Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
5 кл—6 кл
04.03.2018
Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения"
Данная рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения" составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 и содержит все основные разделы.Данная рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения" составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1 и содержит все основные разделы.
Программа коррекции 5-7 кл.docx

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 3»

 

 

 

Рассмотрено

На заседании МС

Протокол от «____»________2017г.№ ____

 

Утверждаю:

Директор МОУ ОШ № 3

_____________________

Рюмина Ж.Ю.

Приказ от «____»________2017г. № ____

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

«Коррекция устной и письменной речи у обучающихся

5 – 6 классов с ограниченными возможностями здоровья,

имеющих интеллектуальные нарушения»

 

Составитель:             Пантелеева Наталья Вячеславовна,

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Переславль-Залесский

2017г.

 

1.      Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа логопедических занятий с обучающиеся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), имеющих интеллектуальные нарушения, составлена на основе:

1.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2015  № 35850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.      Инструктивного письмаМинистерство образования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

3.       Программа  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1

4.      Учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».Гомзяк О.С. Москва, изд. ГНОМ и Д, 2009г.

 

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у большинства учащихся носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно: - нарушение звукопроизношения - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - выраженная дислексия; - дисграфия.

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

 

Основные задачи программы:

¾    создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

¾    развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;

¾    формировать пространственно-временные представления и понятия;

¾    развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

¾    совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики;

¾    формировать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

¾    создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками чтения и письма;

¾    обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;

¾    развивать фразовую и связную речь;

¾    способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля;

¾    развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений:

устойчивости внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, способности к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности.

2.      Общая характеристика коррекционного курса

Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.

Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.

Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5-6 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

   Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

 В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:

- индивидуально организованное обследование,

- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),

- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

- изучение работ ребенка (тетради).

В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний  в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

 

 

 

 

3. Место коррекционного курса в учебном плане

 

Коррекция нарушений речи учащихся с ОВЗ и интеллектуальной недостаточностью требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Приоритетной формой являются групповые занятия.

В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 68 занятий. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут  (1 урок).  При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 1-3 раза в неделю, в соответствии с  индивидуальным планом работы, составленным на каждого обучающегося.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей детей, индивидуальных особенностей речевого дефекта, рабочей программы по русскому языку и литературе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение).

 

4.      Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты освоения курса включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты должны отражать:

1.  Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5.   Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7.  Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9.  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13.Формирование готовности к самостоятельной жизни.

 

 

Предметные результаты изучения курса должны отражать:

 

1. Формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

2. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3. Овладение основами грамотного письма;

4.Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

5.  Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

6. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

7. Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической, связной речи;

8. Использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

9. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

 

5.      Содержание коррекционного курса

 

Состав слова (10 ч)

Корень как главная часть слова. Образование однокоренных слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Словообразование. Образование слов с помощью суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Образование слов с помощью приставок. Образование прилагательных от существительных. Относительные прилагательные. Качественные прилагательные. Окончание.

Безударные гласные (2 ч)

Безударные гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов.

Согласование (6 ч)

Согласование имени существительного  с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных  с  именами существительными по падежам. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Предлоги и приставки (4 ч)

Предлоги. Правописание и дифференциация предлогов и приставок. Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Не с глаголами.

Управление (8 ч)

Практическое употребление  именительного падежа имени существительного. Практическое употребление родительного падежа имени существительного. Практическое употребление винительного падежа имени существительного. Дифференциация слов в родительном и винительном падежах. Практическое употребление дательного падежа имени существительного. Практическое употребление творительного падежа имени существительного. Практическое употребление предложного падежа имени существительного. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях (5 ч)

Понятия «словосочетание», «предложение». Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

Предложение (12 ч)

Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. Деформированное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение предложений по вопросам. Интонационная законченность предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Предлоги в предложении. Простые предложения. Сложные предложения.

Связная речь (18 ч)

Текст. Тема текста. Основная мысль. Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния. Восстановление деформированного текста. Редактирование текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Составление текста из деформированных предложений. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами. Составление рассказа по данному началу. Составление рассказа по его концу. Рассказ с элементами описания. Составление краткого рассказа. Составление рассказа по материалам наблюдений. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление связного текста по вопросам. Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану.

            Проверка знаний, умений и навыков (3 ч)

            Зрительный диктант. Слуховой диктант. Изложение.

 

6.      Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

N

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Предполага-емые сроки проведения.

