Презентация на тему " Приёмы формировани читательской грамотности"
Оценка 4.7

Презентация на тему " Приёмы формировани читательской грамотности"

Оценка 4.7
pptx
06.11.2023
Презентация на тему " Приёмы формировани читательской грамотности"
приемы формирования читательской грамотности.pptx

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель начальных классов
МОБУ гимназии №6 имени Зорина Ф.М. г. Сочи
Бегина Альфина Георгиевна

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит « извлечь из мертвой буквы живой смысл

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит « извлечь из мертвой буквы живой смысл

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит « извлечь из мертвой буквы живой смысл
Читать - это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чём главное.»
К.Д. Ушинский

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.
Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Составляющие читательской грамотности

Составляющие читательской грамотности

Составляющие читательской грамотности

Речевые умения:

– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.

Интеллектуально-речевые умения

Интеллектуально-речевые умения

2) Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
– делить текст на структурно-смысловые части;
– самостоятельно ставить вопросы к тексту;
– вести диалог с автором текста;
– отвечать на вопросы учителя по тексту;
– выделять в тексте главное;
– составлять простой план текста;
– составлять таблицу, схему по содержанию текста;
– находить ключевые слова;
– соотносить заглавие с содержанием текста;
б) Продуктивные (умения говорить, писать):
– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;
– озаглавливать текст;
– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

Коммуникативные умения: – вступать в диалог с учителем и сверстниками; – высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника; – обсуждать проблему в…

Коммуникативные умения: – вступать в диалог с учителем и сверстниками; – высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника; – обсуждать проблему в…

3) Коммуникативные умения:

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;
– обсуждать проблему в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).

Приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности

Приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности

Приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву

1 класс- задания на уровне слова:

- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

-Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

-Добавь в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).

- Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Прочитайте пословицу правильно :

Прочитайте пословицу правильно :

- Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.

- Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу).
Нет, напрасно мы решили
Прокатить ________ в _______.
_______ кататься не привык,
Опрокинул __________________.

-Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух

со 2 класса задания усложняются:

задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно
быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются
зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова
встречались в тексте несколько раз. Отыскав их,
ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также
развивает словесную память.

Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу

Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу

Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

Несла Жучка её тень
Глядь, в воде что в воде не тень, а Жучка и кость.
Пришло Жучке на ум, кость через мост.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять.
Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Приём «Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать.
Приём «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.

Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям

Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям

- Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
- Приём «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
1) Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
2) У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
-Приём «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Приём «Чтение с пометами» ( этот приём ещё называют

Приём «Чтение с пометами» ( этот приём ещё называют

-Приём «Чтение с пометами» ( этот приём ещё называют Инсерт ) информацию, формулировать мысли автора своими словами.


Приём технологии развития критического мышления.
Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. "Инсерт" - это: I - interactive - самоактивизирующая N - noting S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Приём «З. Х. У.» В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию

Приём «З. Х. У.» В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию

-Приём «З. Х. У.»

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Чтение с составлением таблицы, схемы»

Чтение с составлением таблицы, схемы»

«Чтение с составлением таблицы, схемы»
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Ель

Лиственница

Отношение к свету

теневыносливая

светолюбивая

Форма шишки

конусовидная

округлая

Расположение хвоинок

одиночное

пучками

Продолжительность жизни хвоинок

5-7 лет

1 год

Приём «Взаимообучение» Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы

Приём «Взаимообучение» Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы

-Приём «Взаимообучение»
Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы.
Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу.
Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений.
Потом учащиеся меняются ролями.
-Приём «Верные-неверные утверждения»
1. Ветер может разрушить горы.
2. Опавшие осенью листья вредят почве.
3. 1см почвы образуется за 300 лет.
4. Норы животных, живущих в почве, разрушают её.
5. Растения участвуют в образовании почвы.
6. Почва и камень родственники.
7. Почва – наша кормилица.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения» Тема: «Искусство в твоём доме» (ИЗО)

Мастер Изображения
придумывает узор

Утверждение

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Повторение похожих линий,
пятен в заданной
последовательности
называется ритмом

Художник придумывает,
как будет выглядеть вещь,
чтобы она радовала и
помогала жить

ВЕРНО

ВЕРНО

НЕВЕРНО

НЕВЕРНО

Приём «Синквейн» Правила написания синквейна таковы:

Приём «Синквейн» Правила написания синквейна таковы:

-Приём «Синквейн»

Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.

Синквейн» 1. Чтение. 2. Приятное, увлекательное

Синквейн» 1. Чтение. 2. Приятное, увлекательное

«Синквейн»

1. Чтение.  2. Приятное, увлекательное. 3. Развивает, помогает, интересует. 4. Чтение расширяет наш кругозор. 5. Знание.

1. Осень.
2. Таинственная, печальная.
3. Опадают, темнеет, холодеет
4. Очень холодное время года.
5. Скучная пора.

по произведению А. С. Пушкина «…Уж небо осенью дышало»

по произведению сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старуха
Завистливая, жадная
Бранится, не ценит, завидует
Не ценит то, что получила от рыбки
Разбитое корыто

Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному)

Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному)

Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному).
Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом).
Приём «Сопоставление» (к картинному пункту плана подобрать фрагменты текста).
Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его).
Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку).

Приёмы работы с составленным планом

Прием «Кластер». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме

Прием «Кластер». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме

-Прием «Кластер».


Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. 

Создание кластера На уроке литературного чтения в 3 классе во время изучения сказки

Создание кластера На уроке литературного чтения в 3 классе во время изучения сказки

Создание кластера


На уроке литературного чтения в 3 классе во время изучения сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка о рыбаке рыбке

2 встреча старика с рыбкой

1 встреча старика с рыбкой

3 встреча старика с рыбкой

4 встреча старика с рыбкой

5 встреча старика с рыбкой

6 встреча старика с рыбкой

Отпустил рыбку

Новое корыто

Новая изба

Столбовая дворянка

Царица

Разбитое корыто

Создание кластера по русскому языку 3 класс по теме «Глагол»

Создание кластера по русскому языку 3 класс по теме «Глагол»

Создание кластера по русскому языку 3 класс по теме «Глагол»

Глагол

Часть речи

Действие предметов

В предложении обычно сказуемое

Вопросы

Что делать?

Что сделать?

Число

Ед. ч.

Мн. Ч.

Время

Н.в.

Б.в.

П.в.

М.р.

Ж.р.

Ср. р.

Приём "Ромашка" Блума "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса

Приём "Ромашка" Блума "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса

-Приём "Ромашка" Блума

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?"
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Ромашка Блума Название произве дения

Ромашка Блума Название произве дения

Ромашка Блума




Название произве
дения

Простые вопросы

Практические вопросы

Творческие вопросы

Интерпретирующие вопросы

Оценочные вопросы

Уточняющие вопросы

Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, позволяет эффективно построить работу на уроке, организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь…

Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, позволяет эффективно построить работу на уроке, организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь…

Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, позволяет эффективно построить работу на уроке, организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, то есть ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательская грамотность обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023