Творческий проект "Мордовский национальный костюм"
Оценка 4.6

Творческий проект "Мордовский национальный костюм"

Оценка 4.6
docx
03.06.2022
Творческий проект "Мордовский национальный костюм"
Мордовский костюм проект.docx

III региональная научно-практическая конференция в рамках проектно-аналитической сессии для старшеклассников школ Челябинской области «Вызовы сегодняшнего дня: формирование экологической культуры молодежи средствами проектно-исследовательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

Направление: технология

 

 

Творческий проект

«Мордовский национальный костюм»

 

 

 

 

Учреждение:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Новый Урал, 11 класс

Авторы:

Калжанова Д. Е., Бикбулатова В. Н.

Научный руководитель:

Горбатова Т. И., учитель технологии, физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Новый Урал,

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

1.1.            ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО НАЦИОНАЛЬГНОГО КОСТЮМА………….4 - 6

1.2.            МОКШАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ………………………………..7

1.3.            ЭРЗЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ……………………………………8

1.4.            МУЖСКОЙ КОСТЮМ………………………………...………………………..….9

1.5.            ТКАНИ И ЦВЕТА В МОРДОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ……..10

1.6.            ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ КОСТЮМЕ…………………………….……..11

ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО МОРДОСКОГО КОСТЮМА

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ………………………………………………………...12

2.2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ………………………………………………………...13

2.3. ВЫБОР ТКАНИ, ЦВЕТА ФУРНИТУРЫ……………………………………………14

2.4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА

2.4.1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАТЬЯ………………………………..15 - 17

2.4.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕДНИКА……………………….….18 - 19

2.4.3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА……………...…20 – 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время сохранение культурного наследия народов, проживающих на территории нашей страны, набирает всё большие обороты. Ведь чтобы знать свою историю необходимо не только запомнить значимые даты, но и знать, как жили люди в разные эпохи, чем занимались, какую одежду носили. Поэтому мы и решили создать женский мордовский костюм, так как морда является 3 по численности народом, населяющим Варненский район, после русских и татар.

Цель: создание мордовского женского костюма.

Задачи проекта:

1.                  Изучить литературу и интернет-источники по данной теме;

2.                  Познакомиться с историей мордовского национального костюма как женского, так и мужского;

3.                  Выяснить из каких тканей изготавливалась одежда и какие цвета ней преобладали;

4.                  Проанализировать возможные варианты женского народного костюма и выбрать наиболее подходящий для изготовления;

5.                  организовать рабочее место;

6.                  подобрать инструменты и материалы для выполнения работы;

7.                  разработать технологическую последовательность изготовления изделия;

8.                  изготовить проектное изделие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

1.1.            ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО НАЦИОНАЛЬГНОГО КОСТЮМА

Мордовия, расположенная на северо-западе Приволжской возвышенности, в XIII в. занимала обширную территорию в междуречье Волги, Оки и Суры. На востоке Мордовии, в долине реки Суры, проживает народность эрзя, а на западе — народность мокша. Совместное противостояние монголо-татарам в XIII—XV вв. сблизило мордовцев с Российским государством, в состав которого они вошли в середине XVI в [1].

Важные сведения об одежде мордвы дают археологические памятники VIII-XI вв. Обширный материал, собранный археологами, позволяет установить типологию одежды и украшений, покрой рубах, хронологию, а для поздней эпохи и их этническую принадлежность (мокша или эрзя). Найденные предметы подтверждают, что комплекс костюма включает как функциональные детали, так и предметы, отражающие духовный мир народа. Среди многочисленных археологических находок, раскрывающих самобытный характер культуры предков, особого внимания заслуживают произведения древних ювелиров. Налобные венцы, височные привески, шейные гривны, накосники, бусы из пастового стекла, сюлгамы, браслеты и украшения для ног встречались в захоронениях древней мордвы. Это свидетельствует о том, что ещё в глубокой древности зародилась традиция украшения одежды (рис.1.). Как видно на иллюстрациях, обязательным украшением головы был налобный венчик, комплекс нагрудных украшений включал несколько фибул-сюлгамов, особое внимание уделялось поясам и использованию в декоре одежды лапчатых подвесок. В представлениях древних людей, украшения наделялись несколькими смысловыми уровнями. Являлись функциональными предметами в комплексе костюма, считались оберегами от всякого зла, выражали и утверждали, принятые в данном сообществе представления о красоте [2]. Мордовский национальный костюм берёт истоки в далёкой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности. Кропотливо создавалось то, что было удобно и в то же время могло подчеркнуть особенности культуры Мордовии.

