Доклад Формирование языковой и читательской грамотности младших школьников
Оценка 5

Доклад Формирование языковой и читательской грамотности младших школьников

Оценка 5
docx
русский язык
07.06.2024
Доклад Формирование языковой и читательской грамотности младших школьников
доклад Формирование языковой и читательской грамотности младших школьников.docx

Читательская, языковая, коммуникативная грамотность и креативное мышление


                   Приоритетная цель образования в современной школе - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности возможно лишь при особых требованиях ко всем ступеням образования. Согласно требованиям к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Цукерман Г.А. трактует читательскую грамотность следующим образом:

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни;

- способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.

Справедливо подметила Цукерман Г.А. – это способность понимать, обсуждать, что весьма актуально в современном мире. Сегодня учащиеся не стремятся проникнуться текстом, размышлять над ним, выделять главное, интерпретировать. Именно поэтому языковая и читательская компетенция является одним из наиболее часто встречающихся затруднений учащихся. С этой проблемой столкнулась и я несколько лет назад. Проанализировав реестр затруднений своих учеников, я пришла к выводу, что необходимо менять сам подход к прочтению и пониманию текста. На помощь пришла технология критического мышления. Результаты класса выровнялись, а вместе с тем пришло осознание,  чтобы научить школьников понимать и интерпретировать текст, необходимо больше работать с живым словом, приучать к внимательному прочтению произведения.

Так в современных образовательных условиях все более актуализируется чтение не обычное, при котором книги не читаются, а проглатываются, а  статарное (с задержкой на отдельных местах  (акцентом) во время чтения и с оглядкой назад после чтения). Таким образом учащиеся лучше представляют содержание, так как это элемент нестандартного чтения, вызывающий интерес и желание понять.

Вызывает интерес у учащихся книжная минутка, на которой учащиеся делятся знаниями о любимых прочитанных книгах, что способствует формированию информационной культуры учащихся, повышению познавательной активности учащихся, воспитанию культуры чтения, развитию коммуникативных навыков. По мере взросления книжную минутку можно заменить пятиминуткой жужжащего чтения, на которой дети читают интересную им книгу, а на  уроках внеклассного чтения  использовать рекламу прочитанной книги.

Нет необходимости выстраивания уроков по шаблону. Практика показывает, что лучше начинать урок не с «предкоммуникативных фраз», а с погружения в текст. И только после прочтения задавать вопросы, отталкиваясь от реакции и настроения ребят. Ученики должны находить, подбирать слова. Когда вместе с ними мучительно ищешь истину, они привыкают, что это нормальная форма работы.

Использую на  уроках литературы  «погружение» в стихию родного языка, так как предметы «русский язык» и «литература» - это звенья одной цепи. И задача общая: научить свободному владению русским литературным языком. А этого можно достичь, работая с образцами русской словесности. Поэтому на уроках русского языка целесообразно использовать художественные произведения. Таким образом мы во 2 классе учимся ставить ударение, делить слова на слоги, подбирать однокоренные слова и т.д. на отрывках из текстов, с которыми знакомимся на уроках литературного чтения. Это также позволяет использовать свой социальный опыт, формирует универсальные учебные действия.

Важно отметить, что уже в начальных классах плодотворным будет обучение созданию собственных текстов. Я предлагаю ученикам создать свою "Копилку (или дневник) мудрых мыслей и выражений", куда они могут записать любое понравившееся высказывание, цитату или собственные мысли. Собранный материал используем при составлении текстов.

 Один из главных критериев при оценивании сочинения – опора на литературный материал. Для предупреждения фактических ошибок  использую прием "тонкие и толстые вопросы". Для более глубокого понимания текста хорошо подходит упражнение "придумай свой вопрос". Заранее оговариваем, что "тонкие" вопросы на данном этапе не принимаются. Заставляет творчески мыслить и говорить, а также быстро проверить домашнее задание составление "легенды”, “рассказа от имени героя”, “истории" по ключевым словам, защита проекта

В урочное и внеурочное время периодически можно проводить выставки иллюстраций по произведениям, например, «Любимый герой», «По дорогам сказок», «Любимая книга». Такие выставки я провожу в форме игры "Картинная галерея", где каждый автор представляет свою работу, рассказывает о книге (или герое), которой посвящена она посвящена. Этот вид работы расширяет словарный запас учащихся, учит выстраивать живую монологическую речь, не бояться публичных выступлений.  

