СОДЕРЖАНИЕ
Атмосфера.............................................................................................................. 27
Задания для текущего контроля............................................................................... 27
Контрольные вопросы............................................................................................. 34
Тестовые задания..................................................................................................... 36
Практические задания.............................................................................................. 42
Биосфера................................................................................................................. 44
Задания для текущего контроля…………………………………………………….44
Контрольные вопросы............................................................................................. 55
Тестовые задания..................................................................................................... 58
Практические задания.............................................................................................. 67
Ответы на тестовые задания................................................................................ 69
Введение.................................................................................................................. 69
Виды изображений поверхности Земли................................................................... 69
Литосфера................................................................................................................ 70
Гидросфера.............................................................................................................. 71
АТМОСФЕРА
Основные понятия: атмосфера, температура воздуха, атмосферное давление, ветер, облака, атмосферные осадки, погода, климат. Изучив эту тему, учащиеся:
— узнают о значении атмосферы, ее строении и свойствах, основных мероприятиях по охране атмосферы, погоде и ее основных элементах, причинах, определяющих климат и смену времен года;
— научатся строить и анализировать графики суточного и годового хода температуры воздуха, розу ветров, диаграммы осадков, определять типы облаков и т.д.
Задания для текущего контроля
1. Перенесите рисунок в тетрадь. Обозначьте на нем высоту распространения: всей атмосферы, тропосферы, стратосферы, озонового слоя.
2. Дополните схемы
3. Заполните схему зависимости суточной амплитуды температур от различных факторов.
|
4. Что такое ветер? Покажите схему образования ветра. От чего зависит сила ветра?
|
5.
Покажите стрелками на схеме откуда и куда
будет дуть ветер. Обозначьте силу ветра длиной стрелки. В каком случае сила
ветра будет больше?
|
|
6. Заполните таблицу
Сходства |
Различия
|
|
Бриз |
Муссон |
|
Это ветры |
Суточные ветры |
Сезонные ветры |
Возникают на границе суши и водной поверхности |
Возникают на побережье моря, озера, реки |
Возникают на границе материка и океана |
Меняют направление дважды |
Практически не оказывают влияния на климат |
Оказывают на климат сильное влияние |
|
Меняют направление дважды в сутки |
Меняют направление дважды в течение года |
7. Дополните схему
Значение атмосферных осадков
Положительное:
— источник пресной воды,
— влага для сельского хозяйства,
— снег сохраняет тепло земной поверхности, предохраняя ее от промерзания
Отрицательное:
— град может уничтожить посевы,
— слишком большое количество осадков вызывает стихийные бедствия
8. Что такое погода? Какие элементы ее характеризуют? С помощью каких приборов определяются основные характеристики погоды? Дополните схемы.
|
Связь элементов погоды между собой
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как известно, атмосфера представляет собой смесь нескольких газов. Какие газы при этом составляют основную часть атмосферы? Доля кислорода в атмосфере не очень велика. Хорошо это или плохо? Почему?
2. Из каких слоев состоит атмосфера? В каком слое атмосферы живут люди? Что характерно для этого слоя?
3. Каким образом и за счет чего происходит нагревание атмосферы? Почему?
4. Как изменяется температура воздуха в течение суток? Чем это объясняется? Если ночью была облачная погода и шел дождь, то будет ли температура воздуха перед восходом солнца минимальной? Если днем была облачная погода и шел дождь, то будет ли температура воздуха через два часа после полудня максимальной? Для ответа используйте свои личные наблюдения за погодой. Как изменяется температура воздуха при подъеме вверх? Насколько велики темпы этого изменения? Приведите конкретные цифры.
5. Что такое суточная амплитуда температуры воздуха? Запишите несколько раз в течение суток данные термометра и рассчитайте суточную амплитуду температуры воздуха.
6. Как рассчитывается среднесуточная температура воздуха? Запишите несколько раз в течение суток данные термометра и рассчитайте среднесуточную температуру воздуха.
7. Как изменяется температура воздуха в течение года в том месте, где вы живете? Чем это можно объяснить? Рассчитайте годовую амплитуду температуры воздуха. На каком материке наблюдается максимальная годовая амплитуда температуры воздуха?
