Итоговый междисциплинарный экзамен по программе профессиональной переподготовки
Оценка 5

Итоговый междисциплинарный экзамен по программе профессиональной переподготовки

Оценка 5
Статья
29.04.2020

Междисциплинарный экзамен проводится на заключительном этапе процесса обучения. К междисциплинарному экзамену допускаются слушатели, успешно освоившие содержание учебных программ, выполнившие все требования учебного плана и успешно прошедшие все предусмотренные программой промежуточные аттестации.

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки слушателей проводится по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, в объеме действующих учебных программ. Целью междисциплинарного экзамена является выявление и объективная оценка уровня теоретической подготовки выпускника. Уровень теоретической подготовки выпускника определяется составом усвоенных им знаний и а также умением применять их при решении практических задач. Междисциплинарный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление у каждого из экзаменующихся целостной системы базовых знаний и умений, образующих основу для последующей профессиональной деятельности.

Междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, которая формируется из преподавателей вузов, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового экзамена.

Междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационный билет содержит три вопроса: два теоретических и один практический. Продолжительность проведения экзамена ― 6 астрономических часов (без перерыва).

Первый теоретический вопрос включает вопросы по педагогике и психологии, проводится в форме тестового контроля знаний. Тестовое задание включает 15 вопросов. Время выполнения тестового задания – 120 мин.

Второй теоретический вопрос включает вопросы предметной области, проводится в письменной форме (слушатель должен дать развернутый ответ на поставленный вопрос). Время выполнения задания – 180 мин.

Третий вопрос носит практический характер и предусматривает решение практической задачи. Время выполнения задания – 60 мин.

Вопросы экзамена выдаются в электронном виде на электронном обучающем ресурсе. Ответы принимаются через заполнение соответствующих электронных форм. Выполнение экзамена разрешается единожды.

Слушателю, не сдавшему междисциплинарный экзамен, предоставляется право повторной сдачи в сроки, установленные для дополнительных экзаменов. Лица, не сдавшие экзамен повторно, отчисляются как не прошедшие аттестационных испытаний.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

2.1. Дисциплина «Психология»

  1. Психология как научная дисциплина.

Общее представление о предмете психологии. История развития Основные задачи и разделы психологии. Методология и методы психологического исследования. Основные требования к методам психологического исследования. Фазы психологического исследования. Классификация методов психологии.

  1. Личность и ее психологическая структура.Психологические составляющие личности: самосознание; деятельность, воля, темперамент, характер, эмоции.

Сознание как высшая форма человеческой психики. Самосознание как составляющая психического облика личности. Общее представление о самосознании и его структуре. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания. Уровень притязаний и локус контроля. Общее понятие о деятельности и её психологической структуре. Основные виды деятельности. Природа и структура волевого воздействия. Формирование воли как овладение собственным поведением. Темперамент в составе психического облика личности. Общее понятие о темпераменте и системе его проявления. Физиологические основы темперамента. Общее понятие о характере. Структура характера. Свойства и проявление характера. Формирование характера. Сущность и функции эмоций. Основные виды и качества эмоций. Эмоциональность как свойство личности.

  1. Направленность личности и ее психологические направления. Психологические составляющие личности: способности, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и творчество, речь.

Направленность личности. Психология мотивации. Способности в психологической структуре личности. Способность и деятельность. Проблемы диагностики способностей. Восприятие и его основные свойства. Сущность, функции и виды внимания. Основные свойства внимания. Общее понятие о памяти. Процессы памяти. Виды и типы памяти. Чувственное и рациональное познание. Мышление как решение задач. Виды и операции мышления. Виды, функции и процессы воображения. Креативность как свойство личности. Психологические функции речи. Компоненты и содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология её понимания.

  1. Социальная психология развития личности. Социализация личности.

Методы социальной психологии. Понятие о социализации. Стадии социализации личности. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде.

  1. Психология межличностных отношений.

Общение как социально-психологическое явление. Межличностное восприятие о понимание. Межличностные отношения. Аффилиация, аттракция и дистанция в межличностных отношениях. Совместная деятельность, её структура и динамика.

  1. Психология малых групп. Роль социальной психологии в образовании.

Понятие, виды и структура малой группы. Динамика и развитие малой группы. Особенности включенности личности в малую группу. Социально-психологические характеристики конфликта. Конформизм как влияние большинства. Инновация как влияние меньшинства. Социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся.

  1. Возраст и стадиальность психического развития. Возрастные кризисы.

