ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса

Книга играет огромную роль в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ведь не зря чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества: свободно ориентирующейся в потоках информации; способной конструктивно общаться, сотрудничать; эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес, культура чтения и ребенок будет владеть читательской культурой.

Составные понятия читательской культуры

Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. (Горшкова М.Л.).

Культура чтения – это процесс, включающий восприятие текста, его понимание и интерпретацию произведения, причем уровень восприятия определяется читательским опытом ученика, его литературным развитием. Высокий уровень чтения обязательно характеризуется творческим восприятием, способностью создавать новые образы, новую реальность, способностью вступать в диалог с автором.

В связи с этим развитие культуры чтения художественного текста является важной ступенью в достижении главной цели образования – саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей.

Читательская культура является более широким, разноплановым, объемным понятием, чем культура чтения.

Читательская культура ‒ это процесс формирования образованного читателя, умеющего понимать и эстетически оценивать литературные произведения.

Читательская компетентность – это совокупное личностное качество ученика и уже взрослого человека, сформированное на базе интеллектуальных способностей и личностных свойств.

Культуру чтения необходимо начинать формировать в начальной школе. Т.И. Полякова выделяет следующие критерии развития читательской культуры детей младшего школьного возраста:

- процесс выработки у детей ценностного отношения к книге;

- умение исследовать и выбирать интересующую книгу;

- способность эмоционально реагировать на прочитанное;

- возможность эстетически воспринимать художественный текст;

- находить в прочитанном произведении ценностную и смысловую информацию;

- сформировать у учащихся потребности в чтении.

Отечественный социолог С.Н. Плотников выделил основные отличия в интеллектуальном развитии читающего ученика. По его мнению, активно читающие ученики способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности людей, а чтение высшей формой самопознания.

Технология продуктивного чтения

Федеральный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения. Это подразумевает готовность учащихся к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление контекста, интерпретацию, комментирование текста и многое другое. Сформировать читательскую культуру ученика невозможно, если ученик не умеет осмысленно читать и работать с текстом.

Эффективным инструментом педагога в решении поставленной задачи является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской.Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника; формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

- формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;

- развитие творческих способностей детей;

- приобщение к литературе как искусству слова;

- практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Технология продуктивного чтения основана на работе с текстом и состоит из трех этапов.

I этап. Работа с текстом до чтения. Деятельность педагога направлена на то, чтобы добиться предрасположения учеников к предстоящей работе с текстом. Для этого необходимо организовать работу по определению смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить героев произведения, имя автора, проработать ключевые слова и предшествующую тексту иллюстрацию, опираясь на читательский опыт учащихся.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение проводится на выбор учителя в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Работа на данном этапе направлена на выявление первичного восприятия с помощью беседы, фиксацию первичных впечатлений, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Б) Вторичное чтение текста. Медленное и вдумчивое повторное чтение, с применением следующих приемов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Данный этап включает беседу по содержанию текста и выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Данный этап предполагает смысловую беседу по тексту; коллективное обсуждение прочитанного; проведение дискуссии; соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Целесообразно организовать знакомство с писателем или беседу о личности писателя, а также работу с материалами учебника и дополнительными источниками.

Также можно вернуться к работе с заглавием и иллюстрациями, которая включает обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с читательским представлением. Неотъемлемой частью данного этапа будут творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.

В технологии следует использовать активно-продуктивное чтение ‒ это отнюдь не скорочтение, а ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников при чтении:

- учитель должен найти такой угол зрения, при котором обыденное событие становится удивительным;

- организовать деятельность детей по оцениванию текста: ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание этого текста;

- посредством вопросов проконтролировать усвоение учащимися содержания текста;

- составь задание: данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с текстом, так как ученики конструируют учебные задачи в соответствии с текстом;

- можно использовать прием «кубик Блума»: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадет кубик.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Технология позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и лежит в основе формирования читательской культуры.

Организация работы по формированию читательской культуры у учащихся

Деятельность по формированию читательской культуры у учащихся следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса и как одну из форм организации досуга школьников. Деятельность учителя должна способствовать развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности. Педагог, формируя читательскую культуру учеников в ходе учебно-воспитательного процесса, должен решать две основополагающие задачи:

- развитие потребности в чтении;

- развитие читательской компетентности.