Мордовский костюм открывает нам новое представление красоты с точки зрения мордовского народа. Настоящий мордовский костюм – целое произведение искусства, составленный из разных элементов одежды, уникально декорированный и украшенный. И все это искусное умение создавать уникальные вещи заботливо сохранялось на протяжении многих сотен поколений и передавалось из рук в руки.

Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами, поэтому включал только необходимые для ежедневного обихода детали одежды. Из основных вещей можно отметить нательную и верхнюю одежду. А также комплекты, которые отличались для межсезонья и зимы. Отдельные детали служили для украшения и были съемными.

Мордовский народ разделяется на две этнические группы. Это мордвы-мокши и мордвы-эрзи (рис.2,3.). Национальные костюмы каждой группы различаются. Из общих черт можно отметить следующие элементы одежды:

·                     в качестве основной ткани используется полотно;

·                     рубахи в форме туники;

·                     вышитая отделка одежды;

·                     украшениями служат бисер, монеты, раковины.

Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин. Его по праву считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц.

Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, она приобретает тяжесть и величественность.

Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна.

Для изготовления головных уборов использовалось сукно.

Крой одежды был свободный, прямой или трапециевидный.

Существовало у мордвы и платье. Оно носили название кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой.

Одним из последних вошёл в моду у женщин передник. Его носили не только в будни, но и в праздничные дни.

Исследователи выделяют три культурных пласта - финно-угорский, тюркский, славянский, которые можно увидеть в мордовском костюме.

Первый пласт финно-угорский - самый древний, он свидетельствует об общности культурных традиций финно-угров. Он проявляется в крое одежды, орнаментальных мотивах вышивки, колорите декора. В качестве примера рассмотрим марийскую женскую рубаху. По крою, она полностью соответствует рубахе мокшанского типа. Колорит вышивки и техника её выполнения созвучны национальной одежде мордвы.

Второй пласт –тюркский , вероятнее всего, проник в культуру мордвы в эпоху татаро-монгольского нашествия. Это влияние сохранилось в конкретных деталях женского костюма. К ним относятся, например, чересплечные украшение – крес киле, штаны –понкст у мокшанок.

Третий пласт - славянский, его можно увидеть в техниках исполнения декоративных элементов и деталях костюма. Наиболее сильное влияние происходит в кон. XIX – нач. XX вв.. В мордовском костюме появляются фартук с рукавами - сапоня у мокши, рукават у эрзи, по мнению этнографов, эти детали заимствованы у русского населения [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.            МОКШАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Мокшанский национальный костюм очень колоритен (рис.2). Основная часть женского костюма-белое полотно "Панар-рубаха", которое украшено ручной вышивкой. По покрою, характерной вышивке, орнаменту, цвету легко определить этническую принадлежность женщины. Покрой мокшанской “панар-рубахи” отличается от эрзянской рубахи. “Панар-рубаха " изготавливается из согнутого надвое полотна. Рукава длиннее, чем у эрзянской рубахи.  Мокшанки предпочитали более короткие рубахи, едва доходившие до колен. “Панар - рубаха” имеет глубокий вырез горловины. Традиционный костюм включал в себя что-то вроде платья, надетого поверх блузы. Спереди на юбке имеется разрез. Такой крой в одежде был очень популярен у народов Поволжья.

Характерной особенностью костюма можно считать отсутствие привычных для русских женщин сарафанов и понев. Сарафаны начинают входить в обиход сравнительно поздно – лишь на рубеже XIX-XXвеков. Мокшанки комплектовали рубахи со специальными штанами – покст – длиной до щиколоток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.            ЭРЗЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Тесное соседское проживание с русским народом, способствовало освоению мордовскими мастерицами традиционных русских техник украшения одежды, таких как цветная перевить и вышивка крестом (рис.3).

Национальная одежда эрзянских женщин очень красочна. Недаром её называют венцом декоративно-прикладного творчества.

