Возрастная психология
Оценка 4.7

Возрастная психология

Оценка 4.7
Статья
30.04.2020

ТЕМА 1. Предмет и задачи возрастной психологии

Содержание темы

Предмет и объект возрастной психологии. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Задачи возрастной психологии. Структура возрастной психологии и связь с другими науками. Методы возрастной психологии. Проблемы психологии возрастного развития.

Содержание заданий

  1. Дайте характеристику понятию возраст.
  2. Перечислите задачи возрастной психологии.
  3. Продемонстрируйте связь возрастной психологии с другими науками.
  4. Ответьте на следующие вопросы:
    • что понимают под развитием; каковы критерии развития; всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием?
    • что определяет психическое развитие человека в большей степени: возрастные изменения психики или интеллектуальный рост?
  1. Охарактеризуйте методы возрастной психологии.

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 2. Основные проблемы возрастной психологии

Содержание темы

Проблема движущих сил и источников психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы. Биогенетические концепции: теории рекапитуляции, нормативный подход, теория трех ступеней, теория конвергенции двух факторов. Психогенетический подход. Развитие психоаналитического подхода. Теория З. Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Когнитивные теории развития. Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера. Информационный подход. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии человека. Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации. Возрастная периодизация Б.Д. Эльконина. Проблема возрастных кризисов. Проблема соотношения процессов обучения и развития.

Содержание заданий

  1. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии (Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга, X. Вернера).
  2. Дайте ответ на вопросы:
    • какие стадии интеллектуального развития выделил Ж. Пиаже;
    • в чем суть феномена Пиаже.
  1. Дайте подробное описание теории детского развития З. Фрейда, развития классического психоанализа в работах А. Фрейд, а также опишите эпигенетическую теорию развития личности Э. Эриксона.
  2. В книге Л.Ф. Обуховой «Возрастная психология» (М.: Педагогическое общество России. – 1999), прочитайте главу 4 «Теории социального научения» и дайте ответ на вопрос: Какова роль среды в развитии ребенка, как влияют детско-родительские отношения на формирование личности ребенка.
  3. Составьте таблицу современных теорий психического развития человека со следующими разделами: название теории, авторы теории, основные идеи теории, положительные стороны теории, отрицательные стороны (критика).
  4. Назовите различные подходы к проблеме развивающего обучения в современной психологии и педагогике, отметьте общее и различное между ними.
  5. Составьте таблицу периодизаций психического развития человека. В таблицу могут быть включены следующие разделы: автор периодизации; критерии периодизации; основные возрастные рамки периодов; характеристика выделяемых периодов; сильные стороны периодизации.

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 3. Развитие ребенка в младенчестве

Содержание темы

Хронологические рамки (возрастные границы). Физическое развитие новорожденного. Кризис новорожденности. Социальная ситуация и ведущая деятельность. Физическое развитие. Основные рефлексы новорожденного. Ощущение, восприятие. Эмоциональное развитие. Когнитивное развитие: указательный жест и автономная детская речь. Новообразования. Двигательное развитие: акт хватания. Кризис одного года.

Содержание заданий

  1. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
  2. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
  3. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
  4. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 4. Развитие ребенка в период раннего детства

Содержание темы

Хронологические рамки (возрастные границы). Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Физическое развитие. Когнитивное развитие. Ощущение, восприятие. Внимание. Память. Мышление. Воображение. Речь: развитие пассивной и активной речи. Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста: прямохождение, речевое общение, предметная деятельность. Индивидуально-психологические свойства личности. Эмоциональное развитие. Общая характеристика кризиса трех лет. Основные симптомы кризиса трех лет. Формирование деятельности в раннем возрасте. Пути и причины возникновения игры.

Содержание заданий

  1. Дайте ответ на вопрос по теме «Раннее детство»: В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает («Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?
  2. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
  3. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 5. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

Содержание темы

Хронологические рамки (возрастные границы). Физическое развитие. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Развитие игровой деятельности. Виды детских игр. Особенности ролевых игр. Сенсорные эталоны. Когнитивное развитие. Развитие внимания и памяти. Воображение. Речь и мышление. Особенности эгоцентрической речи. Личностное развитие. Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте. Новообразования в дошкольном возрасте. Общая характеристика кризиса семи лет.

Основные симптомы кризиса семи лет. Формы поведения детей. Проблема готовности к школьному обучению.

Содержание заданий

  1. Назовите особенности социального развития дошкольника. 
  2. В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. Каково содержание мотивов поведения дошкольников? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?
    • Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В гараже должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно относясь к выбранной роли.
    • Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает за мамой, а затем обращается к ней: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне».
    • Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори никому, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше не буду!»
    • Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетой, принесла фотографии своих коллег, рассказала о своей работе, о взаимопомощи, взаимовыручке. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов.
  1. Перечислите виды деятельности, где происходит психическое развитие дошкольника.
  2. Назовите основные показатели, характеризующие сюжетно–ролевую игру.
  3. Д. Б. Эльконин описывает, как он кормил завтраком своих дочерей. Он приготовил традиционную, изрядно надоевшую им манную кашу. Девочки наотрез отказались от еды, не хотели садиться за стол. Он пишет: «Я предложил девочкам поиграть в «детский сад». Они с радостью согласились.…Я, «воспитательница», предложил им на завтрак ту же кашу. Без всякого протеста, даже выражая удовольствие, они стали есть, старались быть аккуратными, тщательно выскребли тарелки и даже попросили еще». Какой вывод может быть сделан на основе описанной ситуации?
  4. У детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рекомендуемая литература:

Основная:

Психология/ под ред. Сосновского Б.А. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 347 с.

Дополнительная:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2000.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
  5. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  7. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. Минск, 1997.
  8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. Минск, 1988.
  9. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2000.
  10. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.
  12. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП. 1996.
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  14. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М.. 1981.
  15. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  16. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: институт практической психологии, 1998. 
  17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. М., 1996.
  18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
  19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  20. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. №4.
  21. Смирнова Е.О.Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  22. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж: МПСИ. 1996.
  23. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  24. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.
  25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
  26. Эльконин Д.Б. Избранное. – М. 2003.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Проведение итогового контроля

Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«отлично» - 90-100% правильных ответов;

«хорошо» - 70-89% правильных ответов;

«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;

«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. Предмет, структура, актуальные задачи, проблемы возрастной психологии.
  2. Методы исследования в возрастной психологии.
  3. Развитие детской психологии в России. Культурно-историческое направление в понимании психического ребенка: Л. С. Выготский и его школа.
  4. Критерии периодизаций психического развития. Параметры психического развития и их понимание в различных психологических школах и направлениях.
  5. Подходы к соотношению обучения и развития.
  6. Концепции периодизации развития в онтогенезе.
  7. Психологические кризисы возрастного развития человека.
  8. Развитие ребенка в период младенчества. Восприятие, память младенца. Движения и действия младенца. Речевое развитие ребенка. Кризис 1-го года.
  9. Развитие ребенка в период раннего возраста. Новообразования раннего возраста. Кризис 3-х лет.
  10. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
  11. Развитие речи ребенка дошкольного возраста.
  12. Восприятие дошкольника.
  13. Мышление дошкольника.
  14. Память дошкольника.
  15. Развитие личности дошкольника.
  16. Эмоциональная сфера дошкольника.
  17. Мотивационная сфера дошкольника.
  18. Самосознание дошкольника.
  19. Новообразования дошкольного возраста. Кризис 7-ми лет.
  20. Психологическая личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.