Компетентностный подход в целостном педагогическом процессе: функциональное и структурное содержание
Оценка 4.6
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Компетентностный подход в целостном педагогическом процессе: функциональное и структурное содержание

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 24.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Компетентностный подход в целостном педагогическом процессе: функциональное и структурное содержание
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Компетентностный подход в целостном педагогическом процессе: функциональное и структурное содержание

Введение компетентностного подхода в современный образовательный процесс является обязательным условием для обеспечения высокого качества образования и достижения общемировых образовательных тенденций.

Основными причинами, которые доказывают необходимость введения компетентностного подхода, являются:

- рост количества проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе своей жизнедеятельности, а также изменение их характера;

- высокая динамика перемен;

- большинство людей живут в условиях неопределенности, когда будущее практически не зависит от прошлого и настоящего;

- оказание негативного воздействия экономических и политических кризисов, техногенных и природных катастроф, проявление терроризма;

- лавинообразный рост информации, который дополняется стремительным обновлением техники и технологий;

- характерной чертой современного рынка труда является наличие безработицы, при этом востребованными становятся не дипломированные специалисты, а люди, которые способны эффективно работать в новых условиях, могут проявлять инициативность, обладают лидерскими качествами и высоким уровнем ответственности;

- более востребованными являются не исполнительские качества работников, а их креативные способности, критическое мышление, способность применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях и выбирать оптимальные стратегии поведения.

Как отмечается в докладе ЮНЕСКО, «все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».

Это означает, что от современного человека требуется наличие способности жить и успешно трудиться в постоянно изменяющемся мире, в котором присутствует множество различных проблем.

По этой причине становится просто невозможно выучиться один раз на всю жизнь. Однако в любых учебниках содержится только информация про то, что было раньше: литературные произведения, созданные в прежние столетия, исторические факты, различные законы физики, химии, математики, которые были ранее открыты. И человек, усваивая предложенные ему знания, просто не готов к актуальным вызовам времени. Именно поэтому ему и требуется владеть адекватными текущей ситуации компетентностями.

Педагоги учреждений профессионального образования отмечают, что выпускники школ обладают слабой функциональной грамотностью, у них нет способности ориентироваться и быстро адаптироваться к условиям современной жизни и организовывать свое учение. В свою очередь преподаватели высших учебных заведений говорят о том, что у многих студентов начальных курсов не сформированы навыки чтения для обучения в вузах, у них нет навыков работы со значительными объемами информации, отсутствуют исследовательские умения.

По этим причинам компетентностный подход был обозначен в качестве основы правительственной стратегии модернизации образования в Российской Федерации. В Стратегии модернизации содержания общего образования компетентностный подход называется ключевым фактором обновления всей системы образования. Кроме того, в Федеральных государственных образовательных стандартах обозначены характеристики и компетенции выпускника, которые должны быть сформированы во время его обучения в школе, и которые требуются для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Образовательные стандарты ориентированы на:

- формирование у учеников универсальных учебных действий;

- создание индивидуальных образовательных программ;

- включение в контекст обучения вопросов, связанных с решением значимых жизненных задач.

С учетом обозначенных образовательных результатов становится понятным, что для их достижения система общего образования должна выстраиваться на основе компетентностного подхода.

В государственной программе России «Развитие образования» как целевого индикатора подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013-2020 годы включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых российская сторона участвует на регулярной основе». В частности, Россия участвует в таких международных сопоставительных исследованиях качества образования, как PIRLS, TIMSS, PISA, которые взаимно дополняют друг друга.

Благодаря данным исследованиям удается получить подробную информацию о системе образования, так как ее оценка осуществляется с различных сторон. При сравнении результатов данных исследований удается выявить особенности обучения математике, чтению, естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе. Одновременно удается оценить качество общего образования с точки зрения стоящих приоритетов в образовании, которые были разработаны международным сообществом. Необходимо отметить, что ученики стран, где компетентностный подход является основным, демонстрируют высокие учебные достижения.

Таким образом, необходимость введения компетентностного подхода в образовательный процесс объясняется современными требованиями рынка труда, изменениями, которые проходят в социуме, тенденциями развития системы образования в России и за рубежом. В случае же игнорирования компетентностного подхода выпускники школ будут информированы только о том, что написано в учебниках, и будут слабо приспособлены к современным условиям жизни.