Дата проведения

 

10

Состав слова

Сентябрь-октябрь

 

1

Корень как главная часть слова. Образование однокоренных слов

Находить общую часть в группах слов.

Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова».

Наблюдать за словами с омонимичными корнями.

Выделять единый корень в се­рии слов.

Образовывать одноко­ренные слова, относящиеся к различным частям речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Находить  однокоренные слова в тексте.

Графически обозначать корень слова.

 

 

2

Образование родственных слов

Подбирать однокоренные и родст­венные слова.

Различать родственные слова и формы одного и того же слова.

Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Упражняться в подборе родственных слов.

Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Группировать слова по значениям. 

Определять значения слов.

Графически обозначать корень слова.

 

 

3

Образование сложных слов

Наблюдать за способами словообразования сложных слов.

Выделять соединительную гласную о (е) в середине слова.

Определять лексическое значение сложных слов.

Составлять словосочетания и предложения со сложными словами .

Графически обозначать корень слова.

 

 

4

Словообразование. Образование слов с помощью суффиксов

Знакомиться с суффиксом как частью слова.

Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они образованы (уменьши­тельно-ласкательные суффиксы).

Находить суффиксы в словах и графически их выделять.

Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов.

Находить и исправлять ошибки в разборе слова.

 

 

5

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

 

 

6

Образование слов с помощью приставок

Знакомиться с приставкой как частью слова.

Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов.

Различать слова с приставками и слова, корень которых начинаются со сходных звукосочетаний.

Графически обозначать приставки.

Объяснять смыслоразличительную роль приставки.

Применять правила правописания приставок.

 

 

7

Образование прилагательных от существительных

Образовывать имена прилагательные от существительных.

Выявлять общий признак группы слов.

Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они образованы.

Находить суффиксы в словах и графически их выделять.

Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов.

Находить и исправлять ошибки в разборе слова.

 

 

8

Относительные прилагательные

 

 

9

Качественные прилагательные

 

 

10

Окончание

Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием.

Графически обозначать окончания.

Изменять слова по числам, родам, падежам.

 

 

2

Безударные гласные

 

 

11(1)

Безударные гласные в корне слова

Упражняться в подборе родственных слов.

Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Подбирать проверочные слова.

Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Графически обозначать корень слова.

 

 

12(2)

Правописание безударной гласной в корне слова. Подбор проверочных слов

 

 

6

Согласование

Октябрь

 

13(1)

Согласование имени существительного  с именем прилагательным в роде

Упражняться в  согласовании прила­гательных с существительными в роде в устной речи и на письме.

Определять род имен  существительных и прилагательных.

Согласовывать имена существительные и прилагательные в роде.

Графически выделять окончание имен существительных и прилагательных. Составлять словосочетания, предложения.

 

 

14(2)

Согласование имен прилагательных   с именами существительными по падежам

Обобщать и систематизировать знания о связи имен  прилагательных с именами существительными.

Образовывать начальную форму существительного и прилагательного.

Соотносить предмет и признак в различных предложно-падежных конструкциях в устной речи и на письме.

Графически выделять окончание имен существительных и прилагательных.

 

 

15(3)

Настоящее время глаголов

Изменять глагол по временам.

Упражняться в образовании глаголов настоящего времени.

Согласовывать глагол с существительным во времени.

 

 

16(4)

Прошедшее время глаголов

Изменять глаголы по временам.

Упражняться в образовании глаголов прошедшего времени.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Согласовывать глаголы с существительным во времени.

Соотносить глагольное окончание с родом существительного.

Составлять предложения, используя глаголы прошедшего времени.

 

 

17(5)

Согласование глаголов с именами существительными в числе

Согласовывать глаголы с сущест­вительным в  числе.

Соотносить глагольное окончание с числом существительного.

 

 

18(6)

Согласование глаголов с именами существительными в роде

Согласовывать глагол с сущест­вительным в  роде.

Определять род имен существительных.

Соотносить глагольные окончания с родом и числом существительных.

 

 

4

Предлоги и приставки

Ноябрь

 

19(1)

Предлоги

Различать предлоги по значению.

Находить и фиксировать предлоги в предложении.

Использовать правила написания предлогов со словами.

Правильно употреблять предлоги на письме.

Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов.

Применять правила написания предлогов со словами, приставок.

Различать предлоги и приставки.

Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками.

Различать слова с приставками и слова с предлогами, которые начинаются со сходных звукосочетаний (доплыть до берега).

