Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
французский язык
5 кл—6 кл
10.11.2017
Данный материал представляет собой выступление на методическом объединении. В нём говорится о роли учителя и месте обучающегося в учебном процессе в условиях ФГОС. Говорится о таких способах контроля знаний обучающихся на уроке, чтобы у ребёнка, (даже слабого) в итоге было ощущение успешности в учении, видимые результаты.Представлен некоторый опыт работы в этом направлении.Гуманно-личностные технологии отличаются своей сущностью.В центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребёнка с его особенностями и способностями.Ребёнку, а особенно слабому, нужна помощь и поддержка учителя. В статье говорится о методике проведения необычной контрольной работы, которую советую провести коллегам.
Гуманно-личностная технология....docx
Аксёнова Надежда Юрьевна, учитель французского языка,
первая квалификационная категория.
Выступление на РМО на тему: «Использование приёмов
гуманно-личностной технологии при осуществлении
контроля на уроках французского языка».
1.Вступление.
21-ый век породил взрыв новой информации. Расширение пространства
знаний, объём информации сделали очевидным тот факт, что всё знать и
уметь невозможно. Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, то сегодня
знания перестали быть самоцелью. Сегодня ценность является не там, где
мир воспринимается по схеме знаю- не знаю, умею – не умею, владею –не
владею, а по схеме ищу – и нахожу, думаю- и узнаю, тренируюсь – и делаю.
Общество предъявляет новые требования к образованию в плане
формирования личности. На первый план выходит именно личность ученика,
его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, анализу и
использованию информации, умение принимать решения.
Иными становятся и задачи учителя – не поучить,а побудить, не оценить ,а
проанализировать. Учитель перестаёт быть только источником информации,
а становится организатором получения информации.
В современной педагогической науке существует множество технологий.
Задача каждого педагога использовать те, которые будут давать оптимально
положительный эффект в каждом конкретном случае(классе, группе…)
Принципиально важным моментом для понимания сущности любой
педагогической технологии является определение позиции ребенка в
образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов.
Любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего
обучения, должны базироваться на принципе: «Главное - не навредить!»
Выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным
субъектом учебно-воспитательного процесса , а ученик есть лишь "объект",
"винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни,
подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением
требований и принуждения.
К сожалению, используемые в нашем образовании технологии в целом ближе
к «знания- суммирующим» ,чем к «интеллектразвивающим».И перенос центра
тяжести с первых технологий на вторые - насущная задача образования в
условиях ФГОС нового поколения.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее
природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной
системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет
место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие
технологии называют еще антропоцентрическими.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение
гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания
педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к
максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая
для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный
выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной
передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных
технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств
провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются:
1)- гуманно-личностные технологии;
2)- технологии сотрудничества;
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство
в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся
совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в
состоянии сотрудничества.
3) - технологии свободного воспитания;
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении
ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере
его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом
реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а
не от внешнего воздействия.
2.Гуманно-личностная технология.
Остановимся на гуманно-личностной технологии. Академик РАО Амонашвили
Ш.А разработал и воплотил такую технологию в своей педагогической
деятельности.
Её целевые ориентации определяются следующим:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребёнке
благородного человека путём раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души ребёнка;
- развитие познавательных сил ребёнка;
- обеспечение условий для получения расширенного и углубленного объёма
знаний;
- самовоспитание.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на
поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к
ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая
принуждение. И вписываются в рамки нового подхода к обучению по новому
Федеральному Стандарту.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от
монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к
самоуправлению. Основная установка педагога не на познание "предмета", а
на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" для
творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным
способом существования ребенка в пространстве личностно-
ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные
возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с
творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку
необходимы педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в
характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по
отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут
у учителя помощи и защиты.
Целостная психика ребёнка включает 3 страсти: страсть к развитию, к
взрослению, к свободе.
Этому способствуют такие важнейшие умения как: познавательное чтение,
лингвистическое чутьё, математическое воображение, планирование
деятельности, общение, принятие решений, коммуникация ,осмысление себя
гражданином, знакомство с многообразием мира, постижение красоты всего
окружающего. Как мы видим, многое из перечисленного формируется в
ребёнке и на уроках иностранного языка с помощью различных методик,
приёмов, находок, которые каждый учитель имеет в своей педагогической
копилке.
Что хочет от своих учеников учитель? – Конечно послушания, выполнения
заданий, активности на занятиях. А чего хотят от нас наши ученики? Чтобы
это выяснить, можно им предложить что-то вроде анкеты с 25-ю позициями,
касающимися урока и взаимоотношений ученика с педагогом. Пример такой
анкеты перед вами (см: приложение 1).
Наиболее часто учащиеся 5 класса отмечают то, что помечено галочкой. Это
номера 1,2,4,5,6,7,9, 11,12,13,23. Если суммировать и проанализировать написанное под этими номерами , то получается, что ученики хотят ,чтобы им
давали право выбора, учитывали их мнение, чтобы их замечали, хвалили,
понимали.
3. Контроль в обучении.
Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание
деятельности ребёнка. По его мнению,использование отметок ограничено,
так как отметка – это «костыли хромой педагогики».Вместо количественной
оценки необходимо качественное оценивание : характеристика ошибок, пакет
результатов(или портфолио , как сейчас говорят), баллы, самооценка.
