МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОСТОРНЕНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
ЗамЗЗ __________ С.А.Мещерякова
от «___» _________ 2017г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________Е.Л.Белова
приказ № _________
от «___»_______2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Основы духовнонравственной культуры народов России»
для 5 класса
на 20172018 учебный год
Составитель
Мальнева А.А.
учитель биологии и химии
с. Просторное
2017г. ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5 класса и составлена
на основе УМК «Основы духовнонравственной культуры народов России» (программы
комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского
коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно
нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «ВентанаГраф», 20122013г.)
2 3
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей
многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей
стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности
к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли
человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
Личностные результаты:
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые
успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов
и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 4
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и
в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
•
•
•
•
•
•
•
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
•
•
• 5
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 12. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные
традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения
культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний
источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен:
священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой
Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей.
Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 67. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
Герои войны 1812 года. Надежда Дурова. Денис Давыдов поэт и генерал. А.И. Покрышкин –
трижды герой лётчик. Вклад народов в Великую победу.
Тема 8. В труде красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг
честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах,
произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как
нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Тараилов Иван Васильевич
(1907 1987г.) бригадир полеводческой бригады совхоз «Молодая гвардия».
К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы. 6
Тема 1213. Семья хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в
воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный
труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 1516. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и
взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме,
христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 1819. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие
христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие
христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры.
Особенности
православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. РимскогоКорсакова,
П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест,
Перебор, Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Крыма.
Жизнь первых христиан – последователей св. апостола Андрея Первозванного.
Св. Климент Римский, его деяния и мученическая кончина.
Пещерные монастыри Крыма : Свято – Климентовский Инкерманский ,
Свято – Успенский Бахчисарайский, Свято – Георгиевский Балаклавский
(мыс Фиолент), Эски – Кермен, Мангуп – Кале и др.
Тема 2223. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Мусульманская литература и искусство. Мечеть –
часть исламской культуры.
Тема 2425. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства.
Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его
братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода.
Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь. 7
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 2728. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного
наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя.
Государственный музейзаповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории
России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья
Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры
человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные
качества человека.
Тема 3233. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение. 8
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы духовнонравственной культуры народов России»
5 класс, 34 час.
№ п/п
1
2
3
4
5
Наименование темы
Раздел 1. В мире культуры.
Раздел 2. Нравственные ценности
российского народа.
Раздел 3. Религия и культура.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Раздел 5.Твой духовный мир.
Колво час.
4
13
7
3
5 9
Календарнотематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Основы духовнонравственной культуры народов России».
5 класс, 34 час.
№ Сроки
По
факту
Тема занятий
Раздел 1. В мире культуры.
Планируемые результаты
(в результате занятий учащиеся смогут)
Колво
час.
4
12
Величие
многонациональной
культуры России.
3
Человек – творец и
носитель культуры.
анализировать и структурировать
Личностные:
выразить мнение о важности уважительного
отношения к истории своего народ, страны.
Предметные:
выбрать персоналии и составить рассказ об
известных деятелях российской науки и
культуры;
Метапредметные:
информацию из разных источников;
приводить примеры из прочитанных текстов;
составлять план, следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь во
времени;
анализировать текст, выделять в нём главное
и формулировать своими словами выводы.
Учебный проект «Человек и его путь в мир
культуры» или «Я и мой путь в мир
культуры»
Личностные:
выразить мнение о важности уважительного 10
анализировать и структурировать
отношения к истории своего народ, страны.
Предметные:
объяснить связь нравственного поведения и
культуры, привести примеры благородного
поведения из истории, личного опыта.
Метапредметные:
приводить примеры из прочитанных текстов;
выполнять учебный проект;
информацию из разных источников;
составлять план, следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь во
времени.
Личностные:
осознавать свою принадлежность к народу,
национальности, стране.
Предметные:
объяснить связь нравственного поведения и
культуры, привести примеры благородного
поведения из истории, личного опыта.