Большой интерес у детей вызывают литературные игры, основанные на развертывании игровой  деятельности участников, стимулирующие высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. Активно участвовать в них могут как все дети из класса, так и их родители, что создает атмосферу праздника. Соревновательные литературные игры – это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений. Литературные игры, викторины и т.д. хорошо зарекомендовали себя на уроках обобщения и рефлексии.

В заключение уместно будет привести высказывание Д.Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Действительно только читающий человек думает. Поэтому сегодня важно начинать формирование языковой и читательской грамотности уже с дошкольного, младшего школьного возраста, используя при этом различные формы: живое слово - устную речь, статарное чтение, нетрадиционную форму урока, межпредметную связь (русский язык и литература), создание собственных текстов, ведение читательских дневников, проведение выставок иллюстраций по произведениям, литературных игр и т.д.

 

Коммуникативная грамотность

          Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так как грамотность и компетентность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности ,а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Свободное владение языком, которое позволит  уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником. Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии коммуникативной  деятельности учащихся.

           Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется  через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально-коммуникативных умений, личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

              Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, поэтому уже в начальной школе перед учителем стоит важная  задача - привлечь внимание детей и побудить их к энергичному и целенаправленному общению, направленному наустановление межличностных отношений со сверстниками и педагогами. И начинать эту работу нужно с формирования у детей способности к  планированию  учебного сотрудничества с учителями и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и  разрешать конфликтные ситуации, т.е. принимать решение, брать ответственность на себя.

             Учебное сотрудничество - это особая новая для детей форма отношений, которая нужна для полноценного усвоения теоретических понятий. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком.

                Общение является  неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому развитию на этих уроках всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.  Проводится работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система уроков по развитию речи.   Но   коммуникативное развитие только в этом направлении  предполагает лишь количественное накопление  и качественные изменения. 

             Основным же критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. А это возможно только при определенной организации обучения, когда главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия со взрослым и с другими детьми. И до школы дети были вовлечены в разные формы сотрудничества: например, предметно-деловое или игровое. Эти  прежние, формы сотрудничества ребенка и в школе  продолжают занимать место на уроке в начальной школе. Они ничем не заменимы в работе по отработке действий по готовым образцам и перерастают в младшем школьном возрасте в творческие, словесно-коммуникативные игры на уроках, которые являются одной  из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества. В непосредственном взаимодействии только с учителем ребенку трудно освоить взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, для этого ему нужно общение с равными себе, то есть с  детьми .Поэтому развитие учебного сотрудничества в процессе обучения следует планировать по двум линиям: «учитель - ученик» и «ученик - ученик».

              Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий.

 

Креативное мышление

           Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.

           Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. 

 Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе, необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по внеурочной деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному возрасту.

Это могут быть:

1. субъективно-творческие задания на уроках;

2. языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;

3. проектные работы;

4. сочинения;

5. наблюдения и эксперименты;

6. выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;

7. защита исследовательских работ.

         Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству.

             Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.


 

Читательская, языковая, коммуникативная грамотность и креативное мышление

Читательская, языковая, коммуникативная грамотность и креативное мышление

По мере взросления книжную минутку можно заменить пятиминуткой жужжащего чтения, на которой дети читают интересную им книгу, а на уроках внеклассного чтения использовать рекламу прочитанной…

По мере взросления книжную минутку можно заменить пятиминуткой жужжащего чтения, на которой дети читают интересную им книгу, а на уроках внеклассного чтения использовать рекламу прочитанной…

Соревновательные литературные игры – это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений

Соревновательные литературные игры – это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений

И начинать эту работу нужно с формирования у детей способности к планированию учебного сотрудничества с учителями и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или…

И начинать эту работу нужно с формирования у детей способности к планированию учебного сотрудничества с учителями и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или…

В непосредственном взаимодействии только с учителем ребенку трудно освоить взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, для этого ему нужно общение…

В непосредственном взаимодействии только с учителем ребенку трудно освоить взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, для этого ему нужно общение…

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024