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе до конца не зашивались на 12-15 см.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава и подол, располагаясь широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.

К концу XIX века в традиционный костюм эрзянок вошел передник (запон, паця). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей из разных расцветок. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д. 

Верхняя распашная одежда из холста (паньжат, импанар). Шили ее из тонкого хорошо отбеленного холста. Покрой ее соответствовал покрою рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха вышивкой, бранным тканьем, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. Верхняя теплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской.

Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой одевали шубу из желтых овчин, иногда их покрывали сукном.

 

 

 

 

1.4.            МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями (рис.4,5.). Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах [4].

1.5.            ТКАНИ И ЦВЕТА В МОРДОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ

Одежда у мордвы выступала в прошлом одним из заметных этнических определителей, отличавших ее от других народов. Рубахи, которые носились каждый день, ткали из грубого конопляного волокна. Праздничный вариант панара изготовлялся из льняной ткани. К общим чертам в женской одежде мордвы следует отнести белый холст как основной материал одежды, туникообразный покрой рубахи, верхнюю белую распашную одежду туникообразного покроя (эрз. руця, мокш. мушкас), отделку одежды плотной вышивкой, преимущественно из шерсти красно-кирпичного и черного цветов, но иногда присутствовали и другие цвета (рис.6,7), обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти, украшения из металла, бисера и раковин (сюлгамы, ожерелья, и разнообразные подвески), плетеную из лыка обувь (так называемый мордовский тип лаптя), ременные оборы, сапоги «гармошкой», закрепленной наглухо, а также обычай обертывать ноги портянками и онучами так, чтобы они были ровными и толстыми [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.            ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ КОСТЮМЕ

Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система, присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке.

Мордовские узоры, которыми украшали одежду, тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивки можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце, дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки зелёные луга, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие плоды, которыми так щедро делится мордовская земля.

Основными среди мордовских узоров являются ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры (рис.8, 9, 10).

1. Квадрат или чаще всего ромб являются главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений и самое важное из них изобилии, плодородие.

2. Зигзаг можно считать символом воды. В мордовских мифах вода (Иневедь, то есть большая великая вода) является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

3. Восьмиконечная звезда символизировала солнце.

4. Роговидные узоры символизировали деревья и траву. В мифологии мордвы почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза.

5. S-овидные фигуры символизировали водоплавающих птиц и конские головы.

Мордовскими орнаментами украшали в основном одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов [6].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО МОРДОСКОГО КОСТЮМА

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ

1) гигиенические – защита человека от воздействий неблагоприятных факторов внешней среды; обеспечение нормальной жизнедеятельности организма (кожное дыхание, газообмен); вентиляция пододежного слоя воздуха; поддержание теплового баланса благодаря выбору материала.

2) эксплуатационные – обеспечение удобства в носке благодаря достаточной свободе движений, прочность и надежность в эксплуатации.

3) эстетические – художественное оформление одежды, выражающееся в выборе платья.

4) функциональные – соответствие своему основному назначению, соответствие свойств ткани назначению модели.

5) экономические – проектируемое изделие характеризуется минимальной площадью деталей и, соответственно, минимальными отходами материалов при раскрое.

6) технологические – уменьшение трудоемкости обработки за счет ликвидации отдельных операций, упрощения способов обработки, создания условий для максимальной механизации технологических процессов и повышения производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ

Для того чтобы выбрать внешний вид будущего изделия, мы отобрали 5 вариантов костюма (рис. 11, 12, 13, 14, 15). Из всех вариантов, нам больше всего понравилась модель №5, так как она отвечала всем требованиям, которые мы описывали ранее (Табл.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ВЫБОР ТКАНИ, ЦВЕТА ФУРНИТУРЫ

Мы выбрали белый цвет для платья и красный цвет для головного убора и фартука. Белый цвет символизирует чистоту, праздность, противопоставление всему плохому, дурному. Так же белый цвет является национальным для мордовского народа. А красный цвет обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу, весьма актуальные для продолжения жизни. 

Из всего разнообразия тканей, мы выбрали бязь, так как эта ткань наиболее подходит для изготовления народного костюма, ткань приятна к телу, хорошо смотрится на фигуре и в то же время очень прочен и надёжен.