8. Как рассчитывается среднегодовая температура воздуха? На-пример, в Москве она составляет +4 °С. Много это или мало? О чем это свидетельствует?
9. Что такое атмосферное давление? Благодаря чему оно возникает? Как изменяется атмосферное давление при подъеме вверх? Насколько велики темпы этого изменения? Приведите конкретные цифры.
10. Что значит низкое и высокое атмосферное давление? Приведите слова-аналоги. При каких условиях возникает низкое и высокое атмосферное давление? С чем это связано?
11. Что такое ветер? Каковы причины его образования? Как связана сила ветра с разницей в атмосферном давлении на соседних территориях?
12. Как определяется направление ветра? Какой сейчас ветер дует в вашей местности?
13. Что такое бриз? Каковы причины его возникновения? Насколько сильным обычно бывает бриз? Почему?
14. Что такое муссон? Каковы причины его возникновения? Чем отличается муссон от бриза? Насколько сильным обычно бывает муссон по сравнению с бризом? Почему? На каком материке муссоны достигают своей наивысшей силы? Почему?
15. Что такое влажность воздуха? Откуда берется влага в воздухе? Можно ли определить влажность воздуха без помощи приборов? Если да, то как? Какова сейчас влажность воздуха в вашей местности?
16. Что такое абсолютная влажность воздуха? Верно ли, что чем холоднее воздух, тем большее количество водяного пара может в нем раствориться? Что такое относительная влажность воздуха? В каких единицах она измеряется? Если относительная влажность воздуха составляет 100%, то происходит испарение? Почему сложно высушить летом белье в Индии?
17. Как возникают туман, роса, иней, облака? Почему, если утром был туман, то через несколько часов после восхода солнца он рассеивается? Куда в этом случае исчезают роса и иней?
18. Какие типы облаков вам известны? Чем они отличаются друг от друга по своему внешнему виду? Какие облака называют «облаками хорошей погоды»? Почему? Почему для лета кучевые облака вполне типичны, а для зимы — нет? Какой сейчас тип облачности в том месте, где живете вы?
19. Что такое атмосферные осадки? Как они возникают? Какие виды атмосферных осадков вы знаете? В каких частях каких матери-ков выпадает максимальное и минимальное количество атмосферных осадков?
20. Что такое погода? Каковы ее основные характеристики? Какая сейчас погода в том месте, где живете вы?
21. Что такое воздушные массы? Как они формируются? Какие типы воздушных масс вы знаете? Что для них характерно? Что такое атмосферный фронт? Если над территорией проходит атмосферный фронт, то как это сказывается на погоде?
22. Что такое климат? Как вы определите климат, в котором вы живете? Насколько он, по вашему мнению, благоприятен для жизни и деятельности человека?
23. Как соотносятся погода и климат?
24. Что такое время года? Какие времена года существуют в том месте, где живете вы? Какова их продолжительность? Что для них характерно?
