История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..
Оценка 4.9

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
8 кл
03.03.2019
История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..
История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века.. Цель: 1.расширить знания учащихся по истории родного края; 2.способствовать развитию познавательного интереса учащихся; 3.воспитать чувства патриотизма. Тип урока: изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная Ход урока. 1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего урока сегодня «Внутриполитическая история Дагестана 16 века» План: • 1. Внутриполитическая обстановка в феодальных владениях. • Тарковское шамхальство • Крым-шамхальство • Хунзахское нуцальство • Ауховское владение • Майсумство Табасаранское • Рутульское и Цахурское султанство • Агул 1. Внутриполитическая обстановка в 16 веке в Дагестане была сложная, изменились границы феодальных владений, пределы расселения отдельных народов. Наиболее крупным феодальным владением Дагестана считалось Кумухское шамхальство. Чупан был последним шамхалом удерживавший под своей властью все земли. В 1574 г. он умер, и его смерть привели к распаду Шамхальства и междоусобице дагестанских феодалов.Из шамхальства выделились Мехтулинское владение во главе с Кара-Мехти, Эрпелинское владение во главе с Будайчи, Бамматулинское и Кафыр-кумухское владения, владения Губдена.
История Дагестана 8 класс.docx
История Дагестана 8 класс.                         Тема.  Русско­дагестанские отношения ХVI в.   Цель:  1. Ознакомление учащихся с историей  возникновения, развития и   характером взаимоотношений между дагестанцами и русским народом.                            2. Способствовать  формированию аналитических умений учащихся  аргументированному отстаиванию личностной позиции при решении проблемных  заданий                                                                                                                                        Оборудование: карты «Физическая карта. Республика Дагестан», учебники,  тетради, карточки с тестами.   Оформление: тема урока, основные даты.                          Ход урока: I. Организационный момент 1) Заполнение журнала – отметка отсутствующих 2) Сообщения о целях и задачах урока.                             II. Основная часть урока: 1.Вступительное слово учителя: Темой нашего урока является « Отношения  Дагестана с Россией, Кабардой и Грузией». Учитель:  Если исходить из того что  мы с вами успели узнать, вся история  России – история колонизации, т.е., расширение территории за счет все новых чужих  земель.  Можете ли вы это подтвердить какими­нибудь примерами?  (Примерный ответ: После образования централизованного государства,  объединившие почти всех русских земель,  Россия приступила к расширению своих  территорий за счет захвата чужих территорий. Пример; в XVIв. были покорены  Казанское и  Астраханское ханства, Большая ногайская орда и Сибирское ханство.  Из северокавказских территорий к России присоединилась Кабарда.  Учитель: В 1721г. Россия была провозглашена империей. Что  это означало?  Какое государство называется империей?    (Примерный ответ: Империя – это многонациональное государство, у  которой имеются колонии, т.е. зависимые от метрополии территории под  управлением) Учитель: У России были колонии?    (Примерный ответ: У России все колонии были внутренние, имели  общие с  Россией границы.) Учитель: Какие  отношения их связывали?   Как давно возникли эти отношения? . Что мы с вами знаем об русско­дагестанских  отношениях?    (Примерный ответ: Еще в XI века русы совершали свои экспедиции на судах  через Волгу к Каспийскому морю. Занимались они торговлей с местным населением,  а также разбоем и грабежом. В 913­914 годах русы на 500 судах совершили поход по  Каспийскому морю. Миновав Дагестан они заняли  один из островов близ Баку и  захватили богатую добычу. Участниками таких походов становились и люди с  Северного Кавказа. В 944 г. во время экспедиции руссов  в Закавказье, в занятии  азербайджанского города Барда приняли участие и дагестанцы. В 965г. русы во главе с князем Святославом  совершили поход на город Семендер – столицу Хазарского  каганата, расположенный на территории  Дагестана и разрушили его.              В последующем меняется характер военного присутствия руссов на  Каспии.  Создается русская  база – поселение в устье реки Терека или Аграханского  залива. Русы поддерживают постоянные связи с Дербентом.  Город Дербент в то  время славился как рынок русского льна. Здесь и других городах дагестанского  побережья было много торговых людей из Руси. В Дербенте постоянно проживало  какое­то количество русских людей­торговцев.           На службе у эмира Дербента находился и целый флот руссов из 70  кораблей, который в 1175 году участвовал в сражении близ Баку. Совместные  военные акции и политические связи дагестанцев с русами  продолжались вплоть до  монгольского нашествия.)  Учитель: В период монголо­татарского ига отношения русских с  дагестанцами прекратились или очень незначительными стали.  Тяжелым бременем  легло монгольское иго на плечи народов Кавказа и Восточной Европы. А еще  территория Дагестана стала пограничной линией между двумя монгольскими  державами Золотой ордой и государством Хулагидов и она стала ареной  междуусобной войны. К XIVв. Ослабло влияние монголо­татар на Дагестан, а  разгром Золотой Орды и образование русского централизованного государства   имели огромное  значение для исторических судеб народов нашей страны, в том  числе и для Дагестана, где пала власть татарских ханов. Восстановились сношения  Дагестана с Россией, прерванные во время монголо­татарского господства. Какие  факты говорят об этих событиях?         (Примерный ответ: Правитель Ширвана и Дербента Фаррух­Ясар послал  своего посла Хасанбека в Москву к великому князю Ивану Васильевичу. В 1466г.  