Образовательное пространство школы как сетевое взаимодействие
Оценка 4.7

Образовательное пространство школы как сетевое взаимодействие

Оценка 4.7
Статья
03.04.2020

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для построения эффективной системы организации внеурочной деятельности учеников целесообразно активно задействовать возможности школьной социальной сети.

В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности школьников – это неотъемлемая часть образовательного процесса, который проводится в рамках открытого информационного пространства. Вид внеурочной деятельности выбирает сам ученик, ориентируясь на свои личные интересы и предпочтения. Однако такая деятельность в любом случае должна быть направлена на формирование его метапредметных и личностных результатов в проектной и исследовательской деятельности.

Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на образовательные запросы не только самих обучающихся и их родителей, а также интересы общества и государства.

В состав внеурочной деятельности входят все виды деятельности, за исключением учебной деятельности на уроке, которые способны решать задачи по воспитанию и социализации детей. При этом время, которое отводится на внеурочную деятельность, должно использоваться по желанию учеников и проводиться в формах, которые отличны от урочной системы обучения.

Основная цель проектирования системы внеурочной деятельности заключается:

  • в создании открытой образовательной среды, которая обеспечивает активизацию интеллектуальных и социальных интересов школьников в свободное время;
  • в формировании гражданской ответственности и правового самосознания;
  • в развитии творчески растущей и здоровой личности;
  • в формировании личности, которая будет готова к жизнедеятельности в новых условиях и которая будет способна выполнять социально значимую практическую деятельности;
  • в оказании содействия в реализации учениками добровольческих инициатив.

Для решения данной задачи необходимо активно использовать современные образовательные технологии, в том числе осуществлять проектирование социальных сетей в образовательном учреждении. Управленческая проблема организации внеурочной деятельности школьника в рамках школьной социальной сети предполагает:

  • проектирование системы сетевого обучения учеников;
  • формирование профессиональных компетенций педагога в условиях сетевых взаимодействий.

Теоретическими исследованиями проблемы проектирования школьной социальной сети активно занимаются:

  • А.Г. Асмолов, Е.И. Казакова, О.Е. Лебедев, С.Г. Вершловский. Их работы посвящены вопросам непрерывного образования, неформального образования и организации самостоятельной работы учеников;
  • Л.С. Ильюшин, Р.В. Якушин, А.Р. Шишков, Далворт Майк, которые в своих трудах изучают вопросы организации социальных сетей и методы работы в них;
  • О.Г. Прикот, Е.С. Заир-бек. В их работах много внимания уделяется вопросам педагогического проектирования.

В то же время проблемы управления процессом создания школьной социальной сети и подготовки учителя для обеспечения взаимодействия с детьми в рамках сети остаются практически неизученными. В современных разработках отсутствует и инструментарий, который нужен для создания учебных программ в социальной сети, организации мониторинга эффективности работы учеников.

Принципы построения образовательного пространства школы в части внеурочной деятельности

Стратегическое направление современной системы общего образования заключается в переходе всех образовательных организаций на Федеральные государственные образовательные стандарты. Наиболее инновационным элементом реализации ФГОС считается организация внеурочной деятельности учеников, которая только сейчас начинает активно осваиваться педагогическим сообществом.

Анализ требований ФГОС позволяет определить инновационную основу системно-деятельностного подхода. В его основе лежат принципы, которые обеспечивают:

  • проектирование и конструирование социальной среды развития учеников в системе образования;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность школьников;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Для соблюдения данных принципов необходимо выстраивать новую образовательную среду, которая должна быть отличной от традиционной доминанты субъектно-объектных отношений на уроке. Именно для реализации этой цели и предназначена внеурочная деятельность учеников.

Необходимо учитывать, что существующие требования к внеурочной деятельности крайне сложно напрямую реализовать в педагогической практике. Поэтому решение задачи лежит в рамках построения неформального образования, программа которого строится на основе потребностей и возможностей обучающихся.

Формальное и неформальное образование всегда дополняли друг друга, поэтому они не являются взаимоисключающими. И в данном случае неформальное образование выступает только альтернативой формализованному образованию, под которым понимается образование, где цели и содержание определяет учитель, и где результаты образования интересуют школу и родителей, а не самого обучающегося.

В этой связи неформальное образование, которое объединяет в себе дополнительное образование и воспитание, должно начинаться с воспитания самостоятельности личности и гражданско-нравственного воспитания человека. За счет неформального образования в социальной сети обеспечивается формирование новых ценностей в философии, методологии, педагогике, менеджменте и гуманитарном направлении.

