Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2
Оценка 4.8

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
чтение
2 кл
12.02.2017
Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2
Данный материал содержит упражнения, направленные на формирования навыка беглого чтения у учащихся второго класса. Представленная работа может быть полезна учителям начальных классов, родителям, а также преподавателям, которые работают в коррекционных классах. Эффективность работы по данному направлению зависит от целенаправленной и систематической деятельности учителя.Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса"
формирование навыка беглого чтения.docx
Обласова Наталья Даниловна Управление образования администрации  муниципального образования «Баргузинский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Усть­Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» Доклад «Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса»                                                                                                                                       Выполнила:                                                                    Обласова Наталья Даниловна                                                                      учитель начальных классов 1 Обласова Наталья Даниловна ВВЕДЕНИЕ Актуальность В  связи   с  техническим   прогрессом,  компьютеризацией  жизни   общества  одним  из  наиболее легких   источников   получения   информации   становятся   телевидение,   Интернет,   компьютерные программы и т. д. Но не каждая семья может позволить себе приобрести компьютер, работать с ним, извлекая учебную информацию. К тому же, согласно санитарным нормам и требованиям, учащиеся начальной школы могут работать за компьютером не более 10­15 минут, что явно не достаточно, чтобы   получить   необходимый   объем   знаний.   В   настоящее   время   предлагается   еще   один   простой способ получения информации – аудиосборники произведений, включенных в школьную программу. Таким образом, у ребенка не формируется умение добывать информацию самостоятельно. Поэтому работа с книгой остается важным общеучебным умением.  Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, который характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту вслух при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему наряду с пониманием актуальна и техническая сторона чтения, то есть знания, умения, и навыки по технике чтения   на определенном отрезке времени. Одним из показателей техники чтения является беглость чтения.            Как определено в «Учебных стандартах школ России», учащиеся начальных классов должны сознательно, правильно, бегло читать незнакомый текст со скоростью 80­90 слов в минуту (вслух). Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи.  Переходя в среднее звено обучения, вчерашний выпускник начальной школы, имеющий темп чтения 80­90 слов в минуту, не справляется с возросшим объемом чтения. Вследствие этого возникает множество затруднений. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием   успешного   обучения   в   школе   по   всем   предметам.   Вместе   с   тем   чтение   –   это   один   из основных способов приобрести информацию и во вне урочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.            В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного   процесса.   Особенности   развития   личности   младшего   школьника   во   многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность   формирования   у   него   общеучебных   умений   и   навыков.   Одним   из   таких   умений является навык беглого чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование.           Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.                    Среди авторов занимавшихся разработкой данной проблемы стоит отметить известного психолога   Т.Г.   Егорова   «Очерки   психологии   обучения   детей   чтению»,   Л.Ф.   Климанову   «Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования», М.И. Оморокову «Совершенствование чтения   младших   школьников»,   Д.Б.   Эльконина   «Экспериментальный   анализ   начального   этапа 2 Обласова Наталья Даниловна обучения чтению», М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновскую «Методика преподавания русского языка в начальных классах», В.Б. Эдигей «Уроки развития мышления и техники чтения».    Цель: разработать систему упражнений, направленных на формирование навыка беглого чтения у младших школьников в учебном процессе.   Для решения ставились следующие задачи: ­ изучить психолого­педагогическую и методическую литературу; ­ изучить психологические механизмы чтения; ­ установить причины низкого уровня навыка беглого чтения  у детей младшего школьного  возраста; ­ проанализировать современный уровень решения проблемы формирования навыка беглого  чтения  в начальных классах; ­ апробировать  систему упражнений на практике. Практическая значимость:    Представленная работа может быть использована в педагогической деятельности учителями начальных классов,   логопедами,   учителями   пятых   классов,   особенно   в   период   адаптации,   а   так   же   учителями, работающими в классах коррекционно­развивающего обучения Система упражнений направленных на формирование навыка беглого чтения Для   реализации   поставленных   целей   была   разработана   система   упражнений,   которые проводились   как   обязательный   этап   каждого   урока   литературного   чтения   и   русского   языка, занимающий 5­10 минут урока и включающий в  себя последовательно выполняемые упражнения.                  Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежелей система упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.(Джежелей О.В.,2001) 1.Упражнения, направленные на формирование умения владеть дыханием и голосом       В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке  « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». (Львов М.Р.,1988)         «Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и целесообразному использованию его. Правильное использование дыхания в речи заключается, во­первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, а во­вторых, в своевременном и незаметном пополнении запаса его». (Артоболевский Г.В.,1960)     Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:  Вдыхать глубоко носом и ртом;  Вдыхать бесшумно, незаметно;  Не перебирать дыхания при вдохе;  Пополнять запас воздуха при малейшей возможности (незаметно);  Не задерживать дыхания в паузах;  Не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться. 3 Обласова Наталья Даниловна      Формировать навык владения дыханием и голосом мы предлагаем с помощью следующих  упражнений:  Задуйте свечу.      Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек.   Сделайте   глубокий   вдох   и   постарайтесь   задуть   как   можно   больше   маленьких   свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.  Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).            Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.  В цветочном магазине.            Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали          восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох           носом и выдох (2 – 3 раза).  Работа с таблицей согласных.    Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:             Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х             Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л             М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З             П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч              Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К         Такую работу можно проводить в парах при чтении вслух по цепочке в качестве физминутки.  Выдох со счетом.      Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не       кончится воздух. Упражнения на произношение скороговорок и чистоговорок      Ни в коем случае не предлагать учащимся сразу читать их на скорость (это конечная цель). На данном этапе важнее качество произношения. Поэтому даем такое задание: прочитать без ошибок, тщательно   проговаривая   слова.   Далее   учим   произносить   с   «душевным   участием»,   разной интонационной   окраской.   Например:   прочитай   так,   чтобы   было   видно,   что   ты   удивляешься сказанному, восхищаешься, рассержен и т.д.         Для   отработки   произношения   скороговорки   используем   словесное   рисование.   Можно предложить   такой   вопрос:   какую   картину   мы   можем   нарисовать,   чтобы   ей   соответствовал   текст скороговорки.      Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи. ­ Купи кипу пик. ­ Роет землю старый крот, разрывает огород. ­  Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. .    ­ Как на горке на пригорке        Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)        Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).     Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее  количество Егорок.   Класс делится на две команды. Учитель называет скороговорку на ухо первому члену команды,  тот передает ее следующему и так до конца.  4 Обласова Наталья Даниловна  Произнеси пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.         Чтобы   дети   читали   правильно,   с   меньшей   затратой   сил   и   быстрее   овладевали   разными приемами   чтения,   мы   отрабатывали   способы   действия,   давали   детям   определенные   ориентиры, составляли «памятки»     Например:  Памятка «Учись читать правильно»     1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.     2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.     3. При чтении будь внимателен к каждому слову.     4. Старайся понять, о чем читаешь.     5. Читай ежедневно вслух.  Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения (на уроках  изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской  народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).  Медвежата.      Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы             кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося           звук м.                                         Мам, меду б нам                                         Мам, молока б нам. В лифте.       Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж,          тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом        вниз.  Ручка в зубах       Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку            зубами и губами.         На уроке после длительного чтения больших текстов предлагаем упражнения для снятия напряжения голосовых связок:          «Если голос устал», «Шумный выдох», «Внутренний зевок». «Великан» (изобрази, что ты проглотил семь домов, семь слонов и пр.).    Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу. 2.  