Работа над кантиленой на уроках специальности. Класс домры.
Оценка 5

Работа над кантиленой на уроках специальности. Класс домры.

Оценка 5
docx
03.06.2024
Работа над кантиленой на уроках специальности. Класс домры.
Работа над кантиленой на уроках специальности.docx

«Работа над кантиленой на уроках специальности. Класс домры.

 

Образовательные задачи:

–методы работы над звуком в кантилене

 –развитие практических навыков игры на тремоло (игра штрихами non legato, legato, работа с динамическими оттенками)

 

Кантилена – это мелодия, песня, а песни бывают разные, так и мелодия имеет свою непереводимую на язык слов внутреннюю сущность. Самое сокровенное - почувствовать в мелодии связное, плавное кантиленное пение.

Певучесть необходимо понимать как «пение, дыхание; пение – выражение чувств и мыслей», поиск эмоциональной выразительности  на инструменте, свойственный человеческому голосу. Иными словами стремиться к такой певучести, которая позволяет сохранить в инструментальном исполнении идею вокальности.

 

Тремолирование – основной способ связного исполнения на домре. . Тремолирование - средство ведения звука и связано с выразительностью исполнения; поэтому частота его даже в одном и том же предложении или периоде не постоянна. . Все зависит от конкретной исполнительской задачи.

Обучать начинающих надо сразу с произвольного, „неорганизованного" тремоло. Первоначально оно начинается с тремолирования длинных нот, с посильной для ученика частотой ударов по струне. Тремоло-это вибрация предплечья,при свободной,"направляющей"кисти.

 Конечно, правил „построения" тремоло нет, но главное, не рекомендуется, чтобы основой его была дуольная ритмизация. Качество тремоло значительно улучшается после того, как учащиеся хорошо овладевают исполнением триолей.  Они отрабатывают одинаковую силу ударов медиатором по струне;

Какова же должна быть частота тремоло в его качественном завершении? Некоторые домристы, исходя из предпосылки „чем чаще, тем лучше", играют очень „насыщенным" тремоло, но это не обеспечивает певучести, а действует на слух угнетающе, производит впечатление назойливого стрекотания; . Слишком частое тремоло особенно пагубно отражается на качестве звука в низких регистрах, так как частота колебания самой струны меньшая. Поэтому надо учитывать разницу между тремоло на малых и альтовых домрах. Тремоло в какой-то степени можно рассматривать как своеобразную динамическую вибрацию звука и в выборе той или иной частоты ее надо (как и при интонационной вибрации на смычковых инструментах) исходить из содержания исполняемого произведения,

М. Монолитности звучания тремоло способствует 1. равноценность ударов и их бесперебойность 2.  перспектива звучания.

  Очень полезно для правильного исполнения  фразы напевать себе самому. Особенно помогает  этот  прием при работе над мелодической линией. Можно сказать, что формируя вокальное отношение к звуку, ученик учится вокально мыслить, меняется отношение к характеру, выразительности, возникает вокальная логика интонирования.

Полезно слушать исполнения выдающихся певцов и музыкантов

Без правильного ощущения медиатора и струны – невозможно играть кантилену. Необходимо учитывать выбор места извлечения звука на струне, наличие веса в руке, глубины погружения медиатора по отношению к струне, частоты тремоло и слухового контроля.

  Владение техникой правой руки облегчает работу над динамическими оттенками, тембром и качественным, без призвуков звуком, даёт возможность получить звуковую палитру.

Аппликатура

           Особая роль отводиться пальцам левой руки.

Наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую  для ученика аппликатуру. Проявлять заботу об этом


 

Работа над кантиленой на уроках специальности

Работа над кантиленой на уроках специальности

Полезно слушать исполнения выдающихся певцов и музыкантов

Полезно слушать исполнения выдающихся певцов и музыкантов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2024