Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».
Оценка 4.9

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
химия
3 кл—11 кл
04.04.2018
Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».
Химия – не лабораторная наука для избранных, а современное искусство, основанное на опыте многих поколений. Наука и искусство способны отражать духовное содержание эпохи, её эстетические ценности. Наука создает материалы для искусства, а искусство облагораживает науку. Как прекрасен и разнообразен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками, герои которых прямо или косвенно связаны с химической наукой, например с названиями химических элементов.
Жукова Т.А. наука 0+ химия, наука, забава.docx
МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия». Учитель химии МБОУ «СОШ №2» Жукова Т.А. Цели: вызвать интерес к образовательной области «химия» и определить её роль в искусстве;  показать роли химической науки  в развитии мирового художественного искусства;   способствовать   пониманию   связей   между   знаниями   из   разных образовательных   областей;   познакомить   с   технологиями   изготовления   красок,   со свойствами   красителей (хромотография, размеры частиц красителей), изготовить краски своими руками и  использовать их  для работы с рисунком, барельефом. Для старшеклассников – это хороший тренажер практических умений Работа по приготовлению акварельных красок конкретизирует знания учащихся об обменных   реакциях   между   растворами   солей   и   развивает   навыки   приготовления растворов, фильтрования, промывания на фильтре, прокаливания и т.д. Работа важна в   практическом   отношении,   так   как   знакомит   (в   миниатюре)с   промышленном производстве некоторых красок Химия – не лабораторная наука для избранных, а современное искусство, основанное на   опыте   многих   поколений.   Наука   и   искусство   способны   отражать     духовное содержание   эпохи,   её   эстетические   ценности.   Наука   создает   материалы   для искусства, а искусство облагораживает науку.   Как прекрасен и разнообразен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками,  герои которых прямо или косвенно   связаны   с   химической   наукой,   например   с   названиями   химических элементов. Действительно,   золото   блестит,   как   Солнце   на   небе,   а    Гелиос — в древнегреческой мифологии     солнечное божество, химический элемент –  гелий; Марс имеет красноватый Цвет, как железная окалина (поверхность Марса покрыта оксидом железа); ртуть подвижна как вестник богов Меркурий; Кадм  ­   герой   древнегреческой   мифологии,   легендарный   основатель   Фив   в Беотии(Хендрик   Гольциус. Кадм,   убивающий   дракона(между 1600 и 1617))  и химический элемент  ­ кадмий; МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Прометей  ­   мифический     герой,   защитник   людей,   похитивший   у Зевса огонь   и передавшего его людям (Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)),  химический элемент ­ прометий. Тор  –   бог     грома  в   скандинавской   мифологии   (Битва   Тора   с   великанами, худ. Мортен Эскиль Винге(1872 год)) химический элемент ­ торий; Церера ­ римская богиня плодородия, а также   самой большая из малых планет, химический элемент ­ церий; Ни баоо ­ниобий; Ванадис скандинавская богиня любви и красоты, химический элемент – ванадий.   (идет показ этих картин – см. приложение 1.)  — в древнегреческой мифологии дочь Тантала и Дионы, химический элемент Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком. О составе красок ,  способах их получения, и о  многом другом мы узнаем, окунувшись в мир красок. В   древности   художники   сами   делали   для   себя   краски.   Основа   любой  краски   ­ пигмент (краситель).  Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древних египтян   приготовлялись   из   минералов.   Минеральные     природные   готовили   из натурального   сырья   простым   перетиранием   и   отмучиванием   (очисткой).   