Для выполнения орнамента мы подобрали готовую тесьму нескольких видов и пайетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА

2.4.1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАТЬЯ

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, необходимо познакомиться с правилами техники безопасности на уроке труда (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). И только после этого приступать к работе.

Последовательность

Чертёж

Инструменты

Снятие мерок

-

Сантиметровая лента

Изготовление выкройки

 

 

 

 

 

 

 

 

Газета, ручка, маркер

Моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройка, ручка

Раскрой ткани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройка, ножницы, ткань

Обработка деталей края

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, ручка

Смётывание швов для первой примерки. Устранение недостатков

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, нитки, иголка, ножницы

Стачивание боковых швов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, электрическая машинка, нитки, ножницы

Обработка горловины 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, иголка, нитки, ножницы, электрическая швейная машинка

Обработка рукавов

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, иголка, нитки, ножницы, электрическая швейная машинка

Обработка низа изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, иголка, нитки, ножницы, электрическая швейная машинка

Обработка изделия

 

 

 

 

 

 

 

ножницы

В.Т.О изделия

 

Ткань, утюг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕДНИКА

Последовательность

Чертёж

Инструменты

Снятие мерок

-

Сантиметровая лента

Изготовление выкройки

 

 

 

 

 

 

 

Газета, ручка, маркер

Раскрой ткани

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройка, ножницы, ткань

Обработка деталей края

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, ручка

Изготовление пояса

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, ножницы, нитки, иголки, электрическая швейная машинка

 

 

Смётывание пояса и основной детали передника

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, нитки, иголка, ножницы

Стачивание пояса и основной детали передника

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, нитки, электрическая швейная машинка, ножницы

Обработка изделия

  

 

 

 

 

 

 

 ножницы

Украшение передника

 

 

 

 

 

 

Тесьма, пайетки, канва.

В.Т.О изделия

 

Отпариватель

 

 

 

 

 

 

2.4.3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА

Последовательность

Чертёж

Инструменты

Снятие мерок

-

Сантиметровая лента

Изготовление выкройки

 

 

 

 

 

 

Газета, ручка, маркер

Раскрой ткани

 

 

 

 

 

 

Выкройка, ножницы, ткань

Обработка деталей края

 

 

 

 

 

 

 

Ткань, ручка

Смётывание швов для первой примерки. Устранение недостатков

 

 

 

 

 

 

Ткань, нитки, иголка, ножницы

Стачивание швов. Обработка изделия

 

 

 

 

 

 

Ткань, нитки, иголка, ножницы.

Украшение кокошника

 

 

 

 

 

Тесьма, канва, пайетки,

Помпоны.

В.Т.О изделия

 

 

 

 

 

Ткань, утюг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционный костюм – это уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей человека, его представлений о картине мира, безмолвно считываемых в процессе взаимодействия этносов. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижение этического идеала. Изучая, мордовский костюм можно понять кто был его хозяином. Был ли этот человек беден или богат. Какого возраста он был. Его религиозные представления и даже примерно в какие годы он жил, так как национальный костюм изменялся со временем.

Орнаменты, используемые в мордовском костюме, актуальны по сей день и используются для украшения одежды. В настоящее время растет интерес к народному искусству, традиционная вышивка и авторский костюм востребованы в современном мире, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в Мордовии эти виды творчества будут развиваться.

В ходе работы над проектом, мы познакомились с историей мордовского костюма, особенностями женского мокшанского и эрзянского костюма, мужским мордовским костюмом. Выяснили из каких тканей они изготавливались, какие цвета являлись основными и что они символизировали.

Результатом нашей работы над проектом стал женский мордовский костюм, в который входит платье (кафтонь - крда), головной убор (панго) и передник (икеле паця). Практическая значимость этого проекта заключается в использовании его продукта в театрализованных представлениях (рис.16), которые направлены на сохранение культурных традиций мордовского народа, на выставках (рис.17), где дети знакомятся с культурой и бытом народов России.