Традиционной педагогикой разработаны критерии пятибалльной оценки
.Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный
подход, систематичность, разнообразие форм, единство требований,
объективность, гласность. Однако, отметка часто становится средством
принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического
давления на него, сортирует учащихся на «хороших» и « плохих». Название
«двоечник» вызывает отрицательные эмоции, вызывает чувство ущербности,
приводит к равнодушию к учёбе. Ребёнок сначала делает заключение о
неполноценности своих способностей, знаний , а затем и своей личности.
Все мы знаем о функциях контроля в обучении. По мнению Ш.А.Амонашвили
в современной педагогике доминировать должна не оценочная функция
контроля, а воспитательная и развивающая. Для ребёнка (особенно младшего
возраста) необходимым компонентом его учебной деятельности являются
действия самооценки, когда он сам видит результаты и осознаёт своё
продвижение вперёд. На этом этапе важно создать ситуацию успеха
,которая становится стимулом для дальнейшего продвижения.
Дети любят игру и соревнование. Учитывая этот факт, можно превратить урок
контроля в занимательный вид деятельности. Один раз в четверти в
начальной школе и 5-6 классах я провожу креативную контрольную работу ,
а ученики считают это интересным соревнованием.
Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое
оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности.
Обучение иностранному языку будет происходить наиболее эффективно,
если осуществляется через активные творческие формы работы: игры,
творческие проекты, контрольную работу , на которую не боязно, а интересно
идти, домашние задания, которые ученикам захочется выполнять .
Каковы цели проведения такой работы?
- помощь ребёнку в преодолении психологических барьеров при изучении
иностранного языка;
- развитие личности каждого ребёнка с учётом его способностей;
- повышение уровня мотивации учащихся на дальнейшее изучение предмета.
Вот методика проведения такой контрольной работы: На доске пишутся фамилии и имена учеников в столбик. Вверху
горизонтально условные обозначения заданий (например, буквы латинского
алфавита. (см: образец)
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m n
Антоно
ва
Иванов
Петров
…
…
…
…
…
…
…
…
…
В группе 12 учеников, значит, заданий должно быть 14-15, чтобы на столе
всегда были свободные задания. Даю установку – попробовать свои силы по
возможности во всех заданиях и говорю, что цель – набрать за урок как
можно больше баллов . Задания в файлах разложены на столе, ученики
подходят и берут по одному. Выполнив его , делают отметку на доске
напротив своего имени любым значком и берут другое, а первое кладут на
место. Если не справляются, пока ставит прочерк (можно будет вернуться к
нему позднее ,если останется время в конце урока). На заданиях стоит
максимальный балл (5,3,8,10…). Объясняю ребятам , что задания по
трудности различаются ,поэтому и условная их стоимость разная. Ребята
решают сами по какому пути пойти . У них есть выбор : 1.- успеть сделать
больше лёгких заданий и 2. - либо меньше по количеству но сложных
.Работа идёт весь урок. Разрешаю пользоваться справочным материалом,
словарём – это снимает некоторое напряжения перед началом работы.
Задания выполняются в той последовательности, в какой ученики смогли
взять их со стола. Задания составлены таким образом , что требуется
минимум времени на их графическое оформление.
Оценочная функция контроля проявляется здесь в скрытой форме. Поясню :
так, если в течение четверти пройдены, например, 2 темы «Школьная жизнь»
и « Моё свободное время» и грамматический материал «Будущее простое
время» и «Притяжательные прилагательные», то задания, контролирующие
этот материал (5-6), конечно, будут включены - как совсем лёгкие(Вставь
окончания в глаголах!), так и посложнее (Придумай ,что ответит Н. о своему
другу о предстоящих каникулах!). Учитель при проверке работ обращает
внимание прежде всего именно на эти (назовём их «главные» задания). Но
добавляются и другие -творческого и развивающего характера, несложные
задания на повторение. Большинство из них снабжены картинками
,помогающими сориентироваться для ответа. Такие задания позволяют
ученику, которому трудно даётся грамматика, тем не менее набрать баллы и
получить удовлетворительную оценку. Максимально возможное количество баллов за 15 заданий, допустим 85, но обычно ученик набирает меньше, и
это вовсе не означает, что мы имеем плохой результат. Учитель может сам
устанавливать эти уровни – «хорошо», «отлично», «не очень хорошо» в
зависимости от индивидуальных особенностей конкретного класса или
ученика.
В журнал после проверки работ ставится оценка. А на уроке анализируются
наиболее частые типичные ошибки и объявляются баллы. Как правило,
«двоек» не бывает после такой креативной контрольной работы, где у
учащихся раскрываются их когнитивные способности , компенсаторные
умения, формируются основы учебно-познавательной компетенции , вера в
собственные силы, воспитываются такие личностные качества как
самостоятельность, ответственность.
Можно использовать подобный приём для повторения материала в конце
учебного года. Конечно, я использую также и разнообразные тесты ,устный
опрос и другие разнообразные методы контроля аудирования, чтения, письма
и говорения.
4.Заключение
Подводя итог сказанному, необходимо отметить , что в свете требований
нового образовательного Стандарта обучение иностранному языку должно
быть построено на коммуникативно-когнитивном деятельностном подходе,
и быть направлено на овладение ребёнком универсальными учебными
действиями ,на самостоятельное осуществление контрольных и оценочных
действий , а задача учителя помочь ему в этом, находить новые способы
сотрудничества с учеником , проявляя гуманизм и помня о том, что личность
ребёнка формируется на каждом отдельном уроке.
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка в 5-6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.