Лекция «Молодежные субкультуры и их влияние на формирование личности современного школьника»
Оценка 4.8
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Лекция «Молодежные субкультуры и их влияние на формирование личности современного школьника»

Оценка 4.8
Мероприятие
воспитательная работа
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном мероприятии Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 25.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Лекция «Молодежные субкультуры и их влияние на формирование личности современного школьника»
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Лекция «Молодежные субкультуры и их влияние на формирование личности современного школьника»

В ХХ - начале ХХІ вв. во всем мире широко представлены объединения людей, ценности, нормы поведения, образ жизни и социокультурные действия которых не вписываются в рамки традиционной культуры. Субкультура – это альтернативное социокультурное пространство, имеюшее право на существование и самовыражение.

Проблема молодежных культур всегда волнует общество, так как жизнеспособность любого общества зависит именно от его молодежи. Вот почему так важно изучать ее настроения и поведение, ярко проявляемые в молодежных субкультурах. Эти неформальные образования служат своеобразным барометром, позволяющим определять нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе; сигнализирует о нерешенных проблемах страны. Поэтому педагогу необходимо иметь предсталение о данном социальном явлении и быть готовым осуществлять эффективную коммуникацию представителями различных молодежных субкультур.

Под молодежной субкультурой понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Их называют неформалами, ибо они выбиваются из формализованных структур жизни, не вписываются в привычные правила поведения.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее.

В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежных субкультур? В учебном коллективе, даже в семье, подросток нередко чувствует себя стесненным рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимым от учителей или родителей. В этом случае участие в деятельности неформальной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Также стоит отметить, что подростки испытывают потребности в самовыражении, самореализации, чувстве собственной значимости стремятся в рамках той или иной субкультуры удовлетворить эти потребности. Нередко причинами вхождения подростков в субкультуры является дань моде, отсутствие осознанной цели, подражание течениям и направлениям западной культуры и неформальным объединениям.

Среди причин проявления интереса подростков к субкультурным группам ученые выделяют:

- несформированные черты собственного «Я»;

- отсутствие личного мнения и правильной самооценки;

- привлекательность стереотипов поведения других людей, их непохожесть, загадочность, отрешенность от общественных норм в проведении досуга;

- нестандартные формы проявления в обществе.

Главное в этом самоутверждении – противопоставление образа «Я» и «Они». Отсюда следует противопоставление себя другим на начальной стадии социализации личности. Социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают подростков к взаимодействию.

Разнообразие молодежных субкультуры основано на многообразии интересов и потребностей, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки и молодые люди, образуя группы, течения, направления.

Существует ряд классификаций молодежных субкультур в основании которых лежит какой-либо значимый признак, присущий определенной категории неформальных организаций. По специфике поведения членов неформальной группы выделяют следующие направления:

Просоциальные объединения (социально активные) с очевидной позитивной направленностью их деятельности. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры.

Асоциальные объединения (социально пассивные), деятельность которых достаточно нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные группы, спортивные фанаты). В идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера, который ярко проявляется в третьем направлении молодежных субкультур - антисоциальном.

Антисоциальные объединения подвергают критике общественные порядки и устои, а также стремятся их сокрушить (радикальные и криминальные группировки). Их деятельность носит экстремистский характер. Такие организации представляют собой явную угрозу для общества и государства.

Социолог С.С. Фролов предлагает несколько иной вариант классификации молодежных субкультур. Он выделяет такие направления, как [5]:

- романтико-эскапистское: субкультуры ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем; в их идеологии содержится пассивный протест, поэтому в какой-то мере их можно соотнести с определенными оговорками к асоциальному направлению;

- анархо-нигилистическое: субкультуры отвергают общепринятые стандарты поведения, имеют критическое отношение ко многим явлениям жизни;

- криминальное: субкультуры данного направления ориентированы на противостояние закону и правопорядку;

- развлекательно-гедонистическое: субкультуры этого направления ориентированы на обеспечение досуга.

К романтико-эскапистскому направлению можно отнести толкинистов, ролевиков, индеанистов, диггеров, байкеров и другие.

Диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания под землей, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий — эти свойства определяют внутренние мотивы интереса к таким формам активности. Они имеют малочисленный состав участников, не ищут возможностей его расширения и афиширования. Часто диггеры сотрудничают с властью, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления, т.е. проявляют себя как экологически ориентированное движение.

Толкинисты (по связи с образами книг Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит» и др., сюжеты которых были положены в основу ролевых игр). Организационными формами являются ролевые игры по предварительно разработанному сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена). Таким образом решается одна из актуальных для молодежи проблем — общения и проблема идеала.

Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются во все черное, носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; символ загробной жизни). Читают Шелли, Камю, Кафка, позднего Тургенева и др. Слушают готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места встреч – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр.

Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому чувству, а если окажется, что они ошиблись, то страданиям не будет предела, сначала они будут размышлять о несовершенстве мира, но потом устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка.

Байкеры всегда считались одной из самых «суровых» субкультур. Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру ─ скорости. Основное понятие в идеологии байкеров ─ мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. В основе философии истинного байкера лежит дух братства и свободы. Из всех мотоклубов самым известным является клуб «Ночные Волки». Кругозор члена байк-клуба включает знания технических тонкостей обслуживания любимого железного коня, а также истории движения и клуба, правил поведения. Каждый мотоклуб имеет президента, вице-президента, сержанта по оружию, казначея, секретаря, исполняющих возложенные на них обязательства. Каждый байкер – активный участник мотоциклетной жизни, деятельность которого направлена на пользу сообществу [1].

Панков можно отнести к анархо-нигилистическому направлению. Однако, если данную субкультуру рассматривать в более широком смысле, то ее можно отнести и к музыкальной группе неформальных организаций. Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркую политическую окраску. С помощью музыки панки выражают свое мировоззрение. Стандартной панковской прической считается «ирокез» ─ полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. В идеологии панков можно выделить такую черту, как пренебрежение к материальным ценностям. Истинные панки не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество.

Крайне опасными для общества являются криминальные субкультуры, имеющие ярко выраженную антисоциальную направленность. Примером такой субкультуры будут гопники. Расцвет данной субкультуры приходился на 80 гг. Приверженцы данного направления проявляют себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к иной субкультуре, может быть избит или ограблен [5].

Фанаты (фаны) составляют близкую к криминальным субкультурам группу. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова, и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимум усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для футбольных фанатов наиболее значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере, выражаемые в буйстве на стадионе и вандализме после матча [2].

Скинхедов следует отнести к антисоциальным объединениям. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов. Бывают среди них и аполитичные. Многие скинхеды являются приверженцами фашистской идеологии, которые выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые «подпитывают» движение скинхедов.

К развлекательно-гедонистическому направлению молодежных субкультур можно отнести рейверов, мажоров, репперов и другие.

Субкультура рэйверов в России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв ─ преемник стиля техно. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни ─ это ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, поэтому данную субкультуру еще относят к музыкальной. Рэйверы предпочитают одежду из ярких тонов и искусственных материалов, в их облике и стиле поведения реализуется идея отхода человека от природы. В основе субкультуры рэйверов лежат такие ценности, как легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, следование последней моде в одежде. Для «расширения сознания» рэйверы используют наркотические средства. В России рэйв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике [5].

Мажор это молодой человек, имеющий состоятельных родителей и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников. Это так называемая «золотая молодежь». В основном они проводят свободное время в дорогих ночных барах. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в деньгах, носит дорогую одежду и обувь, ездит на дорогом автомобиле. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни [4].

Весьма примечательна и интересна молодежная хип-хоп культура, пришедшая в Россию из американских кварталов. Эту субкультуру сложно отнести к определенному типу. Первоначально хип-хоп воспринималось в России как асоциальное явление. Позднее отмечалось, что некоторые из направлений хип-хопа носят развлекательно-гедонистический характер.

Рассмотрим музыкальное направлении хип-хопа – реп. Рэпер ─ это поклонник или исполнитель музыки в силе «рэп». (стиль популярной эстрадно-танцевальной музыки, которая характеризуется тем, что в сопровождении ударника или синтезатора скандируются ритмические стихи). На современном этапе рэперы - многочисленное, но малоорганизованное движение молодежи, по общей характеристике близкое к «мажорам». Рэперы легко контактируют с окружающими, ведут активный образ жизни, часто занимаются спортом, не имеют какой-либо глубокой идеологии.

Художественное направление хип-хоп культуры представляет граффити ─ настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы.

Брейк-данс представляет собой танцевальное направление хип-хопа. Сначала хип-хоп культура рассматривалась как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян.

В настоящее время российские молодежные хип-хоп коллективы часто приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями [3].

Существует и ряд других классификаций. Однако ни одна из них не может вместить всего многообразия молодежных субкультур. Особенностью молодежных субкультур является то, что каждая из них гораздо легче поддается описанию, чем отнесению к тому или иному типу.

Подростковая субкультура требует адекватной педагогической позиции. Педагогам следует знать привычки, нормы, ценности учеников – их мир, не относиться к этому явлению агрессивно, понимать, что подростки имеют право на свои взгляды, культуру.

Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации подростков – представителей субкультур, если:

- педагог владеет значимым для обучающихся видом деятельности, организует ее в формах, адекватных их восприятию, путем привлечения к разработке и проведению социальных мини-проектов по профилактике курения, сквернословия и формирования здорового образа жизни;

- подростки включены в школьное или межшкольное клубное сообщество, созданное на основе субкультурных практик, осуществляемое посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителя той или иной субкультуры. Важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, что содействует принятию воспитанником себя.

Данное направление требует тесного контакта педагога с родителями. Посредством родительских собраний, лекториев следует донести родителям не только информацию о существующих молодежных субкультурах, но и научить родителей, как вести себя, чтобы увлечение было направлено в позитивное русло развития личности ребенка. Ведь Молодежные субкультуры существовали в том или ином виде всегда. Неформальные объединения, по мнению психологов и социологов, необходимы молодежи для общения, самовыражения, развития. Поэтому первое правило для родителей ─ не боятся, если у ребенка появилось увлечение.

Во-вторых, не следует запрещать, а нужно пытаться объяснять, ведь, как известно, запретный плод, сладок. С неформалами всегда пытались бороться, в 60 - 80-е годы прошлого века были гонения на хиппи, панков, металлистов, но эти субкультуры существуют и сейчас.

Третье правило – не игнорировать увлечения ребенка, т.к. это может оказаться хуже запретов. Пусть подросток знает, что вы в курсе его увлечений: что-то вас устраивает, что-то – нет. Подросток не должен думать, что он вам безразличен, что вы его разлюбили.

В- четвертых, нельзя оскорблять кумиров. В этом возрасте даже фраза «выключи эту ерунду» может вызвать обиду или бурю агрессии. Подросток может это воспринять не как ваше желание отдохнуть от грохота музыки, а как неуважение к себе, как желание оскорбить и задеть. Лучше сначала поинтересоваться, что это за группа, и лишь потом сказать, что вы устали, и попросить сделать тише.

В-пятых, не следует преуменьшать важность подросткового увлечения: у тебя скоро пройдет, перерастешь, перебесишься. Подросток все равно вам не поверит и будет настаивать, что «это навсегда». Не следует забывать, что некоторые подростковые хобби и увлечения в будущем могут перерасти в профессию. Ведь кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет PR-агентом музыкальной группы или тренером спортивной команды. Даже если и нет, многие и «во взрослом состоянии» не бросают юношеские увлечения.

Рекомендации родителям и педагогам

1) Собирайте информацию, узнайте о субкультуре, к которой примкнул подросток, что-то новое и поделитесь этим с ним. Лучше поищите нужную информацию в интернете вдвоем – это сблизит вас, а заодно развеет многие накопившиеся страхи.

2) Обсуждаете все свои опасения и сомнения с подростком, используя при этом «я-сообщения»: например, «Я беспокоюсь, что…» или «Меня волнует…», а не «Ты плохо себя ведешь», «Ты не прав». Не бойтесь спросить у подростка, если чего-то не знаете или не поняли из его объяснения. В таком разговоре важно не только умение аккуратно задавать вопросы, но и умение слушать, не перебивая.

3) Будьте внимательными и чуткими, ведь подростку бывает не менее страшно, больно или обидно, чем малышу. А ваше внимание, понимание и любовь в этот сложный период ему нужны даже больше, чем в детстве.

4) Используйте увлечение подростка ему во благо. Он увлекается экстремальными видами спорта? Поговорите о здоровом образе жизни. Подобный разговор не будет воспринят как нудная нотация и пустое сотрясание воздуха. Любит рок, особенно англоязычный? Покажите необходимость изучения иностранного языка.

5) Интересуйтесь атрибутикой и символикой его любимой группы (или спортивной команды). Это будет актом признания его права на самоопределение и самовыражение. А придя домой, попросите его рассказать о любимых музыкантах или спортсменах. Подросток оценит внимание, а вы узнаете, почему «Ария» - рулит!», а «Зенит» - чемпион».

6) Рассказывайте о том, чем сами увлекались в молодости. Этим вы покажете, что понимаете его страсть к музыке, спорту. А подросток поймет, что у вас с ним много общего.

Список литературы:

  1. Баркова А. Л. Исследования Толкиена и толкиенистской субкультуры // http://www.mith.ru/alb/tolkien/subculture.htm.
  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2001.
  3. История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. - М., 2004.
  4. Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.
  5. Молодежная культура и ценности будущего / Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб, 2001.
08.02.2018