Сущность компетентностного подхода

Под компетенцией принято понимать совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это означает, что компетенция является «производной» от знаний, умений и навыков и характеризуется способностью человека применять имеющиеся у него знания и умения на практике, а при необходимости самостоятельно получать новые знания.

Именно посредством перечней компетенций в большинстве случаев создаются должностные инструкции специалистов в разных профессиональных областях. Поэтому под компетентностью надо понимать «владение, обладание человеком соответствующими компетенциями, которые включают его личностное ценностное отношение к ним и предметам деятельности».

Уровень компетентности можно определить по поведению человека, которое он демонстрирует на своем рабочем месте. При этом будет видно, что определяет его успешность как сотрудника.

В документах Европарламента и Совета Европы прописано, что ключевые компетенции – это «система знаний (knowledge), умений (skills) и ценностной позиции (attitudes)». Также указывается, что данные компетенции являются универсальными, так как они нужны каждому человеку, вне зависимости от того, чем он занимается в профессиональном плане и на какой должности работает.

Ключевые компетенции были приняты Советом Европы еще в 1996 году. К ним отнесены:

1. Политические и социальные компетенции, к которым относятся:

- способность принимать ответственность за свои решения;

- участие в принятии групповых решений;

- ненасильственное разрешение конфликтов;

- участие в поддержке и улучшении демократических институтов.

2. Компетенции, которые связаны с жизнью в многокультурном обществе (толерантность). Для исключения случаев проявления расизма и ксенофобии, а также недопущения развития климата «нетолерантности» образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий».

3. Компетенции, которые связаны со стремительным ростом информатизации общества. От человека требуется, чтобы он владел современными технологиями, знал способы их применения, слабые и сильные их стороны, обладал навыками критического мышления в отношении информации, которая распространяется средствами массовой информации и рекламой.

4. Компетенции, которые касаются владения устной и письменной коммуникацией и особенно важны для работы и социальной жизни. При этом упор делает на то, что люди, которые не владеют такими компетенциями, могут попасть в социальную изоляцию. В данном контексте крайне важно, чтобы человек владел хотя бы одним иностранным языком.

5. Способность учиться на протяжении всей своей жизни, то есть обучение должно быть непрерывным как в профессиональной области, так и социальной жизни.

На симпозиуме Совета Европы, основной темой которого стали «Ключевые компетенции для Европы», был определен примерный перечень ключевых компетенций.

В соответствии с ним надо:

1. Изучать:

- как извлекать пользу из опыта;

- как организовывать свои собственные приемы изучения;

- как организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

- как надо решать проблемы;

- как самостоятельно заниматься своим обучением.

2. Искать:

- как запрашивать различные базы данных;

- как проводить опрос окружения;

- как получать информацию и организовывать работу с ней;

- как правильно консультироваться с экспертами.

3. Думать:

- как можно организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

- как можно противостоять неуверенности и сложности;

- как критически относиться к тому или иному аспекту развития общества;

- какую позицию следует занимать в дискуссиях и как правильно высказывать свое собственное мнение;

- о важности политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

- как оценивать социальные привычки, которые связаны с окружающей средой, потреблением и здоровьем;

- как оценить то или иное произведение искусства и литературы.

4. Сотрудничать:

- уметь договариваться;

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- уметь разрабатывать и выполнять контракты;

- уметь принимать решения и улаживать разногласия и конфликты.

5. Приниматься за дело:

- уметь включаться в проект;

- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

- нести ответственность за выполняемую работу;

- доказывать солидарность;

- уметь пользоваться моделирующими приборами;

- уметь организовывать свою работу.

6. Адаптироваться:

- уметь применять новые технологии информации и средства коммуникации;

- доказывать гибкость перед лицом стремительных изменений;

- демонстрировать стойкость перед трудностями;

- уметь находить новые решения.

А.В. Хуторской с учетом разделения содержания образования на метапредметное и предметное предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1. Предметные компетенции (предметные знания и умения), которые могут формироваться в рамках отдельных учебных предметов;

2. Общепредметные. Они относятся только к какому-то определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3. Ключевые. Они касаются всех предметов, а также относятся к метапредметному содержанию образования.