Они   не только просты в изготовлении, но и наиболее прочны и дешёвы. К ним относятся: цветные «земли» (охры: красная ­ из красной охры (оксид железа (III) с примесями силиката   алюминия   и   кварца),   жёлтая   ­   из   жёлтой   охры(Fe2O3•Н2O;   Fe2O3•3Н2О сиены, умбры); железные руды (гематит), цветные камни (азурит, малахит ­ зелёная, лазурит,   синяя   ­   из   кобальта,   меди,   тёртого   лазурита,     аури­   пигмент,     горная киноварь   и   некоторые   другие),   белая   краска   добывалась   из   известняка  (СаСО3), чёрная ­ из сажи.  (учащиеся старших классов  демонстрируют образцы этих веществ) Как   уже   упоминалось,   краска   состоит   из   двух   составляющих:   пигмента, определяющего   цвет   краски,  и   связующего,  обеспечивающего   сцепление   частичек краски между собой и основой.  Пигменты – это цветные порошки, нерастворимые в органических растворителях (лаках, маслах, спирте и т.д.), а также в воде. Но существуют и другие порошки – красители,   которые   в   отличие   от   пигментов   образуют   с   жидкостями   растворы. Пигменты   обладают   определённым   цветом,   так   как   они   способны   избирательно МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. отражать лучи дневного света.   Когда на пигмент падает световой луч, то часть лучистой  энергии   поглощается, а  другая  отражается, окрашивая  пигмент  в  цвет отражённых лучей. Получение   пигментов   –   всегда   познавательно,   интересно   и   красиво.   История сохранила информацию,  что Д.И. Менделеев был не равнодушен к пигментам и даже лично  приготовил  пигменты  для  картины  А.И.  Куинджи  «Ночь  на  Днепре»   (см. приложение №2). Для   получения   минеральных   искусственных   пигментов,   необходимо   приготовить растворы химических веществ.  (Учащиеся старших классов знакомят младших школьников с приготовлением растворов:     показываю   как   надо     взвешивать   твердые   вещества,   работу   с электронными   весами,   растворение   веществ,   работу   с   мерной   посудой)    (см. приложение №3). Из полученных растворов   учащиеся готовят пигменты согласно методичкам (см. приложение №4). Полученные пигменты разделите пополам. Первую половину передайте группе на определение размеров частиц красителя.        Размеры частиц, из которых состоят пигменты, очень малы и недоступны для непосредственных   измерений.   Чтобы   измерить   «неизмеримо   малые»   объекты, прибегают к специальным методам, повышающим точность измерений.  Минеральные пигменты   не   растворяются   в   воде,   тем   самым   образуют   суспензии.   Это   так называемые   дисперсные   системы.   Большинство   минеральных   красителей     при попадании в воду тонут, так как их плотность больше плотности воды. Это свойство можно использовать для определения размера частиц пигментов.    Группа   учащихся   определяет   размеры   частиц   минеральных   природных пигментов  согласно методическим рекомендациям (см. приложение №5).  Вторая часть пигментов отправлена  на приготовление красок. Кроме пигментов в состав красок входит связующий элемент. Названия   свои   ­   масляные,   акварельные,   эмалевые,   восковые   и   так   далее   ­ краски   получают   от  названия   различных   связывающих   их   веществ.   Добавили   в пигмент   слабый  растительный   клей,   текучий   мёд   и   глицерин   ­   и   получилась акварель  ­   нежная,   прозрачная   краска.   Краску   эту   разводят   водой   ­   отсюда   и название, ведь «аква» ­ по латыни «вода». А если в пигмент добавить непрозрачные белила  (белую краску) и сильный клей гуммиарабик ­ получится гуашь, краска, которая образует плотную бархатистую поверхность. Очень прочная краска получится, если пигмент смешать с яйцом или  соком растений, ­ её называют  темперой,  если добавляют воск ­ энкаустика.  На основе МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. растительных масел или синтетических смол готовят масляные краски. (Учащиеся   старших   классов   рассказывают   и   демонстрируют   младшим школьникам способы получения различных красок из полученных пигментов. См. приложение 6). Полученными красками учащиеся начинают творит собственные шедевры на холсте, бумаге; расписывают гипсовый барельеф (приготовленный своими руками заранее), поделки вырезанные из древесины на уроках технологии. Старшеклассники   этим   временем   проводят   хромотографический     анализ красителей   (см.   