Синдром «Незнайки» и «Буратино» как проблема мотивационно-волевой сферы современных детей
Оценка 5
или оплатить 49 р.


или оплатить 49 р.

Синдром «Незнайки» и «Буратино» как проблема мотивационно-волевой сферы современных детей

Оценка 5
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Синдром «Незнайки» и «Буратино» как проблема мотивационно-волевой сферы современных детей
Cвидетельство участника


или оплатить 49 р.
Синдром «Незнайки» и «Буратино» как проблема мотивационно-волевой сферы современных детей

Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.

Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку. Детей с синдромом «Буратино» педагоги характеризуют следующим образом: «Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…». У такого ребенка не обременяют домашними обязанностями. Основная его задача – учеба. Ему помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам. К подростковому возрасту «Буратино» не приучен делать что-либо сам, у него не сформировано чувство ответственности, он ленится учиться и бунтует.

Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо. Такие дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу». К подростковому возрасту у них снижается тревожность за оценки и будущее. Сколько раз все слышали: «Вот со следующей четверти начну учиться».

Работая с такими детьми, педагоги имеют дело с нарушениями мотивационно-волевой сферы у ребенка. Причины могут быть разными: часто родители и другие взрослые так много хотят «за» ребенка, что у него просто нет возможности хотеть чего-то самостоятельно. Такие дети характеризуются снижением уровня тревожности, имеют неадекватный уровень самооценки. Конечно, «Незнайки» и «Буратино» взрослеют, происходит переосмысление и коррекция возможностей. Но какие особенности нужно учесть педагогам в работе с такими детьми? Попробуем разобраться, что же должен делать педагог, чтобы изменить ситуацию.

Проблемы мотивационно-волевой сферы современных детей

Специалисты отмечают, что вопрос о школьной или учебной мотивации является центральным и актуальным в последние годы. Особую тревогу у педагогов и других специалистов вызывают ребята, которые имеют трудности в обучении. Л.Н. Блинова отмечает, что основной движущей силой учения является мотивация.

Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:

‒ Социальные.

‒ Учебно-познавательные.

‒ Оценочные.

‒ Позиционные.

‒ Внешние по отношению к школе и к учению.

‒ Игровые.

Каждый из этих мотивов обязательно присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности. Х. Хекгаузен, стоявший у истоков психологии мотивации, утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться всего двумя мотивами:

- мотивом достижения успеха;

- мотивом избегания неудач.

Мотив достижения успеха заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой. Результат деятельности в данном случае зависит от того, сколько усилий приложил индивид.

Помимо этого, в процессе учебной деятельности большую роль играет оценочный мотив. Каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого. Именно поэтому положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.

Познавательные и игровые мотивы, также влияющие на учебную деятельность, тесно связаны между собой. Специалисты отмечают, что новые знания, полученные детьми, провоцируют игру, а развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.

Первыми исследователями, занимавшимися вопросами школьной неуспеваемости и поиском психолого-педагогических подходов к ее преодолению, были Н.А. Менчинская, Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина и другие.

Данные специалисты отмечают, что на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется так называемый комплекс неполноценности по отношению к учению. Таким образом, формирование положительной мотивации учебного успеха блокируется. Уровень требований, предъявляемый педагогом к такому ребенку, оказывается недосягаемым именно вследствие слабой сформированности мотивов учения. Часто дети, имеющие проблемы с учебной мотивацией обладают также следующими личностными особенностями:

- эмоционально волевая незрелость;

- трудности в произвольной регуляции деятельности;

- динамические нарушения во всех видах деятельности;

- общая ослабленность мотивационной сферы.

Ведущим мотивом деятельности у таких ребят остается игровой. Успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой. У таких детей нет школьных интересов, ответственности в отношении к выполнению учебных заданий. Специалисты отмечают, что проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом. Широкие социальные мотивы, являющиеся смыслом учебной деятельности, практически не присутствуют в мотивационной системе таких детей. Именно поэтому значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания. У таких ребят растет неуверенность в себе и формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. Если же у ребенка, имеющего проблемы мотивационной сферы, выражена мотивация достижения успеха, то она часто базируется на неадекватно завышенной самооценке.

