Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольное детство представляет сенситивный период к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных проблем детской психологии и педагогики. Ведь маленький ребенок, не умеющий сосредотачиваться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за несколько лет овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику ребенка, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Лингвистика детской речи

Рассмотрим понятие «детская речь».

  1. Детская речь ― это совокупность особенностей речи ребенка, которые обусловлены его возрастом и уровнем интеллектуального развития. Среди них можно выделить:
    • фонетические особенности (произношение отдельных звуков и звукосочетаний);
    • грамматические особенности (использование различных грамматических конструкций, а также придуманных ребенком языковых единиц – инноваций и др.);
    • лексико-семантические особенности (выбор слов в зависимости от речевой ситуации, усвоение понятий).
  1. Детская речь – объект науки, изучающей, как дети овладевают родным языком. Данная научная дисциплина называется «онтолингвистикой» или «лингвистикой детской речи». В рамках указанной научной области рассматриваются следующие вопросы:
    • каким образом дети овладевают теми или иными языковыми умениями (фонетическими, лексико-семантическими и др.);
    • какие черты характерны для речи детей в разных возрастных периодах;
    • как отследить динамику развития речи у детей.

В трудах онтолингвиста С.Н. Цейтлин подробно описаны два подхода к изучению детской речи.

  1. Вертикальный подход. Он предполагает оценку речи ребенка с точки зрения взрослого, владеющего языком. Сравнение языковых единиц и грамматических категорий, которые используют дети, с языком взрослых позволяет выявить ошибки и речевые инновации, характерные для детской речи.
  2. Горизонтальный подход. Детская языковая система рассматривается как до известной степени автономный объект, в которой значения многих слов специфичны, правила образования словоформ более просты, чем во «взрослом» языке и т.п. Речевое развитие ребенка может быть представлено как постепенное изменение временных языковых систем, каждая из которых отражает собственную, также временную когнитивную систему ребенка.

Многие ученые, исследующие речь детей, признают наиболее эффективным комплексное использование «горизонтального» и «вертикального» подходов.

Методы изучения детской речи

Речь детей чаще всего изучают при помощи естественных методов – наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – систематическое прослушивание речи ребенка с целью ее изучения. Оно нередко занимает длительный промежуток времени. Речь ребенка в течение определенного периода записывают в специальные дневники, среди которых выделяют:

  • дневники выборочной фиксации, где отражают особенности одного аспекта языка (произношения, словообразования или др.);
  • дневники общего типа, где фиксируют характеристики всех уровней языка (фонетики, лексики, грамматики, семантики).

Речевые дневники демонстрируют, как ребенок овладевает языком в динамике.

Также детскую речь фиксируют на цифровых носителях. Для компьютерной обработки детских текстов можно использовать специальные программы (Childes и др.).

В онтолингвистике часто используют и некоторые видыэкспериментов из области психолингвистики. В дошкольных учреждениях наиболее часто используются:

  • ассоциативный эксперимент;
  • методика толкования слов;
  • методика дополнения;
  • методика классификации.

Рассмотрим названные методики.

Ассоциативный эксперимент. Используется с целью изучения понимания ребенком значений слов и их связей между собой. На слово-стимул, названное взрослым, ребенок отвечает первым, которое пришло в голову, словом-реакцией. (Эксперимент проводится в виде игры, в ходе которой взрослый, называя слова, бросает ребенку мяч или катит машинку, а тот быстро выполняет то же действие в отношении взрослого и называет свое слово: альбом – рисовать, ветка - конфетка).

Методика толкования слов. Данная методика позволяет увидеть особенности понимания значений слов его носителями. (Хвост. Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается, и начинается он. - Оля Л., 4 г.).

Методика дополнения. Методика заключается в том, что ребенку предлагается восстановить текст, в котором пропущены отдельные слова. Она позволяет проследить механизмы порождения связного текста.

Методика классификации. Ребенок осуществляет классификацию предложенного языкового материала. Например, ребенку предлагается найти рисунки с изображением существ, которые летают (плавают, бегают); найти «лишнего» среди трех-четырех изображений (например, трех животных и одной птицы) и т.п. Эта методика показывает, каким образом ребенок осуществляет операцию выделения существенных признаков объекта, а также операции обобщения, анализа и синтеза.

Результаты многих экспериментов важно оценивать с учетом возраста ребенка, но это не всегда необходимо. Ведь каждый человек осваивает родной язык в собственном темпе, а не по обязательной программе. Гораздо важнее отслеживать последовательность развития основных качеств речи, характерных для определенных периодов овладения языком.