Основной задачей неформального образования является культивирование современного мышления и идей, которые актуальны для информационного общества.

При проектировании системы неформального образования в первую очередь следует обращать внимание на интересы учеников, сферы их деятельности, желаемые цели и задачи.

Понятия «неформальное» и «информальное» образование являются чрезвычайно актуальными в современных условиях, поэтому эти понятия были внесены в проект «современной модели образования» до 2020 года. При этом данные понятия увязываются с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения.

Широкому распространению данных понятий в России поспособствовали экспертные заключения, которые были сделаны Общественной палатой РФ и ГУ-ВШЭ в 2007 году. В соответствии с ними неформальное и информальное образование выступают в качестве фактора конкурентоспособности страны и являются «значимым элементом современных образовательных систем».

В общемировой практике также разделяют понятия формального, неформального и информального образования.

Считается, что формальное образование происходит в организованном и иерархически структурированном контексте. Его завершением является выдача общепризнанного диплома либо аттестата. Такое образование имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе. Организуется формальное образование, преимущественно зарегистрированными организациями.

Неформальное образование проходит вне рамок специального образовательного пространства, а в образовательных учреждениях либо в общественных организациях, кружках и клубах, в ходе индивидуальных занятий с тренером или репетитором, во время различных курсов и тренингов. Такое образование не предполагает выдачу какого-либо документа и может проводиться на любом этапе образования либо трудовой деятельности.

Под информальным образованием понимается «индивидуальная познавательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь и не обязательно носит целенаправленный характер».

Другими словами, информальное образование – это спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде, общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. Это означает, что человек превращает образовательные потенциалы общества в эффективные факторы своего развития, а результат семейной, повседневной рабочей и досуговой деятельности не обладает определенной структурой.

При сравнительном анализе данных понятий можно выделить ключевые факторы для организации неформального образования в школе. Несмотря на то, что неформальное образование мало ориентировано на достижение какого-то определенного результата, тем не менее оно представляет собой целенаправленный процесс, который предполагает создание специальной информационно-образовательной среды.

К особенностям данной среды относят:

  • свободное взаимодействие с социальными партнерами;
  • вариативность информационных ресурсов;
  • самостоятельная работа учеников.

Результатом неформального образования считается социальная идентификация личности ребенка. Под ней понимается «признание за человеком принадлежности к конкретной группе со стороны внешнего окружения».

В качестве инструмента активной социальной идентификации личности называют социокультурную компетентность ученика. Формирование данной компетентности осуществляется в рамках технологии проектирования, которая является формой творческой самореализации личности на основе раскрытия своих потребностей и талантов.

Контекстными формами, в рамках которых проходит неформальное образование, считают:

  • индивидуальную образовательную стратегию;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • индивидуальный образовательный проект ученика;
  • равноправные отношения в образовательном процессе;
  • деятельностную парадигму;
  • стимулирование креативности, которая ориентирована на инновации.

За счет этого удается сформулировать ряд ключевых особенностей построения системы неформального образования в рамках образовательного учреждения:

  1. Построение на интерактивных методах обучения. В этой связи ребенок не выступает в качестве объекта обучения, который должен усвоить определенный объем знаний и ценностей. В данном случае ребенок рассматривается как такой же субъект процесса обучения, что и педагог.
  2. Образование происходит посредством личного опыта и личного отношения, поэтому требуется актуализация всей информации. Если информация не пропускается ребенком через себя, то это означает, что информация просто ребенку не нужна.
  3. Процесс обучения должен быть максимально интересен для ребенка, а не основываться на угрозах типа плохих оценок и вызова родителей в школу.
  4. В основу образовательного процесса закладываются не только знания, так как приоритетное внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы и дискуссиям о ценностях.
  5. Создание комфортной и дружелюбной атмосферы среди всех участников учебного процесса. Учитель не должен давить своим авторитетом, а уважение к педагогу основывается просто на том, что он есть и что он всегда готов понять ученика.
  6. В основе неформального образования также лежит исследовательский подход. При этом все виды исследований должны проходить в естественной жизни ребенка.

Неформальное образование учеников также можно рассматривать в качестве широкого пространства социальной идентификации личности. Однако в данном пространстве могут существовать разнообразные дидактические системы, модели и концепции. Они не противоречат друг другу, а позволяют с различных сторон раскрыть одни и те же стороны применения информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Среди вариантов таких моделей и концепций может выступать, например, виртуальная образовательная среда.

В качестве примера можно привести, распространённые сегодня в образовательных учреждениях, виртуальные музеи.