Конкретизация ключевых образовательных компетенций осуществляется на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Определение перечня ключевых образовательных компетенций производится на основе главных целей общего образования, основных видов деятельности школьника, которые позволяют ему овладевать социальным опытом, приобретать необходимые жизненные навыки, а также структурного представления социального опыта и опыта личности.

Современное понимание компетентностного подхода

Под компетентностным подходом понимается «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов».

К данным принципам исследователи относят следующие положения:

- основной смысл образования состоит в развитии у учеников способности самостоятельно справляться с различными проблемами на основе приобретенного социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

- смысл организации образовательного процесса заключается в том, что требуется создать условия для формирования у учеников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, которые составляют содержание образования;

- содержание образования – это дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и других проблем;

- оценка образовательных результатов базируется на анализе уровней достижения образовательных результатов на конкретном этапе обучения.

Основные принципы реализации компетентностного подхода

Выделяют пять принципов реализации данного подхода:

1. Модельное представление о выпускнике школы. Данный принцип предполагает наличие конкретного представления педагогом (всего школьного коллектива) об уровне компетентности выпускника образовательного учреждения, то есть наличия у него определенного набора актуальных предметных и ключевых компетенций, включая нравственные качества, которые и являются целью для педагогов школы.

2. Проектирование деятельности по формированию компетенций, что предполагает определение требуемого и достаточного набора учебных задач-ситуаций и заданий, при решении которых ученики приобретают нужные компетенции.

3. Расширенное понимание содержания образования, то есть к нему относятся не только предметные знания и умения, но также и ключевые компетенции. В этой связи в содержание образования включаются действия и операции, носящие метапредметный характер.

4. Введение в образовательный процесс задач-ситуаций и компетентностно-ориентированных заданий, которые необходимы для создания условий для формирования и развития компетенций.

5. Анализ и оценка успешности формирования компетенций. Оценка достигнутых результатов обучения проводится на основе анализа уровня образованности, которого удалось достичь ученикам в процессе овладения определенными компетенциями.

Отличия традиционного и компетентностного подходов в образовании хорошо видны в представленной таблице:

 

Компетентностный

Традиционный

Основная идея

К личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем

Путь к успеху обеспечивается за счет знаний

Решение проблем

Смысл учения

Способ закрепления знаний

Признак высокого уровня образованности

Уровень образованности человека будет выше, чем шире сфера его деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен самостоятельно действовать

Способность воспроизвести значительный объем сложного по своему содержанию материала

Также необходимо учитывать технологии, применение которых позволяет сформировать необходимые компетенции в рамках реализации компетентностного подхода.

Компетенции

Школьные технологии

Умение учиться

Активная оценка, перевернутое обучение, исследовательское обучение

Критическое мышление и медиаграмотность

Технология критического мышления, сase-stady, активная оценка, перевернутое обучение

Читательская грамотность

Технология критического мышления, сase-stady, активная оценка, перевернутое обучение

Проектная

Проектное обучение, исследовательское обучение

Исследовательская

Исследовательское обучение, проектное обучение 

Гражданская и социальная

Дебаты, дискуссии, исследовательское и проектное обучение 

Организационная

Развивающее обучение, групповое обучение, проектное обучение

Рефлексивная

Технология критического мышления, активная оценка, кооперативное обучение

Работа в группе

Кооперативное обучение, проектное обучение, дебаты, педагогические мастерские

Умение видеть и решать проблемы

Проблемное обучение, исследовательское обучение, проектное обучение

Компетентностное обучение является перспективной образовательной моделью, так как позволяет осуществлять ученикам учебную деятельность, которая характеризуется практико-ориентированной и исследовательской деятельностью. Особенностью является и то, что данная деятельность выступает в качестве предмета усвоения.

Планирование урока в рамках компетентностного подхода

В процессе планирования урока педагогу необходимо не только ориентироваться на достижение учебных целей, обозначенных учебной программой, но и определить, каким образом можно использовать возможности учебного материала для обеспечения компетентностного подхода. Именно в процессе развития предметных и метапредметных компетенций осуществляется формирование у ребенка ключевых компетенций.

В этой связи подготовка к уроку может включать следующие шаги:

1. В учебной программе либо в компетентностной модели выпускника выбирается то качество личности или компетенция, которую планируется развивать в ходе урока.