Упражнения, направленные на отработку навыка чтения целыми словами (способствуют  тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания).  Чтение блоков.           Данный   этап   направлен   главным   образом   на   системные   тренировки   речевого   аппарата ребенка,  а также на отработку навыка  чтения целыми  словами. Материал  для упражнений – это наиболее   часто   встречающиеся   в   русском   языке   парные   буквосочетания   и   слова   с   такими буквосочетаниями.   Он   распределен   по   группам   таким   образом,   чтобы   строго   последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20­25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3,  4, 5  и  т.д.).  Буквосочетания   или  блоки  записываются  на доске  в  столбик  или  ряд.  Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. 5 Обласова Наталья Даниловна        Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.  Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.    Первая группа блоков Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею Ес ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой! Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр. Ба бы бэ­э­э во! Вы га да же за Ка ли лю ля ми му­у­у мы мэ­э­э на Не ни но ну по ра ре си су та те То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша! Щи бр­р­р кшш… тшшш… тсс…                                        Ай­ай ей­ей ёк­ёк ой­ой! Во­во! Га­га­га да­да­да! Эй­эй! Ну­ну! То­то хе­хе­хе ха­ха­ха! Ба­ба дя­дя  па­па ма­ма            При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га­га­га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха­ха­ха! Да­да­да!      Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а  также навык определения на слух, который слог ударный.  Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов. Вторая группа блоков.      Ага бай сам шар пах Аут баз бык бер вон Выя дар дом бей ели 6 Обласова Наталья Даниловна Ему Зея сею уже зал Ива тик хил зим лиф Тих бия кар лих люк Ляп миф мул мыс мер Нас нет нищ нот гну Бой лом сон ост лот Мох бош пол Юра рек Оси суп эта тел тот Эту тыл ТЮЗ ума муж Кум рус дух Уфа Уфу Уха ухе чек чуб шаг Щит эхо юга ТЮЗ Юму           Это   исключительный   материал   логопедического   словаря,   поэтому   слова   этой   группы подлежат   обязательному   прочтению.   В   процессе   чтения   блоков   не   только   вырабатываются   и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка  соответствующих участков речевого аппарата.  Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в                                        конце слова. Третья группа блоков Фразы для чтения. Бокс борт борщ верх волк Гонг диск Ейск зюйд Иезд Лувр люфт лязг матч мозг Непр порт корт пунш Рижт Факт финт фунт шурф щедр и др. Морж мёрз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт. 7 Обласова Наталья Даниловна  Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.  Четвертая группа блоков.            Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая   гласная   оказывает   влияние   на   характер   произношения   всех   согласных   фонем   в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.                                    Блок блях брак взор ВГИК вжик Фразы для чтения. Влип враз врач вред ВТУЗ Где глуп граф грач гриф Джаз дни дней дроф друг ждал Жрец звон злой знак зной клёв Её плащ был плох. Класс встал у парт. Мой друг щедр.  Чтение наиболее трудных однослоговых слов. Пятая группа блоков. Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Монстр перст пёстр пункт склад Смысл спорт столб стаж треск Хвост Холмс штамп штурм            Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.  Чтение двуслоговых слов.        Шестая группа блоков.     При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации  при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после  8 Обласова Наталья Даниловна согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до  предельно возможного, то есть охватывать 3­4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет  также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому  рекомендуем в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги,  вертикальной линией, например: аб/сурд.  Аббат          бедных          браво       велю Абсурд        без фар          брикет     венки Аршан             белый            бронза     верни Фразы для чтения. Я вверх вёз хлеб. Жнец ждал. Плох дом. На наш дом грач сел.  Чтение слов с твердыми и мягкими согласными. Седьмая группа блоков.            При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные   действия.   Для   окончательного   разъяснения   смысла   слов   и   уточнения   прочтения   можно предложить следующее стихотворение. Мы взгрустнули, видя с ели, Как внизу другие сели И запасы наши съели. Далее для чтения предлагаются пары слов:                                 Сели­съели                           приём – объём Фразы для чтения. Сёмка – съёмка                     веду – въеду Приезд – съезд                      взял ­ изъял Он вёл коня, потом въехал во дворец. Наша съёмка объекта была изъята.  Слова с мягким знаком на конце.                       Быт – быть            ест – есть              вонь – вон                               Гость – ГОСТ        мел – мель           даль – дал     9 Обласова Наталья Даниловна                              Ел – ель                  пусть – пуст        кровь – кров                              Плот – плоть          тронь – трон       рис ­ рысь Фразы для чтения. Не лезь в глубь – там грязь. Шли сквозь огонь, сквозь пыль.      