В рамках перспективного развития проект направлен на долгосрочную и эффективную работу по формированию опыта межкультурной коммуникации учащихся школы и внедряет новые практики формирования современной личности в духе толерантности, в духе гуманистического отношения друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.      SiteKid, онлайн энциклопедия, Народный костюм Мордовии. [Электронный ресурс] URL: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/odezhda/narodnyj_kostyum_mordovii.html (Дата обращения: 15.04.2022);

2.      Белицер В.Н. Народная одежда мордвы// Труды мордовской этнографической экспедиции. – М., 1973. – Вып.3. – 214с.[Электронный ресурс] URL:http://erzia-museum.ru/lapti/history-mordovian-costume (Дата обращения: 15.04.2022);

3.      Мельников П.И. (Печерский А.) "Очерки мордвы" - М: Директ - Медиа, 2010. – 181 с.Прокина Т. П. "Мордовский народный костюм" - Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 [Электронный ресурс] URL: https://nazaccent.ru/content/7641-nacionalnyj-kostyum-mordvy.html (Дата обращения: 15.04.2022);

4.      Ковалева В.В. Крестьянский костюмный комплекс в традиционной культуре русского населения Мордовии.pdf  [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/doc35528094_516963453?hash=MSe7FyyBLD9LNYzacf6lgbyrpkE6pr1P71yMlPZHTzX&dl=BeC7vobqA4rLDUN3OigxrBagcXYNpVKbVRgzVvTZ5fw (Дата обращения: 15.04.2022);

5.      Мокшин Н.Ф. Одежда / Н.Ф. Мокшин, А.С. Лузгин // Мокшин Н.Ф. Мордва: мокша и эрзя / Н.Ф. Мокшин, А.С. Лузгин. – Саранск, 2008. – С. 99-111.

6.      Любовь Тукаева, Информационный центр ДДнТ. [Электронный ресурс] URL:  https://mrdv.addnt.ru/znakomimsya-s-mordovskimi-ornamentam/ (Дата обращения: 15.04.2022);

7.      Всероссийский научно-методический журнал «Технология».

8.      Учебник по технологии 9 класс В. Д. Симоненко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

мордовский национальный костюм

Рисунок 1. Женский мордовский национальный костюм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МОКША

               Рисунок 2. Мокшанский национальный костюм

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЭРЗЯ

Рисунок 3. Эрзянский национальные костюм

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Рисунок 4. Д. Трунов "Мордва-мокша Пензенской губернии

 

Рисунок 5. Мордва.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТКАНИ И ЦВЕТА В МОРДОВСКОМ КОСТЮМЕ

Рисунок 6. Ткани и цвета.

Рисунок 7. Ткани и цвета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ КОСТЮМЕ

Рисунок 8. Мордовский орнамент.

Рисунок 9. Мордовский орнамент.

Рисунок 10. Мордовский орнамент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ВЫБОР МОДЕЛИ ИЗДЕЛИЯ

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11. Модель №1                                                              Рисунок 12. Модель №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 13. Модель №3                                                                 Рисунок 14. Модель №4

 

 


Рисунок 15. Модель №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Выбор лучшего варианта

 

 

Требования к изделию

Сумма баллов

    1

    2

   3

    4

    5  

    6

    1

    +

    +

   +

    +

    -

     -

     4

    2

    +

    +

    -

    +

    +

     -

     4

    3

     -

    +

   +

    +

     -

     -

     3

    4

    +

    -

   +

    +

     -

     +

     4

    5

    +

    +

   +

    +

    +

     +

     6

Таблица 1. Соответствие требованиям, выдвигаемым к изделию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

правила техники безопасности на уроке труда

 При работе на швейной машине

 

 1. Перед началом работы убедиться в ее исправности. Убрать волосы под платок, Застегнуть манжеты рукавов.

 2. Убрать с платформы машины посторонние предметы: наперсток, ножницы, масленку и др. Проверить, прочно ли закреплены игла и лапка.

 3. Прежде чем стачивать изделие, проверить, не осталось ли в нем булавки, иголки.

 4. Во время работы не наклоняться низко над машиной.

 5. Не держать пальцы рук вблизи лапки и иглы, прошивать утолщенные места на пониженных оборотах.

 6. Не подходить близко к работающим на машинах.

 

При работе с ручной иглой

 

 1. Хранить иглу в определенном месте: коровке, подушечке и т.п.