Проблемы движущих сил и источников психического развития. Критерии периодизации. Проблема возрастных кризисов. Проблема соотношения процессов обучения и развития. Подростковый и юношеский возраст.

  1. Педагогическая психология. Основные концепции психологии обучения.

Педагогическая психология: предмет и задачи. Понятия психологии обучения: познание, научение, обучение, цели обучения, уровень возможностей обученности учащихся, узнавание, воспроизведение, понимание, усвоение, творчество. Основные психологические проблемы традиционного обучения. Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и организация проблемного обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.

  1. Психологические вопросы контроля и оценки результативности учебного процесса.

Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Инновационные методики контроля. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.

  1. Психология педагогического труда.

Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение как важные составляющие педагогического труда. Профессионализм и компетентность педагога. Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет педагога.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Сосновский Б.А. Психология: учебник для академического бакалавриата, 3-е издание в 2-х томах, – М., 2014. –478с, 347 с.

Дополнительная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. /Г.М.Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: учебник. /Е.В.Андриенко. -М.: Академия, 2001. – 283 с.
  3. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- СПб.: Питер, 2009.–240 с.
  4. Гамезо М.В, Герасимова В.С, Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999. – 272с.
  5. Ермолаева М.В. Психология развития. [Текст]/М.В.Ермолаева.- М.: МОДЭК, 2000. – 336с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений /В.С.Мухина. - М.: «Академия», 2007. – 640 с.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. [Текст]:Учебник. Изд. 4. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  8. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. [Текст]/Е.О.Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  9. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов СПО. [Текст]/Г.А.Урунтаева.– М.: Изд.центр «Академия», 2008. –368 с

2.2. Дисциплина «Педагогика»

  1. Педагогика как научная дисциплина.

Предмет педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогики. Этапы развития педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные понятия и категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Виды, типы, модели образования. Структура педагогики.

  1. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды.

Основные понятия, задачи, факторы. Здоровьесберегающая образовательная система. Здоровье как показатель качества жизни. Смысл понятий: «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здо­ровье», «здоровье населения». Методы изучения здоровья. Средства медицинской профилактики: пропаганда ЗОЖ, диспансеризация, гигиеническое воспитание. Группы здоровья школьников (приказ Минздрава РФ «О комплексной оценке здоровья детей»). Здоровьесберегающие и 3доровьеформирующие технологии в обучении и воспитании.

  1. Методология и методика педагогического исследования.

Уровни педагогического исследования. Методологические принципы. Основные компоненты научного исследования. Методологическая культура учителя. Методы педагогического исследования. Принципы отбора методов исследования. Эмпирические методы исследования. Изучение и обобщение педагогического опыта.

  1. Целостный педагогический процесс и его характеристики.

Основные понятия и структура целостного педагогического процесса. Компоненты и функции. Движущие силы педагогического процесса: внешние и внутренние противоречия. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Педагогическая деятельность. Педагогическая технология. Понятия «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогическое мастерство», «новаторство».

  1. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса.

Основные понятия. Сущность воспитательного процесса. Функции воспитательного процесса. Задачи воспитания. Воспитательное пространство. Закономерности воспитательного процесса. Диагностика результативности воспитательного процесса. Воспитательная система школы. Классный руководитель в воспитательной системе. Педагогическая поддержка и сопровождение.

  1. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.

Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса. Функции и задачи дидактики. История развития дидактических идей, современные концепции. Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Обучение, преподавание, научение, учение. Учебная деятельность и учебная задача. Виды организации учебного процесса. Проблемное обучение. Программированное обучение. Исследовательское обучение. Развивающее обучение. Современные дидактические концепции: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, С.Ю. Курганова, Ш.А. Амонашвили. Содержание целостного педагогического процесса. Носители содержания целостного педагогического процесса. Образовательный стандарт. Учебный план. Учебные программы. Учебная литература. Содержание компонентов базовой культуры личности. Формирование ключевых компетенций.

  1. Методы целостного педагогического процесса: методы обучения, методы воспитания.

Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Индуктивные и дедуктивные методы. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Технология активного обучения. Современные образовательные технологии. Методы воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников. Методы стимулирования деятельности и поведения. Методы самовоспитания. Методы контроля и самоконтроля. Приемы воспитания. Выбор методов воспитания.

  1. Средства целостного педагогического процесса.

Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Классификация. Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе. Технические средства обучения и воспитания. ИКТ. Выбор педагогических средств.