Новизна предложенной модели заключается в следующем:

  1. Экспозиция музея представляет собой информационные материалы, которые являются результатами проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
  2. Музей интегрирует в себя систему исследовательской деятельности учеников образовательного учреждения, обеспечивая ее организацию на новом уровне.
  3. Наряду с традиционными формами представления материалов (выставка экспонатов, обеспечение аудио- и визуального сопровождения) используются интерактивные формы представления материалов.
  4. Использование проекта позволяет интегрировать системы основного и дополнительного образования, а также учебной деятельности и воспитательной работы.

В качестве основных принципов неформального образования учеников в рамках работы виртуального музея выступают:

  • доступность для различных возрастов учеников и учеников с психологическими особенностями, что достигается за счет разнообразных форм представления экспозиции музея;
  • открытость, что заключается в возможности постоянно пополнять коллекцию музея за счет реализации исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся;
  • практическая ориентированность, то есть экспозиции музея представляют знание, которое необходимо для выстраивания жизни учеников сообразно экологическому знанию;
  • научность. Принцип состоит в том, что проектно-исследовательская деятельность учеников базируется на научных основах;
  • активность. Состоит в том, что обучающиеся опираются на собственный опыт при получении знаний исследовательской и экологической направленности;
  • эстетичность, которая проявляется в оформлении сайта и экспозиций виртуального экологического музея;
  • интерактивность состоит в том, что ученики могут проявить собственную позицию в процессе работы по наполнению экспозиции музея;
  • принцип сотрудничества. Его реализация обеспечивается за счет групповой деятельности обучающихся и сотрудничества педагогов и учеников;
  • вариативности. Принцип предполагает максимальный учет индивидуальных особенностей развития каждого ученика посредством реализации различных видов деятельности, вариативности тем для проектно-исследовательской работы.

Одной из форм неформального образования часто называют дистанционное обучение. В соответствии с действующими нормативными документами технология дистанционного обучения может применяться в рамках существующих форм получения образования, которые предусмотрены законодательством.

Если обратиться к неформальному образованию, то оно способно значительно изменить методики дистанционного обучения, так как обладает рядом преимуществом перед ним:

  • предоставление свободного выбора цели обучения;
  • свобода преподавателя и партнеров по обучению;
  • возможность открытого планирования содержания обучения, что заключается в свободе составления индивидуальной образовательной траектории;
  • свобода в выборе места обучения;
  • свобода в выборе времени, темпа и ритма обучения.

Конечно, неформальное образование возможно и без задействования дистанционных технологий, однако такие технологии являются отличной основой для реализации принципов неформального образования. Особенно высокой эффективностью они могут обладать для повышения доступности и индивидуализации обучения.

Информационно-образовательная среда дистанционного обучения также может применяться и для организации неформального образования, но только при условии наличия у обучающихся специальной подготовки к использованию элементов данной среды.

Важным следствием развертывания информационно-образовательной среды неформального образования является возникновение сообщества ее пользователей. С точки зрения организации сетевого учебного процесса в школе это является ключевым моментом.

Неформальное обучение может проходить и в форме e-Learning, для чего необходимо подключение к интернету и наличие специальной программы. Однако электронное обучение часто не позволяет сфокусироваться на индивидуальных потребностях школьника, а также во многих случаях не является источником социального взаимодействия. Данные аспекты в технику e-Learning включаются при необходимости, поэтому одновременное использование неформального и электронного обучения востребовано, когда обеспечивает эффективное развитие личности ребенка.

Еще один эффективный вариант неформального обучения – сторителлинг, под которым понимается рассказывание ярких историй. Разработчиком этого метода является Дэвид Армстронг (глава международной компании Armstrong International). При разработке метода он учел тот фактор, что истории более выразительны и увлекательны, чем правила или директивы, поэтому они лучше запоминаются.

Сетевые взаимодействия как условие реализации внеурочной деятельности

Для реализации внеурочной деятельности учеников в школе на основе применения теории и практики неформального образования необходимо определиться с инструментом организации данного вида образования. При этом данный инструмент должен быть максимально эффективным с точки зрения субъектов образовательного процесса и не дорогой инструмент с точки зрения финансов.

Анализ современных технологий показывает, что таким инструментом могут быть социальные сети, которые обладают высоким образовательным результатом.

В современном обществе социальные сети занимают достаточно важное место, ведь практически каждый человек имеет аккаунт в какой-либо социальной сети и регулярно заходит в сеть для общения, высказывания своей точки зрения, поиска интересной информации.