На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции. Бабе – бабьё                    семя – семья Коля – колья                     чего ­ чьего Дарю – Дарья                   браня – враньё  Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.              Восьмая группа блоков.      Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала. Адская                            датская                         домашний Акция                              деньжата                      артистка Амплуа                            дибазол                        ассорти Знание                              водная                         вольница Горячка                           заморозь                       епископ Изморозь                         качели                           лошади Фразы для чтения.                                         На небе ни тучи – быть жаре.  Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей. Хвощ лесной, хвощ ценный. Девятая группа блоков. Апрельская             Ломоносов           полширины Базальтовый           обыкновенная      эссенция Зеркальный             падчерица           фамилия Диапозитивы          революция           энтузиазм 10 Обласова Наталья Даниловна 3. Упражнения, направленные на развитие оперативной памяти        Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие   оперативной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6­8 слов. Дочитав его до 3­4 слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все   слова   воедино.   В   этом   случае   необходимо   развивать   оперативную   память.   Делается   это   с помощью   зрительных   диктантов,   тексты   которых   разработаны   и   предложены   профессором   И.   Т. Федоренко.   (Тексты   зрительных   диктантов   прилагаются)   В   каждом   из   18   наборов   имеется   6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 48 букв. Наращивание длины   предложения   происходит   постепенно   по   1­2   буквы.   Время   работы   со   всеми   наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребёнка развивается настолько, что он может уже запоминать предложения из 46 букв, т. е. из 8­9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения. Читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, Что на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно   указано)   читают   предложение   и   стараются   запомнить   его.   Затем   оно   стирается,   а   ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т. д. На 6 предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от 5­8 минут времени. Этот же   набор   повторяют   3­4   дня   подряд.   Непременное   условие   проведения   зрительных   диктантов, развивающих оперативную память, ­ это проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая   тренировка   почти   не   развивает   память.   Обычно   уже   через   месяц   тренировочной   работы появляются первые успехи. (Федоренко И.Т.,1981)           Методика проведения зрительных  диктантов И.Т Федоренко нам показалась не совсем удобной, поэтому по аналогии  мы разработали свои наборы.              Предлагаем следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения  – чтение  предложений,  проговаривание хором или  индивидуально,  коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».              Удачной и оригинальной нам показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала.              Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности: ­         запишите предложения в обратном порядке; ­         запишите только второе и пятое предложения; ­         запишите предложения с третьего по шестое.      Диктанты предлагаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4­5 букв, и пишем до конца 2 класса. В 3 классе за основу берем тексты И. Федоренко. Тексты подбираем в соответствии с программой, по которой работает учитель.     №1   ма                          мал                           мал                     мыл               мама   мал                        мял                           мял                     мил                няня                            №3                       №4 №5 №2 11 Обласова Наталья Даниловна   мало                      Оля                           мел                     мыла             Лена   мала                      Аля                           мел                     мыло             Леня №7 №9              №10    №6   Нина                     Инна                       Анна                    гиря               игра   Лина                     Анна                       Алла                     игра              икра   Алина                   Лана                        Элла                     игры             горка   Алена                   Елена                       Эмма                   гири               корка №8  Каждый раз звучит вопрос: «Что общего в словах каждой пары, чем они отличаются?». Это  воспитывает повышенное внимание к слову.     В   следующих   наборах,   развивая   темп   чтения,   раскрываются   понятия   «сильная   и   слабая позиции».      №11 №12                №13               №14                                        №15   Он – она            осы – оса         сон – нос               кот – коты                          дуб ­ дубы   Он – оно           сам – сама        нос – носы            У Оли кот.   Он – они           лес – леса         сон – слон             У кота усы.                             лис – лиса         слон – слоны        кот ­ котик     №16 №17            №18                      №19  кот – крот               горы – гора          В лесу ели.       У Люси юла.  крот – кроты           гора – горка         У ели лиса.       В лесу ежи.  стол – столб            норы – нора         Лиса у норы.    У Лени елка.  столб – столбы       нора – норка        Там лисята.       Яна гуляла.                                    №20                               №21                              У Маши часы.                   Идет гусь.                              У Саши лыжи.                   Идут гуси.                               В реке щука.                     Бегут кони.                               В лесу ежик.                      Бежит конь. дуб ­ дубок суп – супы зуб ­ зубик     Содержание наборов для диктантов может быть различным, но должен быть одинаковым сам принцип их составления, разработанный   И.Т. Федоренко, а именно: последовательное увеличение сначала слов, а затем и предложений на одну букву. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно написать экспонируемые предложения.    Главное условие проведение такой работы – ее систематичность, то есть зрительные диктанты должны проводиться ежедневно. Все эти упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают все ученики одновременно, но вполголоса.       Каждая   строчка   диктанта   записывается   на   полоске   бумаги,   выделяются   орфограммы   и пунктограммы. Проводить зрительные диктанты лучше всего в начале урока. Сразу же после записи даты   и   вида   работы   все   учащиеся   встают   и   молча   прочитывают   то,   что   показывает   учитель.   По истечении 6­8 секунд они садятся и диктуют себе то, что прочитали и запомнили, отмечая цветом «опасные» места в словах. Важно помнить, что количество знаков­букв увеличивается, а время почти не   изменяется.   Это   способствует   возникновению   у   детей   внутренней   команды:   «Надо   успеть прочитать», ­ что в свою очередь заставляет учитывать горизонт бокового зрения. 4. Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха 12 Обласова Наталья Даниловна   Фонетическая зарядка.   Учитель задает вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например, что произносит врач, когда осматривает горло? ( А­а­а..) или как дрожат от холода ( В­в­ в..)   а) вдох носом, выдох через рот;   б) вдох, задержка дыхания, выдох;   в) вдох, выдох по порциям.               Самолеты взлетают: у­у­у.               Машины едут: ж­ж­ж.               Лошадки поскакали: цок­цок­цок.               Рядом ползет змея: ш­ш­ш.  Игра «Кто больше?»   Надо придумать слова с новым звуком. Например: придумать слова, в которых звук «а» был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце (сестра, доска, голова), или придумать слова, начинающиеся со звука «Б» (баран, барабан, булочка)  Игра «Кто внимательный?»   Найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или: отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра (Даша)  Звук заблудился.   Надо найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:                 Жучка будку (булку) не доела;                 Неохота, надоело.                 Тает снег. Течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей) 5. Упражнения для активизации органов речи.  Чтение согласных с какой­нибудь гласной.    Например, первый ряд читает с гласным «А», второй ряд – с гласным «О», третий – с гласным «У». После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.  Чтение шепотом и медленно:                   Да­да­да­ из трубы бежит вода.                   Ют­ют­ют­ очень любим мы уют.  Работа с таблицей согласных.    Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:             Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х             Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л             М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З             П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч              Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К     Отчетливо произноси слоги: громко­тихо, тихо­громко.            ВИ­ВЭ­ВА­ВО­ВУ­ВЫ            ФИ­ФЭ­ФА­ФО­ФУ­ФЫ            ФИВИ­ФЭВЭ­ФАВА­ФОВО­ФЫВЫ            ВИФИ­ВЭФЭ­ВАФА­ВОФО­ВЫФЫ             13 Обласова Наталья Даниловна       Хороший   эффект   дает   работа   с   чистоговорками,   скороговорками,   загадками,   считалками, пословицами. 6. Упражнения, развивающие периферическое зрение  «Фотоглаз»      На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова. Также можно использовать различные предметы.  «Кто быстрее?»    На доске написано предложение, на столе лежат тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.   Числовые и буквенные пирамиды.   Цель упражнения – фиксировать зрение на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например:       Н 1 а                                                               М ! а       Н_2_о                                                             М_!_о       Н__3__у                                                         М__!__у       Н___4___и                                                     М___!