Основы дошкольной педагогики
Оценка 4.9

Основы дошкольной педагогики

Оценка 4.9
Статья
30.04.2020

ТЕМА 1. Дошкольная педагогика как наука

Содержание темы

Дошкольная педагогика как понятие. Предмет и объект дошкольной педагогики. Функции дошкольной педагогики. Задачи дошкольной педагогики. Источники дошкольной педагогики. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки. Взаимосвязь с другими понятиями.

Основные категории и методы дошкольной педагогики как науки. Методологические основы дошкольной педагогики. Эмпирический этап развития педагогики. Этап формирования педагогики как науки. Современный этап развития педагогики.

Феномены современной дошкольной педагогики. Феномен ребенка. Дошкольное детство: феномен детской субкультуры. Вхождение во взрослую жизнь: ребенок и социум. Педагогическая концепция целостного развития дошкольника.

Содержание заданий

  1. Раскройте сущность дошкольной педагогики как науки. Сделайте опорную схему ответа.
  2. Сформулируйте объект и предмет дошкольной педагогики. Обоснуйте свои позиции.
  3. 3) Дайте определение понятий: педагогическая система, педагогический процесс. Приведите примеры их реализации в практике воспитания дошкольников.
  4. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы дошкольного педагогического исследования.
  5. Заполните таблицу: Классификация методов дошкольной педагогики.

Метод

Сущность метода

   
   
  1. Перечислите этапы формирования дошкольной педагогики как науки.
  2. Охарактеризуйте понятия: «развитие», «формирование», «воспитание». В чем их единство и различие?
  3. Необходим ли комплексный подход при изучении ребёнка – дошкольника в процессе педагогического исследования? Почему?
  4. Что такое субкультура дошкольников? Назовите ее проявления.

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 2. Субъекты дошкольной педагогики

Содержание темы

Личность педагога в контексте истории дошкольной педагогики. Функции деятельности дошкольного педагога. Структура педагогической деятельности: компоненты и характеристика. Структура профессиональной компетентности дошкольного педагога.

Феномен дошкольного детства: психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Закономерности и особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Средства развития ребенка в период дошкольного детства. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.

Содержание заданий

  1. Почему ребенок и воспитатель являются субъектами дошкольной педагогики как науки?
  2. Охарактеризуйте роль личности педагога в социокультурном формировании личности ребенка.
  3. Заполните таблицу: Функции деятельности дошкольного педагога

Функция

Сущность

   
   
   
  1. Заполните таблицу: Структура педагогической деятельности

Компоненты структуры

Характеристика

   
   
   
  1. Н. В. Кузьмина определяет пять функциональных компонентов в педагогической деятельности: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный. Опишите данные компоненты через систему соответствующих умений воспитателя в процессе осуществления воспитательной работы. Подберите диагностические задания, позволяющие определить особенности реализации каждого компонента в процессе общения педагога с детьми.
  2. Назовите биологические и социальные факторы развития ребенка.
  3. Охарактеризуйте закономерности развития дошкольников.
  4. Рассмотрите онтогенез игры.
  5. Подберите разные классификации детских игр. Чем эти классификации отличаются между собой?
  6. Дайте характеристику понятиям «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие».

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 3. Понятие и структура образовательного процесса

Содержание темы

Моделирование интерактивной предметно-развивающей и игровой среды. Диагностика интерактивности среды. Приемы создания и развития интерактивной среды.

Структура образовательного процесса. Истоки формирования понятия. Признаки образовательного процесса и его структура. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ.

Модели организации образовательного процесса. Типы образовательной среды.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада. Этапы педагогической поддержки ситуаций взаимодействия ребенка и взрослого. Качества образовательного процесса.

Содержание заданий

  1. Объясните, с какой целью создается интерактивная предметно-развивающая среда в ДОУ? каким принципам развивающей среды она соответствует?
  2. Перечислите методы и приемы построения интерактивной предметно-развивающей среды.
  3. Назовите параметры диагностики, которые позволяют оценить степень интерактивности предметно-игровой среды.
  4. Заполните таблицу: Принципы организации современного образовательного процесса.

Название

Характеристика

   
  1. Перечислите функции, которые выполняет педагогический процесс.
  2. Назовите этапы синтеза воспитания и обучения в процессе развития детей и организации педагогического процесса.
  3. Дайте характеристику структуре педагогического процесса.
  4. Что является движущей силой образовательного процесса?
  5. Заполните таблицу: Основные парадигмальные модели образования.

Модель

Характеристика

   
  1. Перечислите типы образовательной среды, которые выделяет В.А. Левин.
  2. Охарактеризуйте этапы педагогической поддержки ситуаций взаимодействия ребенка и взрослого.

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

ТЕМА 4. Теоретические и программно-методические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Содержание темы

Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста. Физическое развитие и воспитание. Социально-нравственное развитие и воспитание. Умственное развитие и воспитание. Художественно-эстетическое развитие и воспитание.

Особенности обучения детей дошкольного возраста. Организационные формы обучения в дошкольном образовательном учреждении. Педагогические технологии, повышающие эффективность обучения. Готовность детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования и пути их решения.

Использование технологий в ходе субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. Методы активизации. Интерактивные методы и технологии. Здоровьесберегающие технологии. Технологии интеграции образовательных областей. Методы формирования рефлексии.

