Исследовательская работа "Особенности плесени и условия ее появления на продуктах питания"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Особенности плесени и условия ее появления на продуктах питания"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
pdf
биология +1
3 кл—11 кл +1
18.05.2018
Исследовательская работа "Особенности плесени и условия ее появления на продуктах питания"
Очень часто люди сталкиваются с таким зеленоватым или синеватым налетом на несвежих продуктах питания, плесенью и не придают этому никакого значения. Но ведь в плесени таится опасность, она очень вредна и опасна для здоровья человека. Самой опасной является желтая плесень! Но есть и полезная плесень, которая используется при приготовлении продуктов питания и в медицине - антибиотик "пенициллин".
Особенности плесени и условия ее появления (исслед работа) — копия.pdf

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования 

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

 

 

 

 

 

Особенности плесени и условия ее появления на продуктах питания

(исследовательская работа)

 

 

 

Выполнили:

Салиев Курманбек, 

Петрова Алина, учащиеся 3В класса,  Руководитель:

Дроздова Анна Михайловна, педагог доп. образования  МУДО ДЭБЦ г. Черемхово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черемхово

2018

 

Содержание Введение......................................................................................... 3

Глава I. Теоретический материал......................................................................... 4

1.1. Опрос школьников..................................................................................... 4

1.2. Что такое плесень?..................................................................................... 4

Вывод по главе 1............................................................................................... 4

Глава II. Практические опыты исследований условий для роста плесневых ........

грибов на различных  продуктах......................................................................... 5

2.1. Исследование условий произрастания плесени......................................... 5

2.2. Результаты исследований........................................................................... 5

Выводы по главе 2............................................................................................ 6

Заключение.......................................................................................................... 7

Список использованной литературы................................................................... 7

Приложение......................................................................................................... 8

Приложение 1 – результаты анкетирования..................................................... 8

Приложение 2 – практические опыты определения условий для роста плесени    8

Приложение 3 – наблюдения за прорастанием плесени на различных ..............

продуктах: хлебе, апельсине, картофеле и яблоке............................................ 9

 

Введение

 

Актуальность  темы: часто мы в быту сталкиваемся с таким  зеленоватым или синеватым налетом на несвежих продуктах питания. А что же это за налет?  Почему заплесневевшие продукты мы считаем непригодным для питания и выбрасываем их? 

Однажды, когда  мы с мамой накрывали стол к ужину, я на хлебе увидела  налёт серо-зелёного цвета. Тогда я спросила у мамы, что же это такое?  Мама мне сказала, что это «плесень».   

На следующий день я  спросила одноклассников – знают ли они что это такое, откуда она появляется, но они также как и я не знали ничего.

После уроков ко мне подошел Курманбек и предложил узнать о плесени.

Нас  заинтересовал вопрос, что такое плесень?

В  Интернете  и энциклопедии  мы нашли много информации о плесени,  посмотрели документальный фильм «Плесень» и решили провести исследование по теме  «Особенности плесени и условия ее появления на продуктах питания».

Цель:  изучение особенностей плесени и условий ее появления на продуктах питания.  Задачи:  

-                     Изучить строение плесневых грибов и ее роли в жизнедеятельности человека, проанализировать информацию по теме исследования;

-                     Создать условия для роста плесневых грибов на различных продуктах питания;

-                     Вести наблюдения за прорастанием плесени на различных продуктах питания; - Рассказать одноклассникам о нашем исследовании. 

Гипотеза: возможно, основными условиями, влияющими на появление плесени на продуктах питания, являются тепло и влажность. 

В ходе нашего исследования мы использовали следующие методы: анализ литературы, анкетирование, лабораторное наблюдение. 

База исследования: МОУ Школа № 3 г. Черемхово, кабинет № 106 Сроки проведения: со 02.03.2018г. по 23.03.2018г.

Практическое назначение: надеемся, что наш опыт будет  очень полезен, при покупке продуктов питания и употреблении.

Структура работы включает в себя две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический материал

Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. 

1.1. Опрос школьников

Перед началом  работы над нашим исследованием мы провели опрос среди одноклассников по теме «Плесень».

Задавали вопросы:

1.Что такое плесень?

2.   Где вы видели плесень?

3.   Где используется плесень?

В результате опроса только 36% учеников нашего  класса частично знают о плесени. 55% из опрошенных детей видели плесень на продуктах питания.

Где используется плесень вообще никто не знает (приложение 1, рисунок 1). 

1.2. Что такое плесень?

«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень». (Фрагмент из документального фильма «Плесень»).   

Из толкового словаря С. И. Ожегова:  «Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром» (3, 153). Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. Тело плесневых грибов представляет собой грибницу – мицелий (от греч. «микес» – «гриб»),  состоящую из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей – гиф (от греч. «гиф» – «ткань», «паутина») с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созреют, спорангий разрывается, и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся потоком воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Другие, более короткие гифы, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают ей закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста. Чем больше поверхность грибницы, тем «сытнее» живётся грибу (1, 224).