 2. Запрещается брать иглу в рот и вкладывать в одежду. Шить только с наперстком.

 3. Запрещается откусывать нитку зубами.

 

При работе с ножницами

 

 1. Хранить в определенном месте.

 2. Не оставлять ножницы раскрытыми.

 3. Запрещается класть ножницы около вращающихся частей машины, передавать ножницы острыми концами своему товарищу и держать их острыми концами вверх.

 

При работе с электроутюгом

 

 1. До начала работы проверить, нет ли оголенных мест на шнуре.

 2. Следить за тем, чтобы шнур не касался утюга, и чтобы утюг не перегревался. При перегреве немедленно выключит утюг.

 3. Брать утюг только за ручку.

 4. Ставить утюг только на подставку асбестовой прокладкой.

 5. При увлажнении ткани пользоваться пульверизатором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ

Рисунок 16. Мордовский национальный костюм на конкурсе «Ученик года – 2021».

Рисунок 17. Мордовский национальный костюм на выставке "Года народного искусства и нематериального культурного наследия России".


 

Скачано с www.znanio.ru

III региональная научно-практическая конференция в рамках проектно-аналитической сессии для старшеклассников школ

III региональная научно-практическая конференция в рамках проектно-аналитической сессии для старшеклассников школ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ В наше время сохранение культурного наследия народов, проживающих на территории нашей страны, набирает всё большие обороты

ВВЕДЕНИЕ В наше время сохранение культурного наследия народов, проживающих на территории нашей страны, набирает всё большие обороты

ГЛАВА 1. МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ГЛАВА 1. МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами, поэтому включал только необходимые для ежедневного обихода детали одежды

Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами, поэтому включал только необходимые для ежедневного обихода детали одежды

Колорит вышивки и техника её выполнения созвучны национальной одежде мордвы

Колорит вышивки и техника её выполнения созвучны национальной одежде мордвы

МОКШАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

МОКШАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

ЭРЗЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

ЭРЗЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

МУЖСКОЙ КОСТЮМ Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями (рис

МУЖСКОЙ КОСТЮМ Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями (рис

ТКАНИ И ЦВЕТА В МОРДОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ

ТКАНИ И ЦВЕТА В МОРДОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ

ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ КОСТЮМЕ

ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ КОСТЮМЕ

ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО

ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ Для того чтобы выбрать внешний вид будущего изделия, мы отобрали 5 вариантов костюма (рис

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ Для того чтобы выбрать внешний вид будущего изделия, мы отобрали 5 вариантов костюма (рис

ВЫБОР ТКАНИ, ЦВЕТА ФУРНИТУРЫ

ВЫБОР ТКАНИ, ЦВЕТА ФУРНИТУРЫ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЖЕНСКОГО

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОРДОВСКОГО ЖЕНСКОГО

Обработка деталей края

Обработка деталей края

Обработка рукавов

Обработка рукавов

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕДНИКА

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕДНИКА

Смётывание пояса и основной детали передника

Смётывание пояса и основной детали передника

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОЛОВНОГО

Украшение кокошника

Украшение кокошника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Традиционный костюм – это уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей человека, его представлений о картине мира, безмолвно считываемых…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Традиционный костюм – это уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей человека, его представлений о картине мира, безмолвно считываемых…

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 мордовский национальный костюм

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 мордовский национальный костюм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МОКША

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МОКША

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЭРЗЯ Рисунок 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЭРЗЯ Рисунок 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МУЖСКОЙ КОСТЮМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МУЖСКОЙ КОСТЮМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ТКАНИ И ЦВЕТА В

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ТКАНИ И ЦВЕТА В

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ОРНАМЕНТ В МОРДОВСКОМ

Рисунок 10. Мордовский орнамент

Рисунок 10. Мордовский орнамент

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ВЫБОР МОДЕЛИ ИЗДЕЛИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ВЫБОР МОДЕЛИ ИЗДЕЛИЯ

Рисунок 15. Модель №5

Рисунок 15. Модель №5

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Выбор лучшего варианта №

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Выбор лучшего варианта №

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 правила техники безопасности на уроке труда

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 правила техники безопасности на уроке труда

Брать утюг только за ручку. 4

Брать утюг только за ручку. 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022