25. Что влияет на климат? Покажите это на примере вашей местности.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Высота атмосферы составляет
1) примерно 3000 км
2) около 20 км
3) менее 3 км
4) свыше 10 000 км
2. Озоновый слой защищает Землю от
1) космической пыли
2) бомбардировки метеоритов
3) вредной части солнечного излучения
4) потери тепла
3. Атмосферный воздух в основном состоит из
1) водорода и кислорода
2) кислорода и азота
3) азота и углекислого газа
4) углекислого газа и водяного пара
4. Нижний слой воздуха нагревается по следующей схеме
1) тепло земных глубин — нагревание земной поверхности — нагревание нижнего слоя воздуха
2) солнечная радиация — нагревание земной поверхности — нагревание нижнего слоя воздуха
3) солнечная радиация — нагревание атмосферы (в т.ч. ее нижнего слоя) — нагревание земной поверхности
5. Своих минимальных значений температура воздуха обычно дос-тигает
1) в полночь
2) перед восходом солнца
3) в 2 часа ночи
4) перед заходом солнца
6. Весь день стоит безоблачная погода. Это значит, что своих мак-симальных значений температура воздуха достигнет
1) в полдень
2) перед заходом солнца
3) примерно через два часа после полудня
4) в 5 часов вечера
7. Если минимальная температура воздуха в течение суток составила -3 °С, а максимальная +10 °С, то суточная амплитуда будет равна
1) 3°С
2) 7 °С
3) 10 °С
4) 13 °С
8. Если температура воздуха в 2 часа составила +16 °С, в 6 часов +14 °С, в 10 часов +22 °С, в 14 часов +32 °С, в 18 часов +24 °С, в 22 часа +18 °С, то среднесуточная температура воздуха будет равна
1) 18°С
2) 25°С
3) 14 °С
4) 21°С
9. И летом, и зимой температура воздуха утром выше при
1) безоблачной погоде
2) сплошной облачности
10. Высота горы составляет 2 500 м. Если у подножия горы темпера-тура воздуха составляет +34 °С, то на ее вершине она будет равна
1) +16 °С
2) -5 °С
3) +19°С
4) +9 °С
11. Если на вершине телебашни температура воздуха составляет +19 °С, а у ее подножия +22 °С, то высота телебашни будет равна
1) 190 м
2) 500 м
3) 386 м
4) 200 м
12. Осенью первые заморозки случаются раньше всего
1) на приморской низменности
2) на возвышенности
3) в горах
Сила, с которой атмосферный воздух давит на поверхность Земли и окружающие предметы, называется
14. Установите соответствие «температура воздуха — атмосферное давление»
1) пониженная А) повышенное
2) повышенная Б) пониженное
15. Установите соответствие «атмосферное давление — направление вертикального движения (тока) воздуха»
1) высокое А) восходящее
2) низкое Б) нисходящее
16. На величину атмосферного давления влияют
1) температура и влажность воздуха
2) влажность воздуха и абсолютная высота местности
3) абсолютная высота местности и температура воздуха
17. Значение атмосферного давления 738 мм рт. ст. на побережье моря является
1) высоким
2) низким
18. Установите правильную последовательность уменьшения значений нормального атмосферного давления на вершинах
А) Скандинавских гор В) Кавказа
Б) Анд Г) Гималаев
19. Высота небоскреба составляет 294 м. Атмосферное давление на его вершине составляет 735 мм рт. ст. Тогда атмосферное давление на его первом этаже будет равно
1) 758 мм рт. ст.
2) 767 мм рт. ст.
3) 751 мм рт. ст.
4) 763 мм рт. ст.
20. Если атмосферное давление у подножия горы составляет 766 мм рт. ст., а на ее вершине — 714 мм рт. ст., то высота горы равна
1) 1 945 м
2) 1 328 м
3) 546 м
4) 503 м
21. Допишите фразу:
Горизонтальное перемещение воздуха над поверхностью Земли называется________________ .
22. Установите правильную последовательность уменьшения силы ветра между двумя точками с разными значениями атмосферного давления
A) 738 и 726 мм рт. ст.
Б) 748 и 770 мм рт. ст.
B) 740 и 735 мм рт. ст.
Г) 752 и 754 мм рт. ст.