  1. Формы организации целостного педагогического процесса.

Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации обучения, их функции. Формы организации воспитательной работы, их функции и классификация.

  1. Урок как основная форма учебного процесса.

Общее понятие. Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные требования к уроку. Структура урока и его элементы. Особенности построения различных типов уроков. Типы уроков по дидактической цели. Формы организации коллективно-групповой работы на уроке. Подготовка учителя к уроку. Технологическая карта. Поурочное планирование.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

Дополнительная:

  1. Засобина Г.А. Педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.А. За- собина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 250 с.
  2. Капранова В.А. История педагогики [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Капранова. - 4-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. - 240 с.
  3. Крушельницкая О.Б. Социальная психология образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; под ред. О.Б. Крушельницкой [и др.] - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
  4. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология [Электронный ресурс] / Л.А. Кудряшева - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.

2.3. Дисциплина «История искусств»

  1. Понятие художественной культуры.

Функции искусства. Искусство как способ отражения действительности и форма общественного сознания. Виды и жанры искусства и их характеристика. Художественный образ.

  1. Понятие художественной культуры, образ и стиль в искусстве.

Стили и направления в искусстве и их общая характеристика. Традиции и канон в искусстве. Художественный образ.

  1. Художественная культура первобытного общества.

Происхождение искусства. Теории происхождения искусства. Периодизация художественной культуры первобытных времен. Общие особенности искусства данного периода. Искусство первобытного общества. Пещерные росписи (Альтамира, Хорнас де ла Пенья в Испании, Ласко, Фон-де-Гом, Ля Мадлен во Франции) и их отличительные черты. Мегалитическая архитектура: дольмены, менгиры, кромлехи. Первобытная скульптура.

4. Искусство Древнего Египта.

Периодизация художественной культуры Древнего Египта. Возникновение письменности и ремесел. Архитектура и скульптура как ведущие виды искусства: основные принципы планировки, особенности архитектурно-пространственной композиции, украшение. Египетский канон и его отражение в рельефе, круглой скульптуре и живописи. Развитие портретного искусства в скульптуре и живописи.

  1. Искусство Древней Греции

Особенности искусства. Периодизация. Новаторство художественных форм. Ордерная система в архитектуре. Архитектура классического периода. Архитектура эллинизма. Скульптура различных периодов.

  1. Древнерусское искусство. Хронологические границы периода. Связь искусства Киевской Руси с византийским. Культовое строительство. Византийский тип крестово-купольного храма. Киевский Софийский собор. Многокупольность как местная традиция среднерусского зодчества. Новгородская школа зодчества. Ростово-Суздальская школа зодчества. Фресковая живопись и иконопись: влияние византийской традиции. Архитектура Московского княжества. Национальные особенности русского барокко.

7. Художественная культура эпохи Возрождения. Ренессанс в Италии.

Утверждение идеала гармоничной личности. Светский и гуманистический характер культуры. Периодизация развития искусства. Обращение к античному наследию. Архитектура. Скульптура. Монументальная и станковая живопись.

  1. Искусство России XVIII в.

Искусство России. Петровские реформы и их отражение в искусстве. Развитие идей просвещения. Живопись XVIII в. Становление жанра портрета. Живопись Екатерининского классицизма. Скульптура. Парадные и камерные скульптурные портреты Ф. Шубина, Э. Фальконе. Творчество К.Б. Растрелли. Градостроительство и архитектура Петровских времен. Строительство Петербурга.

  1. Художественная культура XIX столетия.

Стиль ампир. Романтизм. Романтичное восприятие человека. Живопись романтизма. Портреты Ф. Гойя. Творчество Теодора Жерико, Ж.Л. Давида, Эжена Делакруа. Романтизм в России.

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1980
  2. Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1956–1965.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2006.
  4. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

Дополнительная:

  1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура: учеб. пособие. М., 1997.
  2. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока // Малая история искусств. М., 1979.
  3. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1970–1977.
  4. Глушаков И.В. Мировая художественная культура: пособие. Минск, 2003.
  5. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2007.
  6. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. М., 1979.
  7. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. М., 1982.
  8. История искусства зарубежных стран: В 5 т. М., 1979–1989.
  9. Любимов Л. Зарубежное искусство западноевропейских стран. М., 1983.
  10. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Минск, 2000.
  11. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. М., 1998.
  12. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII–ХХ веков / Ред. коллегия: М.Д. Аксенова, Н. Майсурян и др. М., 2005.
  13. Эрнст Гомбрих. История искусства. М., 1998.