Вывод по главе 1

Плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен,  всеядна и вездесуща.

Глава II. Практические опыты исследований условий для роста плесневых

грибов на различных  продуктах

Для проведения опыта использовали  следующий инвентарь: чашки Петри, полиэтиленовые пакеты, бумажные салфетки белого цвета, покровные и предметные стекла для препаратов, препаровальные иглы, резиновые медицинские перчатки, световой микроскоп, медицинские маски, пипетка, лабораторный мерный стакан с водой. 

Для исследования мы взяли белый хлеб, апельсин, картофель, яблоко, чтобы определить условия прорастания Мукора.

2.1. Исследование условий произрастания плесени

Закладку опыта осуществляли 12 марта 2018г. (приложение 2, рисунок 2).

Для ускорения прорастания плесени на различных продуктах питания, мы взяли по 2 кусочка каждого продукта. 

Сначала взяли 2 чашки Петри и 2 кусочка хлеба, бумажную салфетку смочили водой и положили в чашку Петри, сверху, на влажную салфетку, положили кусочек хлеба, и завернули в полиэтиленовый пакет. А в другую чашку Петри  мы поместили  сухую салфетку, а на нее кусочек хлеба и также завернули в полиэтиленовый пакет, и поставили в теплом месте при температуре +20,  на шкаф. 

Точно также поступили с остальными продуктами.

Плесень на разных продуктах появилась в разное время (приложение 3, рисунки 3-6), что отражено в таблице «Результаты исследований» (приложение 3, рисунок 7).

2.2. Результаты исследований

Дни исследования

Контроль

Опыт

1 день

12.03.2018

Смочили водой салфетку и положили в  чашки Петри, сверху положили продукты питания. 

Положили продукты  в сухие  чашки.

2 день

13.03.2018

Хлеб увеличился в размерах за счет воды. На остальных продуктах питания изменений не наблюдалось. 

Кусочек хлеба стал твердым. 

На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

3 день

14.03.2018

На хлебе  появились черные точки. На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

Кусочек хлеба подсох.

Апельсин начал подсыхать. На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

4 день

15.03.2018

На хлебе появились редкие волосинки плесени. На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

Хлеб стал крошиться. Апельсин подсыхает.

5 день

16.03.2018

На хлебе ниточек плесени стало больше, они образовали легкий пушок.

Крошек стало больше, а кусочек хлеба уменьшился.

Апельсин стал меньше.

6 день

17.03.2018

Пушок плесени увеличился, кусочек хлеба слегка пожелтел. На остальных продуктах появись черные точки.

Сухарик продолжает крошиться. Апельсин высыхает. На дольке яблока появилась плесень. 

7 день

18.03.2018

Плесень покрыла весь кусочек хлеба. Дольки яблока и апельсина наполовину покрылись плесенью.

На картофеле появилась темная плесень.

Сухарик крошится. Апельсин высох. Долька яблока  на половину покрылась плесенью.

На восьмой день наблюдений мы изучали плесень. Для изучения строения плесени был взят кусочек плесени препаровальной иглой с образцов продуктов питания. Помещаем на предметное стекло, добавили каплю воды и накрыли покровным стеклышком, при помощи микроскопа мы увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Мы увидели гифы и спорангии, в которых образуются споры. При помощи цифрового микроскопа мы сделали видео о строении плесени (приложение 3, рисунок 7).

-                     Все микропрепараты готовили в медицинских резиновых перчатках и, обязательно, в медицинских масках, т.к. споры плесени проникают в организм через дыхательные пути и кожи рук. 

-                     Внимательно рассматривали каждый образец под световым микроскопом и сравнивали их строение. 

-                     Но, несмотря на то, что плесень образуется на разных продуктах питания в разное время и имеет разный оттенок, по своему строению она одинакова.

-                     Грибница плесневого гриба состоит из тонких разветвленных бесцветных нитей. Многочисленные нити  (гиф) – это одна сильно разросшаяся клетка и на этих разветвленных нитях, если плесень созрела, образуются маленькие черные «шарики» со спорами.

 

Выводы по главе 2

В ходе выполнения экспериментальной части работы нами было доказано, что скорость возникновения плесени зависит от следующих условий: от влажности воздуха и от температуры окружающей среды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выполняя данную исследовательскую работу, нами  было прочитано много литературы, содержащей информацию по данной теме. Изучение информации  позволило более полно изучить строение  плесневого гриба МУКОР. Экспериментальным путем  выяснили  условия, которые  способствуют возникновению плесени на продуктах питания. 