приложение   №7).  Метод   основан   на   различной   растворимости пигментов в спирте, позволяет расширить знания учащихся о способах разделения смесей. По полученной  хроматограмме, можно определить, какие пигменты входят в состав красителя.. Приложение 1. Репродукции картин МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Приложение 2. «А.И. Куинджи «Ночь на Днепре»    Приложение 3 «Приготовление растворов» Для изготовления пигментов необходимо приготовить следующие растворы: Название пигмента КРАСКА ЗЕЛЕНАЯ (зеленый пигмент  «ярь­медянка») Изумрудная (хромовая) зелень Концентрация растворов для его приготовления 50 мл  молярного раствора медного купороса; 50 мл молярного раствора соды 50 мл  молярного раствора хромокалиевых квасцов; 50 мл молярного раствора гидроксида калия МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. КРАСКА БЕЛАЯ 50 мл  одномолярного раствор сульфата цинка   50 мл  одномолярный раствор карбоната натрия.  КРАСКА ЖЕЛТАЯ.  КРАСКА КРАСНАЯ КРАСКА СИНЯЯ ФИОЛЕТОВЫЙ ПИГМЕНТ 50 мл молярного раствора хлорида бария 50 мл молярного раствора сульфата натрия  10 мл одномолярного раствора соли FeCl3  10 мл одномолярного раствора  хромата калия K2CrO4. 10 мл раствора дихромата калия (2 массовых части соли  на 10 массовых  частей воды) прилить 10 мл 0,1 н раствор  ацетата свинца при перемешивании 10 мл одномолярного раствора FeCl3,   10 мл одномолярного раствора щелочи 10 мл подкисленного раствора соли FeCl3,  7 мл  раствора ферроцианида калия K4[Fe(CN)6]. 10 – 20 мл  одномолярного раствор фосфата натрия   10 – 20 мл  одномолярного  раствором  сульфата кобальта. 1. При необходимости произведите расчет массы необходимого вещества, объема  растворителя.  2. Отвести рассчитанную массу, поместите её в мерную колбу. 3. Добавьте небольшое количество дистиллированной воды в мерную колбу, перемешайте,  стараясь растворить вещество. 4. После растворения вещества, долейте до метки дистиллированную воду. 5. Закройте колбу пробкой, перемешайте переворачивая колбу. 6. Полученный раствор передайте группе по получению пигментов. Отчет по работе оформите в виде таблицы. Расчеты Масса вещества Формула и название вещества Медный купорос Концентра Объём, ция раствора 1 М  мл 50 Сода ­ карбоната натрия хромокалиевых  квасцов гидроксида  калия 1 М 1 М 1 М сульфата цинка   1 М хлорида бария 1 М сульфата натрия 1 М 50 50 50 50 50 50 МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Хлорид железа  (III) хромата калия  1 М 1 М ацетата свинца 0,1 н фосфата натрия 1 М сульфата  кобальта 1 М 50 50 50 50 Приложение 4 «Получение пигментов» Лабораторный практикум        «Получение красок» КРАСКА ЗЕЛЕНАЯ                             (зеленый пигмент «ярь­медянка»). К 10 мл  раствора медного купороса добавьте 10 мл раствора соды, в осадок выпадает основный  карбонат меди Cu(OH)2CO3. Отфильтровать осадок и осторожно по каплям добавить ледяную  уксусную кислоту до полного растворения осадка. Раствор упарить при умеренном нагревании  почти досуха, не допуская перегрева, а затем охладить. Сине­зеленые кристаллы отфильтровать и  высушить между листами фильтровальной бумажки. Инструктаж  по технике безопасности.  В  химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус.   Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе.   Смешивать вещества необходимо в количествах, указанных в инструкции.  При нагревании  не наклоняйтесь над  нагреваемым прибором После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть руки.  Лабораторный практикум «Получение красок» КРАСКА ЗЕЛЕНАЯ. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего  красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3 ,называемый еще хромовой зеленью. Очень  редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет  красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно­зеленого до ярко­зеленого. Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта. 1.Проведем опыт «Извержение вулкана»  по уравнению реакции: (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O 2. Смесь нужно охладить, промыть несколько раз водой, профильтровать, высушить, хорошо  растереть в ступке, добавить воды. Второй способ: к 10 мл  молярного раствора хромокалиевых квасцов прилить эквимолярное  количество молярного раствора гидроксида калия. Полученный осадок отфильтровать и прокалить. Инструктаж  по технике безопасности.  В  химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус.   Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе.   При нагревании  не наклоняйтесь над  нагреваемым прибором После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть рук Лабораторный практикум        «Получение красок» КРАСКА БЕЛАЯ. Готовим цинковые белила (ZnO) по уравнению реакции: ZnSO4 + Na2CO3 = ZnCO3 + Na2SO4. 10 – 20 мл  одномолярного раствор сульфата цинка  сливают в химический стакан и добавляют 10 – 20 мл  одномолярный раствор карбоната натрия.  Осадок фильтруют, промывают дистиллированной водой, сушат, а затем прокаливают. В результате образуется оксид цинка – готовый пигмент для краски: ZnCO3 = ZnO + CO2 В 1780 г. впервые приготовили белила из цинка, вместо ядовитых свинцовых белил. Краска была  очень дорогой и особого успеха не имела. Лишь в 1840 г. удалось получить цинковые белила более  дешевым способом. Краска применялась в живописи и при малярных работах. Затем оксид цинка смешивают с льняным или ореховым маслом и получают хорошую масляную  краску, используемую в живописи. При смешивании ZnOс олифой получают краску для малярных  работ. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Готовим баритовые  белила (Ва SO4) по уравнению реакции:  Na2SO4 + ВаCl2 =  2 NaCl + Ва   SO4. Раствор хлорида бария 10 мл сливают в химический стакан, приливают 10 мл дистиллированной  воды, нагревают до 70­80 0С. При непрерывном помешивании стеклянной палочкой приливают 10  мл раствора сульфата натрия. Дают раствору отстояться. Потом сливают жидкость, находящуюся  над осадком, приливают чистой воды, перемешивают, дают отстояться и затем фильтруют. Осадок  высушивают. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Лабораторный практикум        «Получение красок» КРАСКА ЖЕЛТАЯ.   «Железную» желтую акварельную краску можно получить  при помощи  соли  трехвалентного железа FeCl3, 10 мл одномолярного раствора которой смешивают  с 10 мл  одномолярного раствора  хромата калия K2CrO4.  Мгновенно образуется желтый осадок Fe2(CrO4)3. 2FeCl3  +  3K2CrO4  ═  Fe2(CrO4)3↓  +  6KCl      Лабораторный практикум  «Получение красок» ЖЕЛТЫЙ ПИГМЕНТ Получение хромата свинца  К 10 мл раствора дихромата калия (2 мас. ч. соли на 10 мас. ч. воды) прилить 10 мл 0,1 н  раствор ацетата свинца при перемешивании. Протекает реакция: K2Cr2O7 + 2Pb(CH3COO)2 + H2O = 2PbCrO4 +2CH3COOK+2CH3COOH Полученный осадок отфильтровывают, промывают водой и высушивают. Инструктаж  по технике безопасности.  При нагревании  не наклоняйтесь над  нагреваемым прибором  в химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус.   Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе.   Смешивать вещества необходимо в количествах, указанных в инструкции.  После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть руки. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Лабораторный практикум        «Получение красок»  КРАСКА КРАСНАЯ.  Охра – природный пигмент, красящую основу которого составляет оксид железа(III).  В зависимости от его процентного содержания меняется цвет охры. Светло­желтые охры  содержат от 12 до 25% оксида железа(III), золотисто­желтые от 40% и выше. В состав красной охры входит сразу два оксида железа – оксид железа(II) и оксид  железа(III), поэтому химический состав такого вещества обычно выражают  формулой Fe3О4. Окраска большого числа природных пигментов – земляных красок – обусловлена  присутствием в них соединений железа. К числу наиболее известных железосодержащих  пигментов относятся охры. При прокаливании желтой натуральной охры удаляется вода и образуется «железный  сурик» красного цвета. Fe2O3 ● nH2O  =  nH2O+ Fe2O3 Для приготовления его 10 мл одномолярного раствора FeCl3, смешайте с 10 мл  одномолярного раствора щелочи. Полученный гидроксид железа (III) прокалите до  получения пигмента красного цвета   Fe2O3. Инструктаж  по технике безопасности.  