Графически обозначать предлоги и приставки.

 

 

20(2)

Правописание и дифференциация предлогов и приставок

 

 

21(3)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок

 

 

22(4)

Не с глаголами

Применять правила написания не с глаголами.

 

 

8

Управление

Ноябрь-декабрь

Январь-февраль

 

23(1)

Практическое употребление  именительного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Знакомиться с падежом как грамматическим признаком имен существительных.

Знакомиться с алгоритмом определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в именительном падеже (кто? что?)

 

 

 

24(2)

Практическое употребление родительного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в соответствии с  падежом.

Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных.

Находить слова по заданному основанию.

Правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных  падежах.

 

 

 

25(3)

Практическое употребление винительного падежа имени существительного

 

 

 

26(4)

Дифференциация слов в родительном и винительном падежах

 

 

 

27(5)

Практическое употребление дательного падежа имени существительного

 

 

28(6)

Практическое употребление творительного падежа имени существительного

 

 

29(7)

Практическое употребление предложного падежа имени существительного

 

 

30(8)

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях

Подбирать вопросы к существительным в косвенных падежах, изменяя окончания существительных в соответствии с падежными вопросами.

Выбирать нужную форму имени существительного в словосочетаниях.

Изменять модели предложно-падежных конструкций.

Сопоставлять падежные формы существительных, сравнивать использованные предлоги и окончания.

Составлять словосочетания из слов, данных в начальной форме, выбирать нужную падежную форму имени существительного.

Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.

 

 

5

Связь слов в словосочетаниях и предложениях

Декабрь

 

31(1)

Понятия «словосочетание», «предложение»

Уточнять признаки  предложения, словосочетания.

Различать словосочетания и предложения по их основным признакам, устно и на письме.

Обозначать границы предложения.

Составлять предложение из набора слов.

Применять правила обозначения границ предложения.

Отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

Работать совместно в группе для достижения общей цели.

 

 

32(2)

Связь слов в словосочетаниях

Составлять словосочетания из слов.

Определять главное и зависимое слово.

Ставить вопрос от главного слова к зависимому.

 

33(3)

Разбор словосочетаний

 

34(4)

Выделение словосочетаний из предложений

Различать словосочетания и предложения по их основным признакам, устно и на письме.

Упражняться в выделении словосочетаний из предложений.

 

35(5)

Составление предложений из словосочетаний

Различать словосочетания и предложения по их основным признакам, устно и на письме.

Упражняться в составлении предложений из словосочетаний.

 

12

Предложение

Январь-февраль

36(1)

Обозначение границ предложения

Применять правила обозначения границ предложения.

Выделять законченные предложения из сплошного текста.

Отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

 

 

37(2)

Определение количества предложений в тексте

 

38(3)

Деформированное предложение

Составлять предложение, правильно согласовывая слова, определять правильный порядок слов в предложении. 

Грамматически правильного составлять предложения.

Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

Работать совместно в группе для достижения общей цели.

 

39(4)

Главные члены предложения

Уточнять понятие «грамматическая основа предложения».

Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения.

Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении.

Устанавливать пропуск одного из главных членов предложения, восстанавливать предложение.

Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения.

Знакомиться с однородными членами предложения.

Сравнивать предложения с однородными членами и без них.

Составлять предложения по вопросам и опорным словосочетаниям.

Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом.

 

40(5)

Второстепенные члены предложения

 

41(6)

Дополнение предложений по вопросам

Распространять простое двусоставное предложение.

Грамматически правильно оформлять предложение.

Вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, проявлять самостоятельность в высказываниях.

 

42(7)

Интонационная законченность предложения. Повествовательные предложения

Составлять предложения из слов, данных вразбивку.

Различать разные виды интонации, правильно обозначать на письме.

Применять правила обозначения границ предложения на письме.

Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

Работать совместно в группе для достижения общей цели.

Осуществлять самооценку своих действий.

 

43(8)

Вопросительные предложения

 

44(9)

Восклицательные предложения

 

45(10)

Предлоги в предложении

Осознавать роль предлогов в речи.

Применять правила о написании предлогов в предложении.

Составлять предложения с использованием предлогов.

Определять количество слов в предложениях с предлогами.

 

46(11)

Простые предложения

Составлять предложения по картинкам, по опорным словам.

Редактировать деформированные предложения.

Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении.

Устанавливать пропуск одного из главных членов предложения, восстанавливать предложение.

Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения.

 

47(12)

Сложные предложения

Знакомиться с понятием «сложное предложение».

Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами.

Находить в тексте сложные предложения.

Составлять сложные предложения из двух простых.

Графически обозначать грамматические основы предложений.

 

18

Связная речь

март-май

48(1)

Текст. Тема текста. Основная мысль

Выделять признаки текста, определять тему, основную мысль текста.

Устанавливать связь предложений в тексте.

Понимать содержание текстов.

Определять темы текста, основную мысль.

Подбирать заголовки к текстам.

 

49(2)

Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния

Выделять предложения из тек­ста.

Обозначать границы пред­ложения.

Оформлять предло­жения, используя правила.

Понимать содержание текстов.

Определять темы текста, основную мысль.

Подбирать заголовки к текстам.

 

50(3)

Восстановление деформированного текста

Располагать предложения в правильной последовательности для получения связного рассказа. 

Грамматически правильно оформлять предложение.

Определять тему текста, основную мысль, озаглавливать текст.

Применять правила обозначения границ предложения.

Применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Осуществлять самооценку своих действий.

Делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично, понятно строить суждение.

 

51(4)

Редактирование текста

Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме.

Находить логические ошибки в предложениях.

Редактировать простые предложения с  повторяющимися словами.

Конструировать сложноподчиненные предложений.

 

52(5)

Восстановление текста с пропущенными словами

Точно употреблять слова в тексте.

Дополнять содержание текста словами по смыслу.

Грамматически правильно оформлять предложение.

Применять правила обозначения границ предложения.

Применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Осуществлять самооценку своих действий.

 

53(6)

Составление связного текста из деформированных предложений

Устанавливать связь слов в предложении.

Составлять предложения, располагая слова в правильной логической последовательности.

Составлять связный текст из деформированных предложений. 

Дополнять предложения подходящими по смыслу предлогами для получения связного рассказа. 

Грамматически правильно оформлять предложения. 

Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте.

Определять тему, основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

 

54(7)

Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами

 

55(8)

Составление рассказа по данному началу

Дополнять рассказ предложениями.

Устанавливать последо­вательность передачи событий.

Определять тему, основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

 

56(9)

Составление рассказа по его концу

 

57(10)

Рассказ с элементами описания

Определять последовательность частей.

Составлять план текста.

Определять тему и главную мысль текста и его частей.

Составлять описательный текст.

Находить и выписывать из текста часть описательного содержания.

 

58(11)

Составление краткого рассказа

Разбирать текст по частям.

Определять тему и главную мысль текста и его частей.

Составлять краткий рассказ.

 

59(12)

Составление рассказа по материалам наблюдений

Грамматически правильно оформлять предложения.

Редактировать, анализировать составленные тексты.

Обсуждать тему, основную мысль сочинения.

 

60(13)

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Осуществлять самооценку своих действий.

Делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично, понятно строить суждение.

 

61(14)

Составление рассказа по сюжетной картине

Последовательно излагать текст без опоры на картинный план.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Осуществлять самооценку своих действий.

Делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания.

 

62(15)

Составление связного текста по вопросам

Составлять связный текст путем ответа на вопросы.

Записывать связный рассказ.

Анализировать составленные тексты.

Определять тему, основную мысль рассказа.

Записывать ответы на вопросы после прочтения текста.

 

63(16)

Пересказ текста по вопросам

Устанавливать связь предложений в тексте.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Осуществлять самооценку своих действий.

Делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично, понятно строить суждение.

 

64(17)

Пересказ текста по плану

Составлять план после прочтения текста.

Пересказывать текст в соответствии с планом.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Работать совместно в группе для достижения общей цели.

 

65(18)

Письменное изложение содержания рассказа

Составлять план после прочтения текста.

Пересказывать текст в соответствии с планом.

Устанавливать связь предложений в тексте.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Осуществлять самооценку своих действий.

 

3

Проверка знаний, умений и навыков

Май

66(1)

Зрительный диктант

Записывать под диктовку слова, предложения, текст.

Осуществлять безошибочное списывание с образца.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей

 

67(2)

Слуховой диктант

 

68(3)

Изложение

Письменно излагать содержание  прочитанного.

Применять ранее изученные правила.