2.4. Дисциплина «Рисунок»

  1. Рисунок как основа изобразительного искусства.

Роль и место рисунка в изобразительном искусстве. Цели и задачи учебного академического рисунка, требования, предъявляемые к нему. Рисование как определенный вид деятельности человека. Создание художественного образа.

  1. Рисунок как вид графики.

Рисование с натуры. Рисование по памяти и представлению. Творческий рисунок. Виды академического рисунка. Длительный рисунок, методическая последовательность его выполнения. Наброски, их цели и задачи.

  1. Изобразительные материалы и техники рисунка.

Материалы, инструменты и оборудование для рисунка. Требования к их качеству и подготовка их к работе. Основные требования к организации рабочего места рисующего.

  1. Способы перспективного изображения.

Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективах и их применение в рисунке. Раскрытие понятий: точка зрения, угол зрения, линия горизонта, плоскость горизонта, предметная плоскость, картинная плоскость. Два основных вида перспективы: фронтальная и угловая. Закономерности светотени. Использование светотени для убедительной трактовки объемной формы.

  1. Рисунок натюрморта. Основы изображения учебного натюрморта.

Задачи учебного натюрморта. Основные этапы работы над натюрмортом. Композиционное и линейно-конструктивное построение натюрморта из нескольких предметов. Светотеневое решение формы предметов с учетом их пространственного положения.

Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись / Ю.М.Кирцер. – М., 1998.
  2. Кузин, В.С. Наброски и зарисовки / В.С.Кузин. – М., 1981.
  3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка – М., 2006
  4. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок / Н.Н.Ростовцев. – М., 1976.
  5. Серов, А.М. Рисунок: учеб пособие / под ред. А.М.Серова. – М.: Просвещение, 1975.

Дополнительная:

  1. Авсиян, О.А. Натура и рисование по представлению / О.А.Авсиян. – М.: Изобразительное искусство, 1985.
  2. Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.
  3. Аксенов Ю.Г. Рисунок и живопись. М., 1963.
  4. Анисимов Н.Н. Основы рисования. Москва, Стройиздат, 1974.
  5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция, - М., 1991.
  6. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. Москва, Издательство Академии художеств СССР, 1961.
  7. Жилкина В. «Кафедра Рисунка — абитуриенту», Архитектура-С, М, 2005
  8. Кирьянов В.Ф. «Рисование геометрических форм», МАРХИ, М, 1980.
  9. Кудряшов В.И. Виды изображения в рисунке. Ортогональные, аксонометрические, перспективные. Учебное пособие. Москва, МАРХИ, 1978.
  10. Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.
  11. Осмоловская О.В., Мусатов А.А. «Рисунок по представлению», Архитектура-
  12. Осмоловская О.В. Рисунок. Учебное пособие. Москва, МАРХИ, 2009.
  13. Пучков, А.С. Методика работы над натюрмортом / А.С.Пучков, А.В.Триселев. М., 1982.
  14. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
  15. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.
  16. Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
  17. Тихонов С. В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. «Рисунок», Стройиздат, М, 1983
  18. Хогарт Б. Динамическая анатомия для художника М., 2004.
  19. Школа изобразительного искусства. В 10-и томах. – М., 1989.

2.5. Дисциплина «Живопись»

  1. Живопись как вид изобразительного искусства.

Задачи реалистической живописи. Взаимосвязь с другими видами изобразительного искусства, сходство и различие. Виды живописи. Жанры в живописи. Основные понятия в живописи. Теория живописной грамоты (рисунок, цвет, форма, освещение, пространство и др.).

  1. Выразительные средства живописи. Свет и цвет в живописи.

Абстрактная композиция. Формат. Основные композиционные принципы. Ритм. Контраст и нюанс. Цветовая гамма. Цветовая гармония. Колорит. Цветоведение как составная часть живописи. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Способы гармонизации живописной композиции.

  1. Разновидности учебных живописных работ, их задачи, особенности.

Учебно-творческие задачи этюда с натуры. Этюды – наброски и этюды – зарисовки, их задачи, методика выполнения. Методика выполнения длительного живописного этюда с натуры. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись / Ю.М. Кирцер – М., 1998.
  2. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
  3. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Практика по изобразительному искусству. М., 1981
  4. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980
  5. Унковский А.А. Цвет в живописи. М., 1983
  6. Шитов, Л.А. Живопись / Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. – М., школе / Н.Н. Ростовцев. – М., 1980.
  7. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. – М., 1986.
  8. Яшухин, А.П. Живопись / А.П. Яшухин, С.П Ломов. – М., 1999.
  9. Яшухин, А.П. Живопись / А.П. Яшухин. – М., 1985.