При нагревании  не наклоняйтесь над  нагреваемым прибором  в химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус.   Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе.   Смешивать вещества необходимо в количествах, указанных в инструкции.  После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть руки. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Лабораторный практикум  «Получение красок»  КРАСКА ТЕМНОЗЕЛЕНАЯ. В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный  как поделочный камень– малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2. Малахит истолочь в тонкий порошок в ступке, а затем тщательно растереть с водой. Окраска малахита чаще всего зеленая, но может быть даже почти черной. В России наиболее известны месторождения малахита на Урале (в районе Нижнего Тагила). Из малахита изготавливают ювелирные и декоративные изделия. Чаще всего в продаже  встречаются малахитовые шкатулки.  В древнем мире из малахита изготовляли бусы, амулеты, камеи и декоративные изделия.  Порошок из малахита служил краской для рисования и пудрой в косметике. Георгиевский зал в Зимнем дворце Петербурга отделан уральским малахитом. Внутренние помещения Исаакиевского собора в Петербурге также облицованы малахитом. Лабораторный практикум  «Получение красок» ЗЕЛЕНЫЙ ПИГМЕНТ МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Получение оксида хрома (III) . Смешайте дихромат калия с активированным углем или серой в стехиометрических  соотношениях.  Разотрите смесь в ступке, а затем, взяв в тигель не более 2 г. смеси,  прокалить ее при температуре 600 °C. После охлаждения смесь промойте  несколько раз  водой и отфильтруйте. Оставшийся на фильтре оксид хрома (III) высушите. Инструктаж  по технике безопасности.  При нагревании  не наклоняйтесь над  нагреваемым прибором  в химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус.   Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе.   Смешивать вещества необходимо в количествах, указанных в инструкции.  После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть руки.       Лабораторный практикум  «Получение красок» КРАСКА СИНЯЯ. Широко известный синий пигмент ­ берлинская лазурь. Для ее приготовления 10 мл  подкисленного раствора соли трехвалентного железа FeCl3, смешайте с 7 мл  раствора  ферроцианида калия K4[Fe(CN)6]. Тщательно перемешайте полученный  раствор.  Мгновенно образуется синий осадок берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6]3. 4FeCl3  +  3K4[Fe(CN)6]  ═  Fe4[Fe(CN)6]3↓  +  12KCl Осадок фильтруют, промывают дистиллированной водой. Высушивание производят при  температуре не выше 1000С. Лабораторный практикум «Получение красок» ФИОЛЕТОВЫЙ ПИГМЕНТ Кобальтовую краску  получают, смешивая 10 – 20 мл  одномолярного раствор фосфата  натрия с  10 – 20 мл  одномолярным  раствором  сульфата кобальта. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Na3PО4+CoSO4  =  3Na2 SО4+Co3(PO4)2 Выпадающий в осадок кристаллогидрат обезвоживают прокаливанием. Остаток  размалывают и получают красивый и светостойкий пигмент. Инструктаж  по технике безопасности.  в химической лаборатории вещества нельзя пробовать на вкус.   Перед нагреванием необходимо проверить готовность спиртовки к работе.   Смешивать вещества необходимо в количествах, указанных в инструкции.  После работы необходимо убрать рабочее место и тщательно вымыть руки.  При нагревании  не наклоняйтесь над  нагреваемым прибором Приложение 6 «Определение размеров частиц минеральных красителей» Определение размера частиц пигментов. Инструктивная карта. I. Минеральные пигменты не растворяются в воде, тем самым образуют суспензии.  