23. Ветер, который дует на юг, имеет ... направление
1) южное
2) северное
24. Ветер, который дует с северо-запада, имеет ... направление
3) северо-западное
4) юго-восточное
25. Дневной бриз по направлению совпадает с
1) летним муссоном
2) ночным бризом
3) зимним муссоном
26. На побережье Индийского океана наблюдается(ются)
1) только муссон
2) и муссон, и бриз
3) только бриз
27. Практически весь водяной пар атмосферы содержится в
1) стратосфере
2) тропосфере
3) ее верхних слоях
28. Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воздухе при температуре
1) -10 °С
2) +15 °С
3) +3°С
4) +28°С
29. Воздух в наибольшей степени насыщен водяным паром при относительной влажности
1) 40%
2) 81%
3) 98%
4) 65%
30. Для того чтобы утром выпал туман, надо чтобы за ночь воздух
1) охладился
2) нагрелся
31. Вечером воздух был насыщен водяным паром. Ночью темпера-тура воздуха упала на 8 °С. Это приведет к тому, что утром на траве
1) выпадет роса
2) не выпадет роса
32. Безоблачным летним утром туман чаще всего можно наблюдать
1) на вершинах холмов
2) в долинах рек между холмами
33. Из облаков выпадают атмосферные осадки
1) снег и иней
2) дождь и град
3) роса и туман
4) туман и дождь
34. Непосредственно из воздуха выпадают атмосферные осадки
1) дождь и роса
2) роса и град
3) град и туман
4) туман и иней
35. Установите соответствие «тип облаков — атмосферные осадки»
1) кучево-дождевые А) осадки отсутствуют
2) слоисто-дождевые Б) сильные ливни с грозой
3) перистые В) затяжные моросящие дожди
36. Облака всегда состоят только из капель воды и не могут состоять из кристаллов льда
1) да
2) нет
37. Установите соответствие «прибор — показатель состояния атмосферного воздуха, с помощью которого его измеряют»
1) термометр А) атмосферное давление
2) гигрометр Б) температура воздуха
3) барометр В) влажность воздуха
38. Среди всех слоев атмосферы Земли наиболее загрязненной является
1) тропосфера
2) стратосфера
3) ее верхние слои
39. Климат в большей степени определяется географической
1) долготой
2) широтой
40. Воздух в городе быстрее всего загрязняется при погоде
1) холодной безветренной
2) теплой ветреной
3) холодной ветреной
4) теплой безветренной
ПРАКТИЧЕКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Нарисуйте в тетради схему строения атмосферы. Выделите на ней тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы, а также озоновый слой.
2. Нарисуйте в тетради графики суточного и годового хода температуры воздуха. Выделите на них минимальные и максимальные значения температуры воздуха и время, для которого они обычно характерны.
3. Нарисуйте в тетради схему возникновения ветра. Обозначьте на ней области высокого и низкого атмосферного давления.
4. Постройте в тетради розу ветров за год по следующим данным:
Направление |
Количество |
Направление |
Количество |
ветра |
дней |
ветра |
дней |
Северный |
45 |
Южный |
48 |
Северо- восточный |
19 |
Юго-западный |
35 |
Восточный |
23 |
Западный |
123 |
5. Нарисуйте в тетради схемы возникновения бриза и муссона. Обозначьте на них области высокого и низкого атмосферного давления.
6. Используя рисунок учебника, зарисуйте в тетради различные типы облаков.
7. Заполните в тетради таблицу с характеристиками времен года вашей местности.
БИОСФЕРА
Основные понятия: биосфера, почва, природный комплекс, природная зона, широтная зональность, высотная поясность, человеческая раса.
Изучив эту тему, учащиеся узнают:
— о биосфере как особой оболочке Земли, о границах ее распространения, составе, свойствах, связи с другими оболочками Земли;
— о человеке как части биосферы, расовом составе населения;
— о взаимосвязях между литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.
Что такое биосфера? Каковы ее основные свойства?
Задания для текущего контроля
1. Дополните схемы.
2. Дополните схему
Развитие органического мира
3. Заполните таблицу
Связь между оболочками Земли |
Примеры взаимодействия |
Литосфера — гидросфера |
Направление и характер течения рек зависят от рельефа. В котловинах (понижениях) и в трещинах земной коры образуются тектонические озера |
Литосфера — атмосфера |
Высокие горные системы задерживают воздушные массы, при этом на их наветренных склонах выпадает много осадков |
Гидросфера — литосфера |
Горные породы разрушаются текучими водами, что приводит к образованию оврагов. Подземные воды могут вызвать сползание верхнего слоя склона холма (образование оползней) |
Гидросфера — атмосфера |
Водяной пар попадает в атмосферу, испаряясь с поверхности океанов и морей. Морские течения оказывают влияние на климат побережий |
Атмосфера — литосфера |
Горные породы разрушаются под воздействием резких перепадов температуры воздуха. Ветер образует барханы |
Атмосфера — гидросфера |
Большое количество атмосферных осадков приводит к образованию полноводных рек. Питание и режим рек определяется климатом |
4. Заполните таблицу
Человеческая раса |
Характерные внешние признаки |
Основные районы проживания |
Европеоидная |
Светлая кожа, сравнительно большой рост, светлые волосы, широкий разрез глаз |
Европа, Юго-Западная и Южная Азия, Северная Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия |
Монголоидная |
Желтоватая кожа, сравнительно небольшой рост, темные прямые жесткие волосы, узкий разрез глаз |
Восточная и Юго- Восточная Азия |
Негроидная |
Темная (коричневая или черная) кожа, сравнительно высокий рост, черные курчавые волосы, крупные черты лица, широкий разрез глаз |
Тропическая Африка, Северная Америка, Латинская Америка |
Смешанные расы |
Имеют признаки обеих рас |
Латинская Америка, Северная Америка |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое биосфера? Чем она принципиально отличается от других оболочек Земли? Каковы ее свойства? Каковы примерные верхняя и нижняя границы ее распространения? С чем это связано?