Метапредметные:
выполнять учебный проект;
определять и формулировать цель своей
деятельности,
проблему,
поставленную задачу.
информацию из разных источников.
анализировать и структурировать
решаемую
Законы
нравственности часть
культуры общества.
13
Береги землю
родимую, как мать
любимую.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
Личностные:
осознавать свою принадлежность к
российскому народу.
Предметные:
перечислить названия не менее трех сказок
или былин, имен их героев.
Метапредметные:
выделять главную мысль литературных,
фольклорных и текстов;
анализировать и структурировать
информацию из разных источников
(иллюстрации, тексты, стихотворения).
4
5 6
7
Жизнь ратными
подвигами полна.
В жизни всегда есть
место подвигу.
8
9
В труде красота
человека.
Плод добрых трудов
славен.
11
решаемую
Личностные:
осознавать свою принадлежность к
российскому народу, чувство уважения к
предкам.
Предметные:
перечислить названия не менее трех сказок
или былин, имен их героев.
Метапредметные:
читать и анализировать учебный текст;
анализировать и структурировать
информацию из разных источников
(иллюстрации, тексты, стихотворения, др.).
Выполнение учебных проектов. Темы – на
с.35 учебника или иные варианты
Личностные:
осознавать свою принадлежность к народу,
национальности, стране.
Предметные:
объяснить связь нравственного поведения и
культуры, привести примеры патриотизма из
истории, личного опыта.
Метапредметные:
выполнять учебный проект;
определять и формулировать цель своей
деятельности,
проблему,
поставленную задачу;
публичного выступления;
информацию из разных источников.
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности труда.
Предметные:
приводить примеры о роли труда из разных
источников.
Метапредметные:
анализировать информацию;
продолжить формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности труда.
Предметные:
приводить примеры о роли труда из разных
источников.
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
продолжить формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
продолжить формирование навыка
анализировать и структурировать 10
Люди труда.
11
12
13
14
Бережное отношение к
природе.
Семья хранитель
духовных ценностей.
Семья – первый
трудовой коллектив.
12
решаемую
анализировать и структурировать
продолжить формирование навыка
других, овладевать нормами общения
Выполнение учебных проектов. Темы – на
с.48 учебника или иные варианты
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности труда.
Предметные:
приводить примеры о роли труда из разных
источников.
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
выполнять учебный проект;
определять и формулировать цель своей
деятельности,
проблему,
поставленную задачу;
информацию из разных источников;
публичного выступления.
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности бережного отношения к природе.
Предметные:
объяснять роль заповедников, национальных
парков в деле охраны природы
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
продолжить формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности семьи.
Предметные:
объяснять роль семейных традиций,
необходимости уважения своих близких.
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
продолжить формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности семьи.
Предметные:
объяснять роль семейных традиций,
необходимости уважения своих близких,
выполнении семейных обязанностей.
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
продолжить формирование способности к 15
16
Семейные ценности в
разных религиях мира.
17
Урок обобщения.
13
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности семьи.
Предметные:
объяснять роль семейных традиций,
необходимости уважения своих близких,
выполнении семейных обязанностей.
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
продолжить формирование способности к
согласованным действиям с учетом позиции
других, овладевать нормами общения
Выполнение учебных проектов.
Примерные темы:
1. Традиции моей семьи.
2. Семейные ценности в разных религиях
мира
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о
ценности семьи в истории разных народов
России.
Предметные:
приводить примеры о роли семьи из разных
источников.
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
выполнять учебный проект;
определять и формулировать цель своей
деятельности,
проблему,
поставленную задачу;
информацию из разных источников;
публичного выступления.
продолжить формирование навыка
анализировать и структурировать
решаемую
Раздел 3. Религия и культура.
7
18
19
Роль религии в
развитии культуры.
Культурное развитие
христианской Руси.
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о роли
христианства для развития культуры России и
православных россиян.