Это так называемые дисперсные системы. Большинство минеральных красителей   при попадании в воду тонут, так как их плотность больше плотности воды. Это  свойство можно использовать для определения размера частиц пигментов.  Классификация дисперсных систем по размерам частиц. Определите размер  частиц – зубного порошка, крахмала, сульфата бария. По размерам частиц,  определите тип дисперсной системы.  Грубодисперсные (взвеси) – размер частиц более 100 нм; Тонкодисперсные (коллоидные системы) – размер частиц от 100 до 1 нм; Истинный раствор – размер частиц менее 1 нм (размер молекул или ионов). Расчет радиуса частицы проведите по формуле: r=√ 9ήh 2△dgt где ή–вязкостьжидкости;h−высота,скоторойчастицападает завремяt; △d−разностьплотностивеществаичастицы;g−ускорениесилытяжести. Определение размера частицы минерального красителя. 1. Взболтайте в нескольких миллилитрах воды одну­две щепотки исследуемого  пигмента.  2. Вылейте осторожно полученную суспензию в цилиндр с водой. 3. Засеките время, необходимое для полного оседания частиц на дно стакана. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. 4. Для расчета можно использовать следующие величины: g=9,8м/с2,  =0,001  Н*с/м2, △d= d(частицы) – d(воды), d(воды)=1000 кг/м3, h – расстояние от  поверхности воды до дна стакана в метрах. Если время вы измеряли в секундах, то радиус частицы получиться в метрах. ῆ Результаты проведенных измерений занесите в таблицу: Изучаемый пигмент Плотность частицы Время оседания, с Результат Оксид железа (III) Гидроокись железа (III) Малахит  ….. 5,242 г/см³ 3,9 г/см³ 3,95 г/см³ Приложение 6 «Получение красок». Изготовление акварельных красок 5­7 мл клеевого  Для краски каждого цвета приготовьте раствора примерно 50% концентрации. Смешайте  его с равным количеством  меда, добавьте немного глицерина. В качестве антисептика используйте  5%  раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало,  буквально несколько капель.  Все компоненты будущей краски смешайте. Основа краски готова, нет только  самого важного – красителя. Добавляйте  его в последнюю очередь в виде  густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось  основы для краски. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Приложение 7 «Хромотографический анализ некоторых красителей» Хромотографический анализ красителей. 1. На полоску фильтровальной бумаги на расстоянии 1­1,5 см от края  нанесите в ряд пятна красителей, касаясь фломастером бумаги  (диаметр пятна – менее 1 мм). 2. Хромотограмму поместите на стеклянную палочку с резиновыми  пробками для фиксации в стеклянном стакане, при этом нижний её  конец, на котором нанесены образцы красителей, погружают в  спиртово­кислотную смесь.  3. Повторите эксперимент с другими спиртово­кислотными смесями и  выясните, влияет ли состав такой смеси на подвижность красителей. 4. Результаты запишите в таблицу (укажите смещение красителей, в см): Этанол:уксусная  кислота:вода в  соотношении 8:1:1 Этанол:уксусная  кислота:вода в  соотношении 6:1:3 Н­бутанол:уксусная  кислота:вода в  соотношении 40:15:5 Красители  фломастеров Красители  шариковых ручек МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Коллективное занятие.  Приложение 8 МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Фото 1. Учащиеся начальных классов на занятии по изготовлению минеральных пигментов. Фото 2. Старшеклассники профильного класса помогают малышам получить пигменты. Групповое занятие. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Фото 3. Использование полученных крассок в творчестве. 5­6 класс Фото 4. Работа в микрогруппах. 9­10 класс. МБОУ «СОШ №2 Жукова Т.А. Индивидуальные занятие. Фото 5. Изучение свойств некоторых пигментов в неорганической химии. 7­8 класс Фото 6. Изучение свойств пигментов. Хромотография. 10­11  класс

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».

Методическая разработка регионального мероприятия Всероссийского мероприятия NAUKA + По теме: «Химия: искусство, наука, забава. Цветная химия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018