2. Каковы взаимосвязи биосферы с другими оболочками Земли? Приведите примеры этих взаимосвязей.
3. Каков состав биосферы? Сколько видов насчитывает растительный и животный мир? Как вы думаете, почему животный мир более разнообразен, чем растительный?
4. Когда и где зародилась жизнь на Земле? Как вы думаете, почему жизнь зародилась в океане и только потом вышла на сушу?
5. Как шло развитие органического мира? Каким было основное направление этого развития?
6. Какие стадии кругооборота вещества биосферы вы знаете? Приведите конкретные примеры для каждой из стадий.
7. Что такое почва? Что оказывает влияние на ее образование?
8. Каким образом различные оболочки Земли взаимосвязаны друг с другом? Приведите примеры этих взаимосвязей.
9. Что такое природный комплекс? Какие компоненты природы взаимодействуют в нем? Как происходит это взаимодействие? Для каких целей человеку необходимо изучать взаимодействие компонентов природы в природном комплексе?
10. Как растения и животные приспосабливаются к условиям их существования? Приведите примеры.
11. Что такое географическая оболочка? Кто разработал учение о географической оболочке? Чем географическая оболочка отличается от биосферы?
12. Что такое широтная зональность? Как обусловленное географической широтой изменение природных условий влияет на распространение по земной поверхности природных комплексов (природных зон)? Какие природные комплексы (природные зоны) сменяют друг друга при движении от полюсов к экватору?
13. Что такое высотная поясность? Как изменяются природные условия с подъемом в горы? Как это сказывается на смене высотных поясов?
14. Какие природные зоны обладают наибольшей и наименьшей биологической продуктивностью? Почему? На каких географических широтах находятся эти природные зоны?
15. Существуют ли природные комплексы в океане? Если да, то каковы общие закономерности их распространения по территории Мирового океана?
16. От кого произошел человек? Можно ли считать высших (человекообразных) обезьян ближайшими биологическими родственниками человека? Чем отличается древний человек от современного человека?
17. Что такое человеческая раса? Каковы характерные черты различных рас? Где (в каких регионах Земли) проживают представители различных рас? Объясните внешние признаки людей, относящихся к различным расам, с точки зрения природных условий регионов их проживания.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Наибольшее количество живых организмов сосредоточено
1) на высоте до 10 км
2) у земной поверхности
3) на глубинах до 10 км
2. Первые живые организмы на Земле появились
1) 6 тыс. лет назад
2) 3,5 млн лет назад
3) 1 млн лет назад
4) 3,5 млрд лет назад
3. Первые живые организмы на Земле появились
1) на суше
2) в Мировом океане
4. Более разнообразный видовой состав характерен для мира
1) животного
2) растительного
5. Установите правильную последовательность возникновения на Земле живых организмов
A) хвощи
Б) млекопитающие
B) водоросли
Г) пресмыкающиеся
6. Органическое вещество из компонентов неживой природы создают
1) растения
2) животные
7. Дайте определение:
Почва — .
8. В образовании почвы не участвует(ют)
1) подстилающая (материнская) горная порода
2) органическое вещество
3) горный ледник
4) микроорганизмы
5) климат (соотношение тепла и влаги)
9. Допишите фразу:
Закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, вод, воздуха, растений, животных и почв на определенной территории называется .