Грамматически правильно оформлять предложения, правильно согласовывая слова.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

 

 

7.      Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс для учителя-логопеда:

 

1.       Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) образовательной школе: Учеб. для студ. дефектолог. фак  педвузов./ А.К.Аксёнова. - М.: ВЛАДОС,2004

  1. Аксёнова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя./ А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Диктанты по  русскому языку для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя. / Сост. Кудрявцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. Теоретико-экспериментальное исследование. СПб.: КАРО, 2005.

5.       Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.

6.      Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.

7.      Современный урок в коррекционном классе / авт. – сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 130 с.

8.      Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.

 

 Диагностика состояния устной и письменной речи у младших школьников

Исследование устной речи

  1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.
  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
  3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
  4. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.
  5. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие . -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 67 с.
  6. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом  для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие . -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 56 с.
  7. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с
  8. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными  нарушениями  произношения. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 51 с.
  9. Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

Исследование  письменной речи

  1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.
  2. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.
  4. Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, а так же:

  1. Материалы для диагностики речевых нарушений;
  2. Дидактические пособия для развития мелкой моторики;
  3. Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов;
  4. Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения;
  5. Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова;
  6. Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексико-грамматического строя речи;
  7. Дидактические пособия для развития и формирования связной речи;
  8. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи;
  9. Методическая и справочная литература.

 

8.      Планируемые результаты изучения учебного курса.

Знать:

¾      названия основных частей слова;

¾      орфографические правила написания слов;

¾      правила написания предложений, текстов;

Уметь:

¾     подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

¾    разбирать слова по составу;

¾    правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги;

¾    владеть практическими способами словообразования и словоизменения;

¾    образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

¾     проверять написание безударных гласных путем изменения формы слова;

¾     строить простое и сложное предложение, устанавливать связь между;

¾    восстанавливать нарушенный порядок слов в предложениях;

¾    составлять предложения из слов, словосочетаний;

¾    выделять предложения из текста;

¾    определять количество слов в предложении, предложений в тексте;

¾    выделять главную мысль, тему текста;

¾    работать с деформированным текстом.

¾    составлять короткий рассказ по плану;

¾    письменно отвечать на вопросы;

¾     связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

¾    читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;

¾    сравнивать, классифицировать, обобщать.

 

 




 

 

Список используемой литературы:

¾    1. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8классах в/ш. М., «Просвещение», 1978г.

¾    2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. М., «Владос» 2003г.

¾    3. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. СПб., «КАРО», 2006г.

¾    4. Ильина С.Ю. Речевое развитие школьников 5 – 9классов с интеллектуальным недоразвитием. СПб., «КАРО», 2005г.

¾    5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П.. Юшина Г.Н., Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж,2012г.

¾    6. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной /коррекционной/ школы VIII вида. М., «Владос», 2003г.

¾    7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., «Владос», 1999г.

¾    8. Мазанова Е.В. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы. М., «ГНОМ и Д», 2009г.

¾    9. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М., «ГНОМ и Д», 2008г.

¾    10. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. М., «ГНОМ и Д», 2007г.

¾    11. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., «ГНОМ и Д», 2008г.

¾    12. Меттус Е.В., Литвинова А.В., и др. Логопедические занятия со школьниками 1-5 классов. С-П., «КАРО», 2008г.

¾    13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., «Просвещение», 1999г.

¾    14. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы: словарик школьника. СПб., «Бао Пресс», 2006г

¾    15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1999г.

 


 

Основная школа № 3»

Основная школа № 3»

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа логопедических занятий с обучающиеся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа логопедических занятий с обучающиеся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с

Общая характеристика коррекционного курса

Общая характеристика коррекционного курса

Место коррекционного курса в учебном плане

Место коррекционного курса в учебном плане

Предметные результаты изучения курса должны отражать: 1

Предметные результаты изучения курса должны отражать: 1

Связная речь (18 ч) Текст. Тема текста

Связная речь (18 ч) Текст. Тема текста

Словообразование. Образование слов с помощью суффиксов

Словообразование. Образование слов с помощью суффиксов

Графически обозначать падежные окончания

Графически обозначать падежные окончания

Отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией

Отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией

Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения

Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения

Составление рассказа по данному началу

Составление рассказа по данному началу

Зрительный диктант Записывать под диктовку слова, предложения, текст

Зрительный диктант Записывать под диктовку слова, предложения, текст

Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников

Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников

Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения"

Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья,  имеющих интеллектуальные нарушения"

Список используемой литературы: ¾ 1

Список используемой литературы: ¾ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018