказания услуг ДОУ должна функционировать на принципиально новом требовании, которое заключается в необходимости создания прозрачной и открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, которые предоставляются полно и доступно.

Создание и функционирование сайта дошкольного учреждения является основой деятельности ДОУ в сети Интернет, а также демонстрацией успешной работы учреждения. Успех и востребованность услуг дошкольного учреждения определяется качеством преподнесения информации о работе педагогического коллектива, частотой обновления данных на сайте.

Сайт могут посетить все родители для ознакомления с информацией и проблемами ДОУ, увидеть отчет об утренниках, узнать как можно больше о своем ребенке. В работе сайта должна быть предусмотрена возможность задать вопрос на анонимной основе и получить ответ специалиста. Это позволяет сайту выступать в роли «обратной связи» для оперативного реагирования на происходящие в жизни ДОУ изменения.

Важное значение имеет исключение вероятности навязывания каких-либо форм работы и рекомендаций, так как они должны быть интересными за счет своей новизны, отсутствия нравоучений, штампов и назиданий.

Результаты, которые ожидаются вследствие реализации инноваций в работе с родителями в дошкольном учреждении:

  • согласование воспитательного воздействия на ребенка;
  • увеличение уровня компетентности родителей в сферах педагогики и права;
  • обобщение положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение родительской активности;
  • установление тесных контактов с каждой семьей.

Современный мир характеризуется активным поиском в мировой науке и практике эффективных и результативных технологий формирования осознанного родительства. Это является одновременно целью и итогом инновационной составляющей сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.

При осуществлении сотрудничества детского сада с семьей происходит реальная поддержка прав детей на компетентность родителей, так как благополучие детства напрямую связано с компетентностью родителей.

Список литературы:

  1. Беляев В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.
  2. Зверева О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
  4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  5. Семейная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.
  6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
  7. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979.
06.09.2019