Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Оценка 4.8

Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Оценка 4.8
docx
14.05.2024
Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
музейная педагогика.docx

Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

МБДОУ д\с №20 «Красная шапочка»

Воспитатель Нестеренко Е.Ю.

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский.

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. 

     Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

    На современном этапе развития дошкольного образования в рамках реализации
государственной программы патриотического воспитания граждан РФ и внедрения национально – регионального компонента в образовании наметилась тенденция к более плодотворному сотрудничеству музея и дошкольных образовательных учреждений, которые начинают видеть в музее надежного союзника, помогающего передавать исторический и художественный опыт от поколения к поколению. Ускорить этот процесс может внедрение достижений новой науки, возникшей на стыке музееведения, педагогики и психологии - «Музейной педагогики», при этом в научно – просветительской деятельности музеев используются современные педагогические технологии с учетом психологии возраста детей.
    В настоящее время городской краеведческий музей и детское образовательное учреждение, наряду с другими учреждениями культуры и образовательными учреждениями, являются ответственными за создание единого культурного пространства, укрепление живых исторических связей, воспитание чувства патриотизма, социально – нравственное воспитание будущих граждан города и страны.
    Городской краеведческий музей является надежным помощником детского образовательного учреждения в:
- в расширении социального опыта и раскрепощении детей, в закреплении навыков их культурного поведения;
- в обогащении предметно – пространственной развивающей среды ребенка (уникальность здания и внутреннего интерьера музея, обилие необычных, ярких, западающих в душу экспонатов и уголков);
- во внесении своей лепты в здоровье сбережение детей, создание психологически благоприятной среды, обилие положительных эмоций:
a) при воздействии на душу ребенка экспоната – подлинника с его достоверностью, убедительностью и красотой;
б) при совершении ребенком с помощью музейных педагогов субъективных открытий в окружающем его мире, на его малой родине;
в) при обилии игровых моментов, элементов театрализации, других современных методических приемов, что делает каждое музейное мероприятие интересным для ребенка.
- в обогащении и расширении содержания образовательных областей (познавательное развитие, художественно – эстетическое воспитание, развитие речи, экологическое воспитание и т. д.)
- в решении проблем духовно – нравственного воспитания.
Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств достижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном формируется с раннего детства.
Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 - 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.
    Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному наследию. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
    Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников. Метод музейной педагогики, используемый в процессе воспитательно – образовательной работы в нашем ДОУ, способствует насыщению процесса образования различными видами детской деятельности, развитию познавательной активности каждого ребенка, расширяет способы взаимодействия ребенка – дошкольника с взрослыми, что в итоге способствует задачам социально – нравственного воспитания детей. Музейно – образовательная программа по социально – нравственному и патриотическому воспитанию предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его истории и обычаях, профессиях людей, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
    Цель музейной педагогики: разностороннее развитие ребенка: формирование основ экологической культуры и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- формировать основы гражданственности;
- воспитывать патриотические чувства, чуткость, сопереживание горю и радости ближних;
- развивать познавательный интерес и бережное отношение к памятникам и ценностям материальной культуры;
- развивать познавательный интерес к истории родного города и государства, воспитывать чувства ? малой родины;
- воспитывать эмоционально – личностное отношение к взаимодействию человека и природы;
- формировать познавательный интерес к произведениям изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению старших дошкольников:
- придание обучению развивающего характера;
- обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания;
- интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.


 

Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств достижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру

Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств достижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру

Цель музейной педагогики: разностороннее развитие ребенка: формирование основ экологической культуры и приобщение детей к общечеловеческим ценностям

Цель музейной педагогики: разностороннее развитие ребенка: формирование основ экологической культуры и приобщение детей к общечеловеческим ценностям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024