Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
У ребенка с НОДА трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе(история заболевания) различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;
в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;
д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
У учащихся школы VI вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, у многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с НОДА проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
В КГОБУ VI вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы, что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях и во внеурочное время.
Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:
1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений;
3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев;
4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в практической жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.