Данная презентация поможет Вам сделать более интересным урок по теме: "Изучение горных пород и минералов". Метод мини-исследования ориентирован на развитие навыков работы с образцами горных пород и минералов, расширит кругозор учащихся о применении данных материалов, будет способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Технология
проектно-
исследовательской
деятельности
школьников.
Метод: мини-
исследование
Тема урока:
«Горные породы и минералы».
"Шире доро гу камню в
науку и технику, в
искусство,
архитектуру, в самую
жизнь — жизнь яркую,
красочную, полную
труда и творчества!"
С.М. Киров
Цель урока: сформировать первичные
научноисследовательские навыки.
Задачи:
формирование простейших навыков определения
горных пород и минералов;
закрепление знаний учащихся о видах горных пород по
происхождению;
расширение кругозора учащихся о применении горных
пород и минералов человеком;
продолжение формирования умений по составлению
простейших схем, самостоятельной работы в группе,
работы с дополнительными источниками информации;
развитие мышления, воображения и творчества
учащихся;
воспитание бережного отношения к природным
ресурсам Земли.
Практическая работа: «Изучение и определение горных пород и минералов».
Цель работы: изучить свойства некоторых горных пород и минералов
№ Название
Цвет Прозрач
ность
Блеск Излом Твердо
сть
Проис
хожден
ие
1
2
3
4
5
План работы группы.
1. Опишите свойства образцов горных
пород и минералов в специальном
бланке.
2. К каким
горным породам, по
происхождению, относится ваш образец?
3. Сделайте вывод.
4. Назовите сферу применения образцов.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОПИСАНИЯ ГОРНОЙ ПОРОДЫ ИЛИ МИНЕРАЛА
O1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более
точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет
меняется, необходимо указать характер смены окраски.
O2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать
свет. Выделяются непрозрачные не пропускающие солнечных лучей;
прозрачные
пропускающие свет подобно обычному стеклу;
полупрозрачные или просвечивающие пропускающие свет подобно
матовому стеклу.
O3. Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.
Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным,
перламутровым, без блеска матовые.
O4. Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается
минерал или горная порода. Излом бывает: зернистый, занозистый,
игольчатый, землистый, неровный, раковистый.
O5. Твердость. Способность противостоять внешнему механическому
воздействию. Существует признанная шкала твердости Мооса, куда
входят 10 минералов.
Практическая работа: «Изучение и определение горных пород и минералов».
Цель работы: изучить свойства некоторых горных пород и минералов
Оборудование: образцы минералов и горных пород, раздаточный материал для групп.
№ Название
Цвет Прозрач
ность
Блеск Излом Твердо
сть
Проис
хожден
ие
1
2
3
4
5
Шкала Мооса
Минерал Твердость
Тальк
Гипс
Кальцит
Флюорит
Апатит
Ортоклаз
Кварц
Топаз
Корунд
Алмаз
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бытовые средства
измерения твёрдости:
O графит (карандаш) 1,
O соль поваренная 2,
O ноготь 2.5,
O медная монета 3,
O железный гвоздь 4,
O стекло 5,
O стальной нож 6,
O напильник 7
№ Название
Цвет Прозрач
ность
Блеск Излом Твердо
сть
1 Мел
белый
непрозр
ачный
матовы
й
землис
тый
1
Проис
хожден
ие
осадоч
ное
Вывод:
сегодня на уроке мы изучили свойства
некоторых горных пород и минералов,
каждый минерал в зависимости от своих
свойств находит применение.