В настоящее время социальные сети обладают необходимым потенциалом для реализации разнообразных образовательных возможностей. Социальные сети уже доказали свою эффективность в качестве инструмента образования, ведь зачастую контент социальных сайтов, который является продуктом коллективного труда, получается более актуальным и качественным, чем содержимое специализированных онлайновых ресурсов.

Об этой особенности отлично высказался основатель Facebook Марк Цукерберг: «Социальные сети – замечательное место для детей, место, где они могут многому научиться».

Что же собой представляет социальная сеть?

В соответствии с официальной терминологией, социальная сеть - это платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

В более простом значении социальная сеть – это сообщество людей, которые знакомы между собой и связаны какими-то общими интересами или чем-то другим.

В интернете социальная сеть – это сервис, площадка для взаимодействия людей в группе.

Поэтому в качестве социальной сети или ее подобия можно рассматривать практически любое онлайн-сообщество, члены которого общаются посредством интернета.

Социальные сети в современном их виде обладают целым рядом возможностей по сравнению с ранее существовавшими инструментами общения пользователей. Ключевая особенность – возможность поиска новых контактов и общения людей между собой.

Кроме того, каждый участник социальной сети может создать свой виртуальный портрет, где указывает данные о себе, своем опыте работе, интересах, увлечениях. Наличие такого профайла позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, коллег, людей, общение с которыми будет интересно и полезно.

Во время общения в социальной сети пользователь формирует свою виртуальную личность, проявления которой можно изучить посредством изучения содержимого его страниц.

Практически любая социальная сеть обычно предлагает минимальный набор стандартных сервисов:

  • создание личной карточки с контактными данными;
  • онлайн-органайзер;
  • онлайновая адресная книга;
  • хранение мультимедийных данных пользователя;
  • возможность установки ограничения на доступ к личной информации и т.д.

С точки зрения образования, социальную сеть требуется преобразовать в целенаправленное пространство неформального образования ребенка, но при этом сохранить ее инновационный характер, наполнить ее целями, содержанием, приемами работы и мониторинга.

Однако не каждый интернет-сервис может выступить в качестве основы для создания школьной социальной сети.

В первую очередь такой сервис должен обладать возможностью создания виртуальной карточки участника сети, которая должна максимально полно раскрывать особенности личности, ее интересы, привычки, склонности.

Школьная социальная сеть должна позволять выстраивать связи между участниками, а также придавать ей определенный характер (тьютор, друг, коллега и т.д.).

Это позволяет выстроить так называемые круги:

  • круг коллег по учебной работе;
  • круг друзей;
  • круг любителей путешествий.

Однако самой главной чертой социальной сети должна быть ее безопасность и простота использования.

Работа по созданию школьной социальной сети начинается с выбора подходящего сервиса, то есть сетевого программного обеспечения, которое способно поддерживать групповое взаимодействие. В интернете доступно огромное количество социальных web-сервисов, которые объединены общим названием Web 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов, возможности которых позволяют самостоятельно создавать сети и применять информационные ресурсы.

Использование Web 2.0 позволяет организовать следующую коллективную деятельность:

  • совместное хранение закладок (Memori.ru, Румарк, БобрДобр, Сто Закладок и др.);
  • совместное осуществление поиска (Google, Свики, Флексум);
  • совместное создание и редактирование в режиме онлайн различной текстовой и графической информации (Панорамио, Пикаса, Фотодия, Фламбер);
  • запись мыслей и комментирование чужих текстов (Живой журнал, Живой Интернет, Летописи.Ру, Блог.Ру, Blogger, Википедия и др.);
  • создание и совместное использование мультимедийной информации (Ютьюб, ТичерТьюб, Видео@mail.ru);
  • хранение и использование презентаций (Спрезент, Скрибд);
  • создание интерактивных историй (Скретч, Alice);
  • использование социальных геосервисов;
  • составление интерактивных анкет.

С финансовой точки зрения одним из лучших вариантов для организации социальной школьной сети является бесплатный сервис Дневник.ру. Разработка данной сети велась в соответствии с идеологией Приоритетного национального проекта «Образование».

Сеть является закрытой, а активационный код выдается сразу на всю школу, который используют учителя и ученики для создания и наполнения личных страничек.

Социальные сети обладают значительным потенциалом для организации неформального образования ребенка, однако имеется и определенная опасность. Возникновение опасностей связано с неуправляемым и неконтролируемым вхождением ребенка в социальную сеть, наличие доступа к различному контенту, а также наличием так называемого «цифрового разрыва» между родителями и детьми.

При этом многие школьники не умеют безопасно пользоваться интернетом. Например, они не знают, как блокировать нежелательную рекламу, как изменять свой профиль в социальных сетях, как блокировать получение нежелательных сообщений, как изменять настройки фильтра и т.д.