Мы научились находить необходимый материал из различных источников, проводить опыты, работать с микроскопом, с лабораторным оборудованием, делать выводы. На классном часе познакомили одноклассников с особенностями плесени.  

Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате чего была достигнута цель исследования – изучение особенностей плесени и условий ее появления на продуктах питания. 

По итогам исследования нами был определен ряд рекомендаций:

1. Необходимо использовать различные способы защиты продуктов от плесени.  2. Для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха. 

3. Нужно быть более внимательными при выборе и употреблении продуктов питания.

 

 

 

Список использованной литературы

1.   Агафонов И.Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. «Общая биология».М. «Дрофа» 2005. – 300 с.  

2.   Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей "Аванта плюс".  Биология, том 2,  Москва, «Аванта +», 1998 г.    

3.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.: Толковый словарь русского языка 2006 г.; М.: ИТИ Технологии, 944 с.

4.   Грибы. Под редакцией Горленко М.В. М., Просвещение 1976 г. – 35 с.

5.   Документальный фильм «Плесень»  [Электронный ресурс]. –    http://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM 6. Дымшиц Г. М., Шумный В. К. «Общая биология». М., «Просвещение».

2004г. –  400 с. 

7.                 Наука         и       жизнь.        Многоликая         плесень      [Электронный          ресурс].      - https://www.nkj.ru/archive/articles/16507/  

8.                 Плешаков В.В. Зеленые страницы.//Книга для учащихся начальных                 классов.- М.: «Просвещение».- 2000г. – 54с. 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1 – результаты анкетирования

0%

 

 

Рисунок 1 – Опрос одноклассников по теме «Плесень»

 

Приложение 2 – практические опыты определения условий для роста плесени

 

Рисунок 2 – Закладка продуктов для наблюдений

 

 

Приложение 3 – наблюдения за прорастанием плесени на различных

продуктах: хлебе, апельсине, картофеле и яблоке

 

Рисунок 3 – 2 день наблюдений

 

Рисунок 4 – 3 день наблюдений

 

 

Рисунок 5 – 5 день наблюдений

 

Рисунок 6 – 7 день наблюдения

Результаты исследований

Дни исследования

Контроль

Опыт

1 день

12.03.2018

Смочили водой салфетку и положили в  чашки Петри, сверху положили продукты питания. 

Положили продукты  в сухие  чашки.

2 день

13.03.2018

Хлеб увеличился в размерах за счет воды. На остальных продуктах питания изменений не наблюдалось. 

Кусочек хлеба стал твердым. 

На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

3 день

14.03.2018

На хлебе  появились черные точки. На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

Кусочек хлеба подсох.

Апельсин начал подсыхать. На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

4 день

15.03.2018

На хлебе появились редкие волосинки плесени. На остальных продуктах изменений не наблюдалось.

Хлеб стал крошиться. Апельсин подсыхает.

5 день

16.03.2018

Ниточек плесени, на хлебе, стало больше, они образовали легкий пушок. 

Крошек стало больше, а кусочек хлеба уменьшился.

Апельсин подсыхает.

6 день

17.03.2018

Пушок плесени увеличился, кусочек хлеба слегка пожелтел. На остальных продуктах появись черные точки.

Хлеб превратился в сухарик.  Апельсин стал меньше. На дольке яблока появились пятна плесени.

7 день

18.03.2018

Плесень покрыла весь кусочек хлеба. Дольки яблока и апельсина наполовину покрылись плесенью. На картофеле появилась темная плесень.

На сухарике хлеба и дольке апельсина ничего не изменилось. На дольке яблока плесени стало больше.

                   

Рисунок 7 –  Изучение строения плесени опытных образцов под световым микроскопом

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр г

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр г

Черемхово 2018 Введение

Черемхово 2018 Введение

После уроков ко мне подошел Курманбек и предложил узнать о плесени

После уроков ко мне подошел Курманбек и предложил узнать о плесени

Что такое плесень? 2. Где вы видели плесень? 3

Что такое плесень? 2. Где вы видели плесень? 3

Для исследования мы взяли белый хлеб, апельсин, картофель, яблоко, чтобы определить условия прорастания

Для исследования мы взяли белый хлеб, апельсин, картофель, яблоко, чтобы определить условия прорастания

Плесень покрыла весь кусочек хлеба

Плесень покрыла весь кусочек хлеба

Заключение Выполняя данную исследовательскую работу, нами было прочитано много литературы, содержащей информацию по данной теме

Заключение Выполняя данную исследовательскую работу, нами было прочитано много литературы, содержащей информацию по данной теме

Наука и жизнь

Наука и жизнь

Приложение 2 – практические опыты определения условий для роста плесени

Приложение 2 – практические опыты определения условий для роста плесени

Рисунок 4 – 3 день наблюдений

Рисунок 4 – 3 день наблюдений

На хлебе появились черные точки

На хлебе появились черные точки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018