___и       Н____5 ___ е                                                  М____!____е                            Чтение по таблице­треугольнику             Л    А                                               Р   1  А                                   Л          О                                               Р     2   О                              Л                У                                         Р        3       У                           Л           .           Ы                                   Р          4        Ы                         Л                           И                              Р             5            И                       Л                                Э                         Р               6               Э   Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ла, ло, лу, лы, ли, лэ (или смотрят на цифру и читают слоги)  Таблице Шульте.   Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя, указывая цифры. У каждого  ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 20 (1кл) и от 1 до 25­40 (2 и 3 кл)    3    8    5    30    24   21   15    9   18   27   17   25    4    11    19    1   20   29   13   28     2    26    10    14    22     6     7     12     23     16    По такому же принципу изготавливаются карточки с буквами. При работе с таблицей  используется памятка:              1. Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.              2. Старайся запомнить сразу расположение 2­3 следующих друг за другом букв              3. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком  . « Первый и последний»  Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и  последнего слова в предложении. 14 Обласова Наталья Даниловна 7. Упражнения, на увеличения темпа деятельности  «Буксир»:   а)   учитель   читает   в   слух,   изменяя   скорость   чтения.   Ученики   читают   вслух,   стараясь   успеть   за учителем;    б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;   в) сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.  «Ловушка». Ученики ищут замену.  « Молния»      Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет слова синонимами.     Задание заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».  Найди вторую половину слова:       Кос – ничий                     мо – мент                          ко ­ на      Лес – та                              ро –вок                             го ­ са      Пар – мос                           со – тор                            вес – род 8. Упражнения, направленные на развитие памяти и воображения  Игра «Синонимы» («Антонимы»)     Эта   игра   хорошо   развивает   как   память,   так   и   воображение.   Суть   игры   в   том,   что   дети подбирают   синонимы   к   слову,   которое   назвал   учитель,   например:   грусть   –   горевать,   печалиться, огорчаться, тужить; антонимы: веселый – грустный.  Игра «Сочинялки»   Игра предлагает сочинить стихотворение по данной рифме:         …. не обижаю         …. приглашаю         …. угощаю         …. играю.  Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения.   Это упражнение хорошо развивает долговременную память  Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.  Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.  Каждый день заучивание по четверостишию.                            Вот посмотрите ­ кто такой,                            Загородив дорогу,                            Стоит с протянутой рукой,                            Согнув баранкой ногу. (Буква «Б»)                             Давай с тобой обнимемся                             И над Землей поднимемся                             Тепло сердец соединим                             И станем солнышком одним! 15 Обласова Наталья Даниловна      Очень важно стимулировать желание читать. Этому помогает ежедневный учёт успеха. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневники. Изо дня в день   на   каждом   уроке   чтения   проводится   эта   работа.   Последующие   результаты   всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребёнка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.       Для того чтобы рассмотренные упражнения способствовали формированию прочных навыков чтения,   необходимо:   а)   давать   целевую   установку;   верить   в   возможность   достижения   высокой скорости   осмысленного   чтения   и   поэтому   убедить   учеников   и   их   родителей   в   необходимости тренажа;             б) регулярно  проводить замеры  скорости, которые  позволяют  ученикам  следить за своими успехами;       в) проводить консультации для родителей отстающих учеников;                Необходимо обратить внимание на существование такой системы, как система Е.Н.Ильина, основой которой является преподавание литературы, как искусства. Для него урок литературы – это: ∙                         урок­общение, а не просто работа; ∙                         это искусство, а не только учебное занятие; ∙                         это жизнь, а не предмет в расписании. Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону «Трёх О»:    очаровать книгой; окрылить героем; обворожить писателем. Почему Ильина читают все? Потому что читают медленно?!              Что такое медленное чтение? По своему оно тоже быстрое, а вовсе не замедленное, как многим кажется, оно направлено не в ширь, а вглубь текста, ускоряется там, где мало глубины и становится   неторопливым,   а   иногда   совсем   медленным   –   до   остановок,   если   наталкивается   на подтекст, ассоциацию, литературную связь.