ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Социализация личности школьника в ходе образовательного процесса»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Социализация личности школьника в ходе образовательного процесса

Социализация человека и ее факторы

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на развитие человека. Эти условия принято называть факторами. Ученые выделяют различные группы факторов социализации личности.

Например:

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся:

- микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие;

- мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими навоспитание: школа, семья, улица;

- экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения;

- макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе.

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся:

- макрофакторы — космос, планета, мир;

- мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;

- микрофакторы — ин­ституты социализации.

Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Социальная роль - это поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития.

Условия, обу­словливающие социализацию личности на различных возрастных эта­пах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Важная роль социализации человека отводится образовательным учреждениям. Дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.

Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

Ведущими факторамив этой деятельности должны быть:

1. Общественная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.

2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

3. Проектные площадкиструктурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.

4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.

5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

Социализация учащихся как компонент реализации ФГОС

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родногоязыка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализациишкольников. В школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности; социальная группа, в которую входит ребенок; сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых кшкольникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации школьников.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственноепредставление о человеке.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников.

Социализация в школе начинается смладших школьников и продолжается до окончания школы. Задача школы — создать все необходимые условия для успешной социализации учащихся.Для этого педагоги должны четко знать и понимать, что нужно дать ученику для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.

В соответствии с ФГОС, социализация подразумевает:

  • в области формирования личностной культуры:
  • в области формирования социальной культуры:
  • в области формирования семейной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС относится следующие:

- состояние психического здоровья детей;

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

- обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;

- организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;

- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях:

Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.

Чтобы процесс социализации личности школьника был успешен, необходимо в ходе организации образовательного процесса придерживаться принципов социально-ориентированного образования:

- гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между преподавателем и обучающимися; уважение каждого обучающегося, отношение к нему как к субъекту собственного развития;

- природосообразность – обучение и воспитание с учётом природы ребят, их индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие их как части природы, единственного и неповторимого;

- культуросообразность – формирование личности в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;

- эффективности социального взаимодействия – осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;

- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности – помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении;

- принцип событийности – введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

Современные технологии, направленные на социализацию школьников

В основе социализации школьников лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Такие технологии содержат следующие компоненты:

1) Диагностирование.

2) Целеполагание.

3) Проектирование.

4) Конструирование.

5) Организационно – деятельностный компонент.

6) Контрольно – управленческий компонент.

Содержанием технологий являются:

- научно обоснованные социализированные требования;

- передача социального опыта;

- постановка цели и анализ сложившейся ситуации;

- социализированная оценка ученика.

Рассмотрим некоторые технологии, направленные на социализацию школьников

Технология «Тренинг общения»

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у школьников средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.

Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)

Технология КТД разработана педагогом И.П. Ивановым. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Основойявляется: коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы: коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности.

Технология «Групповая проблемная работа»

Автор технологии С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные).

Диалоговые технологии

Технология диалоговой взаимопомощи является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся. Формой диалоговойтехнологии являются: дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Разновидности – это круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм.

Формирование медиаграмотности как актуальная задачасоциализации школьников

В ФГОСстандартахзаложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Медиаобразование школьников- это современный этап социализации школьников.

Медиаобразование нужно рассматривать как часть общего образования школьников и как элемент образовательной программы.

Медиаобразовательный процесс можно будет считать успешным, если в результате будет сформирована базовая медиакомпетентность личности. Такой подход к процессу медиаобразования возлагает особенную ответственность на педагогов, как на транслятора знаний и нравственных принципов, которые будут переданы школьникам. Это определяет необходимость выявления базовых показателей профессиональных установок, знаний и умений, которыми должны обладать педагоги:

- духовно-нравственный: соответствие педагогической деятельности высоким нравственным принципам и национальным культурным традициям;

- информационный: уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования;

- методический: методические умения преподавания медиадисциплин;

- деятельностный: качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов;

- креативный: уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности.

Построенная в соответствии с вышеуказанными критериями медиаобразовательная деятельность позволит сформировать у школьников не только знания, умения и навыки, традиционно присущие образовательному процессу, но социализировать школьников в современном информационном мире.

При должной подготовке медиапедагогов ожидаемыми результатами медиаобразовательного процесса в идеале должен стать набор следующих компетенций:

Информационная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием медиаинформации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов: текстовых, изобразительных, аудио и видео.

Коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации, таких какэлектронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети.

Техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей.

Потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Формирование мотивационно-волевых и ценностных аспектов при реализации медиаобразовательного процесса открывает путь для развития саморегуляции личности в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотренный подход позволитосуществлять в ходе образовательногопроцесса социализацию личности школьника.

Литература.

1. Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС.

2.Использование воспитательных технологий в условиях ФГОС [Электронный ресурс] http://khbs1.ru/000/novosti/teljukova_prilozhenie_5.doc

3.Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Психология. – 1997

4.Мудрик А.В. Социализация человека. Издательский центр «Академия», 2006.

3.Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004

4.Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Самара. 1999.