В целом можно сказать, что у ребят, имеющих трудности в обучении преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования. В то время как у успешных детей преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками. Помимо этого, дети с так называемым синдромом «Незнайки» и «Буратино» испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание, поэтому продуктивность в ходе обучения неизбежно падает.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой мотивации у школьников, отмечают, что характерные мотивационные особенности таких ребят усугубляются по мере приобретения ими опыта учебных неудач. У детей могут быть эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке. Затем безразличие проявляется по отношению к собственному неверному решению учебной задачи. У такого ребенка не возникает желание исправить работу и понять причину ошибки. Однако внешняя оценка остается важной, дети выражают заинтересованность в оценке и испытывают радость при похвале. Но если задание кажется слишком трудным, побудительная сила получения высокой оценки ослабевает, поэтому качество работы ребенка снижается. Следовательно, в данной ситуации можно говорить не об отсутствии учебной мотивации, а о неадекватном ее формировании. Очевидно, что адекватные учебные мотивы, которые представлены в начале обучения, в дальнейшем не получают развития и трансформируются, имеющиеся мотивационные возможности не реализуются. Так происходит по причине столкновения ребенка с объективными трудностями и низкой оценки со стороны окружающих. Затем, в свою очередь стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции, которую можно назвать «позицией неуспевающего». В полной мере эта позиция формируется у ребенка к 3-4 году обучения. Если в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами, то со временем его самооценка становится низкой. Такой ученик постепенно утрачивает желание учиться чему-то новому. Многие неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.

Однако специалисты отмечают, что не у всех детей, имеющих проблемы в развитии мотивационно-волевой сферы, формируется «позиция неуспевающего». При адекватной структуре воспитания и обучения отрицательные личностные особенности можно корректировать. То, что это возможно, показывают данные литературы. А.Н. Леонтьев, рассматривая проблемы, возникающие при неспособности детей успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, констатирует: «Когда же эти дети ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание».

Таким образом, можно утверждать, что искажения мотивационной сферы приводят к снижению учебной деятельности. Такие дети избегают сложных видов интеллектуальной деятельности.

Методы коррекции мотивационных нарушений у детей

Специалисты отмечают, что в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности. Именно поэтому личностное развитие и коррекция мотивационной сферы должны происходить в процессе коммуникации.

П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.

Основными приемами формирования у детей познавательного интереса являются:

- ситуации занимательности;

- опыты и эксперименты;

- познавательные игры;

- интеллектуальные соревнования;

- программированные упражнения.

Помимо этого, существуют приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности у детей. Это:

- одобрение со стороны сверстников и взрослых;

- создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;

- анализ проблемной ситуации;

Так, например, для формирования учебной мотивации педагог может использовать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций:

- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

- поисковая деятельность;

- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;

- введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.

  1. Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению новых умений и навыков, рекомендуется использовать игровые приемы с элементами соревнования. Такие приемы стимулируют активность и инициативу учеников. Игровые ситуации позволяют корректировать нарушения мотивационной сферы.
  2. Предложите детям составлять задания для одноклассников по пройденному учебному материалу. Исчерпывающие ответы и активность ребенка педагог может поощрять соответствующими наградами «за старание», «за активность».
  3. Учебно-познавательные мотивы можно формировать, если знания ребенок получает в реальной ситуации. Поэтому занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ученики сами хотели что-то запомнить.
  4. Для того чтобы положительное отношение к учению со временем не угасало, педагог должен направить усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей. Известно, что эмоциональная сфера человека тесно связана с мотивами и отражает возможность реализации поставленных целей. Ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение.
  5. Повышения учебной мотивации можно добиться при помощи создания ситуации новизны, неожиданности.
  6. Помимо этого, повышению учебной мотивации способствуют разнообразные познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия.
  7. Правильно организованная работа у доски также повышает уверенность ребенка, развивает смелость и позитивную мотивацию. Интересная работа у доски приносит ребенку чувство удовлетворения и повышает самооценку. При этом интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками.
  8. Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации и снижению тревожности является релаксация на занятиях. Это может быть массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика.
  9. Педагог может использовать в работе сказки. Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.
  10. Для повышения мотивации при обучении детей педагог может использовать специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки – всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.
  11. На фронтальных занятиях необходимо использовать интегрированный подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения. Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями; личностные: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.

Можно утверждать, что мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Таким образом, соподчинение мотивов, начавшееся в младшем дошкольном возрасте продолжается в процессе дальнейшего обучения.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей

Как уже говорилось выше, учебная мотивация играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Что могут сделать родители, для повышения учебной мотивации? Специалисты предлагают несколько способов:

  • Каждый день интересуйтесь у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.
  • Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, стоит ему помочь. Но лишь в той части, которая действительно трудна для него.
  • Родители могут стимулировать познавательный интерес и мотивацию ребенка, посещая с ним интересные места, читая книги.
  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Стоит лишь сравнивать его с самим собой. Отмечать, чему он научился за последнее время, какие успехи сделал.
  • Ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Если появились трудности в учебе, не стоит ругать, важно предложить помощь.
  • У ребенка должна быть определенная степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов. Если родители все решают за него, познавательный интерес и учебная мотивация не будут успешно сформированными.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.
  2. Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Просвещение,1980.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб., 2001. - 208 с.
  6. Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.
  7. Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
  8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2006.
  9. Запорожец А. В. Психология. М., 1953. - 245 с.
  10. Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. - М.: Педагогика, 1972.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. - 320 с.
  12. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология - Санкт-Петербург, Питер, 2000.
06.09.2019