Для обеспечения наглядности образовательные возможности социальной сети и ее потенциальные риски сведены в таблицу.

Возможности

Риски

Доступ к информации, которая предоставляется в неформальной (творческой) среде общения

Формирование зависимости от потребления информации

Объединение людей в группы единомышленников

Снижение личной безопасности в сети и повышение вероятности несанкционированного распространения личных данных

Неограниченные возможности общения и социализации

Сведение общения только в виртуальной среде и отказ от непосредственного общения

Возможность обсуждения любой информации, преобладание индивидуальной точки зрения

Подчиненность стиля мышления, заимствование шаблона мышления

Формирование самосознания и развитие самостоятельности ребенка

Слишком быстрое «взросление» ребенка

Практически неограниченный перечень услуг

Финансовая опасность для ребенка

Анализ возможностей и рисков социальных сетей позволяет сделать вывод о том, что эффективно использовать все возможности социальной сети ребенок сможет только после его целенаправленного обучения. Об актуальности введения такого обучения свидетельствуют результаты международного детского онлайн-конкурса «Интернешк@».

Проблемы, возникающие при интернет-общении

Анализ информации, которая содержится в научно-популярной литературе в области изучаемой темы, показывает, что 53% родителей считают, что они знают о различных приемах, которые могут защитить их ребенка от опасностей интернета. Остальные 47% детей действуют так, как им удобно.

Примечательно, что около 30% детей не планируют обсуждать с родителями или педагогами проблемы, с которыми они сталкиваются в виртуальном мире.

Статистика также показывает, что 17% детей самостоятельно осуществляют настройки безопасности и не собираются обращаться к взрослым в случаем необходимости.

С учетом такой «печальной» статистики явно назревает вывод о необходимости нейтрализации угроз в социальной сети за счет создания специализированной школьной социальной сети.

Благодаря созданию школьной социальной сети удается решить следующие задачи:

  • формирование безопасной школьной социальной сети, которая будет представлять собой пространство для безопасного и неформального образования учеников;
  • обеспечение поддержки самостоятельной работы ученика в школьной социальной сети со стороны педагогов и родителей;
  • разработка программы обучения учеников правилам и приемам эффективной работы в школьной социальной сети;
  • интеграция активности учеников в социальных сетях в образовательный процесс, что достигается за счет реализации авторских проектов и выполнения исследовательских работ.

Школа также должна быть заинтересована в том, чтобы ученики при использовании социальных сетей не получали психологическую травму и пользовались только теми услугами интернета, которые позволяют им получать нужную информацию для своего развития и самореализации.

В этих целях с самого начала требуется разработка модели школьной социальной сети как пространства неформального образования.

Основными задачами школьной социальной сети являются:

  • Обучение ребенка безопасной работе в любой социальной сети.
  • Обучение правильной работе в социальной сети.
  • Обучение навыкам безопасной работы на компьютере.
  • Развитие образовательных запросов и социальных потребностей в общении.
  • Воспитание детей и молодежи в неформальной форме творческой самореализации и помощи окружающим.

Список литературы:

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: Спецлит, 2000.
  2. Далворт Майк, Социальные сети. Руководство по эксплуатации. // Издательство: «Добрая книга». - М., 2010 г.
  3. Зайцев С. Не вместо, а вместе //Директор школы. – 2006. – № 4.
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Илюшин Л.С. Мониторинг качества непрерывного педагогического образования: проблемы и перспективы развития. /Проблемы системного исследования педагогического образования/ Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции СПб 15 апреля 2010 г. СПб 2010.
  6. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997.
  7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  8. Лебедев О.Е., Бакушина А.Н. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. /Под. ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2003.
  9. «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Постановление правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582.
  10. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ
  11. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. – СПб.: Изд-во TVPinc, 1995.
  12. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 http://standart.edu.ru/
  13. Шишкова А.Р. Мотивационные особенности пользователей Интернета и социальных сетей. – Спб. Питер, 2006.
  14. Ульянова Н.Н. Перспективы развития школьной социальной сети как пространства неформального образования учащихся. Управление образованием. Сб. статей / Под общей ред. Н.А. Заиченко. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012.
  15. Ульянова Н.Н. Сетевые формы повышения квалификации как условие непрерывного образования педагога. Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития. Материалы международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. / Под редакцией С.Г. Вершловского, А.Н. Шевелева. – СПб.: АППО, 9.04.2013 года.
  16. Якушина Р.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия. – Педагогика, 2001, №4.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.