Поставленные задачи придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса, который должен быть обучающей, воспитывающей и развивающей средой. Успех в решении этих задач отслеживается по следующим критериям:

- прослеживается активная познавательная направленность ученика на чтение детской литературы;

- наблюдается положительное эмоциональное отношение к чтению;

- проявляется творческая деятельность ученика на основании прочитанного.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

- принцип учета возрастных и индивидуальных периодов развития ученика;

- принцип определения «зоны ближайшего развития» и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

- принцип высокой мотивации любых видов деятельности, направленных на формирование читательской культуры;

- принцип обязательной рефлексивности деятельности ученика;

- принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;

-диалогический принцип.

Развитие интереса к чтению школьников можно представить в виде работы по следующим направлениям:

  • Внеклассная литературная деятельность.

Эту деятельность нужно рассматривать как составную часть образовательного процесса, которая способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры школьников. При организации этой работы учитель должен ставить главную цель: формировать интерес школьников к чтению и при этом решать следующие задачи:

- совершенствование качества чтения как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста;

- развитие речи учащихся, умение выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи;

- освоение учениками нравственных норм и ценностей посредством чтения художественных произведений;

- формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Внеклассная работа по литературному чтению всегда планируется учителем, при этом учитель должен помнить о разумном сочетании произведений русской и зарубежной классики, современной и региональной литературы; разнообразии тематического плана работы; сочетании произведений различных жанров; чередовании разных видов внеклассных работ по литературному чтению; приёмах активизации читательской культуры учащихся.

Рассмотрим формы работы учителя в данном направлении.

Литературный кружок: способствует систематизации и углублению знаний, полученных на уроке. На занятиях кружка у учащихся развивается познавательная активность и творческие способности, потребность в чтении.

Литературная гостиная: позволяет в максимальной степени раскрыть любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действие, музыку и пение, литературную игру, диалог с героями книг.

Литературная игра: реализуется на основе игровой деятельности, помогает определять жанровые особенности произведения, видеть компоненты произведения, воспроизводить в своем воображении прочитанный текст, понимать авторский замысел и определять свою позицию.

Овладение читательскими интересами осуществляется благодаря различным видам литературных игр: инсценировка книги, викторины, шарады, кроссворды, ребусы, литературная игра-путешествие, представляющая собой мероприятие в игровой форме на литературную тематику, интеллектуальные игры на усвоение понятий, игры для расширения читательского кругозора, игры, направленные на первичное восприятие произведения, игры на расширение обогащения читательского опыта, игры на углубленное восприятие художественного произведения.

Цель литературной игры - модификация существующего текста книги или создание нового, творческого своего литературного продукта.

В зависимости от индивидуальности учеников литературные игры могут быть репродуктивные, познавательно-поисковые, творчески-деятельностные. Игры могут быть предложены учителем или созданы самими учащимися, что является особо ценным.

Литературный праздник: разновидность внеклассной досуговой деятельности, которая способствует углублению приобретенных навыков, повышает интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дает новизну впечатлению, создает радостное настроение. Литературные праздники закрепляют и обобщают содержание художественных книг, создают новые впечатления. На таких праздниках учащиеся демонстрируют монологическое чтение, чтение по ролям, рассказывание, слушание, содержание книги может быть представлено и дополнено пением и танцами, просмотрами фрагментов экранизации книги.

Литературный альманах: мероприятие о книгах, произведениях, авторах, объединённых по тематическому, жанровому или другим признакам. Альманах может быть тематическим, и тогда он объединяет книги по одной теме: военные, исторические, фантастика, о природе, о сказках, стихи и т.д. Создание литературных альманахов является одним из самых эффективных способов познакомить учеников с книгой, привлечь к ней внимание.

Выставочный зал: акция, направленная на пропаганду новинок в мире литературы. Выставки книг организуются в соответствии с возрастом учащихся, темой.

Литературная ярмарка: одна из нетрадиционных форм организации литературного праздника, включающая комплекс небольших, разноплановых литературных мероприятий, проходящих одновременно. В ходе ярмарки могут проводиться литературные викторины и конкурсы, встречи с интересными людьми. Особенностью литературной ярмарки является отсутствие единой выраженной тематики, т. к. мероприятия, проходящие на ярмарке, достаточно разнообразны, но при этом обязательным является литературное наполнение содержания каждого мероприятия. На ярмарке ученик может получить понравившуюся ему книгу, или купить ее.

Аукцион: форма, направленная на повышение читательского интереса учащихся. Аукцион может быть тематическим и универсальным, но всегда задания посвящаются книгам разного содержания. На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев, выполненные руками учащихся, учителей и родителей. Литературный аукцион может быть проведен и в другой форме. Каждый класс представляет содержание одной ранее прочитанной книги так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочитать.