последовало ответное посольство из Москвы в Шемаху Василия Панина. Вместе с  посольством прибыла в Дербент группа русских купцов, в их числе знаменитый  русский путешественник тверянин  Афанасий Никитин, который дал в своей книге ценные, но очень краткие сведения о Дербенте. По пути в Дербент купцов настигла в  море буря и их судно разбилось о берег Каспия. Купцы были захвачены кайтагским  владельцем Уллу­беком.  По просьбе ширваншаха  купцы  вместе Афанасием  Никитиным были освобождены. Это событие, относящееся к началу 1467 года, он  описал в своей книге «Хождение за три моря») Учитель: В ответе прозвучало имя русского  великого князя Ивана  Васильевича. Еще под каким именем мы знаем его?  Если речь идет о событиях 1466­ 1467гг., то это…        (Примерный ответ: Иван III) Учитель: А уже с XVI века низовья реки Терек начали  заселяться русскими  вольными людьми, известными как терские и гребенские казаки. Эти были беглецы с  рязанской  земли, выходцы с Дона, Волги и других мест. Русское население  граничило с поселениями чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, ногайцев, аварцев  и кумыков. Между русскими и местным населением завязались тесные связи, и даже  религиозные различия не были препятствием для взаимных браков. Со временем  казаки и горцы переняли друг у друга некоторые элементы языка и заимствовали  многие обычаи и привычки. Эти контакты становились все шире и многообразнее,  делались основой  мирного сотрудничества еще задолго до появления в этих местах  царской власти. Укрепил русско­северокавказские отношения и добровольный  переход Кабарды под власть России. А что нам известно о сношениях дагестанцев с  царской властью России?         (Примерный ответ: В 1557 году шамхал и князь небольшого Тюменского  владения , расположенного к северу от нижнего течения  р.Терек, послали в Москву  своих послов с предложением нести службу на благо Русского государства. А  соперничество с Кабардой и феодальные распри не позволили наладить отношения с  Россией. С этим связан поход на Тарки воеводы Черемисина в 1560 г. А когда в  Дагестан вошли турецкие войска отношения еще больше обострились. В это время правители Кахетии пожелали принять русское подданство. Чтобы  обеспечить надежные пути в Грузию, русские власти в 1588г. построили на р.Терек  крепость Терки (Терский городок), а затем укрепились на р.Сулак. Укрепление  русского влияния на Северном Кавказе встретило противодействие со стороны  Турции и его вассала – Крымского хана. Поэтому турецкое командование в Дербенте приложило немало усилий  для возбуждения местного населения против русских. А  шамхал по наущению турок стал мешать связям России с Кахетией. Это привело к  походам  русского войска воеводы Г.Засекина на Тарки против шамхала в 1591 г. , а  затем князя С Звенигородского в 1589г. и воеводы Хворостинина в 1593г. Более   эпизодическими, но более устойчивыми были отношения Российского государства с  владетелями Внутреннего Дагестана, через которых пролегал путь в Грузию.  В  1589г., представители  двух крупных аварских феодалов – хунзахский нуцал и «Черный князь», правивший  северо­западным уделом нуцальства, идя по пути  сближения с Россией, приняли  в Сунжинском городке присягу о вступлении в  российское подданство.) Учитель: А как происходила процедура вступления владельцев Дагестана в  подданство русского царя? В чем ее суть?        (Примерный ответ:  Дагестанские владетели давали присягу – шерть на  верность и выдавал в аманаты – заложники одного или нескольких свох  родственников. Аманаты проживали  в Астрахани и Терском городке и содежались за казенный счет.) Учитель: Мы уже знаем что в большинстве своем дагестанцы изменяли царю  со временем, что происходило с аманатами?         (Примерный ответ: Чаще всего они оставались жить среди русских,  перенимали городской образ жизни и даже не помышляли о возвращении домой.  Таким образом в Астрахани и Терском городке накоплялось большое количество  горцев, но уже горожан.) Учитель: В начале XVIIв., в правление Бориса Годунова, идя навстречу  пожеланиям кахетинских царей, была сделана ещё одна попытка   проложить дорогу  в Кахетию через Астрахань и Тарки и для этого были направлены  воеводы Бутурлин  и Плещеев со  значительным войском  при поддержке кабардинских и окоцких  феодалов.  Навстречу им должен был выступить кахетинский царь.  Русским удалось  занять Эндери, построить две крепости на Сулаке, Акташе, захватить Тарки и  заложить крепость у Туралинского озера. А какова была дальнейшая судьба этого  предприятия?        (Примерный ответ:  Дагестанские   владетели сплотились против  этого  вторжения и на помощь  им из Шемахи пришел сильный турецкий  отряд с  артиллерией.  Русские войска были почти полностью истреблены, погибло около 7  тысяч человек) Учитель: Русскими были  потеряны  Сунженский и  Койсинский остроги ,  поставленные в ХVIв. В этом бою погиб и Султан­Мут.    Этим и закончилась  последняя попытка  русских властей добиться  своих целей  военными средствами.  Начавшееся вскоре «смутное время»  сделало невозможным  проведение активной   русской внешней политики.   А какие связи развивались между народами России и  Дагестана более успешно? 2. Подвести итоги опроса, выставить оценки. Учитель: Из всего услышанного мы можем сделать выводы следующие: 1. Контакты русских и дагестанцев имели многолетнюю историю; 2. 3. В основном они были мирного характера – торговые; Усиление переселенческой волны русских на Кавказ эти отношения не  испортило; 4. Ориентация дагестанских владетелей на Российское государство носила характер лавирования  перед угрозой быть поглощенными более сильным соседом,  непостоянный и не долговременный; 5. Первые попытки  решить  проблемы с дагестанскими владениями  военным способом закончились для России провалом.                                                           5. Объявить домашнее задание. Прочитать дома п.40.  Написать  реферат на тему «Русско­дагестанские отношения в XVIII­XIX вв.» .

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..

История Дагестана 8 класс Подготовила: учитель истории Дагестана Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Внутриполитическая история Дагестана 16 века..
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019