Содержание заданий

  • Охарактеризуйте особенности использования современных подходов в системе дошкольного образования.
  • Дайте определение понятиям физическое воспитание и физическое развитие. 3) Ознакомьтесь с работами П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, Ю.Ф. Змановского по физическому воспитанию детей.
  • Перечислите современные программы и технологии физического развития и воспитания детей.
  • Рассмотрите методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста.
  • Какова сущность и значение познавательной деятельности в развитии личности ребенка-дошкольника?
  • Сенсорное воспитание в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли. Особенности системы сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
  • Перечислите проблемы развития детского творчества в разных видах художественной деятельности.
  • Как раскрывается проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов: А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, Л.В. Занкова, Л.А. Венгера, Р.С. Буре, Н.Н. Поддьякова и др.?
  • Дайте характеристику организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе.
  • Какая проводится методическая работа, работа с родителями будущих первоклассников, образовательная работа с детьми?

Промежуточный контроль

Форма контроля: зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«зачтено» - 70-100% правильных ответов;

«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Веракса, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Веракса, А. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Гавров, С. Н. Воспитание как антропологический феномен: учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Гавров, Н. В.Микляева, О. Г.Лопатина. — М.: Форум, 2011.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб.: Питер, 2012.
  4. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика: путеводитель для студентов / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
  5. Гугель, Е. Детский сад до детского сада. / Е. Гугель. — М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2004.
  6. Дошкольная педагогика: учеб. пособие: в 4 ч. Ч. 2 / сост. З. В. Стадник. — Комсомольск-на-Амуре: изд-во Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, 2005.
  7. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Академия, 2001.
  8. История педагогики / под ред. Н. Д. Никандрова. — М., 2007.
  9. История педагогики и образования / под ред. З. И. Васильевой. — М.: Академия, 2013.
  10. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. — М., 2004. 11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2013.
  11. Крулехт, М. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М. Крулехт. — СПб., 2001.
  12. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. В. Микляева. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  13. Русаков, А. Детский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание / А. Русаков. — М.: Образовательные проекты; Линка-Пресс, 2011.
  14. Сластенин, В. Педагогика / В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов. — М.: Академия, 2011.

Дополнительная:

  1. Бабушкина, Т. В. «Секретики» детства / Т. В. Бабушкина. — Киев: Б-ка «Шкiльного свiта», 2005.
  2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: кн. для учителей, родителей и студ. высш. и сред. учеб. заведений / А. С. Белкин. — Екатеринбург, 2002.
  3. Буре, Р. С. Когда обучение воспитывает: метод. пособие / Р. С. Буре. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. 4. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика / Н. Ф. Голованова. — СПб., 2005.
  4. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А.Михайлова [и др.]. — СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  5. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М., 1978.
  6. Дошкольная педагогика: конспект лекций / автор-сост. В. А. Титов. — М.: Приор-издат, 2002.
  7. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Н. А. Виноградова [и др.]. — М.: Айрис-пресс, 2005.
  8. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. — М., 1992.
  9. Иванова, Н. В. Особенности и значение детской субкультуры / Н. В. Иванова // Педагогика. — 2005. — № 7.
  10. История дошкольной педагогики / М. Ф.Шабаева, В. А.Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. — М., 1989.
  11. История дошкольной педагогики России: хрестоматия / сост. С. Ф.Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; под ред. С. Ф.Егорова. — М.: Академия, 1999.
  12. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. — М., 1988.
  13. Князев, Е. А. Глоссарий выдающихся деятелей отечественного образования. Т. 1—2 / Е. А. Князев. — М., 2007.

Интернет-ресурсы:

Дошкольное воспитание - http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education

Международный образовательный портал - http://www.maam.ru/

Познавательный журнал - http://razvitiedetki.ru/i

Современное дошкольное образование - http://sdo-journal.ru/

Электронно-библиотечная система - http://znanium/com/

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Проведение итогового контроля

Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.

Шкала оценивания:

«отлично» - 90-100% правильных ответов;

«хорошо» - 70-89% правильных ответов;

«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;

«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  • Предмет и функции дошкольной педагогики как науки.
  • Основные понятия дошкольной педагогики.
  • Уникальность периода дошкольного детства. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и современности о значении воспитания.
  • Источники и задачи дошкольной педагогики как науки.
  • Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук.
  • Структура и методы педагогического исследования.
  • Философские основы воспитания детей дошкольного возраста.
  • Понятие развития личности. Влияние наследственных факторов на развитие ребенка.
  • Среда, воспитание и собственная активность личности как факторы развития.
  • Понятие системы образования.
  • Дошкольное образование в системе непрерывного образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.
  • Образовательные программы дошкольного образования.
  • Ребёнок и социум.
  • Понятие и сущность целостного педагогического процесса дошкольной образовательной организации.
  • Структура образовательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный компоненты.
  • Принципы построения педагогического процесса ДОУ.
  • Модели организации образовательного процесса в ДОУ.
  • Понятие физического воспитания и физического развития, его естественно-научные и теоретические основы.
  • Задачи, средства, методы физического воспитания дошкольников.
  • Своеобразие процесса социально-личностного развития ребенка.
  • Своеобразие процесса социально-нравственного развития дошкольника.
  • Особенности трудовой деятельности дошкольников.
  • Условия и формы организации трудового воспитания в детском саду.
  • Виды и содержание детского труда.
  • Сущность и особенности познавательного развития дошкольника.
  • Формирование сенсорной культуры ребенка.
  • Понятие о дидактике, её теоретические основы.
  • Характеристика процесса обучения в дошкольном возрасте.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • Модели и типы обучения.
  • Методы обучения в дошкольном возрасте.
  • Формы организации обучения дошкольников.
  • Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
  • Педагогическая деятельность как диалог культур ребенка и педагога.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.