В онтолингвистике развивается несколько направлений исследований, в рамках которых изучают:

  • как овладевает языком определенный ребенок;
  • какие закономерности существуют в овладении родным языком детьми;
  • как разные дети усваивают разные языки.

Взаимосвязь между всеми этими направлениями очевидна. На основе изучения речевых особенностей конкретных детей исследователи делают выводы о всеобщих закономерностях овладения языком.

Факторы развития речи у детей

В семидесятые годы XX века специалист в области психолингвистики А.А. Леонтьев предложил теорию, которая объясняла, как развивается речевая деятельность ребенка. Он акцентировал внимание, что речевая должна всегда быть включена в более широкую деятельность. Это может быть игра, общение, творчество.

Становление речи основано на развитии различных форм коммуникации, которое происходит на базе врожденных психических и физиологических особенностей организма ребенка. В результате у дошкольника формируется языковая способность, которую также можно назвать «речевым механизмом».

Языковая способность – комплекс речевых навыков и умений, сформировавшихся у ребенка благодаря его врожденным задаткам.

Речевой навык – это речевое действие, которое достигло степени совершенства.

Ребенок овладевает различными речевыми навыками:

  • семантическими (использование слов и фраз во всевозможных контекстах и др.);
  • грамматическими (склонение, спряжение слов и др.);
  • синтаксическими (построение связных высказываний);
  • фонетическими (произносительные навыки).

На базе речевых навыков постепенно развиваются речевые умения.

Речевое умение – способность ребенка применять речевые механизмы, ориентируясь на цель общения и условия, в которых оно происходит.

Выделяют четыре разновидности речевых умений:

  • говорение (изложение мыслей при помощи речи);
  • аудирование (восприятие речи на слух);
  • чтение (понимание графически оформленной речи);
  • письмо (изложение мыслей на письме).

Развитие речевой способности ребенка подразумевает совершенствование навыков восприятия и создания языковых единиц (коммуникативно-речевых навыков).

Факторы, которые влияют на становление речи, подробно описал в своих трудах российский ученый М. Р. Львов. Он считает, что формирование речи начинается еще до того момента, когда ребенок научится произносить слова, – с его первого крика. Такая физиологическая реакция не является речью, но предваряет речевые навыки, формирующиеся под воздействием множества факторов:

  • фактор потребности в эмоциональном контакте с близкими;
  • фактор положительных эмоций;
  • фактор потребности в содержательном общении;
  • фактор развития интеллекта;
  • фактор физиологического развития органов речи;
  • фактор языковой среды;
  • фактор речевой активности.
  • фактор изучения языковой теории.

Рассмотрим названные факторы.

Фактор потребности в эмоциональном контакте с близкими. У детей способность испытывать и различать эмоции проявляется гораздо раньше интеллектуальных навыков. Например, трехмесячный ребенок уже хорошо понимает интонации взрослых. Этот фактор относится к социальным и является одним из первых видов контакта ребенка с окружающими людьми, основной формой невербального общения.

Фактор положительных эмоций. Положительные эмоции способствуют социальной активности ребенка, в отличие от отрицательных эмоций, которые ограничивают деятельность малыша физиологическими проявлениями: криком, плачем и др.

Фактор потребности в содержательном общении.В процессе интеграции в обществе ребенку хочется делиться своим мнением, разговаривать на разные темы, самовыражаться в речи (использовать эгоцентрическую речь). Это важнейший фактор для развития личности ребенка, становления его как полноценного члена социума.

Фактор развития интеллекта. Прежде всего, мы рассматриваем развитие навыков обобщения, именования, формирование понятий. У ребенка появляется необходимость обозначить каждый предмет или явление словом – использовать принцип номинации. Далее название предмета переносится на такие же, похожие и смежные предметы – происходит обобщение («д-р-р» – автомашина, которая движется или стоит, а также ее руль или колесо).

Фактор физиологического развития органов речи.Данный фактор рассматривает развитие мозговых центров, которые отвечают за речь, память, координацию, а также совершенствование органов речи. Органы речи постепенно приспосабливаются к условиям, в которых происходит речевое развитие, и наиболее пластичны до семи лет.

Фактор языковой среды. Этот фактор основывается на рассмотрении языковой среды,в которой развивается детская речь. Ребенок усваивает тот язык, который используют представители национальности, в среде которых он находится. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, формировался как языковая личность в культурной коммуникативной среде.

Фактор речевой активности. Детям чрезвычайно важна систематическая, интенсивная речевая практика в различных формах.

Фактор изучения языковой теории.Этот фактор значим для детей старшего дошкольного и школьного возраста, которые изучают языковые понятия, начиная со звуков, слогов и др. Дети постепенно осознают элементарные языковые явления, и у них развивается произвольная речь.

13.11.2019