Предметные:
объяснять роль христианства для развития
культуры, образования, просвещения;
сравнивать нравственные ценности разных
народов,
представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
православия;
Метапредметные:
читать и анализировать текст;
определять культовые сооружения
20
21
Духовная
православная музыка.
Духовные святыни
Орловского края.
22
23
Культура ислама.
14
делать выводы;
продолжить формирование умения
объяснять явления социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций, использование
элементов причинноследственного анализа,
проводить поиск информации по заданным и
свободным источникам.
Личностные:
осознавать и выражать свое мнение о роли
церковной музыки.
Предметные:
объяснять роль христианства для развития
культуры, образования, просвещения.
Метапредметные:
делать выводы;
понимать информацию, получаемую из
разных источников.
Личностные:
понимать роль христианства для развития
культуры России и православных россиян.
Предметные:
перечислить памятники культуры
Орловщины, связанные с историей
православия.
Метапредметные:
продолжить формирование умения
организовывать свою познавательную
деятельность, давать характеристики
изученным объектам;
делать выводы;
продолжить формирование умения
социальной
объяснять
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
Личностные:
понимать роль ислама для развития
культуры России.
Предметные:
перечислить памятники культуры ислама;
сравнивать нравственные ценности разных
народов,
представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
определять культовые сооружения ислама.
Метапредметные:
продолжить формирование умения
организовывать свою познавательную
деятельность, давать характеристики
изученным объектам;
делать выводы;
продолжить формирование умения
явления 24
25
Иудаизм и культура.
26
Культурные традиции
буддизма.
15
явления
определять культовые сооружения
объяснять
социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
Личностные:
понимать роль иудаизма для развития
культуры России.
Предметные:
перечислить памятники культуры иудаизма;
сравнивать нравственные ценности разных
народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
иудаизма.
Метапредметные:
продолжить формирование умения
организовывать свою познавательную
деятельность, давать характеристики
изученным объектам;
делать выводы;
продолжить формирование умения
объяснять
социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
Личностные:
понимать роль буддизма для развития
культуры России.
Предметные:
перечислить памятники культуры буддизма.
Метапредметные:
продолжить формирование умения
организовывать свою познавательную
деятельность, давать характеристики
изученным объектам;
делать выводы;
продолжить формирование умения
объяснять явления социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
явления
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
3
27
28
Забота государства о
сохранение духовных
ценностей.
Личностные:
понимать роль государства для сохранения
и поддержки духовной культуры.
Предметные:
обосновать роль государства в деле
сохранения памятников культуры;
описывать историю Храма Христа
Спасителя, музеязаповедника «Царское
Село».
Метапредметные:
продолжить формирование умения
организовывать свою познавательную 29
Хранить память
предков.
явления
деятельность, давать характеристики
изученным объектам;
делать выводы;
продолжить формирование умения
социальной
объяснять
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
Личностные:
понимать роль меценатства для сохранения
и поддержки духовной культуры.
Предметные:
обосновать меценатов в деле сохранения
памятников культуры.
Метапредметные:
продолжить формирование умения
организовывать свою познавательную
деятельность, давать характеристики
изученным объектам;
делать выводы;
продолжить формирование умения
объяснять
социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
явления
Раздел 5.Твой духовный мир.
Твое образование и
интересы.
Твоя культура
поведения и
нравственные качества
Диалог культур и
поколений.
30
31
32
33
34
Итоговое обобщение.
Учебный проект «Мои творческие планы на
учебный год»
Варианты учебных проектов:
«Правила хорошего тона (или этикет в моей
жизни)»;
«Мой пример человека высокой
нравственности»
Учебный проект «Великие ценности
культуры»:
сравнивать нравственные ценности разных
народов,
представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных
религий;
анализировать и оценивать совместную
деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной
задачей, правилами коммуникации.
16
5
1
Список литературы.
ФГОС основного общего образования;
«Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
«Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России»; 17
«Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа»;
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school
collection.edu.ru/
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
Примерная программа «Основы духовнонравственной культуры народов
России»: авторы н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр «
ВентанаГраф», 2012.
Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана Граф, 20122013.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса на 2017-2018 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.