Дополнительная

  1. Вибер, Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер. – М.: В. Шевчук, 2004.
  2. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа / В.В. Визер. – СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  3. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы портрета / В.В. Визер. – СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  4. Визер, В.В. Система цвета в живописи: учеб. пособие / В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2004.
  5. Дятлева, Г.В. Мастера портрета / Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. – М.: Вече, 2002.
  6. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; пер. сем., предисл. Л. Монаховой. – 2-е изд. – М.: Д.Аронов, 2001.
  7. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для вузов / Г.И. Панксенов. – М.: Академия, 2007.
  8. Рябинова, С.В. Декоративность в живописи. – методическое пособие / С.В. Рябинова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.
  9. Трибис, Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Е.Е. Трибис. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

 Ресурсы Интернет:

http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

2.6. Дисциплина «Народное и декоративно-прикладное искусство»

  1. Народное и декоративно-прикладное искусство в контексте мировой художественной культуры.

Истоки декоративно-прикладного искусства. Специфика декоративно-прикладного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы, используемые в декоративно-прикладном искусстве.

  1. Русские народные промыслы.

Народное творчество. Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве. Специфика народных росписей в декоративно-прикладном искусстве. Особенности композиции городецкой мезенской, хохломской, жостовской росписи.

  1. Декоративная роспись. Орнамент.

Декоративная роспись в отечественном и зарубежном искусстве (ручная роспись на дереве, ткани, стекле, керамике, коже, стенная орнаментальная роспись). Форма и декор. Орнаментальная и сюжетная роспись. Структурная и смысловая организация плоскости. Основные исторические сведения о развитии орнамента. Принципы построения композиции орнамента. Виды орнамента.

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента: учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 368 с.
  2. Буткевич, Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с.
  3. Клиентов А. «Народные промыслы» Белый город 2002 г.
  4. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учебное пособие для студентов вузов. – М. «Владос», -2010. – 272с.
  5. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие / В.Н. Молотова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 288 с.
  6. Некрасова М.А, Народное искусство России, Издательство: Советская Россия, 1983г.

Дополнительная

  1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие / 2- е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 312 с.
  2. Бадаев В.С. «Русская кистевая роспись» Издательство ВЛАДОС- 2007г.
  3. Барадулин В. А., Художественная обработка дерева, Издательство: Легпромбытиздат, 1986 г.
  4. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  5. Бародулина В.А. и Танкуса О.В.. Основы художественного ремесла.М. «Просвещение»., 1978.
  6. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву //Народное искусство. — М., 1974.
  7. Величко Н. «Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия» АСТ – Пресс книга 2009г.
  8. Григорьева Н.С., Т.И.Дулькина, Керамика Гжели XVIII-XX веков, Издательство: Художник РСФСР 1988г.
  9. Дорожин Ю. «Городецкая роспись» Мозаика-Синтез, 2006 г.
  10. Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы. — М.: Просвещение, 1984.
  11. Жегалова С.К. «Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву» Искусство 1975 год
  12. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М. «Изобразительное искусство»., 1993.
  13. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание,1984.
  14. Русское Народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л. «Художник РСФСР». 1984.
  15. Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л., 1970.
  16. Флеров А.В., Художественная обработка металлов, Издательство: Высшая школа, 1976 г.

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При проведении итогового междисциплинарного в письменной форме устанавливаются следующие оценки знаний выпускников:

«отлично»

  • полно раскрыто содержание материала в объёме программы;
  • четко и правильно даны определения, раскрыто содержание понятий;
  • верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы наблюдения, опыты;
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания:
  • четко прослеживается межпредметная связь;
  • ответ диалектический, раскрыты причинно-следственные связи.

«хорошо»

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности изложения;
  • небольшие недостатки при использовании научных терминов;
  • небольшие неточности в выводах и обобщениях из практических работ.

«удовлетворительно»

  • усвоено основное содержание учебного материала, изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, практических занятий;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии определения понятий.

«неудовлетворительно»

  • не усвоено основное содержание учебного материала, изложено фрагментарно, не последовательно;
  • определения понятий не четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, практических занятий;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии определения понятий.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.