Технологическая карта урока физики
22.02. 2017 год. Преподаватель: Балобанова Ольга Анатольевна
Учебный предмет: физика
Группа: 12 СД
Вид занятия: семинар
Тема урока: «Решение задач на определение направления вектора магнитной индукции, силы Ампера и силы Лоренца».
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Цель урока: формирование универсальных учебных действий в процессе организации продуктивной деятельности студентов, направленной на достижение ими результатов:
1.Предметных
частнопредметных:
владеют
опытом решения задач и эвристической деятельности при повторении изучаемой темы;
опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного конструирования моделей, демонстрирующих правила левой руки, буравчика, обхвата правой руки;
общепредметных:
- умеют проектировать свою деятельность, делать выводы, защищать полученный результат;
- умеют применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач;
2. Метапредметных
в познавательной деятельности
- исследуют несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимают необходимость их проверки на практике;
в информационно-коммуникативной деятельности:
умеют:
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности;
согласовывать и координировать совместную деятельность с другими участниками группы;
объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива;
устранять причин возникших трудностей.
3. Личностных:
самостоятельно приобретают новые знания и практические умения;
развивают познавательный интерес к изучению физики, культуре коллективной деятельности, самостоятельности, инициативности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
1 этап – Организационный Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
||||||||||||
Приветствие учащихся
|
_ |
_ |
Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга
|
Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета |
Принятие сигнала к началу учебной деятельности |
Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
||||||
2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий |
||||||||||||
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.
|
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. Отвечают на вопросы.
Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют, что требуется узнать. |
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию |
Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, сформулируют учебную цель. |
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
||||||
3 этап – Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях. Цель: Самостоятельное применение знаний
|
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий. |
Активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. Заполняют обобщающую таблицу. Решают задачи по изученным правилам. |
Систематизируют и дифференцируют полученные знания.
|
Взаимодействуют с учителем во время проверки решенных задач и заполненной таблицы.
|
Слушают ответы товарищей, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходят к единому мнению. |
Высказывают мнения в порядке очередности
|
Контролируют время, предоставленное для работы.
Корректируют ошибки, восполняют пробелы. |
||||||
4 этап – Творческое применение знаний и умений. Цель: Самостоятельное применение знаний |
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
Организует практическую работу по изготовлению модели физического эксперимента. Консультирует. |
Выполняют творческое практическое задание. направленное на построение действующей модели эксперимента и построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации. |
Овладение практическими навыками по изготовлению моделей физического эксперимента. |
Взаимодействуют в группе. Совещаются, выполняя практическое задание и составляя план защиты модели.
|
Аргументировать свою точку зрения и ььее невраждебным образом. Интересоваться чужим мнением, высказывают свое. Добывать недостающие сведения с помощью вопросов Планируют общую работу. Уважительно относятся к партнерам. |
Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своем мнении ответах, но и мнении собеседников. |
Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль.
Контролировать правильность выполненных действий. |
||||||
5 этап - Упражнение по отработке навыков. Цель: Самостоятельное применение знаний |
||||||||||||
Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке
|
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой.
|
Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. |
Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами других студентов в группе. |
Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием.
|
Контролируют правильности воспроизведения и сопоставления фраз. Составляют ответ, высказывают собственную точкиузрения, приходят к единому мнению. |
Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать.
Контролировать собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.
|
||||||
6 этап – Итоги урока Цель: Оценка успешности достижения цели урока |
||||||||||||
Организует обсуждение результатов занятия. |
Формулируют выводы о достижении цели урока. |
Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация. |
Обсуждают результаты урока |
Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было осуществлено в ходе урока. |
Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
||||||
7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. |
||||||||||||
Объясняет домашнее задание. Составить по 3 задачи на применение правил. Мини- презентации по применению м.п., силы Ампера, силы Лоренца. |
Зрительно ознакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. |
Определение области применения полученных знаний |
Обсуждают, задают вопросы |
Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. |
Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. |
Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
||||||
8 этап – Рефлексия учебных действий Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило…
|
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. |
Транслируют оценку результатов собственной деятельности. |
Высказывать собственное мнение, слушать других. |
Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. |
Осуществлять самоконтроль и самооценку. |
||||||
ХОД УРОКА
На лекции обучающиеся получили знания о магнитной индукции, силе Ампера, силе Лоренца, определении
их направления. Данный семинар позволяет отработать навыки решения задач по определению направлений этих физических величин.
1. Организационный момент.
Приветствие студентов. Сообщение темы, плана и формы работы.
2. Фронтальный опрос по изученному материалу. (Ответы в презентации)
Что представляет собой магнитное поле?
Перечислите свойства магнитного поля.
Что принято за характеристику магнитного поля?
Как направлен вектор магнитной индукции?
С помощью чего наглядно представляют магнитное поле?
В чем особенность магнитных силовых линий?
Назовите главное свойство магнитного поля.
Как называют силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током?
Как называют силу, с которой магнитное поле действует на движущуюся заряженную частицу?
Где применяют магнитные поля, силу Ампера и силу Лоренца?
Для чего проводят исследования, изучают физические явления, открывают законы?
Зачем мы изучаем законы?
А теперь еще раз прочитайте тему нашего урока и попробуйте сформулировать его цель.
Итак, первый итог нашей работы: повторили изученный ранее материал и сформулировали цель урока.
3. Заполнение обобщающей таблицы.
На столах в группах карточки с обозначениями, единицами измерения и т.п. физических величин. Студенты отбирают карточки по заданной теме (магнитная индукция, сила Ампера, сила Лоренца). Один представитель от группы заполняет соответственную часть таблицы у доски, каждый в группе заполняет такую же таблицу в опорном конспекте. После выполнения проверка.
В чем же заключаются правило левой руки, правило буравчика и правило обхвата?
По итогам второй части нашего урока можно сделать вывод, что вы хорошо усвоили теоретический материал и готовы решать задачи (применять знания на практике.
4. Решение задач на применение правил.
Каждому из 4 человек в группе выдается задача по отдельной теме: правило буравчика, правило обхвата правой руки, правило левой руки для движущегося заряда, правило левой руки для тока. После выполнения – проверка (презентация)
Итог (проверили – выяснили).
5. Практическое задание .
Изготовление модели из подручных материалов для демонстрации изучаемых правил.
Составления плана защиты ( дополнить готовые фразы).
Защита модели. (1 человек от группы)
Итог. Анализ проделанной работы.
6. Решение задач (4) с иллюстрацией с помощью модели (моделями меняются).
7. Составление задач (по одной от каждой группы) и иллюстрация их решения с помощью модели.
8. Подведение итогов.
Что узнали? Чему научились? Какая была поставлена цель? Достигли ли поставленной цели?
9. Домашнее задание.
Составить по 3 задачи на применение разных правил. Применение м.п., силы Ампера, силы Лоренца (мини -презентации)
10. Рефлексия (по готовым карточкам)
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.