Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Оценка 4.6

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
французский язык
5 кл—6 кл
10.11.2017
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Данный материал представляет собой выступление на методическом объединении. В нём говорится о роли учителя и месте обучающегося в учебном процессе в условиях ФГОС. Говорится о таких способах контроля знаний обучающихся на уроке, чтобы у ребёнка, (даже слабого) в итоге было ощущение успешности в учении, видимые результаты.Представлен некоторый опыт работы в этом направлении.Гуманно-личностные технологии отличаются своей сущностью.В центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребёнка с его особенностями и способностями.Ребёнку, а особенно слабому, нужна помощь и поддержка учителя. В статье говорится о методике проведения необычной контрольной работы, которую советую провести коллегам.
Гуманно-личностная технология....docx
Аксёнова Надежда Юрьевна, учитель французского языка, первая квалификационная категория. Выступление на РМО на тему: «Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка». 1.Вступление. 21-ый век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно. Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю- не знаю, умею – не умею, владею –не владею, а по схеме ищу – и нахожу, думаю- и узнаю, тренируюсь – и делаю. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. На первый план выходит именно личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, анализу и использованию информации, умение принимать решения. Иными становятся и задачи учителя – не поучить,а побудить, не оценить ,а проанализировать. Учитель перестаёт быть только источником информации, а становится организатором получения информации. В современной педагогической науке существует множество технологий. Задача каждого педагога использовать те, которые будут давать оптимально положительный эффект в каждом конкретном случае(классе, группе…) Принципиально важным моментом для понимания сущности любой педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов. Любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на принципе: «Главное - не навредить!» Выделяется несколько типов технологий. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса , а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. К сожалению, используемые в нашем образовании технологии в целом ближе к «знания- суммирующим» ,чем к «интеллектразвивающим».И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые - насущная задача образования в условиях ФГОС нового поколения. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания. Личностно-ориентированные технологии характеризуются: гуманистической сущностью; психотерапевтической направленностью; ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: 1)- гуманно-личностные технологии; 2)- технологии сотрудничества; Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества. 3) - технологии свободного воспитания; Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. 2.Гуманно-личностная технология. Остановимся на гуманно-личностной технологии. Академик РАО Амонашвили Ш.А разработал и воплотил такую технологию в своей педагогической деятельности. Её целевые ориентации определяются следующим: - способствование становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души ребёнка; - развитие познавательных сил ребёнка; - обеспечение условий для получения расширенного и углубленного объёма знаний; - самовоспитание. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. И вписываются в рамки нового подхода к обучению по новому Федеральному Стандарту. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно- ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку необходимы педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты. Целостная психика ребёнка включает 3 страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе. Этому способствуют такие важнейшие умения как: познавательное чтение, лингвистическое чутьё, математическое воображение, планирование деятельности, общение, принятие решений, коммуникация ,осмысление себя гражданином, знакомство с многообразием мира, постижение красоты всего окружающего. Как мы видим, многое из перечисленного формируется в ребёнке и на уроках иностранного языка с помощью различных методик, приёмов, находок, которые каждый учитель имеет в своей педагогической копилке. Что хочет от своих учеников учитель? – Конечно послушания, выполнения заданий, активности на занятиях. А чего хотят от нас наши ученики? Чтобы это выяснить, можно им предложить что-то вроде анкеты с 25-ю позициями, касающимися урока и взаимоотношений ученика с педагогом. Пример такой анкеты перед вами (см: приложение 1). Наиболее часто учащиеся 5 класса отмечают то, что помечено галочкой. Это номера 1,2,4,5,6,7,9, 11,12,13,23. Если суммировать и проанализировать написанное под этими номерами , то получается, что ученики хотят ,чтобы им давали право выбора, учитывали их мнение, чтобы их замечали, хвалили, понимали. 3. Контроль в обучении. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребёнка. По его мнению,использование отметок ограничено, так как отметка – это «костыли хромой педагогики».Вместо количественной оценки необходимо качественное оценивание : характеристика ошибок, пакет результатов(или портфолио , как сейчас говорят), баллы, самооценка. Традиционной педагогикой разработаны критерии пятибалльной оценки .Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность, разнообразие форм, единство требований, объективность, гласность. Однако, отметка часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического давления на него, сортирует учащихся на «хороших» и « плохих». Название «двоечник» вызывает отрицательные эмоции, вызывает чувство ущербности, приводит к равнодушию к учёбе. Ребёнок сначала делает заключение о неполноценности своих способностей, знаний , а затем и своей личности. Все мы знаем о функциях контроля в обучении. По мнению Ш.А.Амонашвили в современной педагогике доминировать должна не оценочная функция контроля, а воспитательная и развивающая. Для ребёнка (особенно младшего возраста) необходимым компонентом его учебной деятельности являются действия самооценки, когда он сам видит результаты и осознаёт своё продвижение вперёд. На этом этапе важно создать ситуацию успеха ,которая становится стимулом для дальнейшего продвижения. Дети любят игру и соревнование. Учитывая этот факт, можно превратить урок контроля в занимательный вид деятельности. Один раз в четверти в начальной школе и 5-6 классах я провожу креативную контрольную работу , а ученики считают это интересным соревнованием. Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные творческие формы работы: игры, творческие проекты, контрольную работу , на которую не боязно, а интересно идти, домашние задания, которые ученикам захочется выполнять . Каковы цели проведения такой работы? - помощь ребёнку в преодолении психологических барьеров при изучении иностранного языка; - развитие личности каждого ребёнка с учётом его способностей; - повышение уровня мотивации учащихся на дальнейшее изучение предмета. Вот методика проведения такой контрольной работы: На доске пишутся фамилии и имена учеников в столбик. Вверху горизонтально условные обозначения заданий (например, буквы латинского алфавита. (см: образец) a b c d e f g h i j k l m n Антоно ва Иванов Петров … … … … … … … … … В группе 12 учеников, значит, заданий должно быть 14-15, чтобы на столе всегда были свободные задания. Даю установку – попробовать свои силы по возможности во всех заданиях и говорю, что цель – набрать за урок как можно больше баллов . Задания в файлах разложены на столе, ученики подходят и берут по одному. Выполнив его , делают отметку на доске напротив своего имени любым значком и берут другое, а первое кладут на место. Если не справляются, пока ставит прочерк (можно будет вернуться к нему позднее ,если останется время в конце урока). На заданиях стоит максимальный балл (5,3,8,10…). Объясняю ребятам , что задания по трудности различаются ,поэтому и условная их стоимость разная. Ребята решают сами по какому пути пойти . У них есть выбор : 1.- успеть сделать больше лёгких заданий и 2. - либо меньше по количеству но сложных .Работа идёт весь урок. Разрешаю пользоваться справочным материалом, словарём – это снимает некоторое напряжения перед началом работы. Задания выполняются в той последовательности, в какой ученики смогли взять их со стола. Задания составлены таким образом , что требуется минимум времени на их графическое оформление. Оценочная функция контроля проявляется здесь в скрытой форме. Поясню : так, если в течение четверти пройдены, например, 2 темы «Школьная жизнь» и « Моё свободное время» и грамматический материал «Будущее простое время» и «Притяжательные прилагательные», то задания, контролирующие этот материал (5-6), конечно, будут включены - как совсем лёгкие(Вставь окончания в глаголах!), так и посложнее (Придумай ,что ответит Н. о своему другу о предстоящих каникулах!). Учитель при проверке работ обращает внимание прежде всего именно на эти (назовём их «главные» задания). Но добавляются и другие -творческого и развивающего характера, несложные задания на повторение. Большинство из них снабжены картинками ,помогающими сориентироваться для ответа. Такие задания позволяют ученику, которому трудно даётся грамматика, тем не менее набрать баллы и получить удовлетворительную оценку. Максимально возможное количество баллов за 15 заданий, допустим 85, но обычно ученик набирает меньше, и это вовсе не означает, что мы имеем плохой результат. Учитель может сам устанавливать эти уровни – «хорошо», «отлично», «не очень хорошо» в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного класса или ученика. В журнал после проверки работ ставится оценка. А на уроке анализируются наиболее частые типичные ошибки и объявляются баллы. Как правило, «двоек» не бывает после такой креативной контрольной работы, где у учащихся раскрываются их когнитивные способности , компенсаторные умения, формируются основы учебно-познавательной компетенции , вера в собственные силы, воспитываются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность. Можно использовать подобный приём для повторения материала в конце учебного года. Конечно, я использую также и разнообразные тесты ,устный опрос и другие разнообразные методы контроля аудирования, чтения, письма и говорения. 4.Заключение Подводя итог сказанному, необходимо отметить , что в свете требований нового образовательного Стандарта обучение иностранному языку должно быть построено на коммуникативно-когнитивном деятельностном подходе, и быть направлено на овладение ребёнком универсальными учебными действиями ,на самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий , а задача учителя помочь ему в этом, находить новые способы сотрудничества с учеником , проявляя гуманизм и помня о том, что личность ребёнка формируется на каждом отдельном уроке.

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе

Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017