Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"

Оценка 4.8
docx
12.12.2023
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"
Доклад на тему _Формирование ФГ на уроках РЯ.docx

МУ «Отдел образования Ачхой-Мартановского муниципального района»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2с.ЗАКАН-ЮРТ им. Д.С.САИТОВА»

(МБОУ «СОШ №2с.Закан-Юрт им. Д.С.Саитова»)

МУ «Т1ехьа-Мартананмуниципальни кIоштандешарандакъа»

Муниципальнибюджетнийукъардешаранучреждени

«ЗАКИ-ЮЬРТАРА Д.С. САИТОВН Ц1АРАХ ЙОЛУ ЙУККЪЕРА ЙУКЪАРДЕШАРАН ИШКОЛ №2»

(МБЙУ «Заки-ЮьртараД.С. Саитовн ц1.й.ЙЙИ №2»)

ул. Школьная,60,с.Закан-Юрт Ачхой-Мартановский муниципальный район,

Чеченская Республика, 366605 Электронная почта/teacher@list.ru

 

ДОКЛАД

Уважаемые коллеги, я Муртазова Марха Селтаевна, представляю вашему внимаю тему моего доклада: "Функциональная грамотность по русскому языку для 5-9 классов".

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Главная задача современного образования является воспитать творческую и активную личность, умеющая самосовершенствоваться, добывать самостоятельно знания и уметь применить их в какой-то конкретной ситуации. Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования.

Результаты исследования PISA, которые проводятся на мировом уровне уже несколько лет, показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности. Российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.

В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование, и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. 

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. 

Расскажу о некоторых формах и методах, которые применяю на уроках в 6 классах для формирования функциональной грамотности учащихся.

На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю и умею…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка, о суффиксах и приставках, о необходимости использования однородных членов, создание собственных текстов: «Характер моего лучшего друга» — сочинение с использованием существительных общего рода; «Мой день» — сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных.

 Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план, вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль текста.
Приём «Верите ли вы…» 

может быть началом урока связывать разрозненные факты в единую картину;

     систематизировать уже имеющуюся информацию.

     Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 6 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

«Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы.

Пример. Просим учеников составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

·         умение формулировать вопросы;

·         умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты»

«Тонкие» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 9 класса с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Активные стратегии, применяемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес у учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Формирование функциональной грамотности обучающихся, опирается на традиционные методы и формы обучения, а также и на инновационное обучение. Для развития функциональной грамотности необходимо проводить нетрадиционные уроки, благодаря которым повышается интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом.

Классификации и виды нестандартных уроков:

Урок-семинарурок-лекцияурок-беседаурок-практикумурок-экскурсияурок-исследованиеурок- дебатыурок-играурок-КВН и другие.

Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.

Например, такие игры, как«Четвёртый лишний»«Слабое звено»«Найди лишнее слово»«Закончи предложение».

Огромное значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.

Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка, помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.

Немаловажную роль в повышении функциональной грамотности играют письменные игровые диалоги как одна из форм развития устной и письменной речи обучающихся. Преимуществом данной формы работы является ещё и то, что он развивает у ребенка фантазию, способность слышать другого человека, сотрудничество, повышает коммуникативные навыки. В настоящее время невозможно представить современный урок русского языка без использования информационно-коммуникационных технологий и флипчартов, благодаря которым расширяется широкий потенциал школьника.

Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся.

Особенно часто используют информационно-коммуникационные технологии при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация является наглядным пособием, а заранее подготовленные ученики озвучивают каждый слайд.

Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.

Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе. Он должен организовать образовательную среду, серии мероприятий и коллективную работу обучающихся, создав атмосферу сотрудничества.


 

Скачано с www.znanio.ru

МУ «Отдел образования Ачхой-Мартановского муниципального района»

МУ «Отдел образования Ачхой-Мартановского муниципального района»

Мой день» — сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных

Мой день» — сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса

Предположите, что будет, если… ?

Предположите, что будет, если… ?

Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают…

Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023