10. В состав природного комплекса не входит(ят)
1) растения
2) почвы
3) внутренние воды
4) верхняя мантия
5) животные
11. На распространение растительного и животного мира на Земле наибольшее влияние оказывает
1) рельеф
2) климат
3) состав атмосферы
4) почвы
12. Установите правильную последовательность уменьшения биологической продуктивности природных зон
А) полупустыня Б) широколиственные леса
В) влажные вечнозеленые экваториальные леса Г) степь
13. Установите правильную последовательность увеличения разнообразия растительного и животного мира природных зон
A) арктическая пустыня
Б) хвойно-широколиственные (смешанные) леса
B) влажные вечнозеленые экваториальные леса Г) лесотундра
14. Как правило, ночной образ жизни ведут животные
1) тундры
2) влажных вечнозеленых экваториальных лесов
3) тропической пустыни
4) широколиственных лесов
15. Как правило, имеют хорошее зрение и быстро бегают животные
1) тропической пустыни
2) хвойных лесов (тайги)
3) тропических лесов
4) саванны
16. Крупные сухопутные животные практически отсутствуют, остальные обитают преимущественно на деревьях в природной зоне
1) степи
2) хвойно-широколиственных (смешанных) лесов
3) саванны
4) влажных вечнозеленых экваториальных лесов
17. Допишите фразу:
Группа людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству, называется .
18. Темный цвет волос, как правило, характерен для представителей рас
1) монголоидной и европеоидной
2) европеоидной и негроидной
3) негроидной и монголоидной
19. Установите соответствие «человеческая раса — ее характерные внешние признаки»
1) европеоиды А) желтоватая кожа, темные прямые
жесткие волосы, узкий разрез глаз
2) негроиды Б) темная кожа, черные курчавые волосы, крупные
черты лица
3) монголоиды В)светлая кожа и волосы, широкий разрез глаз
20. Представители европеоидной расы проживают
1) только в Европе
2) в Европе и Северной Америке
3) в Европе, Северной Америке и Австралии
4) на всех материках
ПРАКТИЧЕКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Нарисуйте в тетради схему взаимосвязей биосферы с другими оболочками Земли.
2. Нарисуйте в тетради схему широтной зональности природных комплексов Земли.
3. Нарисуйте в тетради схему высотной поясности.
4. Нарисуйте в тетради схему взаимодействия компонентов природы в природном комплексе (природной зоне) той местности, в которой живете вы.
|
|
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Атмосфера
Номер тестового задания |
Ответ |
Номер тестового задания |
Ответ |
1 |
1 |
21 |
ветром |
2 |
3 |
22 |
Б АВГ |
3 |
2 |
23 |
2 |
4 |
2 |
24 |
1 |
5 |
2 |
25 |
1 |
6 |
3 |
26 |
2 |
7 |
4 |
27 |
2 |
8 |
4 |
28 |
4 |
9 |
2 |
29 |
3 |
10 |
3 |
30 |
1 |
11 |
2 |
31 |
1 |
12 |
3 |
32 |
2 |
13 |
атмосферным давлением |
33 |
2 |
14 |
1 — А, 2 — Б |
34 |
4 |
15 |
1 — Б, 2 — А |
35 |
1 — Б, 2 —В, 3 —А |
16 |
3 |
36 |
2 |
17 |
2 |
37 |
1 — Б, 2 — В, 3 — А |
18 |
А В Б Г |
38 |
1 |
19 |
4 |
39 |
2 |
20 |
3 |
40 |
1 |
Биосфера
Номер тестового задания |
Ответ |
Номер тестового задания |
Ответ |
1 |
2 |
И |
2 |
2 |
4 |
12 |
В БГ А |
3 |
2 |
13 |
А Г Б В |
4 |
1 |
14 |
3 |
5 |
В А ГБ |
15 |
4 |
6 |
1 |
16 |
4 |
7 |
верхний плодородный слой земли, на котором растут растения |
17 |
человеческой расой (расой) |
8 |
3 |
18 |
3 |
9 |
природным комплексом |
19 |
1 — В, 2 —Б, 3 —А |
10 |
4 |
20 |
4 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.