Литературная агитбригада: небольшой коллектив учащихся и учителей, который рекламирует, рассказывает о книгах, их героях и содержании, обычно передвигаясь от одной аудитории к другой.

Формировании читательской культуры посредством работы школьной библиотеки

Важную роль в формировании читательской культуры ученика играет школьная библиотека. Пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором.

Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. Для учащихся всех возрастов должны быть организованы походы в школьную библиотеку, где их ждет современный библиотекарь. Такой библиотекарь помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть высоко образованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные детские и недетские вопросы; доброжелательным и коммуникабельным, что поможет найти общий язык с любым учеником; обладать солидным запасом терпения, так как читатели бывают разные: придирчивые, вредные, непонятливые, упертые, несговорчивые; уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека ‒ это не только формуляры и карточки, это и еще солидный набор электронных ресурсов.

Воспитание читательской культуры – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря, который может реализовать эту задачу через разные формы библиотечной работы. Это могут быть:

Библиотечные уроки: основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. Библиотечные уроки учат добру, вежливости, делают учащихся воспитанными, а главное, прививают навык чтения.

Библиотечные часы: проводятся на базе библиотеки, дают общие сведения о литературе, советы о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

Беседа с читателем: составляет основу начального представления о сюжете и композиции художественного произведения, выделение темы и главной мысли прочитанного, направлена на выявление смысловых связей между персонажем, местом действия и событиями в произведении, составлением характеристик действующих лиц, анализ их поступков, мотивов поведения. Беседа может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. В ходе беседы происходит обмен мнениями, чтение-рассматривание, пересказ прочитанной книг, собственная интерпретация историй.

Тематические чтения: нацелены на популяризацию литературы по определенной теме: краеведению, истории, о природе.

Библиографический обзор: изложение в краткой форме содержания произведения и библиографических данных. Обзор может быть тематическим, обзор новых поступлений.

Устный журнал: оперативный способ информирования о новинках художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность и новизна предлагаемой информации для учащихся.

Познавательный час: включает информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину.

Час творчества: знакомство с книгами о творчестве художника или музыканта, с каким-либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей.

Презентация книги или премьера книги: комплексное мероприятие, цель которого рассказать учащимся о новой, только что вышедшей книге или новой книге, поступившей в библиотеку.

Диспут: обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо прочитанной книге. Данная форма работы больше подходит для учащихся средней и старшей школы. Постановкой удачных вопросов библиотекарь стимулирует выступления учеников. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы.

Используя разнообразные формы работы для формирования читательского интереса, библиотекарь создает ситуацию, при которой ученик переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем, путем подбора книг приобретает устойчивую потребность в чтении.

Организация работы с родителями

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, посвященных чтению учащихся. Учитель, библиотекарь, школьный психолог и родители, встречаются для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы, касающиеся чтения детей.

2. Анализ читательских достижений учащихся класса.

3. Читательское просвещение. Задача этой деятельности учителя заключается в повышении уровня компетентности родителей по вопросам организации семейного чтения.

4. Анкетирование родителей. Проводится для анализа ситуации и выработки конкретных рекомендаций по формированию читательского интереса у учащихся.

5. Определение формы обратной связи с родителями для обсуждения контрольных точек чтения учащегося.

6. Индивидуальные беседы с родителями. Эта форма предполагает работу с родителями детей, имеющих проблемы в чтении и развитии.

7. Анализ техники чтения учащихся класса и знакомство родителей класса со списком рекомендуемой литературы.

8. Вручение родителям поздравительных писем за победу их детей в конкурсах, направленных на формирование читательской культуры.

9. Создание в школе копилки родительского опыта и осуществление обмена мнениями родителей по развитию читательского интереса в семье.

10. Разработка памяток для родителей, содержащих советы по организации чтения в семье.

11. Организация «Уголка для родителей», в котором представлена информация в виде рекомендаций, советов.

Совместная работа взрослых должна привить любовь к чтению и сформировать читающего, а значит, компетентного во многих вопросах человека.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» (В.А. Сухомлинский).

Литература:

1.Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008.

2.Бирюков Б.В., Бутенко И.А. «Человек читающий», Москва, 2000.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000.

4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? Начальная школа. - 2007. - № 8.

5.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005г.

6. Сметанникова Н.Н. «Подходы и модели обучения чтению и письму». Москва. 2000 г.

7. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

8.Чернышова С. А., Тарасова А. И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения. Молодой ученый. 2015г.