(Ильин Е. Н., 2000)        Исходя из того, что главное условие успешного обучения в средней и старшей школе  ­ это читать   быстро,     можно   сделать   вывод,   что   учителю   начальных   классов   необходимо   добиваться развития оперативной памяти, оптимального чтения, динамического чтения, но не забывать о том, что литературное чтение  не только учебное занятие, но и искусство.       Однако судить о сформированности читательских умений у младших школьников только по его скорости нельзя, ведь мало читать быстро, ­ необходимо читать ещё и правильно.     Правильность чтения – это умение читателя избегать замен окончаний слов, повторений слов и слогов, искажений, пропусков, добавлений, ошибок ударения. Ошибки в отношении правильности неоднородны. Они могут появляться из­за непонимания текста начинающим читателем; непонимания значения отдельного слова или смысла предложения; слабого усвоения ребёнком графического образа буквы и затруднений в её распознавании; рассогласования процессов зрительного узнавания буквы, графических частей читаемого слова, артикуляционных актов и понимания прочитанного. Зачастую ошибки при чтении связаны с психофизиологическими особенностями ребёнка, а также желанием взрослых (педагогов, родителей) добиться от него максимально быстрого чтения в то время, когда начинающий читатель ещё к этому не готов. (Мисаренко Г.Г.,2003) 16 Обласова Наталья Даниловна            В практике учителя – это каждодневная словарная работа на уроках языка и чтения, каждодневные   речевые   разминки   (5­10   мин.   на   уроке),   разучивание   скороговорок   и   другие   виды работы. Всё это помогает добиться правильности чтения, если проводить эту работу систематически. Литература 1. Андреев О. А. Техника быстрого чтения. – М., 1990. ­ 52 с. 2. Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению.­ М., 1990.  ­ 65 с. 3. Бахтин М. М. Автор и герой. – СПб.: 2000. – 138 с. 4. Бесчастная Е. Н. Как я работаю над техникой чтения своих учеников. //Начальная школа. 2005. № 9. С.36. 5. Бетенькова Н. М., Горецкий В.Г., Фонин Д. С. Азбука. – СПб.: 2002. – 201 с. 6. Борисенко И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского.//  Начальная школа. ­ 1994. ­ №3, ­ С. 12­ 19. 7. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997. ­ 99 с.  8.   Виноградова   Н.   Ф.,   Оценка   качества   знаний   обучающихся,   оканчивающих   начальную   школу.   – М.:Дрофа, 2001. ­128 с. 9. Выготский Л. С. Психология искусства. – 1987. ­ 95 с. 10. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. –2001г. ­ №1. – С. 33 –38. 11. Джежелей О. В. Азбука. – М., 2001. 57 с. 12. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1983. – 43 с. с.  13.   Ефросинина   Л.   А.   Литературное   чтение   в   начальной   школе:   Контрольные   работы.   Тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч 1. – М.: Вентана­Граф, 2007. – 208. 14. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991. – 76 с  15.   Зайдман   И.   Н.   Развитие   речи   и   психолого­педагогичекая   коррекция   младших   школьников.// Начальная школа. – 2003. ­ №6 – С. 5­14. 16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Воронеж, 2001. – 94 с. 17. Ильин Е. Н. Литература как искусство. – М., 2000. – 61 с. 18. Ионова Е. Н. Учить читать трудно, а переучивать еще туднее. //Начальная школа. 2000. №2. – С. 28. 19. Кислицына Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения. //Начальная школа. 2003. № 6. – С. 30.. 20. Климанова Л. Ф. Читалочка. – М., 1987. – 48 с.  21. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. ­ №3. – С. 67­69. 22. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1989. – 68 с. 23. Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М., 2001. – 77 с. 24.   Лагутина   Т.   В.   От   совершенствования   техники   чтения   до   свободного   интеллектуального общения //Начальная школа. – 19934. ­ №2. – С. 34­35 25. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М.: Педагогика, 1990. – 95 с. 26. Лошкарева Н.А. Проблемы формирования навыка чтения младших школьников. – М., 1984. – 48 с..  27. Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников. – Киев, 1999. – 61 с.  17 Обласова Наталья Даниловна 28.   Львов   М.   Р.   Речь   младших   школьников   и   пути   её   развития.   Пособие   для   учителя.   –   М.: Просвещение, 2000. – 54 с. 29. Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М., 1988. ­ 84 с.  30.   Львов   М.   Р.,   Горецкий   В.   Г.,   Сосновская   О.   В.   Методика   преподавания   русского   языка   в начальных классах. – 2004. – 464 с.  31. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники речи в начальной школе. – 2003. – 86 с. 32. Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., 1989. – 85 с. 33.  Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. ­ №5. – С. 99 ­ 101. 34. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. ­ Ярославль. ТОО.: Гринго, 1995. – 78 с. 35. Оморокова М. И. Основы обучения чтению. – М.: Вентана­Граф, 2005. – 128 с. 36. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2003. – 61 с. 18

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2

Доклад на тему "Формирование навыка беглого чтения у учащихся второго класса2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017