Для этого необходимо:

- определить, чего не хватает в развитии и воспитании учеников, а также чего не хватает для овладения ими ключевых компетенций;

- произвести оценку возможностей учебного материала для восполнения выявленных образовательных пробелов;

- оценить временные возможности урока, которые потребуются для формирования знаний, предметных умений и личностного развития учеников.

2. Формулирование педагогической задачи, направленной на преодоление выявленных противоречий. Формулирование задач осуществляется с помощью глаголов:

- создать условия…;

- способствовать…;

- организовать ситуацию…;

- содействовать…;

- обеспечить… и т.д.

Например, задачей урока может звучать так: способствовать развитию у учеников умений формулировать аргументированные и самостоятельные выводы на основе прочитанного текста.

3. Выбор методов и средств для урока, которые в большей степени будут подходить для решения поставленных задач. Выбор будет зависеть от различных факторов:

- целевые установки учителя;

- степень владения учениками определенными умениями;

- соответствие метода и выбранных средств стилю педагогической деятельности учителя, а также стилю познавательной деятельности учеников и их возрасту;

- продолжительность времени применения выбранных методов и средств.

Особенностью методов и средств, которые применяются в рамках компетентностного подхода, является их интерактивность, что позволяет с их помощью включать школьников в отношения не только с педагогом, но и одноклассниками, и средствами обучения. Данному требованию в полной мере соответствуют методы и технологии развития критического мышления посредством чтения, письма и различных вариантов групповой работы. Для того чтобы организовать познавательную деятельность учеников, рекомендуется применять задания, аналогичные компетентностно-ориентированным заданиям, которые используются в тестах PISA.

На определенном этапе педагог используется компетентностно-ориентированное задание либо какое-то другое средство, применение которого позволяет сформировать конкретную компетенцию. Одновременно с этим создаются предпосылки для развития у учеников положительных качеств личности, а также овладения учениками компетенций, определенных педагогом.

Дополнительно в конце урока может организовываться обсуждение учениками того, какие качества личности они смогли усовершенствовать и какие метапредметные умения освоить. Желательно, чтобы ученики подумали и обсудили эти вопросы в парах, а также подумали над тем, что соответствуют ли их личные результаты запланированным результатам.

Учитель по завершению урока проводит самоанализ того, насколько успешен был урок в плане формирования предметных знаний и умений, оптимальности применения средств, которые использовались им для становления и развития у учеников определенной компетентности и качеств личности.

Внедрение компетентностного подхода, как и других инновационных подходов в обучении, должно осуществляться поэтапно. Так, на первом этапе можно, например, формировать у учеников следующие элементарные компетенции:

- извлечение основного содержания из рассказа учителя или прочитанного текста;

- организация сотрудничества с другими учениками при выполнении общего задания;

- умение точно формулировать свои мысли, выстраивать оригинальные высказывания по какой-то теме или вопросу;

- планирование собственных действий и грамотное распределение времени;

- исследование различных вариантов решения задачи и выбор лучшего варианта;

- проведение оценки результатов собственной деятельности.

Компетентностный подход представляет собой ответ на актуальные вызовы, которые характеризуются стремительными переменами во всех сферах жизни и необходимостью постоянно учиться.

Список источников:

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. – 2003. - № 10.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А.Зимняя Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
  4. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 дек. 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни. – Режим доступа: http://adukatar.net/?page_id=141.
  5. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации // Народное образование. - 2004. - №4.
  6. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  8. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.
  9. Доклад международной комиссии по образованию «Образование: сокрытое сокровище». – М.: ЮНЕСКО, 1997.
  10. Рожкова Н. А. Проблемы и перспективы развития академической грамотности студентов // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 672-674. Режим доступа: http://moluch.ru/archive/86/16295/. Дата доступа: 13 июля 2016 года.
  11. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа, 2009. - № 3. – С.86-92.
  12. Орлова С.В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». – 2011. – Режим доступа: URL: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=562.
  13. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996.
  14. Лебедев О. Е. Качество – ключевое слово современной школы /О.Е. Лебедев. СПб.: Просвещение, 2008.- 264с.
  15. Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2012. – 160 с.
  16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.
01.11.2019